Печная терминология
Прежде чем заниматься выбором печи неплохо, было бы изучить названия всех элементов печного литья. Это поможет не только читать проекты и чертежи печей, но и окажет большую помощь в поиске печных приборов. Все нижеприведенные объяснения и толкования не являются чистым копированием известных словарей, а всего лишь пробой автора данной статьи на основании пятнадцатилетнего опыта общения с печниками и полученных знаний из общедоступных источников донести до простых обывателей простым и доступным языком значение и название печных приборов.
Вьюшка – перекрывает внутреннюю часть дымохода чтобы тепло полученное от сгорания топлива не вылетело в трубу, и наоборот во время сжигания топлива обеспечивает свободный проход дымовых газов через внутреннюю часть дымохода в атмосферу. Как, правило, вьюшка состоит из трех частей: рамки с круглым отверстием, блина закрывающего это отверстие и крышки, которая закрывает этот блин. Сложность такого механизма объясняется тем, что после окончания топки ни один грамм тепла не должен вылететь в трубу. Поэтому блин должен очень плотно примыкать к отверстию в рамке вьюшки. Вьюшка изготавливается из чугуна и устанавливается непосредственно в дымоход, примерно на высоте 1,8 м от пола. Доступ к вьюшке осуществляется через отверстие в стенке дымохода, которое закрывается полудверкой. К сожалению, многие нынешние печники совершенно забыли про существование вьюшки. А ведь вьюшка это один из важнейших печных приборов. Ведь именно вьюшка экономит нам тепло, дрова, наше время и труд при топке печи.
Духовка печная (духовой шкаф)
Дверка поддувальная (зольная дверца) — прикрывает зольную камеру и регулирует подачу воздуха в топочную камеру печи. Поддувальная дверца изготавливается из чугуна или стали, и состоит из двух частей: рамки и самой дверки соединенных между собой двумя петлями. Также в последнее время на Российском рынке появились поддувальные дверки не имеющие петельного соединения. Такие поддувальные дверцы также состоят из двух частей: рамки и самой дверки. Фиксация дверки к рамке происходит за счет стальной пружинистой пластины. Во многих поддувальных дверцах имеются заслонки с помощью которых можно легко и плавно регулировать подачу воздуха в топочную камеру(топливник). С помощью поддувальной дверцы регулируется тяга в дымоходе. Отсутствие в печи поддувальной дверцы нежелательно.
Дверка топочная (печная дверца) — это дверца на петлях, выполненная из стали или чугуна, которая закрывает топочную камеру (топливник) печи, предотвращая выпадение горящих дров и углей на пол перед печкой, что является одним из наиглавнейших пунктов пожарной безопасности при эксплуатации печи. Топочная дверца состоит из двух основных частей: рамки, которая непосредственно крепится к стенкам печи, и самой дверки которая крепится к рамке с помощь петель. Чисто для печей больше подходят одностворчатые дверцы. В настоящее время топочные дверцы подразделяются на герметичные и негерметичные. Герметичные дверцы чаще всего применяются в банных печах. Хотя и в отопительных печах от герметичных дверок одна только польза. Использование в печах герметичных топочных дверок позволяет наиболее точно регулировать подачу воздуха в топочную камеру этим самым продлевая время горения дров и увеличивая к.п.д. печи. Топочные дверцы бывают двух видов: цельнолитые чугунные и застекленные. Стеклянные печные дверцы изготовляют как из чугуна так и из стали. В качестве стекла в топочных дверцах используется термостойкое стекло ROBOX немецкого производства. Заявленные производителем характеристики термостойкого стекла полностью себя подтвердили за многие годы эксплуатации. А использование термостойкого стекла ROBOX в банных печах, лишнее тому подтверждение.
Дверца прочистная (сажная заслонка) — дверца или заслонка закрывает отверстие в кладке печи для доступа к дымовым каналам с целью их дальнейшей прочистки. Как правило, прочистные дверки, устанавливаются в местах поворота дымовых каналов. Дверки и заслонки изготовляются из чугуна или стали. Прочистные дверки состоят из двух частей рамки и самой дверки соединенных между собой петлями. В сажных заслонках петельное крепление отсутствует. Заслонка в рамке держится за счет специальных зацепов. Разнообразие сажных заслонок с каждым годом растет. Так на рынке печного литья появились сажные заслонки типа задвижки. Где дверка сажной заслонки входит в пазы(направляющие)рамки. Раньше очень часто вместо прочистных дверок печники использовали закладные кирпичи. Использование такого метода обернулось настоящей бедой для многих владельцев печей.
Задвижка печная (печной шибер) — перекрывает внутреннюю часть дымохода. Во время топки печная задвижка находится в открытом состоянии чтобы дымовые газы свободно поднимаясь по дымоходу выходили в атмосферу. С помощью печной задвижки можно регулировать тягу в дымоходе. После того как в топочной камере прогорели дрова и полностью исчезли языки пламени можно закрывать задвижку, чтобы полученное тепло от сгорания дров не улетело в трубу. В связи с тем что во время горения дров может выделяется угарный газ (окись углерода) категорически запрещается полностью закрывать печную задвижку во время горения дров. Печная задвижка изготовляется из чугуна и состоит из двух частей: прямоугольной рамки с направляющими и заслонкой которая ходит по этим направляющим. В зависимости от сложности в печи может устанавливаться несколько печных задвижек.
Заслонка поворотная
Зольник (зольная камера, поддувальная камера, поддувало) — расположена под колосниковой решеткой. В простонародии зольником называют поддувало. Входное отверстие в зольник закрывает поддувальная дверца. Зольная камера служит для сбора золы и мелких угольков, а также обеспечивает доступ воздуха в топочную камеру(топливник) через колосниковую решетку.. В зольной камере может устанавливаться зольный ящик. Использование, зольного ящика облегчает выемку золу из зольной камеры.
Зольный ящик является неотъемлемой частью зольной камеры (поддувала) и служит для сбора и выемки золы из зольной камеры. Изготовляется зольный ящик из нержавеющей стали или черного проката.
Колосник (колосниковая решетка) — как правильно; решетка колосниковая или колосник. В простонародии больше прижилось «колосник». Однако и «решетка колосниковая» все чаще появляется в рекламе и в прайсах продавцов печного литья. Но независимо от произношения, назначение у них одно; пропуск воздуха из зольной камеры в топливник. Колосники бывают двух видов; в виде решетки и в виде отдельных элементов и изготовляются, как правило, из чугуна. Колосники в зависимости от места применения бывают разных размеров. Так в банных печах стараются устанавливать более толстые колосники. А в банных печах где огонь идет на проход (через камни) устанавливаются особые колосники в виде отдельных элементов вес которых доходит до 20 кг. Количество таких колосников напрямую зависит от размера топливника. А толщина колосника подбирается в зависимости от массы, камней, которая будет лежать на этих колосниках.
Печной прибор — все печные изделия выполненные в металле или чугуне и устанавливаемые в печи при ее строительстве входят в группу под названием «печной прибор».
Чугунная плита — плоская чугунная плита устанавливаемая в печи непосредственно над топочной камерой (топливником) и используемая для приготовления пищи и нагрева воды. Печи, в которые устанавливаются чугунные плиты, называются отопительно-варочными. В настоящее время плиты изготовляются в двух вариантах: плиты с рамкой и плиты без рамки. Плиты с рамкой состоят из двух частей: самой рамки и настила, который устанавливается непосредственно в саму рамку. Рамки изготовляются из чугуна и крепятся непосредственно в кладку печи. Настилы как правило бывают чугунные. Однако недавно финский производитель печного литья SVT начал выпуск чугунных плит с настилом из термостойкого керамического стекла. Удобство чугунных плит с рамкой неоспоримо. Во первых в случае поломки настил легко заменяется, а во вторых при снятом настиле открывается свободный доступ в топочную камеру. В настоящее время так называемые чугунные плиты выпускаются в следующем исполнении:
-цельная чугунная плита с рамкой без конфорок
-цельная чугунная плита с рамкой без конфорок с настилом из термостойкого керамического стекла
-одноконфорочная чугунная плита
-двух конфорочная чугунная плита
-двух конфорочная чугунная плита с рамкой
-двух конфорочная чугунная плита с рамкой и настилом из двух частей
-двух конфорочная чугунная плита с рамкой и отверстием под утятницу
-чугунная плита под казан
Шибер для дымохода
Одним из основных условий эффективности системы отопления является качество тяги. Для регулировки воздушных потоков используют шибер – металлическую задвижку простой формы, монтируемую в дымоотводящем канале. Шибер считается обязательным элементом дымохода, и продается вместе с ним, но для самодельных печей задвижку можно приобрести отдельно. Кроме того, сделать и установить шибер несложно и своими силами, если подробно ознакомиться с технологией.
