Своими руками патинирование металла: Патинирование металлов | Журнал Ярмарки Мастеров – Как сделать патину своими руками: выбор материалов и методики

    Содержание

    Патинирование различных металлов — Просто

    Патина — плёнка или налёт. Различают два вида: искусственную и естественную.

    Естественная патина — это оксидная плёнка, образующаяся на поверхности памятников или декоративных изделий (например, монет) под воздействием окружающей среды.

    Искусственная патина — налёт, образующийся на поверхности памятников или декоративных изделий вследствие нанесения специальных веществ (специальных кислот).

    Исстари любое художественное изделие из металла декорировалось защитной пленкой, причем мастера учитывали назначение предмета и материал, из которого он выполнен. Возможно, кто-то из старых каслинских мастеров обратил внимание на черно-коричневый налет, образующийся от перегоревшего масла и жира на стенках чугунной посуды. Там, где была такая пленка, посуда не ржавела. Потом пленку стали намеренно наносить на скульптуру и другие художественные отливки из чугуна. Прочное покрытие надежно защищало металл от ржавчины и делало работу краше, своеобразнее.

    Мастера, работающие с цветными металлами, еще более изобретательны. Применяя несложную химическую и термическую обработку, они научились получать на поверхности металла практически любой цвет. Химический способ патинирования — так называется этот вид отделки — дает возможность получить красивую и стойкую пленку на меди, бронзе, латуни, стали.

    Прежде чем вы приступите к патинированию, хорошо усвойте и в будущем строго соблюдайте меры предосторожности. Многими химикатами можно отравиться, поэтому держите их в стеклянных пузырьках с хорошо притертыми пробками, вдали от огня и пищевых продуктов. Серу храните отдельно от других химикатов — ее пары взрывоопасны. Химическую обработку металла можно производить только в вытяжном шкафу или летом на открытом воздухе. На глаза обязательно надевайте защитные очки, а на руки — резиновые перчатки. Для составления растворов и для самого процесса патинирования применяйте фарфоровую, стеклянную или пластмассовую посуду. Очень удобны пластмассовые кюветы, применяемые в фотоделе. При смешивании кислот с водой или другими жидкостями помните, что кислоту нужно вливать небольшими порциями в воду или в раствор, но не наоборот! Если кислота попадет на кожу, промойте это место струей воды из-под крана, а затем смочите пятипроцентным раствором питьевой соды.

    Прежде чем перейти к различным рецептам патинирующих растворов, расскажем о последовательности патинирования.

    Каким бы способом ни патинировали металл, его предварительно чистят, шлифуют, обезжиривают и отбеливают. Жир удаляйте тряпкой, смоченной бензином или спиртом, а отбеливайте в десятипроцентном растворе какой-либо кислоты. Светлеет металл очень быстро. Отбеленный металл промойте чистой водой. Сушите металл на воздухе или в опилках лиственных деревьев.

    Серная печень

    Применяется на:

    Медь, стерлинговое серебро, и бронза или латунь (легкий оттенок). Не действует на нейзильбер.

    Цвета:
    На меди и серебре — разброс оттенков от пурпурного/голубого (трудно получить) до коричнево-серого, серого, черного. На латуни и бронзе — только нежно-золотистый. Патина представляет собой очень тонкий слой сульфида и подходит для обработки текстурированных поверхностей. Поскольку раствор по-разному действует на латунь и бронзу по сравнению с медью и серебром, его можно использовать для пятнистого (контрастного) окрашивания сплавов серебра с латунью или меди с латунью.

    Инструкции:
    В 2-4 кружки горячей воды добавьте кусочек серной печени размером с горошину. Растворите полностью, проверьте и откорректируйте крепость раствора. Она будет зависеть от того, старый или новый химикат вы используете и от того, какой цвет вы хотите получить. Убедитесь, что металл, который вы собираетесь окрасить, абсолютно чистый, и на нем нет следов жира. Наденьте перчатки и возьмите изделие за края или подвесьте его на проволоке и погрузите в теплый раствор до достижения необходимого цвета. Темный цвет лучше всего получать постепенно, чередуя погружение в раствор и споласкивание теплой проточной водой. Если поверхность окрашивается слегка неравномерно, попробуйте легко потереть ее, промыть и опять погрузить в раствор. Это срабатывает особенно на текстурированных металлических поверхностях. На небольшие участки раствор можно нанести кисточкой. Но будьте осторожны, когда начнете его смывать, следите, чтобы не появились подтеки.

    Для окрашивания латуни и бронзы используйте очень-очень-очень слабый раствор и повторите процесс, как описано выше. Результатом будет легкое окрашивание. Если изменения цвета не происходит, продолжайте разбавлять раствор теплой водой. Как бы нелогично это не звучало, но это часто срабатывает.

    Примечания:
    Если раствор слишком крепок, цвет изменится почти мгновенно, и на поверхности образуется слой, который•легко сотрется и оставит после себя неровную поверхность. Если металл был плохо очищен, возможно, пятнистое окрашивание.

    Я предпочитаю пользоваться кусковой серной печенью, а не концентрированными растворами. Но это мое личное предпочтение. И в том и в другом виде серная печень после распечатывания быстро разлагается и должна все время храниться в сухом темном месте. Приготовленный раствор годен в течение очень короткого времени, поэтому лучше всего избавиться от него, если только вы не собираетесь использовать его в ближайшие день- два. Храните в светонепроницаемом контейнере в темном месте. Если вы заметите на поверхности куска серной печени белую порошкообразную корку, это значит, что химикат старый и теряет свою эффективност. Используйте большее количество такого химиката для приготовления раствора.

    Родственные химикаты, например, сернистый барий и сульфид аммония, работают по тому же принципу, но обработанные поверхности будут иметь другие оттенки.

    Патинирование в парах нашатырного спирта

    Применяется на:

    Лучше всего подходит медь, также окрашиваются латунь и бронза

    Цвета:
    Темно-коричневый, оливковый, если использовать соль, пятнистый ярко-голубой с вкраплениями чистого цвета металла (менее заметны на латуни и бронзе)

    Инструкции:
    Закрепите проволоку в пластиковом контейнере с крышкой, который по размеру лишь немного больше окрашиваемого предмета. Это можно сделать, просверлив маленькие отверстия недалеко от его верхнего края и пропустив через них толстую проволоку.

    Подвесьте на проволоку окрашиваемый предмет так, чтобы он не касался дна контейнера. Металл должен быть тщательно очищен, и его поверхность должна иметь шершавую текстуру (чем грубее, тем лучше). Налейте маленькую лужицу немыльного бытового аммиака на дно контейнера и плотно закройте крышку. Пары нашатырного спирта сами окрасят медь в темно-оливковый цвет. Получить вкрапления ярко- и темно- голубого цвета можно, намочив поверхность изделия и посыпав ее солью перед окрашиванием. Через пару часов проверьте, как идет процесс, сполосните и вновь «посолите». Окончательную обработку проводите одним аммиаком, если необходимо получить более темный фон. Промойте, высушите полностью и покройте воском.

    Если предмет, который надо окрасить, невозможно подвесить, положите его на какую-нибудь подставку, чтобы он не лежал в луже нашатырного спирта (хорошо подойдет для этого перевернутая пластиковая крышка) или поместите нашатырный спирт в какую-нибудь низкую емкость.

    Примечания:
    Настоящий ярко-голубой цвет станет виден только после окончательной просушки изделия. Поэтому, чтобы проверить, какой цвет получается, может потребоваться высушить изделие перед тем, как вернуть его обратно в контейнер.

    Результаты применения этого вида патины во многом зависят от времени обработки и способа нанесения соли и могут быть различными. Можно добиться действительно прекрасного результата, который оправдает потраченное вами время.

    Патинирование в опилках

    Применяется на:

    Латунь или медь. Также легкий оттенок можно получить на бронзе и никеле, каждый из них окрашивается по-своему.

    Цвета:
    Крапчатый золотой, зеленый / голубой, коричневый и черный — на латуни. Крапчатый светло-розовый, ярко-голубой и черный — на меди. Слегка крапчатый на бронзе и очень слабый крапчатый на никеле. Возможно появление эффекта травления на изделиях из латуни и меди.

    Примечание:
    Здесь приводится лишь один из многочисленных растворов, которые можно применять с опилками.

    Инструкции:
    16 грамм хлористого аммония (не обязательно) 16 грамм поваренной соли 300 мл немыльного бытового нашатырного спирта (удвойте количество при окрашивании меди) 700 мл воды

    Смешайте все ингредиенты до полного растворения. В герметично закрытой емкости в темном прохладном месте раствор может храниться сколь угодно долго.

    Раствор можно использовать не только с опилками, но и со многими другими носителями. Я могу предложить сухую листву, измельченную траву и наполнитель для кошачьего туалета. Стоит попытаться использовать все, что способно удерживать влагу и не растворится во время патинирования. Результаты могут быть очень различными и удивительно непредсказуемыми, поэтому потратьте немного времени на эксперименты. Пользуясь опилками, помните, что именно степень их грубости определяет рисунок полученной патины. Не пользуйтесь опилками от клееной фанеры или прессованного картона, содержащийся в них клей может повлиять на окрашивание.

    Обработайте опилки раствором так, чтобы они были влажными, но не сырыми. Поместите их в воздухонепроницаемый пластиковый контейнер и полностью погрузите в них изделие, подлежащее окрашиванию. Несколько кусочков того же металла, который вы окрашиваете, положите туда же, но неглубоко, чтобы вы могли с их помощью контролировать ход процесса, не тревожа само изделие. Как правило, чем мельче опилки, тем меньше хочется тревожить изделие во время окрашивания.

    Время окрашивания сильно различается в зависимости от того, какой металл и с помощью какого носителя окрашивается. Для латуни нужно от 12 до 24 часов (чем мельче опилки, тем дольше). Медь окрашивается быстрее, обычно бывает достаточно от 4 до 6 часов, но можно оставить изделие и на более долгий срок.

    Мелко нарезанная трава или листья не так хорошо абсорбируют влагу, как опилки. Поэтому для окрашивания с их помощью требуется больше раствора. Чтобы обеспечить запас влажности в глубине контейнера, подготовьте большое количество такого носителя. Поместите изделие ближе к поверхности. Так оно лучше окрасится и его будет удобнее проверять и переворачивать каждый час, чтобы окрашивание было более равномерным.

    Когда окрашивание закончится, промойте и оставьте для просушки на ночь. Окончательную доработку проводите воском или матовым акриловым спреем. Раствор, смешанный с опилками, годен лишь в течение нескольких дней. Лучше всего каждый раз готовить свежую смесь.

    Примечания:
    Это очень «гибкий» способ патинирования, поэтому не бойтесь экспериментировать, добавляя разное количество нашатырного спирта или соли и оставляя изделие в опилках на разное время. Если опилки увлажнены недостаточно, то окрашивание будет слабым. Если опилки слишком сырые, крапчатой окраски не получится, и поверхность металла просто стравится. И помните: материалы с более мелкой текстурой нельзя тревожить, тогда как изделие, погруженное в более грубые материалы, такие как листья, требуется чаще поворачивать для равномерного окрашивания. ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ!

    Патинирование латуни

    Коричневый и черный цвета.

    Составьте раствор из 1 литра воды и 60 г серноватистонатриевой соли, которую чаще называют тио-сульфитом натрия, или гипосульфитом. В быту гипосульфит известен как фиксаж для фотобумаги и пленки. Добавьте в раствор примерно 5 г кислоты (азотной, серной или соляной). Сразу же произойдет бурная реакция с выделением сернистого газа. Раствор приобретет мутный молочный цвет. Опустите в него латунное изделие и через несколько секунд выньте и осмотрите. Патина образуется очень быстро. Если достигнут желаемый цвет, промойте изделие и высушите. Патинирующей силой раствор обладает примерно около 20 мин, затем он становится непригодным. Правда, водный раствор гипосульфита можно хранить долго, но только если в него не добавлена кислота.