Шибер для дымохода
Блок: 1/4 | Кол-во символов: 485
Источник: https://banya-expert.com/pechi/shiber-dlya-dymoxoda.html
Разделы статьи
Что это такое и для чего он нужен?
Шибер (от немецкого Schieber — заслонка) – приспособление для полного или частичного перекрытия движения газов в дымоходе. Используется с момента появления первых русских печей. Выполняется из чугуна или стали. В современной инженерии нашел применение как в дымоотводящих конструкциях, так и в системах вентиляции.
Функции заслонки:
- Регулирование тяги и сохранение тепла в помещении.
Дымоход перекрывается после использования, во избежание вытягивания теплого воздуха из помещения в трубу. С помощью заслонки можно уменьшать или увеличивать рабочее сечение дымоотвода.
- Экономия расхода топлива.
Задвижкой можно регулировать интенсивность притока кислорода к пламени, а соответственно увеличивать или уменьшать КПД обогревателя.
Это утверждение справедливо только для печей и котлов без поддувал и устройств принудительной подачи воздуха.
Блок: 2/15 | Кол-во символов: 874
Источник: https://vseotrube.ru/ventilyatsiya-i-dymohod/shiber
Функции, назначение и характеристики
Шибер – это перегородка, которая находится внутри дымохода. Она повторяет форму и площадь его сечения и в закрытом состоянии практически полностью перекрывает его. Изменение положения шибера позволяет увеличивать или уменьшать отверстие трубы дымохода, усиливая или ослабляя воздушный поток. С помощью заслонки можно прекратить движение воздуха после растопки печки.
Шиберная заслонка представляет собой тонкую металлическую пластинку, регулируемую вручную с помощью специальной ручки. Последняя находится снаружи трубы дымохода, чтобы пользователь мог вручную регулировать положение пластинки.
В зависимости от конструкции и типа заслонки, она устанавливается с помощью специальной металлической рамы, либо вставляется внутрь трубы и фиксируется осевым прутом.
Важно! Не следует думать, что заслонка полностью герметизирует трубу в положении «закрыто». Согласно требованиям пожарной безопасности, в заслонке должно быть небольшое отверстие, через которое происходит слабый газообмен.
Шибер в дымоходе выполняет следующие функции:
- увеличивает силу тяги при сложных погодных условиях;
- повышает интенсивность горения в топке за счет усиления притока кислорода;
- уменьшает тягу при сильном гуле в печной трубе во время сильного ветра;
- экономит топливо за счет уменьшения интенсивности горения;
- предотвращает утечку тепла после прогрева каменки.
Очень важно! Закрывать дымоход шибером можно только после того, как дрова полностью сгорели и пламя погасло. Если преждевременно закрыть заслонку, то это может привести к опасной ситуации из-за выделения большого количества угарного газа в помещение. Если шибер закрыть поздно, то эффективность топки печи будет снижен, т.к. большая часть тепла уйдет через дымоход наружу.
Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1753
Источник: https://InfoTruby.ru/svoimi-rukami/ustanovka-shibera
Как устроен шибер
Конструктивно шибер — это запорное устройство с регулируемой задвижкой. Именно благодаря смещению задвижки регулируется движение газов в дымоходе. Может устанавливаться в дымовых трубах круглого, квадратного и прямоугольного сечения. Представляет собой металлическую пластину, движущуюся внутри дымового канала определенным образом.
Заслонки шибера могут быть двух видов:
- Выдвижная. Двигается в одной плоскости вперед-назад.
- Поворотная. Регулирует доступ воздуха, поворачиваясь вокруг своей оси.
Кроме того, задвижки могут быть ручные и оснащенные электроприводом. Стоимость последних на порядок выше и в дымоходах они не используются.
Блок: 3/15 | Кол-во символов: 654
Источник: https://vseotrube.ru/ventilyatsiya-i-dymohod/shiber
Основные функции шиберной задвижки
Являясь основным регулятором тяги внутри дымохода, шибер регулирует горение топлива. Для уменьшения тяги и снижения интенсивности пламени в топке, достаточно прикрыть шиберную задвижку. Для увеличения тяги, напротив, необходимо ее открыть.
По сути дела, шибер – это обычная металлическая пластина, позволяющая регулировать тягу.
Ее можно устанавливать как в системах одно стенных котлов, так и в двустенных.
Если камин с печью не эксплуатируются, то в этот период задвижка шибера должна находиться в закрытом положении.
Как правило, задвижку устанавливают на начальном отрезке дымохода (на первом метре), так как именно этот участок остается не утепленным.
А вот на участок хорошо утепленной дымоходной трубы, напротив, не рекомендуется устанавливать задвижку. Особенно если речь идет о двухконтурных трубах. При расширении металла внутренней и внешней трубы, шиберную заслонку может заклинить.
Итак, основными задачами шиберной задвижки являются:
- Функция регулятора тяги в дымоходе.
- Частичное перекрытие сечения дымоходного канала.
- Регулятор интенсивности горения пламени в топке.
Внимание! Если горение в топке осуществляется при подаче приточного воздуха, шиберная задвижка на дымоход н
вьюшка для печи
Элементы для русской печи
Кроме частей, выполняемых из кирпича, часть элементов печи не изготовляется самостоятельно, а приобретается в готовом виде. При устройстве конструкций выбору элементов русской печи стоит уделить особое внимание. Также со всей ответственностью следует отнестись к их установке, ведь от этого зависит качество работы печи и её функциональность. Главных дополнительных элементов печи всего четыре: задвижка, вьюшка, топочные дверки и колосниковые решетки.
Печные приборы представляют собой специальные изделия, обеспечивающие оптимальный режим работы и безопасного обслуживания печей. Для их изготовления обычно используется сталь и чугун. При выборе приборов лучше всего отдавать предпочтение стальным, так как они меньше изнашиваются и не так подвержены коррозии от разрушающего действия высоких температур.
Задвижка для печи и её установка
Задвижка для печи предназначена для регулирования тяги в дымовой трубе во время топки и отключения прибора от трубы после ее окончания. Она состоит из чугунного движка и рамки.
Движок путем перемещения в пазах рамки способен изменять площадь сечения входного отверстия дымовой трубы. Благодаря этому происходит уменьшение или, наоборот, увеличение разрежения.
При установки задвижки в печи, для того чтобы закрытие дымовой трубы после окончания топки печи было более плотным, рекомендуется установить две задвижки, расположив их одну над другой.
Вьюшка в русской печи
Печная вьюшка представляет собой чугунную рамку с отверстием, которое перекрывается блинком и крышкой. Благодаря двойному перекрытию отверстия холодный воздух не попадет в корпус печи, а, следовательно, период ее остывания будет более продолжительным.
Размеры вьюшки в печи по рамке, как правило, составляют 280 х 280 мм, а диаметр отверстия — 174 мм.
Топочные дверки для печи
Топочные дверки для печи бывают прямоугольными и круглыми. Плотность их закрывания обеспечивается специальным прижимным устройством, которое представляет собой планку с винтом, находящимся в середине планки. При его закручивании давление переходит на чугунное полотно, которое плотно прижимается к рамке прибора.
Поддувальные дверки необходимы для регулирования силы тяги и подачи воздуха под колосниковую решетку.
Количество воздуха, проникающего через нее, во многом зависит от силы тяги дымовой трубы. Тягу можно регулировать путем изменения положения движка чугунной задвижки и полотна поддувальной дверки.
Через дымовую трубу производят удаление золы, которая образуется в зольнике печи. Поддувальные герметические дверки бывают овальными и прямоугольными. Размеры овальной дверки составляют 205 х 165 мм, а у прямоугольной дверки они могут различаться: 250 х 190, 240 х 160, 250 х 185 мм.
Колосниковые решетки для русской печи
Колосниковые решетки для печи и одинарные чугунные колосники необходимы для обеспечения равномерного притока воздуха в топливник печи через нижние слои горящего топлива.
Благодаря этому в печах, работающих на твердом топливе, создаются благоприятные условия для поддержания процесса горения, который протекает во взаимодействии разогретых частей топлива с кислородом воздуха.
Колосниковые решетки могут быть уложены цельными или состоять из отдельных одинарных колосников. Для больших топок чаще всего применяют одинарные колосники, так как редко встречаются цельные конструкции подходящего размера.
В цельных конструкциях проделывают специальные прорези, через которые воздух будет подаваться в зону горения.
Колосниковые решетки или одинарные колосники должны быть уложены таким образом, чтобы их прорези были направлены вдоль топливника.
Величина зазора между отдельными звеньями или одинарными колосниками зависит от типа применяемого топлива.
При использовании для топки каменного угля общая площадь зазоров, необходимых для прохода воздуха, должна быть больше, чем в печах, работающих на дровах.
Конструкция печной задвижки и установка ее в трубу
Печная задвижка – это неотъемлемая часть любой печи, роль которой состоит в регулировании тяги в дымовой трубе, когда печь уже затопилась и при окончании топки с целью отключения печки от трубы, а также для переключения дымовых ходов в комбинированных печах. Изделие состоит из рамки и движка. Функцию свою оно осуществляет за счет перемещения движка в пазах рамки, в результате чего площадь сечения входного отверстия дымовой трубы изменяется. Это приводит к уменьшению или увеличению разрежения.
С целью максимально плотного закрывания трубы после затопки, рекомендуется установить две задвижки, одна на другой.
Содержание
Конструкция печной задвижки
Печная задвижка представляет собой конструкцию, состоящую из трех частей:
- Чугунного корпуса — рамы (иногда вместо чугуна применяется сталь) с боковыми пазами.
- Запорной части в виде щитовой заслонки, благодаря движению по пазам которой происходит контролирование герметизации дымохода.
- Управляющей части на щитовой заслонке в виде рукоятки. Это обеспечивает простоту управления щитовой заслонкой вручную.
Формы задвижки должны полностью совпадать с формой дымохода, по этому параметру они бывают прямоугольными, квадратными, круглыми.
Несколько слов о прямоугольных задвижках
Прямоугольная задвижка может быть различных размеров от маленьких до самых габаритных, когда длина заслонки достигает до 600 мм. Большие варианты обычно подходят для дымоходов русской печи, каминов, барбекю и т.д. Задача конструкции та же – перекрывать поток в воздуховодах.
Самая маленькая печная задвижка имеет размеры 13х13 см, а самая большая – определяется по индивидуальным требованиям потребителя. Самый популярный размер у этих конструкций 26×13 см, так как именно такие размеры имеет дымоход обыкновенной русской печи.
Благодаря квадратным или прямоугольным печным задвижкам можно не только остановить воздухообмен в трубе, но и отрегулировать интенсивность огня за счет изменения тяги в дымоходе и пропускную способность. С этой целью просто закрывают заслонку не до конца, а потом постепенно оттягивают рукоятку на себя, тем самым контролируя равномерное горение в топке.
Круглая печная задвижка или вьюшка
Печная задвижка круглой формы иначе называется вьюшкой. Это особая задвижка, обладающая несколько иной конструкцией, чем обычный вариант.
Вьюшка состоит из следующих частей:
- Корпуса, в виде плиты, которая может быть круглым или квадратным с круглым отверстием.
- Запорного элемента в виде диска, который закрывает отверстие и перекрывает воздухообмен в трубе.
- Управляющей части, в виде обычной рукояти в центре дисковой заслонки.
Использовать вьюшку для контролирования воздухообмена нельзя, так как снимать заслонку с пропускного отверстия нужно вручную, что в разогретой печке, вдобавок с выхлопными газами, практически невозможно. Конструкцию используют исключительно в качестве запорного элемента, зачастую в роли дополнительной заслонки для полноценного результат перед розжигом печи и после ее затухания.
Оба вида чугунных печных задвижек рекомендуется устанавливать далеко от топки.
Как закрывается печная задвижка, правила эксплуатации
Эксплуатация печной задвижки сама по себе довольно простая, однако она определенно связана с некоторыми рисками, грозящими здоровью человека. Если закрыть конструкцию в еще горящей печке или если топливо полностью не сгорела, то выхлопные продукты могут проникнуть в помещение, отравляя воздух.
Поэтому использовать задвижку, которая позволяет сберегать тепло в печи дольше, следует крайне разумно, то есть закрывать конструкцию следует вовремя. Известно, что за счет чугунной задвижки, тепло в печи и, соответственно, в помещении остается на долгое время. Применение такого топлива как уголь увеличивает температуру внутри печи примерно на 60-70 0 C.
Иногда в целях экономии топлива задвижку закрывают раньше, до полного ее сгорания, что крайне нежелательно. Ведь здоровье и жизнь человека выше любой экономии. Закрывая заслонку раньше, чем нужно увеличивается риск отравления угарным газом. Угарный газ представляет собой продукт сгорания, который является ядовитым. Поэтому чтобы избежать подобных ситуаций, нужно правильно использовать задвижку для дымохода, следуя некоторым правилам:
- Перед закрыванием обязательно нужно ворошить угольки, чтобы избежать от наличия полностью не прогоревших кусков.
- При начальном затухании угля, когда на поверхности уже не видно голубого огня, заслонку нужно слегка прикрыть, но полностью ее закрывать не рекомендуется. Ведь наличие углей не значит, что они полностью прогорели. Если возникает потребность в герметизации трубы, то это следует сделать после полного сгорания углей.
- Далее нужно открыть поддувало, чтобы образовалась тяга, и оставшиеся угли полностью превратились в золу и пепел.
Необходимость задвижек и вьюшек в дымоходе
Заслонка является неотъемлемой частью печи, которая перекрывает дымоход, после ее затопки. В комбинированных печах, например варочно-отопительных, эта конструкция позволяют переходить между дымоотводными каналами.
Заслонка, как правило, устанавливается в дымоходе при укладке печи, закрепляя несколькими рядами кирпичей. Зачастую устанавливают две задвижки, особенно в помещениях в холодных климатических условиях, когда температурные перепады более существенны, что приводит к быстрому теплообмену.
Вьюшка устанавливается в дымоход таким же образом, но применяется обычно в русских печках. Закрывается такая задвижка с внешней стороны при помощи специальной дверцы. При необходимости проветривания и охлаждения печи, все это можно организовать в условиях закрытой вьюшечной дверцы.
Конструкция печной вьюшки позволяет исключить установку дополнительной задвижки, потому как она полностью справляется с герметизацией дымоотводящей трубы. При использовании второй задвижки, ее устанавливают ниже вьюшки.
Как установить задвижку на печную трубу
Задвижку, как правило, устанавливают во время строительства и сборки печки. Процесс осуществляется в несколько этапов:
- Укладка кирпича вокруг арматуры в выбранном месте на определенной стадии возведения дымохода. При этом размеры оставленного отверстия должны полностью совпадать с размерами задвижки. Зачастую в уголках корпуса устанавливают проволоку, монтируя ее в тело кладки.
- Монтаж рамки задвижки с фиксацией верхней части с помощью цементного раствора.
- Нанесение цементного раствора по периметру рамы и проволоки толщиной около 1 см, с последующей укладкой ряда кирпичей.
- Установка задвижки в дымоход.
Обычная чугунная печная задвижка запирается щитовой заслонной, которая монтируется в корпусе рамы сквозь щель. Ее можно установить и после монтажа рамы. Заслонка у вьюшки закрывается вручную, поэтому над корпусом такой конструкции нужно установить специальную дверцу, с помощью которой можно будет управлять крышкой.
После этого продолжается укладка дымохода соответствующим образом.
Летняя заслонка и ее значение
Зачастую в печах встречается такой элемент, как летняя заслонка, которая имеет определенное назначение. Летняя заслонка применяется в каминах или русских печах, которые топятся нерегулярно или периодически с большими промежутками времени. Например, в печах в дачном или деревенском доме, когда она топится только в летний сезон.
У летней задвижки есть кое-какие конструктивные особенности и особое расположение, благодаря чему намного облегчается процесс топки после длительного охлаждения даже в самых суровых погодных условиях.
Эксплуатация данной конструкции осуществляется таким образом: Печку нужно затопить с открытой летней задвижкой, далее, когда пламя в топке разгорится, и часть дров полностью прогорит, задвижку следует закрыть для предотвращения тепловых потерь.
Печи с установленной в них летней задвижкой имеют ряд достоинств, например, выдвигая летнюю заслонку и поддувало, можно воспользоваться печкой в любое время года в качестве классического открытого камина. С помощью заслонки можно легко освободиться от лишнего тепла в помещении. Однако следует помнить, что топить такую печку рекомендуется не больше 20 минут, так как температура может намного подняться, что является особенностью таких каминов.
Печная вьюшка
Во время установки печи в частном доме или на даче люди задумываются, зачем нужна та или иная деталь установки. Вполне обоснованно задать такой вопрос касательно вьюшки, поскольку многие не представляют, что же это такое. Давайте разберёмся, что представляет собой эта часть печного устройства, зачем она нужна, и как правильно её установить.
Печная вьюшка – это чугунная деталь русской печи, представляющая собой пластинку с отверстием, которое обычно закрывается блинком и крышкой. Устанавливается она, как правило, между кайлом и трубой, потому что основное её предназначение – выпуск горячих газов.
В настоящее время печная вьюшка традиционно делается из чёрной листовой стали (чугуна). В прежние годы в русской печи допускалось использование деталей из обожжённой глины, но чугунная вьюшка имеет ряд преимуществ, как функциональных, так и в ценовых.