    Нельзя передерживать металл в растворе. Неопытные мастера, желая добиться более интенсивного черного цвета, держат изделие в растворе до тех пор, пока не образуется густой черный налет. Такая патина держится очень слабо и легко смывается струей воды. Добиваться абсолютно черного цвета не стоит еще и потому, что под густой пленкой теряется естественный блеск металла. Какой бы цвет ни имела патина, металл все-таки должен слегка просвечивать из-под нее.

    Если вместо крепких кислот в раствор гипосульфита добавить примерно одну столовую ложку уксуса, произойдет та же реакция с выделением сернистого газа, но она будет проходить значительно медленнее. Чтобы получить почти черный цвет, латунь придется держать в растворе не менее получаса.

    Оливковый, коричневый и черный цвета

    Составьте раствор из четырех частей нашатырного спирта, пяти частей воды и двух частей хлорокиси меди. Хлор-окись меди и пары нашатырного спирта ядовиты, поэтому соблюдайте правила безопасности, о которых мы говорили. Размешайте раствор стеклянной палочкой.

    Он приобретет густой темно-синий цвет. Латунный предмет, опущенный в него, быстро становится оливковым, затем темно-коричневым и черным. Вынув предмет из раствора на нужной стадии, промойте его водой и протрите сухой тряпкой. Патина получается настолько прочной, что стирается только абразивными материалами. Протирать маслом ее не следует — пленка и без того имеет красивый металлический блеск.

    Оранжево-красный цвет

    В литре воды растворите 5 г сернистого калия (сульфита калия). Опущенный в раствор латунный предмет через несколько минут покроется оранжево-красным налетом. После промывки протрите металл маслом.

    Серый и черный цвета

    Прочная и красивая патина образуется на поверхности латуни и меди, обработанной в водном растворе серной печени.

    Чтобы приготовить серную печень, нужно одну часть порошковой серы смешать с двумя частями поташа в жестяной банке и л поставить на огонь. Через несколько минут порошок расплавится, потемнеет и начнет спекаться, постепенно приобретая темно-бурый цвет. (Кстати, спекание патинирующей массы и дало в старину название «печень» — от слова «печь», «спекать».)

    Во время спекания пары серы могут загореться слабым сине-зеленым пламенем. Не сбивайте пламя — оно не ухудшит качество серной печени. Примерно через 15 мин прекратите спекание. Для продолжительного хранения серную печень растолките в порошок и засыпьте в стеклянную банку с плотной крышкой. При составлении раствора в один литр воды засыпьте 10—20 г порошка серной печени. Патина, полученная на металле в растворе серной печени, прочная и красивая.

    Патинирование меди

    Черный и серый цвета

    Медь, как и латунь, хорошо патинируется в водном растворе серной печени, приобретая густой черный цвет. Но не всегда бывает нужна такая интенсивная окраска. Порой, чтобы придать старинный вид изделию из меди, достаточно нанести легкий серый оттенок. В литр воды насыпьте 2—3 г серной печени и 2—3 г поваренной соли. После появления серого цвета протрите изделие и высушите.

    Красно-коричневый цвет

    Водный раствор хлористого цинка и медного купороса окрашивает медь в красно-коричневый цвет. Смешайте одну часть медного купороса с одной частью хлористого цинка и разведите в двух частях воды. Достаточно нескольких минут, чтобы медь приобрела красно-коричневый цвет. После промывки и просушки поверхность металла протрите маслом.

    Wire wrap патинирование: технология искусственного состаривания

    Wire wrap патинирование

    «Wire wrap патинирование» — техника обработки металлической проволоки с целью придания ей эффекта состаривания. Что она включает в себя, из каких этапов состоит – расскажем в статье.

    Как изменить цвет металла?

    Как изменить цвет металла, чтобы он стал выглядеть, как антикварный? С незапамятных времен мастера пользуются методами оксидирования, воронения и патинирования. 

    Для осуществления работ применяются различные способы:

    1. Обработка металла на открытом огне. Этот способ один из популярных и старинных среди мастеров-ювелиров. Для более красивого и ровного цвета рекомендуется прокаливание проволоки над открытым огнем заранее, еще до создания украшения. Это связано с тем, что скорость нагрева металла может отличаться на разных участках, следовательно, есть опасность ее пережечь и сделать ломкой. Кроме того, если исходный рабочий металл покрыт лаком, огонь уберет его и предварительно подготовит проволоку к работе.
    2. Обработка металла серной печенью создает эффект патинирования. Обычно применяется пропорция 50 мл воды/1 капля средства. Рекомендуется использовать воду 20-23 градуса, приближенную к комнатной температуре, так как при более горячей воде реакция патинирования происходит быстрее, а образуемая патина становится менее устойчивой и станет стираться при прикосновении с одеждой, кожей, поверхностью шкатулки.
    3. Аммиачный раствор (в первом случае используются исключительно его пары). Для обработки следует поместить украшение в банку с крышкой, внутрь которой налить 1 мл нашатырного спирта 5% концентрации. Цвет металла меняется относительно быстро, регулировать его можно, наблюдая за изменениями в течение некоторого времени.
    4. Аммиачный раствор (во втором случае используется совместно с водой). Для обработки изделие сбрызгивается водой или помещается на 1 секунду непосредственно в раствор, а далее его отправляют в емкость, где образуются пары нашатыря. Под воздействием воды и аммиака в паре цвет патины становится приближенным к голубому.  

    Как изменить цвет металла

    Что такое патина?

    Перед изучением способов изменения цвета металла полезно будет знать, что такое патина. Патина (от итальянского patina) – налет, который образуется на медных изделиях или изделиях, выполненных из сплавов с использованием меди. Патина всегда многослойна, но на поверхности находится только видимый глазу зелено-синий или коричневый слой.