Вьюшка состоит из трёх основных частей: рамки, блинка и противня (иногда в литературе встречаются другие названия, например, сковородка, крышка, нахлобучка и прочие). Такое устройство делает вьюшку более эффективной и безопасной, чем другие заслонки.
Чтобы закрыть трубу, сначала в рамку устанавливается блинок, затем закрепляется противень. Между последними двумя деталями появляется воздушная прослойка, являющаяся главным теплоизоляционным фактором.
Вообще, нужно понимать, что вьюшка – это такое приспособление в русской печи, которое предназначено не только для регуляции выхода горячего воздуха, но и для того, чтобы закрыть трубу, когда топка печи завершена.
Если вы решили сложить печь своими руками, то обратите внимание, что кроме вьюшки, существуют и другие виды аналогичных печных приспособлений, которые принято называть задвижками или заслонками. Необходимо внимательно изучить их устройство, достоинства и недостатки, прежде чем использовать в своём проекте.
Виды печных задвижек и их конструкция
Печные заслонки состоят из двух частей: рамки и двигающейся пластины, которая устанавливается на рамку. Задвижка устанавливается в дымоходе русской печи в процессе кладки между кирпичами.
Традиционно заслонки делаются из чугуна, но в металлических печах (в народе часто принято называть буржуйками) требуется использовать исключительно тот материал, из которого сделана труба.
В целях экономии тепловой энергии чаще всего устанавливают и вторую заслонку. Образовавшаяся между ними воздушная камера становится прекрасным теплоизолятором. При неправильной установке рамки и пластины-движка холодный воздух и влага проникают внутрь трубы, что грозит огромными потерями тепла, оседанием конденсата, появлением инея и невозможностью дальнейшей эксплуатации печей.
В условиях холодного и умеренного климата иней может заполнить всю трубу, в результате чего дым будет попадать в помещение, а это нарушает технику пожарной безопасности. Другой вариант, когда происходит оседание конденсата, что может привести к образованию серной кислоты, разъедающей кирпичные стенки трубы.
Применяется также такой вид заслонок, как удлинённые. Чем они отличаются от обычных? Движок такой заслонки немного длиннее, но это различие позволяет применять удлинённые задвижки в каминах маленького размера, а также в летних и зимних дымоотводах. Другой вариант применения – независимая дымоотводная отопительная система, спроектированная индивидуально.
Нужны ли в дымоходе вьюшки и задвижки
Печная заслонка – обязательный атрибут русской печи, назначение которого заключается в том, чтобы закрывать дымоотводный канал, когда печь уже натоплена. В печах комбинированного типа, например, варочно-отопительных, заслонки необходимы для перехода между дымоходами.
При кладке печи заслонку обычно устанавливают в канал для дыма, закрепляют последующими слоями кирпичей. Установка двух задвижек наиболее характерна для зданий, находящихся в холодном климатическом районе с большой разницей температур, где, как следствие, быстро идут процессы теплообмена.
Вьюшка устанавливается аналогично в дымопроводящий канал, но традиционно используется чаще в русской печи. С внешней стороны печей отверстие вьюшки закрывают специальной вьюшечной дверцей. Функция дверцы здесь заключается в том, что когда необходимо проветрить помещение и не охладить печь, с закрытой вьюшкой это можно сделать без особых затруднений.
Несмотря на то, что конструкция печной вьюшки избавляет от необходимости использовать двойную задвижку, поскольку с задачей теплоизоляции на “отлично” она справляется даже одна, можно установить задвижку, которая в таком случае должна быть расположена ниже вьюшки.
Почему необходима «летняя» заслонка
Если вы внимательно изучаете проекты печей и каминов, то наверняка обратили внимание на то, что часто в них встречается так называемая летняя заслонка, и у вас возник закономерный вопрос, почему же нельзя обойтись только зимней.
Ответ на этот вопрос достаточно прост. «Летняя» заслонка необходима в камине или русской печи, если она эксплуатируется нерегулярно, с большими временными промежутками или периодически, т. е. например, на даче или в деревенском доме, где печь топится только в летний сезон.
Конструкционные особенности и расположение «летней» задвижки значительно облегчают процесс нагревания печи после длительного охлаждения даже в суровых климатических условиях окружающей среды и при неудачной структуре печи или камина.
Чтобы грамотно воспользоваться заслонкой, необходимо с закрытой «летней» задвижкой затопить печь. Затем, когда пламя в топочной камере печи разгорится, и часть дров прогорит полностью, «летнюю» задвижку можно закрыть, чтобы избежать тепловых потерь.
Главным достоинством печей и каминов, обладающих таким элементом устройства, можно считать то, что, выдвигая «летнюю» заслонку и поддувало, вы имеете возможность истопить печь в любое время года, воспользовавшись ей как классическим открытым камином. Благодаря установке заслонки, в помещении не будет задерживаться лишнее тепло, когда вам это не нужно.
Установка вьюшки при укладке русской печи
Теперь мы разобрались с назначением вьюшки и заслонки, можно перейти непосредственно к установке.
Вьюшки и заслонки располагают ближе к дымообороту, который проходит в кирпичной стене, и, по возможности, дальше по длине дымового канала или вверх от топливной камеры. Это увеличивает коэффициент полезного действия печной установки. Однако в целях противопожарной безопасности вьюшки или задвижка не должны быть настолько высоко, что человек не сможет до них достать, стоя на полу.
Как уже говорилось, можно использовать одну или две задвижки, вьюшку или вьюшку и задвижку. Помните, что изоляция от двух устройств, будет лучше, чем только от вьюшки и, тем более, чем только от заслонки. Вьюшка закрывается намного сложнее, чем заслонка, благодаря своей конструкции (сначала блинчик, потом он накрывается крышкой). Блинок вкладывается внутрь полости между бортиками, а крышка надевается на бортики рамки и укрывает блинок.
Еще один плюс вьюшки – она легче чистится от копоти по сравнению с другими приспособлениями, поэтому при чистке дымохода можно оставить открытой вьюшку, а заслонку закрыть. Затем придется поочередно удалить с них сажу и очистить их. Для облегчения процесса можно предусмотреть специальное отверстие для чистки. Отверстия с дверцами монтируются в кирпичной стене, в вертикальной части трубы, сбоку от нее или от проводящих каналов.
В зависимости от используемого топлива (далее речь пойдет об угольных и газовых печах), на заслонке или вьюшке проделывают отверстие диаметром 1–1,5 см., чтобы продукты горения не поступали в помещение, когда печь натопится.
Выходя сверху, дым может направляться вниз по специальному перевалу, переходящему в горизонтальный канал, а затем в печную заслонку и вертикальную часть дымохода. Это применяется, чтобы вьюшку не требовалось проектировать намного выше уровня пола.
Под вьюшечной дверцей оборудован специальный шкаф для сажи, куда она слетается в процессе очистки дымохода. Если открыть дверцу и задвинуть вьюшку, то процесс проветривания и обновления воздуха в помещении ускорится.
Если дверка и вьюшка расположены в обратном порядке, то перечисленные плюсы уже не важны. Во-первых, при таком расположении трубу уже не почистить. Во-вторых, больше шансов, что угарный газ окажется внутри помещения.
Как правильно закрывается печная заслонка
Мы разобрались с назначением и установкой заслонки в русской печи. Она помогает продлить время остывание печи, изолируя ее от «внешнего мира».
Воспользовавшись печной чугунной заслонкой, мы можем сохранить тепло внутри помещения более чем на 24 часа. Это важный критерий для отопительной печи.
Теперь необходимо узнать, когда и как нужно закрывать заслонку.
Чтобы избежать таких последствий, достаточно следовать трём правилам:
- Необходимо постоянно шевелить угольки для того, чтобы исключить шанс, что останутся не сгоревшие полностью дрова.
- Как только угли начинают угасать (другими словами, с поверхности углей исчезает голубой огонь) можно не до конца закрыть печную заслонку, но плотно закрывать еще рано;
- Чтобы угли превратились в золу и пепел, необходимо открыть нижнюю дверцу, в результате образуется мощная тяга, которая будет поддерживать тление до полного прогорания.
Шиберная задвижка: разновидности, применение, способ установки
Для регулировки потоков рабочих сред в трубопроводах используют разнообразную арматуру. Одним из представителей запорно-регулирующих механизмов является шиберная задвижка. Яркий и самый давний пример использования шибера – задвижка в печном дымоходе. Принцип ее работы настолько прост и надежен, что шиберная арматура постепенно стала использоваться для регулировки рабочих сред во многих сферах быта и промышленности – от сброса стоков до нефтепереработки.
Конструктивные особенности устройства
Шиберная задвижка служит для полного или частичного перекрытия потока сыпучей, жидкой или газообразной среды в трубопроводе.
С относительно чистыми газами и жидкостями обычная арматура еще может справиться – мелкие частицы рабочей среды не мешают запорному элементу герметично совмещаться с седлом.
Обратите внимание! Надежно перекрыть путь плотному дыму, сточным водам бытового и промышленного происхождения и тем более песку способен только шибер-заслон – благодаря его конструкции даже крупные элементы в составе транспортируемого вещества не попадают между седлом и затвором.
Шиберная задвижка устроена примерно так же, как и другие виды запорно-регулирующей арматуры:
- корпус – тройник с расширением по центру, с полым ответвлением, который может быть разборным и иметь крышку, обеспечивающую доступ к затвору;
- седла – направляющие и герметизирующие элементы, расположенные в проходной части корпуса;
- затвор или заслонка – запорно-регулирующий элемент, расположенный перпендикулярно потоку, при изменении его расположения относительно седла и корпуса и происходит регулировка пропускной способности трубопровода;
- шток, расположенный в верхней части корпуса, перемещающий затвор;
- управляющий механизм: внешний винт, рычаг или привод, приводящий шток в движение;
- сальник – элемент, обеспечивающий герметичность соединения штока и корпуса.
Отличительной чертой шиберной арматуры является именно строение и механизм работы запорно-регулирующего элемента:
- в открытом положении затвор находится в верхней ли боковой полости, проходное отверстие корпуса свободно пропускает транспортируемые вещества,
- при движении штока заслонка опускается между седлами, уменьшая пропускную способность узла;
- в закрытом положении запирающий элемент полностью перекрывает корпус, образуя с седлами герметичное соединение.
Разновидности конструкций шиберных задвижек
Запорно-регулирующий элемент шиберной арматуры может быть выполнен в виде клина или ножа. Задвижка, в зависимости от типа затвора, называется клиновидной или ножевой.
Кроме того, и запорные элементы каждого вида разделяются на несколько подвидов в зависимости от конструктивных особенностей самого затвора.
Задвижка клиновидная
Внутри корпуса такой шиберной арматуры располагается два седла под углом к корпусу и друг другу. Затвор имеет форму клина, поверхности которого расположены друг к другу под углом, равным углу между седлами.
В закрытом положении клин плотно встает между седлами, герметично перекрывая поток.
И хотя клиновидная задвижка выдерживает сильный напор транспортируемых веществ, при постоянном высоком давлении может быстро выйти из строя. Не подходит такой механизм и для перекрытия горячих рабочих сред, поскольку при нагревании клин расширяется и деформируется, делая соединение с седлами ненадежным. Также задвижку этого типа нерационально использовать в технических трубопроводах, транспортирующих крупные жесткие частицы, способные поцарапать заслонку.
Обратите внимание! Царапины и борозды снижают герметизирующую способность запорного элемента, а при попадании частиц рабочей среды между седлами и клином механизм может полностью выйти из строя.
Выделяют три вида клиновидных затворов:
- Жесткий. Клин этого вида выполнен в виде цельной пластины с переменной толщиной. Самый простой в изготовлении затвор является самым сложным в подгонке седел. И при этом все вышеописанные минусы клиновидной задвижки характерны в большей степени именно для жесткого клина: засорение, заедание механизма, потеря герметичности при повреждениях и температурном расширении.
- Двухдисковый. Клин образуют два гладких диска, жестко зафиксированных под определенным углом. Увеличение количества деталей механизма, обычно повышающее сложность изготовления конструкции и снижающее ее надежность, в данном случае, напротив, делает задвижку более простой в производстве и эксплуатации. Диски менее требовательны, чем жесткий клин, в отношении совпадения с седлами, и небольшая погрешность в подгонке не снижает герметичности задвижки в закрытом положении. Уплотнители в таком механизме изнашиваются меньше, конструкцию клинит реже, из-за чего общий срок межремонтной службы у двухдисковых задвижек больше, чем у жестких.
- Упругий. В таком затворе два диска соединены упруго, соединительный элемент способен менять форму, подстраиваясь под угол между седлами. Благодаря такой подвижной конструкции при температурных и гидравлических деформациях корпуса задвижка не теряет работоспособности.
Задвижка ножевая
Второй тип шиберной арматуры имеет два седла, расположенных строго поперек проходного отверстия корпуса, и затвор – тонкую пластину. Отсекается поток так же, как режут любые вещества ножом, поэтому и заслонка имеет соответствующее название.
Нож движется между седлами, меняя пропускную способность узла. Затворы этого типа изготавливают из высокопрочных материалов, устойчивых к различным повреждениям, поэтому ножевые задвижки имеют продолжительный срок службы.
Существует два вида ножевых шиберных задвижек:
- Одноножевая. Запирающая комбинация состоит из одного прочного и плотного ножа и пары седел, расположенных в корпусе. Недорогой вариант задвижки, распространенный в бытовых трубопроводах.
- Двухножевая или параллельная. Запорный элемент состоит из двух параллельных ножей, взаимное расположение которых жестко зафиксировано. Обеспечивает большую герметичность, чем одноножевая задвижка, но стоит значительно дороже, поэтому используется только в крупной промышленности.
Типы привода
В зависимости от размеров и назначения трубопровода, на который устанавливается шиберная задвижка, требуется различное усилие для изменения положения регулирующего элемента – чем больше пропускная способность труб и чем выше плотность рабочей среды, тем сложнее открыть и закрыть заслонку.
Поэтому для регулировки используются различные варианты управления механизмом:
- Ручным способом – при помощи рукояти, винта или рычага – управляется арматура с небольшим внутренним диаметром, устанавливаемая на трубопроводы, транспортирующие жидкие и газообразные рабочие среды небольшой плотности без жестких частиц.
- Электрический привод позволяет точно регулировать пропускную способность узла без приложения физической силы. Электроприводные шиберные задвижки можно использовать на крупных трубопроводах и для регулировки потоков вязких и сыпучих рабочих сред. Единственный недостаток такого механизма – его энергозависимость.
- Пневмопривод приводит шток и запорный механизм в движение при помощи турбины со сжатым газом, работа которой напоминает работу обычного насоса. Сильной стороной пневматического управления является то, что весь управляющий механизм от штока до пневмотурбины размещается вне корпуса задвижки и не контактирует с рабочей средой, что увеличивает срок службы устройства.
Арматура с пневматическим приводом – самая сложная и дорогая. Ее устанавливают на трубопроводы, требующие удаленной регулировки, однако конструкция управляющего механизма такова, что в случае необходимости возможна ручная регулировка, которая благодаря пневматической турбине, не требует большой физической силы.
Сфера применения
Шиберная арматура способна выполнять всего две функции: перекрытие и регулировка потока, но благодаря конструктивным особенностям и вариативности исполнения, применяется в различных сферах:
- бытовое и промышленное водоснабжение и водоотведение;
- системы переработки сточных вод;
- транспортировка газа, нефти и продуктов их переработки;
- горнодобывающая промышленность;
- производство пищевых и непищевых товаров народного потребления;
- вентиляционные системы различного назначения.
Обратите внимание! В системах водоснабжения и водоотведения чаще всего используются клиновидные задвижки. Для остальных сфер применяют в основном ножевую арматуру, как более простую и надежную.
Шиберная задвижка для дымохода
Отдельного внимания заслуживает самая первая из шиберных задвижек – дымоходная. Она имеет давнюю историю и очень простую конструкцию: нет ни управляющего механизма, ни уплотнителей, только седла и заслонка-нож.
Это интересно! Устройство имеет немецкое происхождение, и название «шибер» означает «заслонка» или «задвижка» по-немецки. Поэтому весь запорно-регулирующий механизм и сам нож-затвор называют шибером.
Старинные печи и камины без задвижки не возводились, так как других способов регулировки тяги не существовало.
Ножевой затвор – прямоугольная чугунная пластина с ручкой – устанавливалась поперек дымохода. В стенках дымовой трубы на высоте чуть больше человеческого роста делались пазы, в которые устанавливалась чугунная рама, позволяющая задвижке свободно ходить вперед-назад, – она и служила комплектом седел. Ручка пластины-затвора выступала за пределы дымовой шахты, что позволяло устанавливать положение шибера от полностью открытого до полностью закрытого, плавно регулируя или полностью перекрывая поток воздуха в трубе.
При открытой задвижке тяга в дымоходе максимальная, дымовые газы отводятся в полном объеме, но и теплый воздух из помещений улетает в трубу. Обычно полностью открывают заслонку при растопке теплового прибора, а затем регулируют ее положение, добиваясь оптимальной тяги, при которой и огонь горит, и дом нагревается. Когда топливо прогорает и прекращается образование дыма, закрывают задвижку, чтобы не выпускать нагретый воздух через дымоход.
Современные печи, камины и котлы, особенно твердотопливные, по-прежнему нуждаются в этом нехитром механизме регулировки тяги. Но с появлением разнообразия в материалах для возведения дымохода появилась и необходимость модифицировать задвижки. Для дымовых шахт и комбинированных дымоотводящих конструкций прямоугольной формы до сих пор популярны чугунные шиберные задвижки. Круглые трубы приходится дорабатывать, устанавливая врезку с седлами, чтобы шибер мог свободно двигаться поперек дымохода.