    Выделяют патину искусственную, которая создается специально путем обработки металла различными химическими составами; и естественную, которая образуется на изделии со временем и является реакцией окисления под воздействием условий хранения и содержания. 

    Патину, образованную естественным путем, можно видеть на старинных медных монетах, монументальных памятниках, воротах, замках, куполах храмов. Металл покрывает пленка от темно-коричневого до голубовато-зеленого оттенков, которая является своеобразным защитным слоем основного металла.

    Что значит «патинировать» изделие?

    Что в терминологии значит «патинировать»? Это означает покрывать изделия из металла специальным налетом, который придаст предмету вид старинного. Патинировать металлические изделия можно с использованием химических составов, растворов, паров, после контакта с которыми изделие меняет цвет и становится особенным.

    Пленка, которая образуется на изделии после процесса патинирования, является защитной и при использовании предохраняет металл от воздействия окружающей среды, внешних агрессивных условий. 

    Известны разнообразные натуральные оттенки патины на медных изделиях. Зеленый, оливковый, голубой, коричневый, красноватый, близкий к черному. Эти цвета появляются на меди и медесодержащих сплавах – латуни и бронзе. Патина, образующаяся на металле естественным путем, выглядит красиво и даже имеет эпитет «благородная».

    Эстетический и практический эффекты натолкнули ювелиров и декораторов на изобретение способов создания искусственной патины как способа состаривания изделия. Выделяют два способа патинирования металла: случайный и стабильный. 

    При стабильном способе результат патинирования можно точно просчитать. Например, если использовать серную печень, то налет получится коричневых оттенков, степень его насыщенности можно регулировать временем воздействия.

    При случайном способе нанесения патины результат предугадать невозможно, так как он будет зависеть от того, как поведет себя металл в реакции на те или иные средства. Но при этом способе получается всегда интересный и художественно ценный итог.

    Имеются разнообразные средства и реагенты для образования налета. Рассмотрим самые популярные для патинирования меди и латуни. 

    Что такое патина

    Чем патинировать медь?

    Чем патинировать медь, чтобы изделие приобрело эффект антикварного? Одно из популярных средств – пары уксусной кислоты или аммиака. Медная проволока или пластина при температуре 20-25 градусов быстро вступает в контакт с химическими испарениями и образует налет. Ускорить процесс и усилить интенсивность патинирования можно, увеличив температуру воздуха в области проведения процедуры.

    Для создания патины изделие следует поместить в герметичную посуду, на дно которой налиты аммиак или уксусная кислота (соблюдайте технику безопасности, работайте в перчатках, также необходимо задерживать дыхание или использовать респиратор). Следите за процессом, украшение начнет окрашиваться в коричневый цвет. Не передерживайте, чтобы не усилить хрупкость и не испортить металл). 

    Извлеките изделие после достижения цвета нужной интенсивности и промойте водой. Используя бархотку с полировочной пастой (пастой гои), отполируйте украшение, пройдитесь щеткой, промойте еще раз и высушите.  

    Патинирование латуни: средства и способы

    При патинировании латуни парами нашатырного спирта следует учесть, что этот металл более хрупкий, и длительное воздействие может запустить процесс разрушения. Не рекомендуется оставлять изделие дольше, чем на 20-25 минут, иначе проволока будет сломана. 

    Латунь после химического патинирования дает удивительные цветовые решения: от желтого и красного до фиолетового и черного. Отметим, что это многообразие может образоваться на одном изделии. 

    Используя патинирование триосульфатом натрия (гипосульфитом) и азотной кислотой, можно добиться серых оттенков в состаривании латуни. Процесс происходит следующим образом. 

    В емкость наливают пол-литра горячей воды, добавляют 25-30 граммов гипосульфита и 1-2 чайные ложки азотной кислоты. Раствор приобретает желто-зелёный оттенок и серный запах. На 15 минут в эту жидкость помещают латунное изделия и наблюдают за процессом окисления. После получения первоначального эффекта с помощью пинцета изделие извлекают из раствора и промывают горячей водой. 

    Чистое изделие следует протереть песком и снова опустить в химический состав. Повторная обработка дает окончательный цвет и разводы. Снова промыв горячей водой, изделие чистят пемзовым порошком, который смывается после протирания. Патинированная латунь сушится в слое опилок, после чего обрабатывается бархоткой, машинным маслом и покрывается лаком.

    Таким образом, любому новому изделию из меди, латуни, бронзы можно придать благородный антикварный вид, используя способ патинирования. Патина не только создает дополнительную цветовую гамму украшению, но и защищает металл от неблагоприятных внешних воздействий, тем самым увеличивая срок его службы.

    Наглядные результаты паттинирования меди, латуни и нейзильбера

    Паттинирование и оксидирование

    паттинирование и оскидирование

    Изменение цвета металлов в водном растворе серной печени

    Изменение цвета металлов в водном растворе серной печени © https://www.livemaster.ru/topic/1123735-pogovorim-o-tsvete-v-wire-wrap-rezultaty-patinirovaniya-oksidirovaniya-i-polirovki

    Изменение цвета металлов в парах амиака

    Изменение цвета металлов в парах амиака

    Полировка готового изделия

    Полироль

    Полировка готового изделия

    Паста Гои + бормашинка

    Полировка готового изделияВидео

    Патинирование (чернение, состаривание) меди, латуни и бронзы

     

     

    Патинирование меди в домашних условиях

    ЧЕРНЕНИЕ МЕДИ (патинирование) серной мазью

    Как паттинировать и чем полировать паттинированные украшения 

    Галерея примеров паттинирования

    Полировка готового изделия Загрузка…

    Способы электрохимического цветного патинирования медных изделий

    Сегодня я хочу поговорить о самом, пожалуй, интересном (во всяком случае для меня) аспекте гальванического нашего ремесла — об электрохимической цветной патинировке. Иногда ведь надоедают темные листики/перышки и хочется сделать что-нибудь яркое, радужное, радующее глаз и душу!