Обратите внимание! Круглые дымоходы также оснащают поворотными задвижками, называемыми дроссельными заслонками. Так как этот механизм тоже выполняет функцию регулировки потока, его иногда называют поворотным шибером. Однако такая заслонка имеет совершенно другой механизм работы, более напоминающий поворотный клапан, а не классический ножевой затвор.
Способ установки
Монтаж шиберных заслонок выполняется четырьмя методами:
- Сварным — торцевые части труб и патрубки арматуры спаиваются с использованием сварочного оборудования. Получается надежный герметичный, но неразборный узел.
- Фланцевым – если торцевые части задвижки оснащены фланцами – круглыми или квадратными пластинами с отверстиями, в торцах труб также устанавливают фланцевые переходники. Для соединения элементов трубопровода фланцы совмещают и стягивают болтами, получая разъемный узел.
- Резьбовым – патрубки имеют резьбу, соединение выполняется при помощи накидных гаек. Метод используется редко, так как резьбовый узел от вибрации рабочей среды разбалтывается и нуждается в периодическом подтягивании.
- Закладным – корпус укладывается горизонтально между участками вертикальной трубы или шахт, узел цементируется. Используется только при монтаже дымовых шахт отопительных агрегатов.
По способу установки выделяют два вида задвижек:
- муфтовая – имеет полноценный корпус с патрубками, может присоединяться фланцевым, сварным и резьбовым способом;
- межфланцевая – корпус не имеет патрубков, в отдельных случаях корпус представляет собой только раму с седлами, такая задвижка устанавливается в разрез трубопровода или пазы в дымоходной шахте и присоединяется сварным, фланцевым или закладным методом.
Что такое вьюшка в печи или печные заслонки?
Во время установки печи в частном доме или на даче люди задумываются, зачем нужна та или иная деталь установки. Вполне обоснованно задать такой вопрос касательно вьюшки, поскольку многие не представляют, что же это такое. Давайте разберёмся, что представляет собой эта часть печного устройства, зачем она нужна, и как правильно её установить.
Печная вьюшка – это чугунная деталь русской печи, представляющая собой пластинку с отверстием, которое обычно закрывается блинком и крышкой. Устанавливается она, как правило, между кайлом и трубой, потому что основное её предназначение – выпуск горячих газов.
В настоящее время печная вьюшка традиционно делается из чёрной листовой стали (чугуна). В прежние годы в русской печи допускалось использование деталей из обожжённой глины, но чугунная вьюшка имеет ряд преимуществ, как функциональных, так и в ценовых.
Вьюшка состоит из трёх основных частей: рамки, блинка и противня (иногда в литературе встречаются другие названия, например, сковородка, крышка, нахлобучка и прочие). Такое устройство делает вьюшку более эффективной и безопасной, чем другие заслонки.
Чтобы закрыть трубу, сначала в рамку устанавливается блинок, затем закрепляется противень. Между последними двумя деталями появляется воздушная прослойка, являющаяся главным теплоизоляционным фактором.
Вообще, нужно понимать, что вьюшка – это такое приспособление в русской печи, которое предназначено не только для регуляции выхода горячего воздуха, но и для того, чтобы закрыть трубу, когда топка печи завершена.
Если вы решили сложить печь своими руками, то обратите внимание, что кроме вьюшки, существуют и другие виды аналогичных печных приспособлений, которые принято называть задвижками или заслонками. Необходимо внимательно изучить их устройство, достоинства и недостатки, прежде чем использовать в своём проекте.
Виды печных задвижек и их конструкция
Печные заслонки состоят из двух частей: рамки и двигающейся пластины, которая устанавливается на рамку. Задвижка устанавливается в дымоходе русской печи в процессе кладки между кирпичами.
Традиционно заслонки делаются из чугуна, но в металлических печах (в народе часто принято называть буржуйками) требуется использовать исключительно тот материал, из которого сделана труба.
В целях экономии тепловой энергии чаще всего устанавливают и вторую заслонку. Образовавшаяся между ними воздушная камера становится прекрасным теплоизолятором. При неправильной установке рамки и пластины-движка холодный воздух и влага проникают внутрь трубы, что грозит огромными потерями тепла, оседанием конденсата, появлением инея и невозможностью дальнейшей эксплуатации печей.
В условиях холодного и умеренного климата иней может заполнить всю трубу, в результате чего дым будет попадать в помещение, а это нарушает технику пожарной безопасности. Другой вариант, когда происходит оседание конденсата, что может привести к образованию серной кислоты, разъедающей кирпичные стенки трубы.
Применяется также такой вид заслонок, как удлинённые. Чем они отличаются от обычных? Движок такой заслонки немного длиннее, но это различие позволяет применять удлинённые задвижки в каминах маленького размера, а также в летних и зимних дымоотводах. Другой вариант применения – независимая дымоотводная отопительная система, спроектированная индивидуально.
Важно! Любую печную заслонку, независимо от её типа, следует устанавливать подальше от топки, обычно это расстояние составляет около 200–210 см. от поверхности пола. Задвижка обязательно должна выходить на ту же сторону, куда выходит дверца топки. Избегайте промежутков между кирпичами кладки и задвижками.
Нужны ли в дымоходе вьюшки и задвижки
Печная заслонка – обязательный атрибут русской печи, назначение которого заключается в том, чтобы закрывать дымоотводный канал, когда печь уже натоплена. В печах комбинированного типа, например, варочно-отопительных, заслонки необходимы для перехода между дымоходами.
При кладке печи заслонку обычно устанавливают в канал для дыма, закрепляют последующими слоями кирпичей. Установка двух задвижек наиболее характерна для зданий, находящихся в холодном климатическом районе с большой разницей температур, где, как следствие, быстро идут процессы теплообмена.
Вьюшка устанавливается аналогично в дымопроводящий канал, но традиционно используется чаще в русской печи. С внешней стороны печей отверстие вьюшки закрывают специальной вьюшечной дверцей. Функция дверцы здесь заключается в том, что когда необходимо проветрить помещение и не охладить печь, с закрытой вьюшкой это можно сделать без особых затруднений.
Несмотря на то, что конструкция печной вьюшки избавляет от необходимости использовать двойную задвижку, поскольку с задачей теплоизоляции на “отлично” она справляется даже одна, можно установить задвижку, которая в таком случае должна быть расположена ниже вьюшки.
Почему необходима «летняя» заслонка
Если вы внимательно изучаете проекты печей и каминов, то наверняка обратили внимание на то, что часто в них встречается так называемая летняя заслонка, и у вас возник закономерный вопрос, почему же нельзя обойтись только зимней.
Ответ на этот вопрос достаточно прост. «Летняя» заслонка необходима в камине или русской печи, если она эксплуатируется нерегулярно, с большими временными промежутками или периодически, т. е. например, на даче или в деревенском доме, где печь топится только в летний сезон.
Конструкционные особенности и расположение «летней» задвижки значительно облегчают процесс нагревания печи после длительного охлаждения даже в суровых климатических условиях окружающей среды и при неудачной структуре печи или камина.
Чтобы грамотно воспользоваться заслонкой, необходимо с закрытой «летней» задвижкой затопить печь. Затем, когда пламя в топочной камере печи разгорится, и часть дров прогорит полностью, «летнюю» задвижку можно закрыть, чтобы избежать тепловых потерь.
Главным достоинством печей и каминов, обладающих таким элементом устройства, можно считать то, что, выдвигая «летнюю» заслонку и поддувало, вы имеете возможность истопить печь в любое время года, воспользовавшись ей как классическим открытым камином. Благодаря установке заслонки, в помещении не будет задерживаться лишнее тепло, когда вам это не нужно.
Важно. Когда дверка поддувала и «летняя» задвижка закрыты, камин можно интенсивно топить в пределах 20–25 минут, в противном случае, кирпич может нагреться до предельного значения, что значительно сократит дальнейший срок эксплуатации отопительного сооружения.
Установка вьюшки при укладке русской печи
Теперь мы разобрались с назначением вьюшки и заслонки, можно перейти непосредственно к установке.
Вьюшки и заслонки располагают ближе к дымообороту, который проходит в кирпичной стене, и, по возможности, дальше по длине дымового канала или вверх от топливной камеры. Это увеличивает коэффициент полезного действия печной установки. Однако в целях противопожарной безопасности вьюшки или задвижка не должны быть настолько высоко, что человек не сможет до них достать, стоя на полу.