    Способ электрохимического цветного патинирования дает почти неограниченные возможности для окрашивания медных изделий. Правда, скажу честно, результат не всегда бывает ожидаемым. Некоторые закономерности, конечно, имеются, но получающийся цвет зависит от массы разных факторов: напряжения, температуры раствора, текстуры окрашиваемой поверхности, угла, под которым заготовка висит в растворе и т.д. Поэтому — опыт, опыт и еще раз опыт!

    Итак, приступим. Рецепт раствора для цветной патинировки прост до изумления. Все ингридиенты вполне доступны. Количество указано на 1 л раствора.

    — медный купорос — 60 г;

    — сахар (рафинад) — 90 г;

    — едкий натр (каустическая сода) — 45 г;

    — кальцинированная сода (натрий углекислый) 20 г (можно и без этого).

    Приготовление раствора несколько сложнее, чем электролита меднения. Главным образом из-за наличия едкого натра. Будьте очень осторожны и внимательны. Резиновые перчатки, респиратор (или хотя бы влажная марлевая повязка), защитные очки, фартук, вытяжка (в крайнем случае — открытое окно) — обязательны!

    1. 300 гр. дистиллированной воды подогреваем (в микроволновке) примерно до 60-80 градусов и растворяем в горячей воде 60 гр. медного купороса, а затем добавляем 90 гр. сахара. Что интересно, когда я первый раз смешивала этот раствор, я взяла сахар-песок не лучшего качества. Желтоват был сахар… И ничего не получилось! Так что теперь использую только сахар рафинад в кубиках, его и отмеривать проще.

    2. В 300 гр. холодной дистиллированной воды растворяем 45 гр. едкого натра. Вот тут нужно быть весма осторожным. При растворении NaOH в воде выделяется много тепла. Если вы бухнете все 45 гр. сразу — вода закипит! Поэтому прибавляем едкий натр постепенно, размешивая, дожидаясь полного растворения и контролируя температуру.

    3. К раствору едкого натра небольшими порциями, при перемешивании добавляем первый раствор. Должна получиться темно-синяя непрозрачная жидкость.

    4. Добавляем 20 гр. кальцинированной соды. В принципе, это не обязательно, наличие кальцинированной соды просто делает цвета более яркими и насыщенными, но растор хуже хранится, его чаще надо заменять (примерно раз в полгода).

    5. Доводим объем раствора до 1 л дистиллированной водой. Все!

    Имейте в виду — раствор щелочной, едкий. Таким вполне можно прочищать засорившиеся трубы, так что при любой работе с ним — обязательны перчатки и очки.

    Ну, а теперь начинаем работать. Хорошее настроение и творческий задор — обязательны.

    1. Раствор подогреваем до температуры около 80 градусов.

    2. Дальше как обычно — плюс на аноды, минус на наше изделие. Но сначала вещь нужно выдержать в горячем растворе без тока около 1 мин.

    3. А теперь самое интересное! Выставляем напряжение примерно 0,8-1,1 вольт (для мелких деталек еще меньше). Так как раствор непрозрачен, а реакция идет очень быстро, то контролировать изменение цвета нужно каждые 3-5 секунд. Сначала проявляются желто-лимонные цвета. Затем ярко-золотистый, розово-фуксиевый, зеленовато-золотистый, и цикл начинает повторяться. Если подвесить изделие под небольшим углом, а затем начать не полностью макать его в раствор получается вот такая радуга. К сожалению, я не могу представить много фотографий, так как большинство работ выставлены в моем магазине.

    Способы электрохимического цветного патинирования медных изделий, фото № 1

    А если чуточку повысить напряжение, то появятся и более темные цвета — зеленый, а затем и синий (но синий, к сожалению, почти всегда съедается лаком).

    Можно попробовать довольно сильно повысить напряжение (вплоть до 2 вольт) «рывком» — всего на несколько секунд. Результат почти непредсказуем, но может быть очень интересен. Это перо еще и имеет ярко выраженный голографический эффект, в зависимости от угла падения света оно то красно-фиолетовое, то зеленое.

    Способы электрохимического цветного патинирования медных изделий, фото № 2

    А вот такой листок получился при напряжении в 2 вольта.

    Способы электрохимического цветного патинирования медных изделий, фото № 3

    Но тут уж зевать нельзя — реакция шла всего несколько секунд, я просто обмакнула листочек в раствор, сразу вытащила (не отсоединяя от БП) и реакция шла на воздухе. Такой вот фокус.

    Конечно, лучше всего цветная патина смотрится на гладких, зеркальных даже объектах, но и неудавшимися листочками не нужно пренебрегать. Неровная, неаккуратная даже текстура поверхности может дать очень интересный цветовой эффект!

    Способы электрохимического цветного патинирования медных изделий, фото № 4Способы электрохимического цветного патинирования медных изделий, фото № 5

    Цветная патина довольно стойкая, но все-таки лаком ее покрыть следует. Многие лаки ослабляют, изменяют и даже совсем съедают цвет. Я использую лак Plastik-71, он довольно «лоялен» к патине. Но вот, для пример две стороны одного листа. Первое фото — после лака, второе — без него.

    Способы электрохимического цветного патинирования медных изделий, фото № 6Способы электрохимического цветного патинирования медных изделий, фото № 7

    Итак, основная закономерность — чем выше напряжение, тем быстрее идет реакция, и тем более темные цвета можно получить. При 0,7-1,0 воль — золотистые, розовые; при 1,2-1,4 — фуксиевые, зеленоватые; еще выше напряжение — синие, фиолетовые оттенки. Если вы вдруг пропустили нужный цвет — не расстраивайтесь, реакция пойдет по второму кругу (если не идет — чуть повысить напряжение). И не забываем поддерживать высокую температуру раствора!

    Ну, кажется основы я рассказала. Перед вами необъятное поле для экспериментов. Дерзайте, пробуйте, не забывайте про хорошее настоение — и все обязательно получится!