Как уже говорилось, можно использовать одну или две задвижки, вьюшку или вьюшку и задвижку. Помните, что изоляция от двух устройств, будет лучше, чем только от вьюшки и, тем более, чем только от заслонки. Вьюшка закрывается намного сложнее, чем заслонка, благодаря своей конструкции (сначала блинчик, потом он накрывается крышкой). Блинок вкладывается внутрь полости между бортиками, а крышка надевается на бортики рамки и укрывает блинок.
Еще один плюс вьюшки – она легче чистится от копоти по сравнению с другими приспособлениями, поэтому при чистке дымохода можно оставить открытой вьюшку, а заслонку закрыть. Затем придется поочередно удалить с них сажу и очистить их. Для облегчения процесса можно предусмотреть специальное отверстие для чистки. Отверстия с дверцами монтируются в кирпичной стене, в вертикальной части трубы, сбоку от нее или от проводящих каналов.
В зависимости от используемого топлива (далее речь пойдет об угольных и газовых печах), на заслонке или вьюшке проделывают отверстие диаметром 1–1,5 см., чтобы продукты горения не поступали в помещение, когда печь натопится.
Выходя сверху, дым может направляться вниз по специальному перевалу, переходящему в горизонтальный канал, а затем в печную заслонку и вертикальную часть дымохода. Это применяется, чтобы вьюшку не требовалось проектировать намного выше уровня пола.
Под вьюшечной дверцей оборудован специальный шкаф для сажи, куда она слетается в процессе очистки дымохода. Если открыть дверцу и задвинуть вьюшку, то процесс проветривания и обновления воздуха в помещении ускорится.
Если дверка и вьюшка расположены в обратном порядке, то перечисленные плюсы уже не важны. Во-первых, при таком расположении трубу уже не почистить. Во-вторых, больше шансов, что угарный газ окажется внутри помещения.
Как правильно закрывается печная заслонка
Мы разобрались с назначением и установкой заслонки в русской печи. Она помогает продлить время остывание печи, изолируя ее от «внешнего мира».
Воспользовавшись печной чугунной заслонкой, мы можем сохранить тепло внутри помещения более чем на 24 часа. Это важный критерий для отопительной печи.
Теперь необходимо узнать, когда и как нужно закрывать заслонку.
Важно понимать, что не вовремя закрытый дымоход может сильно сказаться на вашем здоровье. Если задвижка закрыта раньше чем нужно, то продукты горения, в частности, угарный газ, могут вызвать сильное отравление вплоть до летального исхода, потому что симптомы отравления могут не проявиться сразу.
Чтобы избежать таких последствий, достаточно следовать трём правилам:
- Необходимо постоянно шевелить угольки для того, чтобы исключить шанс, что останутся не сгоревшие полностью дрова.
- Как только угли начинают угасать (другими словами, с поверхности углей исчезает голубой огонь) можно не до конца закрыть печную заслонку, но плотно закрывать еще рано;
- Чтобы угли превратились в золу и пепел, необходимо открыть нижнюю дверцу, в результате образуется мощная тяга, которая будет поддерживать тление до полного прогорания.
Будьте осторожны и следуйте данным рекомендациям, чтобы использование печей и каминов не привело к плачевному результату.
задвижка дымохода — это… Что такое задвижка дымохода?
- задвижка дымохода
1) Engineering: flue damper, smoke damper, smoke flue damper
2) Construction: chimney flap
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
- задвижка дымовой трубы
- задвижка заливки насоса
Смотреть что такое «задвижка дымохода» в других словарях:
задвижка газохода или дымохода — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN flue damper … Справочник технического переводчика
Камин — Камин. Внешний вид (а) и разрез (б) камина кирпичной кладки (размеры в мм): 1 решетка (корзина) для топлива; 2 газовый порог; 3 дымоход; 4 задвижка дымохода. КАМИН (от греческого kaminos печь, очаг), пристенная печь с открытой топкой в виде ниши… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ГОСТ Р 54788-2011: Кондиционеры абсорбционные и адсорбционные и/или тепловые насосы газовые с номинальной тепловой мощностью до 70 кВт. Часть 1. Безопасность — Терминология ГОСТ Р 54788 2011: Кондиционеры абсорбционные и адсорбционные и/или тепловые насосы газовые с номинальной тепловой мощностью до 70 кВт. Часть 1. Безопасность оригинал документа: 3.1.11 абсорбция (absorption): Процесс, при котором… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Топки* — или пространство, в котором так сожигается топливо (см. Горючие материалы), чтобы тепло, развивающееся при горении, сообщалось в желаемой мере тем твердым, жидким или газообразным предметам (или пространствам, ими наполненным), которые желательно … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Топки — или пространство, в котором так сожигается топливо (см. Горючие материалы), чтобы тепло, развивающееся при горении, сообщалось в желаемой мере тем твердым, жидким или газообразным предметам (или пространствам, ими наполненным), которые желательно … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Водонагреватель — Эта статья о приборах систем ГВС. О нагревателях воды для систем отопления см. Водогрейный котёл. Газовый бойлер Водонагреватель уст … Википедия
Камин — (от греч. kaminos печь очаг) пристенная открытая печь с прямым дымоходом. * * * сооружение в помещении, под дымовой трубой, с очагом и решеткой, где разводят огонь. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * *… … Архитектурный словарь
Заслонка — В технике устройство для перекрытия отверстий и трубопроводов: Заслонка задвижка для перекрытия дымохода или вентиляционного канала Заслонка крышка для закрытия входного отверстия печи или топки[1] Дроссельная заслонка устройство для регулировки… … Википедия
Задвижка — Википедия
Клиновая задвижка из нержавеющей стали Аккуратная теплоизоляция на защелках, специальный колпак на выдвижном шпинделе, цепь, фиксирующая запорный орган, для исключения воздействия посторонних лиц.Задви́жка — трубопроводная арматура, в которой запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды[1]. Задвижки — очень распространённый тип запорной арматуры. Они широко применяются практически на любых технологических и транспортных трубопроводах диаметрами от 15 до 2000 миллиметров в системах жилищно-коммунального хозяйства, газо- и водоснабжения, нефтепроводах, объектах энергетики и многих других при рабочих давлениях до 25 МПа и температурах до 565 °C[2].
Широкое распространение задвижек объясняется рядом достоинств этих устройств, среди которых:
Последнее качество делает задвижки особенно ценными для использования в магистральных трубопроводах, для которых характерно постоянное высокоскоростное движение среды.
К недостаткам задвижек можно отнести:
- большую строительную высоту (особенно для задвижек с выдвижным шпинделем, что обусловлено тем, что ход затвора для полного открытия должен составить не менее одного диаметра прохода;
- значительное время открытия и закрытия;
- изнашивание уплотнительных поверхностей в корпусе и в затворе, сложность их ремонта в процессе эксплуатации.
За редким исключением задвижки не предназначены для регулирования расхода среды, они используются преимущественно в качестве запорной арматуры — запирающий элемент в процессе эксплуатации находится в крайних положениях «открыто» или «закрыто».
Задвижки обычно изготовляются полнопроходными, то есть диаметр проходного отверстия арматуры примерно соответствует диаметру трубопровода, на который она устанавливается. Однако в некоторых случаях для уменьшения крутящих моментов, необходимых для управления арматурой, и снижения износа уплотнительных поверхностей, применяются суженные задвижки. Некоторое увеличение гидросопротивления при этом практически не влияет на работу системы, нежелательна установка таких задвижек лишь на магистральных трубопроводах больших диаметров[3].
Наиболее распространено управление задвижкой с помощью штурвала (вручную), также задвижки могут оснащаться электроприводами, гидроприводами и, в редких случаях, пневмоприводами. На задвижках большого диаметра с ручным управлением, как правило, устанавливают редуктор для уменьшения усилий открытия-закрытия.
По характеру движения шпинделя различаются задвижки с выдвижным или невыдвижным (вращаемым) шпинделем. В первом случае при открытии и закрытии задвижки шпиндель совершает поступательное или вращательно-поступательное движение, во втором — только вращательное.[4]
Основные различия задвижек — в конструкции запорного органа, по этому признаку задвижки различаются на клиновые, параллельные, шиберные и шланговые[3].
В общем виде конструкция задвижки состоит из корпуса и крышки, образующих полость, в которой находится рабочая среда под давлением и внутри которой помещен затвор (на чертеже справа он клиновой). Корпус имеет два конца для присоединения задвижки к трубопроводу (применяются присоединительные концы фланцевые, муфтовые и под приварку). Внутри корпуса расположены, как правило два седла, параллельно или под углом друг к другу (как на рисунке), к их уплотнительным поверхностям в положении «закрыто» прижимаются уплотнительные поверхности затвора. Затвор перемещается в плоскости, перпендикулярной оси прохода среды через корпус, при помощи шпинделя или штока. Шпиндель с ходовой гайкой образует резьбовую пару, которая при вращении одного из этих элементов обеспечивает перемещение затвора в нужном направлении. Такое решение (см. поясняющий чертёж) наиболее распространено и применяется при управлении вручную или электроприводом. При использовании гидро- или пневмопривода шток совершает вместе с затвором только поступательное движение. Шпиндель одним концом внутри корпуса соединён с затвором, а другим — проходит через крышку и сальник (который в основном применяется в качестве уплотнительного устройства в задвижках) для соединения с элементом управления задвижкой (в данном случае штурвалом)[3].
Заклинившую задвижку нелегко открыть даже опытным морякам.Клиновые задвижки[править | править код]
В клиновых задвижках сёдла в корпусе расположены под небольшим углом друг к другу, а затвор представляет собой устройство в виде клина — жёсткого, упругого или двухдискового, который в положении «закрыто» плотно входит в пространство между сёдлами (см. поясняющий чертёж, клин находится в нижнем положении, между сёдлами). В зависимости от условий эксплуатации выбирается тот или иной вид клина.
Жёсткий клин[править | править код]
Жёсткий клин обеспечивает надежную герметичность запорного органа, но для этого требуется повышенная точность обработки для совпадения угла клина с углом между сёдлами корпуса. Недостаток жёсткого клина — опасность заклинивания затвора и невозможность или трудность открытия задвижки в результате колебаний температур рабочей среды, износа или коррозии уплотнительных поверхностей.
Двухдисковый клин[править | править код]
Такой клин образуется двумя дисками, расположенными под углом к друг другу и жёстко скрепленными между собой. В нём диски имеют возможность самоустановки относительно сёдел корпуса, поэтому некоторые погрешности, допускаемые при изготовлении сёдел корпуса, не влияют на герметичность в положении «закрыто». Двухдисковый клиновой затвор существенно снижает возможность заклинивания, которое свойственно жёсткому клину, и, несмотря на некоторое усложнение конструкции, имеет ряд других достоинств — малый износ уплотнительных поверхностей, высокая герметичность запорного органа, меньшее усилие, необходимое для закрытия.
Клиновые двухдисковые задвижки, входящие в судовую арматуру называют также клинкетными.
Упругий клин[править | править код]
Это модификация двухдискового клина, диски которого связаны между собой упругим элементом, способным изгибаться, обеспечивая плотный контакт между уплотнительными поверхностями в положении «закрыто». В этом затворе снижены возможности самоустановки дисков по сравнению с двухдисковыми, хотя и сохраняется способность компенсировать некоторые деформации корпуса от нагрузок трубопровода и колебаний температур. Достоинства упругого клина — не требуется трудоёмкая пригонка затвора по корпусу (как для жёсткого клина) и конструкция более простая, чем у двухдискового. Таким образом, упругий клин в определённой степени сглаживает недостатки и сочетает достоинства двух других видов клиновых затворов[3].
Параллельные задвижки[править | править код]
В параллельных задвижках уплотнительные поверхности двух сёдел в корпусе расположены параллельно друг другу. Затвор состоит из двух дисков, которые в положении «закрыто» при помощи специального клинового грибка прижимаются к сёдлам, перекрывая проход рабочей среде через корпус.
Шиберная задвижка[править | править код]
Является однодисковой разновидностью параллельной задвижки, в которой затвор называется шиберным односторонним. Такие задвижки применяются в тех случаях, когда допускается одностороннее направление потока рабочей среды и не требуется высокая герметичность запорного органа. Они предназначены для установки в качестве запорных устройств на трубопроводах, транспортирующих канализационные стоки, шламы, пульпы и другие, загрязнённые механическими примесями среды. Иногда затвор выполняется ножевым для разрушения частиц в рабочей среде, в этом случае задвижки называются шиберными ножевыми.
Чертёж шланговой задвижки в разрезе.Шланговая задвижка[править | править код]
Задвижки с таким запорным органом принципиально отличаются от других конструкций[5]. Корпус не имеет сёдел, а затвор — уплотнительных поверхностей. Проход среды ведётся через эластичный шланг (патрубок), вставленный в корпус и полностью изолирующий металлические детали конструкции от рабочей среды. Для перекрытия прохода шланг полностью пережимается под воздействием шпинделя (штока), поэтому такие устройства называются шланговыми, задвижками их назвали потому, что шпиндель для управления арматурой перемещается перпендикулярно к оси прохода среды, то есть работает по принципу задвижки.
Шланговые задвижки предназначены для трубопроводов, транспортирующих вязкие, пульпообразные и другие подобные среды, а также слабоагрессивные и агрессивные жидкости. Шланги изготавливают из различных марок резин, которые обеспечивают работу задвижек при давлениях до 1,6 МПа и температурах до 110 °C[3].
Большое значение для работы и области применения задвижек имеет расположение ходового узла — резьбового соединения шпиндель-гайка. Он может быть расположен внутри задвижки в рабочей среде или вне полости корпуса.
Задвижки с выдвижным шпинделем применяют если нужно быть уверенным в надёжности арматуры. Эта задвижка является конструкцией с невыдвижным шпинделем.Задвижка с выдвижным шпинделем[править | править код]
В такой конструкции резьба шпинделя и ходовая гайка расположены снаружи корпуса арматуры. Шпиндель нижним концом соединён с затвором и при вращении ходовой гайки для открытия задвижки совершает вместе с затвором только поступательное перемещение, при этом верхний конец шпинделя выдвигается на величину хода затвора. Для возможности перемещения шпинделя ходовая гайка поднята над верхней частью крышки (то есть над сальником) примерно на величину хода затвора в конструкции, которую называют бугельным узлом.
Достоинствами такой конструкции являются отсутствие вредного воздействия рабочей среды на ходовой узел и свободный доступ для его технического обслуживания, а следовательно меньший износ сальникового уплотнения и более высокая надёжность резьбовой пары и сальника.
Недостатком таких задвижек является увеличение строительной высоты и массы за счёт выхода шпинделя из крышки не менее, чем на диаметр прохода и необходимость по этой причине при монтаже оставлять свободное место для выхода шпинделя.
Задвижка с невыдвижным шпинделем[править | править код]
В этом случае ходовая резьба находится внутри полости задвижки и при открывании шпиндель не выдвигается из крышки, сохраняя своё первоначальное положение по высоте. Ходовая гайка в этих задвижках соединена с клином и при вращении шпинделя для открытия прохода как бы наворачивается на него, увлекая за собой клин.
В задвижках с невыдвижным шпинделем ходовой узел погружён в рабочую среду и поэтому подвержен действию коррозии и абразивных частиц в рабочей среде, к нему закрыт доступ и отсутствует возможность технического обслуживания во время эксплуатации, что приводит к снижению надёжности работы ходового и сальникового узлов.
В связи с этим такие задвижки имеют ограниченное применение — для трубопроводов, транспортирующих минеральные масла, нефть, воду, не засорённую твёрдыми примесями и не имеющими коррозионных свойств. Поскольку в задвижках с невыдвижным шпинделем затруднены наблюдение и уход за ходовым узлом, они не рекомендуются для ответственных объектов.
Достоинством такой конструкции является меньшая строительная высота, что делает целесообразным их применение для подземных коммуникаций, колодцев, нефтяных скважин и т.д[6].
Уплотнительные поверхности задвижек изготавливаются без колец, с кольцами из латуни, фторопласта, с наплавкой из коррозионностойкой стали, из резины (в клиновых задвижках ей может покрываться клин, а в шланговых из неё изготавливается пережимной шланг).
Задвижки с корпусами из чугуна и алюминиевого сплава выполняются при помощи литья. Этим же способом изготавливаются и стальные задвижки, но некоторые из них, а также задвижки из титановых сплавов изготавливаются методом сварки заготовок, полученных штамповкой из листового проката. Такие задвижки называют штампосварными. По своим характеристикам, эксплуатационным и прочностным, они не уступают литым задвижкам, а наоборот, детали корпусов и крышек таких задвижек изготавливаются из материала более прочного и тщательно проконтролированного, качество которого выше, чем литьё. При этом технология сварки и методы контроля сварных соединений обеспечивают высокое качество корпусных деталей, позволяющее применять такие задвижки на ответственных объектах, включая атомную энергетику.[3][6]
- ↑ ГОСТ Р 52720-2007. Арматура трубопроводная. Термины и определения.
- ↑ ГОСТ 9698-86. Задвижки. Основные параметры.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Поговорим об арматуре. Р. Ф. Усватов-Усыскин — М.: Vitex, 2005.
- ↑ Трубопроводная арматура. Справочное пособие. Д. Ф. Гуревич — Л.: Машиностроение, 1981.
- ↑ По этой причине ранее часто именовались шланговыми клапанами или шланговыми затворами, но по современной классификации, в соответствии с принципом действия, их именуют задвижками
- ↑ 1 2 Арматура промышленная общего и специального назначения. Справочник. А. И. Гошко — М.: Мелго, 2007.