    Ваша Мария

    Патина своими руками

    Обустройство помещений «под старину» очень востребовано на сегодняшний день. Все эти кованные и винтажные элементы очень эффектно смотрятся в классическом дизайне, однако эти композиции имеют тонкую грань. Ведь не всегда старье относится к винтажному стилю. Интересным решением является нанесение патины на современные вещи, после чего они искусственно состариваются. Сегодня мы поговорим о возможности изготовления патины своими руками и о ее нанесении на интерьерные предметы.

    Самостоятельно патинирование

    Откуда я узнал, что такое патина

    Патина своими руками

    Конечно, каждый из нас не раз встречал патину на различных изделиях. Если говорить правильно, то патиной называется не краска, а естественная пленка, которая образуется из-за длительного контакта изделия с кислородом. Мое первое знакомство с разновидностью патины состоялось в момент того, как я увидел зеленый налет на старой медной монете.

    Запомните, что на предметах, изготовленных из различных материалов, патина будет отличаться по цвету:

    1. На медных предметах цвет будет зеленым
    2. На стальных – желтый или охровый
    3. На латуни и бронзе появляется коричневый налет
    4. А вот серебро просто темнеет

    Важно! Появление характерного налета на изделиях несет для них защитные свойства и интересный внешний вид, который ценят все любители винтажа.

    Процесс воронения предметов используется уже очень давно, однако из-за трудного процесса и дорогой стоимости на проведение таких работ, современные технологии вывели на рынок материалы, которые позволяют состаривать предметы в течении нескольких минут. Краска патина очень востребована и ее можно приобрести в специализированных магазинах. Благодаря различным цветам, которые имеет состаривающая краска даже обычный металлический предмет станет похожим на золото или серебро. Однако многие производители выпускают патину по металлу, которая имеет достаточно экзотические оттенки. Такое решение при изготовлении вызвано возможностью приближать различные изделия к оригиналу.

    Самостоятельное патинирование

    Делаем мебель под старину своими руками

    Помимо приобретения уже готовых красок, которые призваны искусственно состаривать изделия, есть возможность патинировать элементы самостоятельно. Давайте рассмотрим, как сделать патину в домашних условиях, без использования современных ЛКМ:

    • Для начала необходимо провести подготовку материала. Для этого с зеркальных рам, оконных ручек и других предметов, которые подлежат обработке убирается грязь и жир. Я в этом процессе использовал крепкий раствор щелочи, которым тщательно протирал каждую деталь. После обработки лучше не притрагиваться к элементу, что опять его не запачкать
    • Следующим этапом является создание необходимых условий для естественного процесса появления меди. Условия здесь заключаются в наличии теплого и влажного воздуха, который насыщен углекислым газом. В такой изоляции материал должен находится до самого появления патины, при этом каждый день поверхность состаривания должна обрабатываться 1%-ым уксусом не меньше двух-трех раз
    • Если вы не имеете подходящего помещения, то можете, как и я искусственно создать камеру, в которой будет проявляться патина. Для этого емкость должна быть с плотно закрывающейся крышкой – при этом на дне должен лежать измельченный мел или известняк, а над ним сосуд из которого будут поступать капли соляной кислоты. Такое действие позволит появиться необходимому углекислому газу
    • Именно обмакивание уксусной кислотой позволяет патине проявляться на металле как можно быстрее. Поэтому не забываете опрыскивать элемент около 2-3 раз в день. При этом совсем маленькие детали можно полностью погружать в состав. Когда пленка патины начнет появляться раствор должен становиться менее концентрированным, а в дальнейшем должен полностью замениться водой
    • Что слой патины был хорошим данных условий необходимо придерживаться на протяжении двух недель, а вообще срок получения данной пленки составляет от 28 до 42 дней

    Средство для дерева

    Дверь под старину

    Использование акриловой патины приемлемо для деревянных поверхностей. Применение для металлических изделий не подходит из-за низкой адгезии. Акриловая смесь при нанесении на деревянную поверхность, добавляет ей несколько качеств:

    1. Дерево имеет свой структурный замысел и в случае с использованием патины, данная структура только подчеркивается
    2. Цветовые переходы подчеркивают оригинальность материала

    Патина в интерьере кухни

    Патина может использоваться для нескольких стилистических решений, таких как прованс, Классицизм, этно, кантри или барокко. Однако не следует использовать данный способ состаривания для современных предметов мебели. Созданный диссонанс внесет в гармонию и уют помещения хаос. Перед тем, как использовать различные виды патины, следует потренироваться на других небольших деталях. Только после того, как набивается рука процесс создания состаривающей пленки становится быстрым и легким.

    Патинирование (состаривание) латуни и меди

    Я написала статью на основе своего собственного опыта по состариванию латуни.

    Надеюсь, эта информация будет кому-нибудь полезна.

    Спасибо за подсказку Нюра! Ответить вам в личку не получилось у меня что-то.
    ______________
    Итак:
    В этой статье я хочу поделится собственным опытом по состариванию латуни. Латунь является сплавом меди и цинка, так что этот метод сработает и для медной проволоки.
    Прежде всего озаботимся техникой безопасности. Наденем резиновые перчатки, респиратор (я просто повязала нос и рот полотенцем 🙂 и все работы будем проводить на воздухе, ну или хотя бы на балконе.
    Нам также понадобится стеклянная банка (ее потом надо выбросить) и вода.
    В первую очередь латунное или медное изделие надо подготовить — очистить поверхность от окислов и жира. Это легко сделать с помощью бензина, уайт-спирита или растворителя. Смочим этим веществом вату или хлопчатобумажную тряпку и хорошенько потрем изделие. Такая обработка уберет всяческие следы жира. Это очень важно, так как жировая пленка задержит реакцию патинирующего раствора с медью. Брать голыми руками изделие уже нельзя — на нем обязательно останутся следы пальцев и патина ляжет неровно.
    Обработанное изделие промоем водой, отложим в сторонку и приготовим раствор.
    Возьмем литровую стеклянную банку, нальем в нее воды около 600 миллилитров, температура не важна, но в горячей воде реакция должна пройти быстрее.
    В воду всыплем примерно две столовые ложки с горкой хлорокиси меди. Это вещество используется в качестве удобрения и продается в соответствующих отделах магазинов, под сокращенным названием ХОМ. Популярное и широко распространенное удобрение.
    Раствор хлорокиси меди непрозрачен и имеет очень красивый сине-зеленый цвет. Размешаем его чем-нибудь ненужным.
    Вольем в раствор около 100 миллилитров нашатыря. Его продают в аптеках, удобными флакончиками по 50 миллилитров.
    Раствор готов, он пахнет ужасно, но мы не забыли надеть респиратор! Погружаем в него наше изделие и держим около 30 секунд. Вынимаем, осматриваем. Если нужный эффект не достигнут — процедуру повторяем. Для более равномерного результата советую помешивать раствор, или подвесить изделие на проволочку и поболтать им в растворе.

    Точное время указать невозможно — все зависит от температуры и концентрации раствора а также от количества меди в сплаве. При заданных количествах в течение трех-пяти минут я получила то, что видно на фото ниже.
    Теперь остается промыть изделие, высушить его и обозреть результаты своих химических опытов.

    Патина полученная с помощью хлорокиси меди носит очень красивый оливково-коричневый оттенок.
    Если изделие передержали в растворе и оно стало совсем черным, то его можно вернуть в первоначальное состояние раствором Трилона Б. Только имейте ввиду, что Трилон разъедает цинк быстрее чем медь, поэтому поверхность станет чуть более пористой и восприимчивой к дальнейшему покрытию.
    Обычно изделия полируют, чтобы патина осталась только в углублениях орнамента.
    прежде чем пользоваться трилоном — попробуйте отполировать изделие, большая часть патины сотрется. Как полировать: лучший помощник — оборотная сторона кухонной губки. Такой материал продается и в виде отдельных салфеток. Затем можно пройтись пастой ГОИ и суконкой.
    Если вы полируете изделие, то рекомендую вскрыть его лаком, чтобы обнажившийся свежий металл на выступающих частях не позеленел со временем.
    Так как я работаю с филигранной латунью плоскогубцами, то я покрываю лаком уже готовые изделия, ведь в процессе работы лаковое покрытие все равно будет испорчено. Лак не умеет сгибаться, он умеет трескаться :-).
    Я пользуюсь чистым полиуретаном, произведенным в США. Он создает очень прочное, устойчивое к царапинам и износу покрытие. Не желтеет, не реагирует с кислотами и щелочами. После высыхания лак безопасен даже для грудных младенцев.

    Лак применяется для дерева, камня и металла. На днях планируется провести эксперимент по использованию этого лака поверх полимерной глины.

    Как сделать патинирование металла своими руками

           Под патинированием подразумевается искусственный процесс придания материалам и предметам интерьера внешнего вида под старину для увеличения их защитных свойств, а также для того, чтобы сделать их более антикварными и изысканно-декоративными. Патинированию могут быть подвергнуты всевозможные изделия из таких материалов, как гипс, железо, бронза, дерево, латунь, медь и пенополиуретан.

          Образование натуральной патины происходит в результате воздействия внешних факторов окружающей среды на поверхность материала и в итоге образуется тонкий слой оксидной пленки. По общепринятому мнению у такой патины имеется более благородный вид в отличие от искусственной и по причине этого ее стремятся сохранить на протяжении как можно большего времени. А в случае невозможности этого прибегают к патинированию латунной поверхности аммиаком или же каким-то иным методом или реагентом.
          Для создания подобного эффекта старины искусственным способом необходимо приложить много усилий, но «игра стоит свеч».

            Процесс состаривания с применением аммиака также имеет название «оксидирование», потому как появление на поверхности материала оксидной пленки происходит в результате окислительно-восстановительного процесса. Данный способ является самым надежным и доступным для того, чтобы ваши вещи имели старинный и загадочный вид. Осуществить приобретение 10%-го водного раствора аммиака (нашатырный спирт) можно посетив любую аптеку.

    Начальный этап работы

           Перед тем, как приступить к основному процессу искусственного патинирования необходимо какое-либо изделие из латуни, например, винтажную фурнитуру для бижутерии, с помощью мелкой наждачной бумаги отшлифовать самым тщательным образом. Данные действия являются обязательными, т.к. качество выравнивания поверхности влияет на равномерное расположение патины на всей детали. 

           Кроме этого перед тем, как производить состаривание требуется осуществить поверхностное обезжиривание вещи с помощью спирта, «уайт-спирита» или же бензина. Это является очень важным, ведь остатки жирных пятен на поверхности могут стать причиной неравномерного расположения патины и даже некрасивого искажения цвета.

    Процесс патинирования

           Необходимо иметь в наличии емкость небольшого объема, например, это может быть пробка от бутылки и т.п. Туда наливается аммиачный раствор, после чего емкость помещается в небольшой контейнер из пластика, где также находится изделие, подвешенное над раствором на проволоке. После этого очень плотно закрыть и ждем некоторое количество времени (3-4 часа). 
          Обязательным условием является прозрачность контейнера для возможности наблюдения вами за процессом, а также для того, чтобы в случае достижения требуемого результата своевременно закончить процедуру. В большинстве случаев потемнение латуни происходит уже после истечения 1-1,5 часа, а иногда для этого требуется больше времени. 

          Данный метод является оптимальным благодаря возможности одновременного патинирования большого количества деталей. Но так или иначе этот процесс является не только продолжительным, но и потенциально опасным, т.к. существует вероятность вдыхания ядовитых паров. Это естественно не приводит к летальному исходу, но вместе с тем достаточно неприятно.

    Завершение


           После приобретения вашим латунным изделием необходимого старинного оттенка, очень обильно промойте его с помощью сильной струи проточной воды. И после этого изделие должно быть подвергнуто тщательной сушке. Следующим шагом будет начало дальнейшей обработки. Еще один раз следует применить шлифовку наждачной бумагой. После чего мягкой фланелевой или флисовой тряпочкой отполировать поверхность.

    Патинирование своими руками — журнал Ани-Эл — LiveJournal

    Давайте разберемся, что такое патина. От итальянского слова patina – это, дословно, пленка. Патина представляет собой многослойный налет на металле: медь и ее сплавы. Проще говоря – это результат химических реакций окисления.

    Бывает патинирование двух основных видов:

    • Естественное патинирование возникает под воздействием природных процессов окружающей среды.
    • Искусственное патинирование. Это результат намеренных манипуляций человека с предметами из меди, латуни, бронзы, серебра посредством специальных соединений, а также имитирующих красок.

    Приведем пример нескольких наиболее распространенных способов и рецептов — искусственное патинирование меди и ее сплавов. Я ими успешно пользуюсь не один год. Мне нравится результат. Это легкое патинирование в домашних условиях, однако, не забывайте о технике безопасности. Это химические реакции, которые вредны для человека.

    1. Результат: глубокий коричневый оттенок с насыщенным синим цветом во впадинах.
    Рецепт: обезжирить изделие при помощи спирта, в противном случае патинирование металла произойдет неравномерно. Налейте в емкость нашатырный спирт (аммиак), который в данном случае выступает в качестве средства для патинирования, и, например, на нитке подвесьте обработанное изделие.
    Важно: металл в раствор не помещать, действует испарение.

    2. Результат: яркая голубизна для меди.
    Рецепт: опустить изделие на 10 минут в солевой раствор (на 200 граммов воды – 1 столовая ложка соли). Используя домашнее патинирование, можно просто побрызгать метал этой жидкостью. Удалить лишнюю влагу бумажным полотенцем или тряпочкой из гигроскопической ткани (хлопок, вискоза, лен, и т.д.). Как и в предыдущем варианте – под воздействие паров аммиака.

    3. Результат: синий цвет, местами переходящий в зеленый.
    Рецепт: повторить манипуляции согласно рецепту № 2. После – на секунду обмокнуть в уксусе (я использую обычный столовый).

    4. Результат: насыщенный зеленый цвет. На мой взгляд, недостаток здесь – чрезмерная рыхлость патины.
    Рецепт: обрызгать аммиаком или просто обмокнуть в него (это нашатырный спирт аптечный) и поместить в пары уксуса, подвесить можно над раствором.
    Важно: руками не касаться – можно получить химический ожог. Сразу наносить лаковое покрытие.

    5. Результат: хороший ровный коричневый цвет.
    Рецепт: приобрести в аптеке серную мазь. Умеренным слоем смазать изделие и дать ему «отдохнуть». После этого хорошо промыть и очистить с помощью зубной щетки и геля для мытья посуды.
    Важно: чем дольше период воздействия серы на металл, тем ярче и интенсивнее будет итоговый цвет.

    6. Результат: короткая обработка – беглый цвет, длительная – насыщенный плотный оттенок от яркого
    оранжевого до темно-сливового.
    Рецепт: металл меди и ее сплавов, без любого рода покрытия опускать в огонь газовой плитки, в синее пламя.
    Важно: такое патинирование своими руками очень крепко держится на металле и его дальнейшая обработка, закрепление лаком не обязательно.

    Это мы рассмотрели способы искусственного химического оксидирования меди и ее походных. Но можно добиться эффекта патины и на других материалах при помощи различных комбинаций акриловых красок. И в таком случае речь уже идет о банальном разукрашивании.

    [источник]http://vcemogy.com/page/patinirovanie-svoimi-rukami

    Related Articles

    Навес для автомобиля размеры – чертежи и схемы разных построек, а также фото и формулы для расчета ферм для навеса и нагрузок на конструкцию

    Содержание Навес для автомобиля размеры | Авто БрянскОптимальная ширинаОптимальная длинаОптимальная высотаРазмерыМатериалы для каркасаВиды кровли (с чертежами и размерами)Кровельный материалЧем выложить площадкуПристроенный к дому навес своими руками (фотоотчет)Как сделали навес для поликарбоната (фотоотчет)Видео по темеописание видов и особенности самостоятельного изготовленияОбщая характеристика и назначение навеса для машиныКак сделать навес для машины с примыканием к дому (видео)Материалы, применяемые […]
    Читать далее

    Кнауф коттедж характеристики: ТеплоКнауф для Коттеджа Плита, 50мм, . V = 0.6м3 купить по низкой цене в СПб

    Содержание Утеплители Кнауф. Технические характеристикиДостоинства утеплителей KnaufМинвата Knauf. Технические характеристики1. Технические характеристики ТеплоKNAUF Коттедж2. Технические характеристики ТеплоKNAUF Дом3. Технические характеристики ТеплоKNAUF ДачаKNAUF Insulation для профессионаловОбзор характеристик утеплителя Утеплитель Кнауф (Knauf)Производство утеплителя Кнауф: особенностиПреимущества минеральных плитФункционал минерального утеплителя — характеристикиЛинейка утеплителей Кнауф: виды утеплителей и назначениеСравнение утеплителей для кровли Кнауф Коттедж и Эковер © Геостарт Состав […]
    Читать далее

    Окна фарко: FAKRO — мансардные окна и чердачные лестницы

    Содержание Добро пожаловать в RotoМансардные окна FAKRO деревянные со среднеповоротным открываниемОкна ФАКРО | FAKRO — Цена в Санкт-Петербурге      Окна Roto – о чем молчат производителиОкна Roto – изобретатель поворотно-откидной фурнитуры5 преимуществ окон RotoНедостатки окон RotoВиды окон RotoКлассификация окон Roto по материалуКлассификация окон Рото по применениюМаксимальные размеры створок в зависимости от модели фурнитуры RotoФурнитура для окон Roto […]
    Читать далее

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Search for: