Декоративные элементы в архитектуре: Категория:Архитектурные элементы — Википедия – Архитектурные элементы фасада здания — виды, описания, инструкции по монтажу

    Архитектурные элементы в алфавитном порядке: понемногу обо всем

    АрхивольтАрхивольт

    Добавил(а): Евгений Удальцов 14 июля

    Каждому, кто собирается приступить к ремонту и отделке фасада здания или внутреннего пространства, нужно знать основные названия элементов декора. Эти знания необходимы не для того, чтобы раскидываться ими по сторонам в попытке выглядеть знающим человеком, а для того, чтобы облегчить себе задачу по поиску этих самых декоративных элементов. И заодно понимать то, что говорит архитектор, дизайнер или отделочники, которые будут помогать Вам преображать интерьер или фасад, если Вы не полагаетесь только на собственные силы. Понятия, приведенные здесь, изложены в максимально понятной форме без использования большого количества терминов для того, чтобы в них легко было ориентироваться.

    От А до Б

    Антаблемент – по сути это балка, перекрытие пролета, иногда служащая завершением стены. Она состоит из трех частей – архитрав, фриз и карниз. Является несомой частью и все ее составные элементы в каждом из ордеров, будь то ионический, дорический или коринфский, имеют различные пропорции, которые определяются исходя из параметров колонны. Сочетание антаблемента с колоннами является главным признаком классического стиля. После Ренессанса антаблемент стал появляться отдельно от колонн в качестве завершения верхней части стены. Если применяются пилястры или полуколонны, антаблемент выписан вокруг них. Встречается антаблемент без отдельных его частей. Например, без фриза антаблемент считается неполным, без архитрава он облегченный.

    Арка представляет собой перекрытие проема криволинейного типа, расположенного в стене, или пролета, находящегося между двумя опорами (это могут быть как колонны, так и опоры моста). Это криволинейный брус, который создает боковой распор при отделке фасада. Арка может быть полуциркульная – если есть сечение полуокружности, стрельчатая – если состоит из двух арок, которые сходятся под углом, лучковая – если дуга менее полуокружности, и многолопастная – когда используется сочетание нескольких небольших арок.

    Архивольт – обрамляет арочный пролет и выделяет его из стены. Это чисто декоративный элемент, с успехом применяемый при отделке интерьеров и фасадов. Так же в роли архивольта может выступать архитрав из лепнины или криволинейная тяга, которая окаймляет наружную поверхность арки или оконного проема.

    База – это нижний элемент колонны или пилястры, служащий их основанием.

    Балюстрада – лестничное ограждение, которое может использовать на балконах и террасах. Обычно он небольшой по высоте и состоит из фигурных столбцов, на которых сверху положены перила или балки.

    Балясины – как раз относятся к балюстраде и являются теми самыми невысокими столбцами, которые иногда могут быть украшены резным декором. Они поддерживают ограждающие перила.

    От З до К

    Замковый камень – обычно клинообразной или пирамидальной формы, венчающий арку или свод. Иногда он выделяется своими габаритами и выступает из плоскости и может быть украшен орнаментом или скульптурным изображением, что придает ему большую декоративность. Является арочным украшением, а также украшением для плоских перемычек.

    Кариатида – ее применение датируется XVII-XIX вв. в архитектуре Европы. Представляет собой скульптуру женщины, которая поддерживает балку в здании.

    Капитель – это верхняя часть какой-либо опоры, в основном, колонны. Именно она воспринимает большую нагрузку от горизонтальной балки.

    Карниз – элемент, служащий для отделки помещений, фасадов и мебели. Является выступающим и разделяет горизонтальную нависающую и вертикальную плоскости. Часто можно встретить разделение карнизом вертикальных плоскостей стены, которые нужно выделить. В архитектуре он обычно венчает антаблемент и находится над архитравом и фризом.

    Каннелюры – представлены горизонтальными или вертикальными (в зависимости от ордера) желобами на стволе или базе колонны. Могут быть плотно посаженными друг к другу или иметь небольшие промежутки.

    Колонна – архитектурно обработанный элемент, имеющий круглое или квадратное сечение. Изначально служила простейшим элементом в стоечно-балочной конструкции. Он опирается на базу, а венчает его капитель. Колонна используется как для оформления фасадов зданий, так и во внутреннем интерьерном пространстве. Степень ее художественной выразительности может определяться ее пропорциями, пластической обработкой и членениями.

    Консоль – если говорить об архитектуре, то это выступающий из поверхности стены камень, который поддерживает другую выступающую часть, большую по размерам. Это может быть балкон, карниз или вертикальный уступ в стене. Часто консоль декорируют парой волют – большой с закруткой кверху и меньшей по размеру с закруткой в обратную сторону. Также консолями называют подставки с орнаментом, которые крепят к стене в интерьерах, и которые служат для помещения на них различных элементов декора вроде ваз, статуй и т.д. Также консоль в интерьере является узким столом, который подпирается прямыми или изогнутыми ножками. Такие столы обычно помещали перед зеркалом или окном.

    От Л до Н

    Лепнина – всем хорошо знакомые рельефные и фигурные украшения, которые также часто используют для украшения фасадов зданий и интерьеров квартир. Материалами для них обычно служат гипс, бетон, штукатурка или набравший в последнее время невероятную популярность полиуретан.

    Модульон или модильон – является частью ордерной архитектуры и представляет собой кронштейн, поддерживающий вынесенную плиту. Правда, в некоторых случаях он выполняет чисто декоративную функцию. С нижней стороны он украшается акантовым листом.

    Наличник – обрамляет дверь или окно и выполнен в виде фигурных планок, которые прикладываются к стене. Резной наличник обычно выполнен из дерева и богато украшен резьбой. Помимо декоративности у наличника есть и функциональное назначение – закрывать щель между дверной или оконной коробкой и стеной.

    Ниша – один из самых известных широкому кругу людей архитектурных элементов, представляющих собой углубление в стене различных форм. В ниши часто помещают вазы, статуи и прочие декоративные элементы. Также в ниши встраивают шкафы. Полукруглая ниша называется экседрой.

    Как много П

    Панно – обычно это живописное произведение, призванное заполнить пустующую часть стены для придания ей большей декоративности и выразительности. Панно может быть настенным или помещаться на потолке, в таком случае оно называется плафоном. Может быть выполнено в виде барельефа, лепной или резной, а также керамической композиции.

    Парапет – проще всего описать как невысокое сплошное ограждение, стенка, которая ограждает покрытие здания, балкон или террасу, набережную или мост. На него часто ставят вазы и статуи.

    Пилон – похожие на башню сооружения, устанавливаемые по обеим сторонам от входа. Впервые стали известны в эпоху Среднего царства в Египте, где имели форму усеченной пирамиды. Обычно имели большое сечение и несли на себе плоские или сводчатые перекрытия. Позднее, использовались для поддержки несущих тросов в висячих мостах. Архитектура классицизма использовала эти элементы в уменьшенном виде при въездах на территорию дворцов и парков.

    Портал – архитектурный вход в здание, выполненный либо с плоскими либо с арочными перемычками. В архитектуре Древнего Востока был известен еще один вид – пештаки. Позднее в романской и готической, а также древнерусской архитектуре применялись перспективные порталы в виде уступов с колонками в углах, соединенными архивольтами.

    Портик – это ряд колонн, которые объединены аттиком и фронтоном. Иногда в роли объединителя выступает только аттик. Получил свое распространение со времен архитектуры Греции и Рима, а затем часто использовался в классицизме.

    Пилястра или пилястр – является вертикальным выступом с прямоугольным сечением, размещаемым на стене или столбе. Имеет те же пропорции и части, что и колона, только без энтазиса (утолщения в средней части). Является чисто декоративным элементом и может конструктивно усилить стену.

    От Р до С

    Рокайль – неразрывно связан со стилем рококо и представляет собой орнаментальный мотив на основе стилизации раковины.

    Ротонда – так обычно называют круглую постройку вроде павильона, зала, храма или мавзолея, которая обычно венчается куполом.

    Руст, рустик или рустовка – кладка из рельефных камней или облицовка стен такими камнями с выпуклой поверхностью, которая и называется рустом. Такой прием служит для оживления фасада здания и придания ему массивности. Часто рустику имитируют штукатуркой при помощи разбивки стены на полосы и прямоугольники.

    Сандрик – чаще используется снаружи зданий, чем в интерьерах и выполняет декоративную роль. Он выполнен в виде небольшого карниза, который размещается над окном или дверным проемом, может иногда опираться на консоли и венчаться фронтоном.

    От Т до Ф

    Тимпан – это внутреннее пространство фронтона, в его углублении, которое может быть треугольным, полуциркульным или стрельчатым. Помещается оно над окном или дверью. В него часто помещают скульптуру, гербы и живописные изображения.

    Фасад – одно из самых главных понятий в архитектуре – наружная сторона любого здания. Ее название зависит от того, какой конфигурации будет постройка. Различают главный, уличный, боковой, парковый, дворовый и другие виды фасадов. Их пропорции и членения зависят от назначения здания и его стилистики, а также конструкции.

    Фриз – в ордерах архитектуры это средняя часть антаблемента, которая располагается между архитравом и карнизом. Также это сплошная полоса скульптурных, декоративных, живописных и других изображений, которая обрамляет верхнюю часть стены или поверхность пола в помещении, а также может служить полем ковра.

    Фронтон – обычно является завершающей частью фасада, колоннады или портика. Обычно треугольной формы, иногда бывает лучковым. Ограничен боковыми скатами и карнизом в основании. Часто в уменьшенном виде фронтон используется в качестве украшений дверей и окон.

    В конце алфавита

    Цоколь – является выступающей нижней частью стены здания или колонны, располагающейся на фундаменте. Ее обрабатывают рустовкой или профилями, производят декоративную обработку.

    Энтазис – утолщение ствола колонны в его средней части для создания эффекта напряженности. Обычно служит для устранения иллюзии вогнутости ствола.

    Люблю природу и красоту окружающего мира, освещаю это в своих статьях и пытаюсь поспособствовать претворению прекрасного в жизнь. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

    Части здания, декоративные архитектурные элементы — Дизайн

    Автор Admin На чтение 6 мин. Просмотров 74 Опубликовано

    На примерах композиции архитектурных сооружений особенно четко могут быть показаны и разъяснены следующие понятия: во-первых, о зависимости декоративных частей композиции любой вещи от конструкции этой вещи, обусловленной ее назначением, материалом и способом его обработки; во-вторых, понятие о стиле не в смысле изучения признаков исторических стилей, а в смысле единого стиля художественного оформления современного здания и вещей, находящихся в нем.

    Постройка любого здания, как известно, начинается с составления проекта. Основой для составления проекта служат данные о назначении здания (жилой дом, клуб, вокзал и пр.), о его объеме (количество и размеры помещений в нем), об основных материалах для постройки, например, каменного или деревянного здания и об участке земли, на котором должно быть построено здание. В советских условиях при проектировании всегда учитывается и связь нового здания с соседними, с улицей, кварталом и стилем города в целом.

    Это те технические условия, которые определяют направление работы архитектора над проектом. Но к каждому архитектурному сооружению, особенно к крупному зданию, предъявляются не только требования соответствия его назначению и удобства для людей, живущих, работающих или отдыхающих в нем, но также и требования художественные — забота о красоте здания. Эти последние требования обусловливают соображения о пропорциональности и единстве стиля оформления всех частей здания, соображения о том, что наружный вид здания, его внутренние помещения и предметы, находящиеся в этих помещениях, должны своим обликом раскрывать назначение этого здания или другого архитектурного сооружения (например, водная станция, речной вокзал, стадион и пр.).

    7. Восточный портик Эрехфейона и венчающие орнаменты на нем.

    Орнамент в классической архитектуре древних греков по своему характеру всегда соответствует конструктивному назначению декорируемых им частей здания.

    Фронтон фасада классического здания, например Эрехфейона венчают акротерий и антефикс
    (рис. 7, 8), ниже сима (рис. 9) и орнаментированный карниз.

    8. Антефикс.

    Наличники дверей и окон также часто имеют наверху венчающие украшения. Греки-строители придавали особый характер орнаментации частей здания, несущих на себе нагрузку чаще всего здесь применили мотив листа, поставленного наклонно вперед и упруго изогнувшегося, как бы сопротивляющегося давлению тяжести частей здания, расположенных выше. Это так называемые киматии; их применяют на карнизах. на архитравах (как ограничивающие фриз), на капителях колонн. Известно три типа греческих киматиев; а) дорический, б) ионический и в) лесбийский; по профилю ионический киматий называют четвертым валом, лесбийский — каблучком (рис. 10)

    9. Сима (три вида). а—плоская; б-четвертной вал; в—гусек,

    10. Киматии:

    а — дорический; б — ионический; в — лесбийский.

    Oпорные части здания, например колонны и пилястры, орнаментировали желобками — каннелюрами, идущими по направлению стержня колонны, причем форма каждой каннелюры на колонне повторяет изменения толщины стержня колонны, утоняясь кверху. В архитектуре древнеримской и эпохи Возрождения каннелюры колонн и пилястр в нижней трети их высоты заполнялись выпуклыми штабиками, чем достигался своеобразный эффект сопоставления вогнутых и выпуклых поверхностей. Иногда каннелюры направлялись вокруг стержня колонны, обвиваясь по упругой спирали.

    11. Кронштейн с арки Септимия Севера в Риме.

    К опорным частям здания относятся также кронштейны (рис. 11 и 12), являющиеся опорой для различных архитектурных деталей: для карнизов, балконов и пр. Кронштейн имеет, обычно в профиль, упруго изогнутую форму, выражающую напряжение, и в верхней части большой, а в нижней малый завитки или прямой срез. Передняя часть кронштейна орнаментирована каннелюрами или акантовым листом, а иногда растительным орнаментом, строго подчиненным конструктивным формам кронштейна. К отдельной группе надо отнести различного вида орнаментальные ленты, опоясывающие и как бы связывающие архитектурные элементы. Такая орнаментация в соответствии с ее назначением чаще всего тянется горизонтально в виде поясков, шнуров и лент с перекрещивающимися элементами (рис. 13).

    Простейшим украшением дорического ордера является

    торус
    — поясок (рис. 14), направленный горизонтально; он иногда орнаментирован переплетениями полосок в виде косы, расписанными или рельефными.

    Шнуры, бусы, астрагали (валик с полочкой) состоят из симметрично чередующихся шариков и сочетаний шариков с удлиненными бусами, нанизанными на шнур (рис. 15).

    15. Бусы.

    13. Плетеные пояски.

    Архитектор 3. М. Розенфельд. Кронштейны на фасаде здания в Москве

    14. Торусы-пояски.

    Орнаментальные ленты в виде меандра (рис. 16) — правильных сочетаний прямолинейных полосок, изгибающихся под прямыми или косыми углами. Это один из наиболее распространенных и богатых вариантами видов орнамента. Прямоугольный меандр рисуют по сетке из квадратов, причем ширина полоски меандра равна ширине промежутков между изгибами этой полоски.

    16. Меандры.

    Звезды, розеты и орнаменты, замкнутые в различные формы, например в кассеты потолка. Разбивка потолка на кассеты образует сетчатый орнамент из квадратов, многоугольников и их сочетаний с криволинейными фигурами. Пространство внутри каждой кассеты заполняется звездой, розетой или же орнаментом, занимающим всю плоскость кассеты (см. рис. 74).

    Итак, в классической архитектуре орнамент всегда имеет определенное назначение — способствовать выразительности декорируемой им архитектурной формы.

    Важным средством архитектурной композиции является прием контраста — сопоставления разнородных по своему характеру элементов, например, стена и портик, сильно выступающий рельеф детали и плоскость, грубая и тонкая обработка поверхности стены и т. п.

    Характерным примером архитектурной композиции, построенной на контрастности отдельных частей сооружения, может служить «Строганова дача», построенная по проекту архитектора Воронихина, изображенная на рис. 17. Композиционная выразительность стены этой дачи достигается сопоставлением разнородных элементов. В горизонтальное членение стены вписано окно с полукруглой формой вверху, камни стены имеют различную обработку поверхности — гладкую и грубо обсеченную, сюжетные барельефы сопоставлены с более высоким рельефом маски на тройном замке над окном. Скульптурные фигуры львов, расположенных симметрично с двух сторон окна, также являются контрастным сопоставлением с гладью стены. И, наконец, контраст по цвету светлых барельефов, маски-замка и гладкого карниза с темной поверхностью стены.

    17. Архитектор А. Н. Воронихин. Б. Строганова дача

    18. Фасад здания на улице Горького в Москве (1948 г.).

    19. Жилые дома на Песчаной улице в Москве (1949 г.).

    Современными примерами применения в композиции фасада здания контрастных решений стены нижнего и верхнего этажей могут служить новые жилые дома на ул. Горького и на Песчаной ул. в Москве (рис. 18, 19). Умелое использование специфических свойств того или иного материала дает возможность повысить художественные качества архитектурного сооружения.

    В лучших произведениях архитектуры конструктивные и декоративные части сооружения всегда тесно связаны друг с другом и с материалом, из которого создается архитектурная форма. А все это в целом исходит из художественного образа данного сооружения.

    Элементы и узоры античной архитектуры

    Фрагмент мраморного антаблемента и капители с античными узорами храма Зевса Сосиполиса в Магнесии на Меандре. 2 век до н.э. Археологический музей в Стамбуле.

    Античный ордер

    Искусство античности привнесло в архитектуру ордерную систему, которая использовалась на протяжении тысячелетий в мировом строительстве.

    Витрувий (Vitruvius; I век до н. э.) — римский архитектор и инженер, исследователь.

    Античный ордер – представляет собой определенные правила архитектурной формы конструкции зданий. Эти правила касаются размера, пропорций, расположения, формы вертикальных и горизонтальных элементов фасада. Определение ордеру было дано Витрувием в работе «Десять книг об архитектуре» — 1 век до н.э. Ордерная система существовала еще во времена Древнего Египта, Персии, однако, наибольшее влияние в зодчестве получили классические античные ордера Древней Греции и Древнего Рима. Прототипом ордеров являются столбы, несущие балки перекрытий. Конструкция ордеров имеет в своей основе стойки-колонны (несущая часть) и балок, которые они поддерживают – архитрава (несомая часть). Первым античным ордером греческой архитектуры считается дорический ордер, появившийся до 6 в. до н.э. в Пелопоннесе. В его составе: -стереобат (трехступенчатое основание), -несущие колонны с вертикальными желобками – каннелюрами, капителью с абаком (четырехгранная плита), эхины, напоминающей сплюснутую подушку. -Несомая часть – антаблемент с горизонтальной балкой – архитравом, фриз с плитами (триглифами) и декорированными плитами метопами, карниз. Примером дорического ордера может служить храм Геры в Олимпии.

    Дорический ордер. Руины Храма Геры в Олимпии (Герайон). конец 7 — начало 6 веков до н.э.

    В 6 веке до н.э. в архитектуре Греции (в Аттике, восточном Средиземноморье) появился ионический античный ордер, который отличался от дорического большей декоративностью. Тонкие колонны с канелюрами устанавливались на базы, венчались капителями волютами – завитками, напоминающими бараньи рога, импостом (горизонтальная тонкая плита над волютами). На фризы наносились рельефы, карниз украшали иониками (объемный декор, по форме напоминавший яйцо), климитиями (каменные листья), бусинами, высеченными из камня. Архитрав состоял из фасции – (нависающие друг над другом полосы, обычно их было три). По мнению Ветрувия (римский архитектор 1 в. н.э.), ордера воплощали в себе мужское и женское начало, и его догадки подтверждало то, что в дорическом ордере вместо колонн могли установить фигуры атлантов, а в ионическом – кариатид.

    Храм ионического ордера Эрехтейон. Афины. 421 – 406 гг.

     

    Сравнение конструктивных особенностей дорического и ионического ордера.

    Коринфский ордер появился позднее (5-4 вв. до н.э.) и был похож на ионический, отличался он большей декорированностью: капитель украшали рельефные изображения листьев аканта, фруктов.

    Храм Аполлона из мрамора в коринфском стиле. 2 век.

    Античный ордер в искусстве Древнего Рима стал символом упорядоченности и власти. Римские зодчие чаще использовали греческий коринфский ордер, а также собственный ордер: композитный, соединяющий элементы разных греческих ордеров. В римской архитектуре массивные стойки-опоры соединены арками, поддерживаются полуколоннами, несущими антаблемент над аркой — эта конструкция составляет ячейку, модуль, который использовался при сооружении зданий разного назначения. Впервые конструкция проявилась в фасаде здания государственного архива Римской республики Табулария – сооружения, встроенного в юго-восточный склон Капитолийского холма (строительство 78 г. до н.э.)

    Табуларий (tabularium). 78 г. до н.э.

    Из ячеек складывались строения разного назначения: триумфальные арки, казармы, склады, рынки, другие общественные здания. На этих ячейках основывалась внешняя стена амфитеатров (Колизей — амфитеатр Флавиев в Риме. Около 80-х гг.).

    Колизей. Рим.80-е гг. н.э.

    При возрождении традиций классики в европейских странах подражали в основном римской античности, которая служила прообразом Ренессанса, классицизма, ампира. В 19 веке античные ордера Древней Греции активно использовали зодчие в американском неоклассицизме.

    Античные колонны

    Античная колонна в Древней Греции олицетворяла силу и стойкость возвышенной души греков. Свое происхождение колонна ведет от деревянного столба, который в последствии в строительстве был заменен на каменный. Колонны выполняют конструктивные несущие функции, поддерживая балки перекрытий. Древние сооружения с дорическими колоннами были вытянуты в длину. Диаметр древних колонн был велик, расстояние между колоннами – небольшое. Эти соотношения усиливали монументальность и основательность здания. Затем пропорции были изменены в сторону уменьшения диаметра и увеличения высоты колонн: в сооружениях Коринфа времен архаики (540 гг. до н.э.) отношение диаметра к высоте составляет 1:4; в Пропилеях в Афинах (5 век до н.э.) оно становится 1:5; а в 300 гг. до н.э. 1:6,5 (святилище Немеи).

    Храм Апполона в Коринфе

    Пропилеи в Афинах. 5 век до н.э.

    Святилище Немеи. 300-е гг. до н.э.

    В архаичном храме количество античных колонн фасадных и боковых находилось в соотношении 6:17 (храм Аполлона в Сиракузах), 6:15 (Коринф). В классической архитектуре Древней Греции (ссылка на статью Античная архитектура) существовало правило, согласно которому у боковой стены должно было быть удвоенное количество фасадных колонн и еще одна, то есть соотношение как в храме Зевса в Олимпии 6:13 (архитектор Либон. 468 — 456 гг. до н. э.). В Парфеноне в Афинах соотношение составило 8:17.

    Храм Зевса в Олимпии. Визуальная реконструкция Храма Зевса 19 века, автор Пауль Нефф Верлаг.

    Дорическая колонна устанавливается без площадки стилобата. Ионическая колонна устанавливается на цоколь. В ионическом стиле античная колонна выступает не только как опора (в отличие от дорической), но и как декоративный элемент. Античная колонна в коринфском стиле была наиболее сложной и декорированной, и в греческой архитектуре встречалась нечасто – ее больше использовали в Древнем Риме. В Греции эти колонны украшали, например, внутренние пространства Фимела в Эпидавре, построенном в 4 веке архитектором Поликлетом Младшим.

    Греческие чертежи разновидностей разных типов колонн (надписи на латыни). Сверху вниз: первый ряд – колонны дорические, второй ряд – ионические, третий ряд – коринфские.

    Античный орнамент

    Основное в античном орнаменте Древней Греции – четкий ритм, чередование одних и тех же элементов, одинаковых по величине. Орнамент всегда замкнут, располагаясь вдоль всего фриза здания. Античный орнамент Греции развивался под воздействием исторических событий. В 13 веке до н.э. в Греции правили дорийские племена, в это время декор представлял собой орнамент из элементарных фигур, кругов, свернутых прямых линий, меандров – символов воды. Позже античный узор, прежде состоящий из ромбов, правильных треугольников, меандров, обогатился новым подходом: появились два чередующихся элемента, место меандра занимает пальметта. Используется изображение винограда, листьев алоэ, кувшинок, плюща, лавра, оливы, жимолости. Основное же в античном орнаменте сохраняется: четкость рисунка, симметрия.

    Античный орнамент с меандром в архитектуре

    Характерный для Греции античный узор на керамических плитках, украшавший здания: двойная плетенка, соединяющая горизонтальную линейную спираль, символическая раковина, пальметта, ионики, бусы, акант.

    Античные орнаменты. Сверху вниз: меандр; “бегущая волна”; плетенка; жемчужник; бусы; акант; ионики; пальметты

    Также в античном орнаменте Древней Греции присутствовали грифоны, сфинксы, полулюди — полузвери из древних мифологий, однако такие изображения чаще встречаются в декоре строений архаичного периода. Античный орнамент в римском зодчестве пополнился театральными мотивами, гротеском. В античном узоре у римлян появились музыкальные инструменты, маски, факелы, военная атрибутика, ленты, плоды. Символизм орнамента Древней Греции перерастает в декоративное искусство. Основным элементом в римском орнаменте оставался греческий аканф (акант), соединенный с линейной спиралью. Орнамент строился по горизонтали, нередко в центре завитков узора располагался распустившийся цветок, фигура животного, вплетая новые, реалистические изображения в канву древнего орнамента. Присутствие в римском античном узоре меандры, пальметты, спирали, волны, взятые из греческого орнамента, привело к тому, что многие украшения на римских зданиях получили название «греко-римских».

    Примеры римского античного орнамента.

    В современном строительстве, особенно там, где присутствуют элементы римского зодчества, нередко используются античные узоры, которые поддерживают выбранное стилевое направление. Для составления узора, украшающего здание, нередко пользуются изготовленными из современных материалов объемными изображениями, создавая вариации на темы античного орнамента.

    Автор текста: М. Костин

    Орнамент в архитектуре

     

    Архитектурный орнамент по мотивам греческого меандра на молдинге из коллекции декора Architan.

    Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании рисунка. Архитектурный орнамент украшает поверхность, организует и систематизирует ее, акцентирует внимание на архитектонике сооружения. Орнамент в архитектуре существует несколько тысяч лет. С архаичных времен зодчие в разных регионах декорировали архитектурные элементы зданий. Орнамент воплощали в лепнине, резьбе, росписях, мозаике, барельефах, поддерживая архитектурный стиль здания.

    Архитектурный орнамент. Храм св. Георгия в Юрьеве-Польском, 12 век.

    Рассмотрим архитектурные орнаменты, которые пользуются популярностью среди современных застройщиков. — Резной орнамент наряду с росписью украшал колонны Древнего Египта. Среди изображений той эпохи: стилизация цветка лотоса, лилии и папируса, простые геометрические фигуры. В орнаменте египетских сооружений — картуши, сочетание рисунка в которых могло прочитываться как текст. Если есть желание с помощью резного орнамента создать определенные сообщения на собственном фасаде, то за основу можно взять расшифрованные египетские орнаменты.

    Орнамент на египетских колоннах.

    Орнамент — лепнина характерен для зодчества Древней Греции и Рима. К цветочным рисункам Египта добавились листья аканта, пальметты, меандр, зооморфные изображения, объемные фигуры людей. Античные орнаменты включают также прямые, ломанные, волнистые линии, круги, сферы. Орнаменты также составлялись из перевязывающихся или переплетающихся ленточных композиций. Возвращение классики в современную архитектуру привнесло в дизайн фасадов орнамент лепной по мотивам эпохи античности. Листья аканта, фигуры людей, животных, гротески, канделябры, маски, меандр, пальметты, картуши, заимствованные в архитектуре Древнего Рима были использованы в сооружениях Ренессанса, а затем в зданиях в стиле классицизм по мотивам греческой и римской классики.

    Классический орнамент-лепнина на современном здании.

    Орнамент лепной и резной характерен и для сооружений Древней Индии. Резьба по камню и дереву часто использовалась при украшении зданий в Индонезии. С большим мастерством художники изображали животных и людей, фигурирующих во многих композициях. Такие элементы декора присутствовали в этом регионе до воцарения исламской культуры.

    Архитектурный орнамент Индонезии.

    В Средней Азии орнамент в архитектуре чаще воплощался в майоликовых изразцах. Здесь в орнаменте отсутствуют изображения людей, запрещенные исламской религией. В резной орнамент нередко включали письмена. В орнаменте исламского искусства выделялись геометрический стиль – гирих (сложный геометрический орнамент), растительный – ислими (обычно на основе спирали и вьюнка), мадохили (в основу кладется «гусек», «каблучок» или другой элемент, который поворачивают вокруг центра симметрии, либо повторяют, заполняя все пространство).

    Орнамент в исламской архитектуре Средней Азии.

    Большой интерес вызывает кельтский архитектурный орнамент, который нередко воспринимается как некий сакраментальный символизм. Когда кельты расселились на территории нынешней Британии, у них развивалось собственное направление искусства. В орнаментах использовались религиозные символы, элементы исторических сюжетов. Различные виды жизни: люди, животные, птицы, рыбы, насекомые, растения нашли отражение в стилизованных изображениях орнаментов. Фигуры принимали вытянутые формы, животные изображались с переплетенными частями тела: хвостами, ногами, ушами. В архитектурном орнаменте присутствовали зигзагообразные, криволинейные и прямолинейные линии, геометрические фигуры, спирали, узлы, полосы, круги. Особый интерес представляют кресты (четыре стороны света, четыре времени года), загнутые концы креста (свастика) означали круговорот, движение (позднее символ даже использовался христианской церковью как знак благополучия; трехконечная свастика — трискелис — символ солнца (символ на гербе острова Мен)). Спирали в орнаменте принимают сложные взаиморасположения (такие рисунки датируются 200 до н.э. — 200 н.э.)

    Кельский орнамент из спирали.

    Романский орнамент демонстрирует возвращением к древности, его можно воспроизвести в домах-замках. В 11-13 вв. в Западной Европе сформировалось романское направление искусства, которое во многом основывалось на римские традиции в декоре. В орнаменте архитектуры романского стиля соединялись узоры и рельефные изображения. Часто использовался резной орнамент с глубоким рельефом. Романский резной рельеф очень плотно заполняет пространство фасада: порталы, арки, своды, колонны, стены. Вместе с римскими элементами присутствуют византийские, иранские и восточные мотивы, заимствованные с предметов искусства, привезенных из разных стран. Нередко использовались в рисунке на фасадах фантастические фигуры, соединяющиеся с изображениями животных. Влияло и кельтское искусство с его языческими традициями со звериными мотивами, элементов плетенки, которые присутствовали в резном орнаменте. Кроме них присутствуют розетки, наложенные друг на друга окружности, пчелиные соты, меандр, спирали, завитки, фантастические изображения растений, полулюдей — полуживотных (кентавры, грифоны, сфинксы), цветы ленты, стебли с виноградными лозами, пальметты, птицы, животные, фантастические образы драконов, заимствованные на Востоке. Мозаичный орнамент состоит из знаков зодиака, шахматного узора, простых и сложных симметричных геометрических фигур. Нередко встречались и изображения нечистой силы в разных образах, со звериным обликом, когтями, копытами. Романтика лепного орнамента, особо привлекающая современных декораторов, составлялась изображениями доспехов, щитов, мечей, дам и рыцарей.

    Романская (норманская) архитектура и орнаментальный декор.

    Романский орнаментальный декор.

    В готике романский орнамент обогатился новыми элементами. Стрельчатые окна, арки, ниши украшались резным орнаментом с завитками, волютами, шишечками, кругами, формируя ажурное кружево. Пинакли — башенки — нередко имели ребристый контур благодаря «краббам» — объемным листьям, имеющим специфический вид, напоминающий ползущего животного. Среди элементов орнамента лепного — крестоцветы, трилистники, фантастические существа, маски, фигуры людей и животных.

    Альбом архитектурных орнаментов в готическом стиле. Северный вход Руанский собор (North entrance Rouen Cathedral).

    Декор фасадов современных домов может быть изготовлен как из традиционных материалов: камня, бетона, дерева, гипса, так и из материалов искусственных, например, из полиуретана. Полиуретановый декор может в точности воспроизводить исторические аналоги. Благодаря своим характеристикам полиуретан может имитировать любой натуральный материал.

    Особняк украшен полиуретановым декором, который своим внешним видом напоминает традиционный, выполненный в классическом стиле.

    Украшение архитектурным орнаментом здания осуществляется на основе художественного вкуса дизайнера. При этом лепной или резной орнамент, или роспись не должны затмевать конструкцию фасада, его архитектурные формы. Напротив, орнамент выделяет отдельные фрагменты здания: оконные и дверные проемы, арки, своды, межоконные проемы, колонны, плоскость стен. Мир орнамента в архитектуре очень разнообразен. Каждая однажды найденная форма передается от поколения к поколению, часто получая новое толкование и варьируясь, но одна из них не забывается полностью.

    Автор текста: М. Сергеева

    Полезные ссылки:

    Индивидуальный заказ

    Готовые комплекты декора

    Монтаж

    колонны, окна, нервюры, пинакли и другие

    Элементы готического собора определяют его образ. Собор Кельна (Kölner Dom) (1248-1437 гг, 1842-1880 гг.)

    Основным готическим элементом, определяющим величественный образ соборов, является каркасная система несущей конструкции здания, благодаря которой стал новый способ распределения нагрузки.

    Любое здание испытывает следующие виды нагрузок: собственный вес, а также дополнительный вес, например, от снега. Нагрузки передаются на фундамент через несущие конструкции

    Каркасная система возникла на основе крестового свода романского периода: зодчие того периода иногда между распалубками крестовых сводов выкладывали каменные «ребра», выступающие наружу. В то время подобные ребра имели декоративное значение. Готические архитекторы внесли новаторскую идею, задавшую общую тенденцию стилю: ребра, служившие для украшения романских зданий, превратились в нервюры, которые составили основу каркасной системы. Массивный романский свод сменился ребристым сводом из диагонально перекрещивающихся ребер-нервюр. Пространство между ребрами заполняли легкой кладкой из камня или кирпича.

     

    Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи.

    Церковь Сан-Франческо в Ассизи — базилика Святого Франциска при монастыре Санто-Конвенто ( La Basilica di San Francesco d’Assisi) — храм ордена францисканцев в городе Ассизи. Италия. Архитектор брат Илия Бомбардоне. 1228-1253 гг.

    Нервюрный свод позволял перекрывать пространства неправильной формы, и, кроме того, усадка грунта, которая была характерна для романских зданий, готическим зданиям была не страшна. Благодаря нервюрному своду уменьшился боковой распор и вертикальная нагрузка. Свод перестал опираться на стены зданий, он стал легким и ажурным за счет перераспределения нагрузок. Толщина стен уже не влияла на несущую способность здания. В результате из толстостенного массивного сооружения, благодаря новым готическим элементам, здания превратились в тонкостенные. Давление от свода передавалось на столбы-устои, колонны, перераспределяя боковой распор со стен на архитектурные готические элементы: аркбутаны и контрфорсы.

    Аркбутан представляет собой арку, построенную из камня. Аркбутаны предназначались для передачи давления от сводов на опорные столбы – контрфорсы. В ранний период готического стиля аркбутан был рассчитан на прием только боковой нагрузки, затем его стали строить таким образом, чтобы он принимал также и часть вертикальных нагрузок. Арки изначально строили под крышами зданий, но поскольку такая конструкция мешала освещению внутренних помещений храмов, их стали создавать снаружи строения. Различаются двухпролетные, двухъярусные варианты подобных арок, а также комбинированные конструкции. Контрфорс- элемент готической архитектуры — представляет собой столб, который должен придать стене большую устойчивость, противодействовать распорной силе сводов. Контрфорсы отстояли от стен на несколько метров и были соединены со строением аркбутанами – перекинутыми арками.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Аркбутаны Страсбургского собора (Cathédrale Notre-Dame – Собор Девы Марии. Не завершен. Начало строительства — в 1015 году, Северная башня (1439 г.) построена по проекту кельнского зодчего Иоганна Хюльца. Южная башня не достроена).

    К архитектурным готическим элементам относятся: — Пинакль— архитектурный элемент, который устанавливали с целью предотвращения сдвигающих усилий. Пинакль — это остроконечная башенка, которую устанавливали на вершину контрфорса в том месте, где к нему примыкает аркбутан. – Арка. В готике отказались от полуциркульной арки и заменили их на стрельчатые.

    Архитектурные готические элементы.

     

    Готические колонны в Йоркском соборе (Йорк Минстер — Собор Святого Петра в Йорке. Англия. Собор был заложен в 13 веке, строительство продолжалось 250 лет. Реставрационные работы после пожара 1984г. были окончены в 1988 г.)

    Иногда внутри собора для ряда мероприятий устраивают газон.

    Важный элемент готической архитектуры, выполняющий двойную функцию – несущую и декоративную – столб-устой или колонна. Ствол готической колонны обычно представлял собой правильный цилиндр. Для того, чтобы давление от колонны равномерно распределялось по опорной поверхности, между стволом колонны и фундаментом, который его поддерживает, создавали расширенное основание рядами дополнительной кладки – цоколь. В ранней готике углы цоколя срезаны (собор в Шартре), или убрано целиком вертикальное ребро (собор Парижской Богоматери). Удаление углов делали для того, чтобы цоколь занимал меньше места. Столб-устой с цилиндрическим стволом, установленный у стены, имели высоту от пят нервюр до пола. Отдельно стоящие готические колонны представляли собой опору, на которой пучок колонн стоит на «пяте» — одной массивной опоре, окруженной примыкающими к ней тонкими колоннами. Например, как в Реймском соборе на фото выше. Верхние стволы колонн обрываются на абаке, а нижняя часть устоя сводится к цилиндрическому стволу (как в Соборе Парижской Богоматери) или стволу, усиленному пучком колонн вокруг основного столба. Подобные готические колонны характерны для 12-13 веков.

    Абак (abax) – элемент в архитектурных ордерах. Представляет собой верхнюю плиту капители колонны, полуколонны, пилястры. Обычно имеет в дорических и ионических ордерах квадратные очертания с прямыми краями, в коринфском ордере — вогнутые края.

    Готические колонны также могли представлять собой пучок тонких колонн, монолитно соединенных с основным устоем. В некоторых сооружениях опоры устанавливали под каждый конструктивный элемент, например, составляли несколько колонок в виде трилистника, как в церкви Сент-Урбан в Труа (под три вала одной нервюры). Такое разделение нагрузки путем установки колонн под архитектурные элементы характерно для строений 14 века. В церкви Сен-Назэр в Каркассоне, архитекторы готическую колонну сделали вертикальным продолжением нервюры, а ее поверхность украсили фестонами. Нервюра и колонна получают многоугольные профили для увеличения прочности.

     

    Церковь Сан-Назэр. Каркассон. 13-15 вв.

    База готической колонны — основание, подножие опоры, ее размер определялся высотой обрабатываемой каменной глыбы. Например, в соборе Парижской Богоматери, где в строительстве использовались камни неодинаковой величины, базы колонн имеют различную высоту: для баз (как и для капителей готических колонн), единство размеров не соблюдалось. Готическое окно Изменение государственной структуры, усиление государств, окончание междуусобнических войн дали возможность развиваться инженерной мысли, реализовывать смелые идеи в архитектуре. Философия Божественного света, популярная в католичестве означала изменение религиозного мировоззрения: мир представлял собой не вместилище греха, а становился частью Божественного промысла. Большое окно являлось важнейшим декоративным готическим элементом и означало отказ от отрешения от мира, затворничества, стремления ощутить краски мира, связь с Высшими силами. Важным элементом в готике становится освещение храма, поэтому на первое место выходят окна. Благодаря новой структуре свода, стены освободились от нагрузки, и стало возможным прорезать их большими окнами — после 1150 года началось постепенное утончение стен, усложнение и увеличение оконных проемов. Хорошее освещение в храме создавало ощущение легкости, парения.

    Витраж кафедрального собора Реймса.

    Готические окна заполняли практически всю поверхность стен. Окна в готике украшали разноцветными витражами, что еще больше усиливало эффект присутствия «Божественного света» в помещении храма. Красные, фиолетовые и синие тона витражей создавали эмоциональный подъем, стремление к духовности. К концу 12 века Франция превратилась в «витражную мастерскую»: считается, что здесь находится половина всех средневековых витражей Европы — около 150 000 кв. м. Формы готических окон разнообразны: стрельчатые окна, окна-розы, окна-медальоны круглые, четырехугольные, эллиптические с изображением исторических сюжетов. Рассмотрим особенности окна-розетки. У окна-розы (розетки) прообразом было античное круглое отверстие в стене, которое превратилось в романский период в окно на западной стене храма. Первые окна-розы появились во французском зодчестве после крестовых походов, около 1200 года, и очень быстро стало популярным среди архитекторов Франции, особенно на севере страны. В течение 12 века круглые окна-розы увеличивались в размерах, пока не достигли ширины нефа. Розу застекляли витражом. Устанавливали такое готическое окно обычно на западном фасаде, над центральным порталом. Перекладины окна-розы составляли радиальный узор из серии расходящихся от центра узоров. Готическое окно-роза являлось религиозным и философским символом единства мироздания, равновесие, печать Соломона. Геометрия окна-розы проявлялась в точном размещении каждого элемента фигуры, центра, концентрических перегородок. Встроенные перегородки окна в виде треугольников, квадратов, звезд, кругов символически указывают на соединение материи и духа, небесного и земного, конечного и бесконечного, вечного и смертного. Считалось, что геометрия окон-розеток основана на взаимозависимости элементов, «ряде Фибоначчи», золотом сечении.

    Фибоначчи (математик XIII в.). Ряд Фибоначчи основан на арифметической прогрессии, когда каждый следующий элемент математического ряда является суммой двух предыдущих. Этот математический ряд связывают со структурами растительного мира (например, со структурой расположения листьев на стебле растения).

    Готические окна внесли особый вклад в «одушевление» искусства готики благодаря витражам, создающим игру света внутри храма. Богословы того времени считали, что витражи способны просветлять человека и удерживать его от дурных поступков. Витраж составляли из кусочков стекла разного цвета и прозрачности, собранных с помощью свинцовых соединений.

     

    Витраж в Сен-Дени. Авторство оконных витражей приписывают аббату Суггерию. На витражах Сен-Дени изображены исторические и библейские сцены, они объединены единым сюжетом.

    Готическое окно было призвано создавать особый духовный настрой при помощи витражей. Визажисты создавали эскиз на деревянных панелях, наносили основным контуры, по которым затем крепили куски стекла свинцовыми полосами. Широко применяли и гризайль – роспись по стеклу красками из окислов железа или меди, которые наносили на стекло и затем фиксировали на нем при помощи нагрева. Стекло при этом становилось менее прозрачным, хотя в массе окраску не меняло. Когда научились создавать сплав серебра, сурьмы, желтой охры, его стали наносить на стекло, обжигать и в результате получали желтое стекло. Благодаря этому открытию витражи пропускали больше света в помещение, но теряли насыщенность и яркость изображения. После окраски всех кусочков стекла, их обжигали в печи, затем выкладывали на деревянную панель с готовым эскизом, совмещали с прорисованными контурами и закрепляли свинцовыми полосками с профилем в виде буквы «Н». Свинцовые полоски спаивали друг с другом, создавая решетку с готовым изображением, которую вставляли в оконную раму, укрепляли арматурой.

    Витраж окна-розетки Нотр-Дам де Пари.

    Огромные по своим размерам готические окна, украшенные витражами, создавали эффект Божественного присутствия в храме, благодаря особой передаче света, преломляющегося через цветные стеклянные мозаики с религиозными сюжетами. Цветные световые потоки, льющиеся через огромные витражи, становились наглядной иллюстрацией философской религиозной мысли, выражавшейся известными духовниками времен средневековья. Красота и величие этих произведений искусства сохранилась и по сей день. Профессор, директор Дрезденской галереи, Карл Вёрман (1888-1933гг.) писал: «В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать, в отношении декоративной эффектности, сравнение с этими рядами расписных стекол». Большое значение имело качество и прозрачность стекла в готическом окне. В 11 веке немецкие мастера, а в 13 веке венецианцы, создали плоское стекло способом, известным еще древним римлянам, но долгое время не имевшем применения. Этот метод заключался в том, что с помощью стеклодувной трубки выдували пузырь в форме длинного цилиндра. Затем цилиндр нарезали раскаленным металлическим прутом, и каждую часть нагревали и выравнивали. Стекло получалось полупрозрачным. В 14 веке французами была создана технология листового стекла. Стекломассу расплавляли, из нее выдували полый сосуд, который в теплом виде выкладывали на вращающийся стол. Благодаря возникающей центробежной силе жидкое стекло расплющивалось и растекалось по столу. Получался плоский диск (до 1,5 м. в диаметре), который нарезали на куски нужных размеров. Для застекления соборов использовали центральные части стекольного диска, так как изготовленное таким способом стекло имели центральную часть более толстую, чем по краям. Новая техника позволила уменьшить количество свинцовых перемычек, так как можно было получать куски стекла довольно больших размеров. Готические элементы в своей совокупности дают визуальное ощущение величия, монументальности, и, в то же время, воздушности и легкости сооружений.

    Автор текста: Марина Калабухова

    Декор — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 октября 2019; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 октября 2019; проверки требуют 5 правок. Розетка в качестве примера декора

    Деко́р (лат. decor — приличие, пристойность, совместимость) — в традиционном значении под декором понимают совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения, его интерьеров, а также предметов быта, изделий декоративно-прикладного искусства. Декор может быть живописным, скульптурным, архитектурным, различным по материалу и технике выполнения. Различают также «активный» декор, соответствующий конструкции постройки или изделия, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для поверхностного украшения, например орнамент. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.

    В древнем Риме под декором понимали нечто большее, чем просто украшение. В латинской риторике «decor» означает «достойное благообразие», то же, что «honor» — «украшение» в смысле «хвала, слава, почет». Слово «decor» производили от «deceat» — «то, что подобает». Согласно Цицерону, «греки называли это „prepon“, а мы называем „decorum“» [1]. «Decor ornamentorum» означало «уместность украшений», оправданность деталей по отношению к целому. Противоположное значение: «indecentia» — «непристойность». Римляне понимали decorum как «сообразное, надлежащее, подобающее»; индивидуальную, особенную красоту, выражающую органичность приспособления частей к целому, какого-либо предмета или человека к особенностям ситуации, обстановки. Каждый предмет должен иметь свой «декорум» в отличие от всеобщей, абсолютной красоты, которую обозначали греческим словом symmetria. Глагол «decorare» означал «украшать» в смысле «возвеличивать, прославлять», в отличие от «ornare» — «украшать» в значении «снабжать необходимым, оснащать, вооружать». «Так, если римскому легионеру требовалось «ornamentum» — снаряжение, которое могло быть весьма дорогим, украшенным гравировкой и чеканкой, но, прежде всего, должно было охранять его жизнь в бою, то императору во время триумфа полагался «Decorum». В это понятие включались пурпурная мантия триумфатора, лавровый венок, триумфальные арки и колонны, шествия и все связанное с празднованием триумфа в особо торжественных случаях. Декор нес в себе идеологический смысл. Орнамент имел формальное значение» [2].

    В современном искусствознании после диссертационного исследования К. А. Макарова декором принято называть особый вид композиции, художественный смысл которой состоит во взаимодействии с окружающей средой — пространством, объемом, массой, плоскостью, форматом, качеством (цветом, фактурой, текстурой) декорируемой поверхности [3].

    Помимо основного формообразующего значения термина «декор» в различных видах искусства целесообразно выделять элементы декора, или декоративные элементы, имеющие стилевое значение, По декоративным элементам как «носителям стиля» нетрудно атрибутировать или предварительно классифицировать то или иное произведение искусства, поскольку другие элементы композиции, например сюжетные фигуры и их атрибуты в живописи или конструктивные элементы в архитектуре, тесно связаны с иными факторами: конструктивными, семантическими, символическими, идеологическими [4].

    1. ↑ Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти // Л. Б. Альберти. М.: Наука, 1977. С. 92—93
    2. ↑ Власов В. Г.. К определению понятия «декоративность» в различных видах изобразительного искусства. // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». УралГАХА, 2009. — № 2 (26)
    3. ↑ Макаров К.А. Декоративность как форма выражения красоты. Автореферат канд. диссертации. М., 1966
    4. ↑ Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи. — Л.: Аврора, 1972

    Примеры декоративных элементов в архитектуре[править | править код]

    Колонна в архитектуре

    Дом с колоннами демонстрирует мотивы стиля Ренессанс.

    Колонна в архитектуре является одним из основных элементов конструкции зданий. Эстетически этот элемент осуществляет визуальную связь между основанием сооружения и его кровлей. Функционально архитектурная колонна исполняет роль вертикальной опоры для навесов, крыши, балконов, арок, сводов. Способность колонны выдерживать вес рассчитывалась архитекторами согласно свойствам материала, из которого она была изготовлена. Здания с колоннами начали возводить еще в начале развития человеческой цивилизации. Изначально в роли колонны выступали деревянные столбы, поддерживающие навес. Нижний конец столба поддерживался доской или камнем, чтобы предотвратить оседание. Сверху устанавливали другую доску: для увеличения площади опоры. Плиты или доски сверху и снизу служили первыми капителями и базами, которые составляют основные части современных колонн в архитектуре. За 2 тыс. лет до н.э. колонны возводили в храмовых сооружениях древние египтяне, шумеры, ассирийцы. Однако своего совершенства архитектурная колонна достигла в период развития искусства Древней Греции. Зодчие Греции создали три основных типа колонн, во многом определяющих ордер всего сооружения: здания с колоннами строили в дорическом, ионическом, коринфском стиле. Римляне позаимствовали принцип создания архитектурных колонн и добавили еще два ордера: строгий тосканский (заимствованный у этрусков) и роскошный композитный, сочетающий ионический и коринфский. В Древней Греции колонна в архитектуре выполняла двоякую роль, обязательно являясь настоящей опорой кровли. Колонна в архитектуре Древней Греции была важна как красивый конструктивный элемент, который зодчие стремились показать зрителю, располагая здания в наиболее выигрышном ракурсе. Римляне стали применять колонны не только в храмовых сооружениях и для портиков, под которыми собирались люди, как в Греции, но и для строительства монументов, дворцов, терм, общественно значимых административных зданий. В Древнем Риме помимо функциональных колонн начали создавать и декоративные, не несущие нагрузки. Колонны в архитектуре Рима могли использоваться как отдельно стоящие сооружения: их возводили в честь императоров, воинов-победителей, а также для указания границы земельных участков, в качестве указателя дорог. В честь воинов-победителей возводились ростральные колонны с роскошной капителью. На стволе такой колонны крепились части уничтоженных вражеских кораблей (колонна К. Дуилия — победителя карфагенского флота. 261 до н.э.) В этом же стиле выполнены ростральные колонны в Петербурге напротив Биржи.

    Ростральная колонна в Петербурге.

    Триумфальная колонна в архитектуре Древнего Рима имели достаточно большой диаметр, над капителью сооружалась платформа, где устанавливали на небольшом постаменте статую императора или полководца. Нередко внутри таких колонн были лестницы. Примером могут служить колонны Траяна, Марка-Аврелия (Рим), Диоклетиана (Александрия). Триумфальные колонны в архитектуре разных стран Европы: Вандомская колонна, сооруженная Наполеоном в 1806-1810 гг.; Июльская колонна в Париже, Победная колонна в Берлине, колонна Нельсона в Лондоне, Александровская колонна в Петербурге. Даты войн, имена полководцев, барельефы, повествующие о сражении, нередко украшали пьедестал и ствол колонн.

    Александровская колонна в Петербурге.

    Жилые дома с колоннами в Европе начали возводить в период Возрождения, когда появились зодчие, интересующиеся античной архитектурой. Они пропагандировали античность и внедряли ее элементы при возведении сравнительно небольших сооружений. В Европе времен Ренессанса появились компактные здания с колоннами, своей масштабностью и пропорциями больше подходившие человеку, чем дворцовые и храмовые строения Греции и Рима. Эти сооружения и по сей день остаются ориентиром для архитекторов и дизайнеров, которые строят современные дома в классическом стиле.

    Дом с колоннами — вилла Ротонда архитектора Палладио в Венченце.

    В период от Ренессанса до наших дней архитектурная колонна претерпевала изменения в соответствии с модными стилями. В стиле барокко ствол колонны мог стать спиралевидным, в эпоху рококо колонна обильно украшалась декором. В дальнейшем эти приемы создания архитектуры колонны использовались архитекторами, работающими в разных стилях и использующих современные материалы.

    Архитектурные колонны парка Гуэль в стиле модерн созданы на основе железобетона. Архитектор А. Гауди. Барселона.

    Масштабность колонн также менялась в соответствии со стилевым направлением. Барочные колонны приобретали большие размеры, не соответствующие человеческому росту, в эпоху рококо они уменьшились, а при возрождении интереса к античности в классицизме и эклектических подражательных стилях колонна вновь вернулась к масштабности времен Ренессанса. При этом чаще всего колонна в архитектуре не несла нагрузки, а являлась декоративным элементом. Дома с колоннами возводились в разные эпохи. В разных странах они приобретали определенные национальные черты. К примеру, дома с колоннами были очень популярны в России. Здесь в моде был московский классицизм, предполагавший усадебного типа дома, которые имели колонны на входе.

    Дом с колоннами — усадьба Кусково, построенная по заказу графа Шереметьева.

    В современной архитектуре здания с колоннами нередко используются в индивидуальном частном строительстве. Дом с колоннами является символом престижа, социального статуса владельца, указывает на серьезность своих хозяев, их высокое положение в обществе. Здание с колоннами может быть построено в стиле московской усадьбы, итальянском стиле палладианских домов, в стиле неогрек или французского классицизма. Для того, чтобы снизить стоимость оформления фасадов колоннами, можно использовать полиуретановые колонны, широкий выбор которых представлен в каталоге нашего сайта (ссылка на каталог с колоннами).

    Полиуретановые архитектурные колонны могут выполнять роль облицовки для несущего столба.

    Полиуретановые колонны являются декоративными, однако, если необходимо, чтобы они играли роль опоры, их сделают полыми, и внутри располагают несущий металлический стержень.

    Полиуретановые колонны в архитектуре дома будут играть ту же эстетическую роль, что и колонны из традиционных материалов.

    Благодаря свойствам полиуретана колонна в архитектуре вашего дома будет выглядеть органично, а при помощи окрашивания ей можно будет придать вид гранитной, мраморной, гипсовой, бетонной.

    Автор текста: М. Сергеева

    Полезные ссылки:

    Индивидуальный заказ

    Готовые комплекты декора

    Монтаж

    Related Articles

    Пошаговая инструкция по нанесению венецианской штукатурки: Венецианская штукатурка самостоятельно: пошаговая инструкция с фотографиями

    Содержание Венецианская штукатурка и техника ее нанесения своими рукамиХарактеристика и состав венецианской штукатуркиДостоинства и недостаткиНеобходимые инструментыПравила нанесения штукатуркиСоздание материалаПодготовка поверхностиКолеровка венецианской штукатуркиНанесение штукатурки на поверхностьНанесение в два тонаШтукатурка с имитацией под мраморПравила железненияНанесение воскаНанесение венецианской штукатурки + видеоКак наносить венецианскую штукатуркуПодготовка поверхности.Проведение колеровки венецианской штукатуркиНанесение на стены венецианской штукатуркиЭффект мрамораЭффект классической венецианкиЭффект пробкового дереваФактурное покрытиеЗаключение […]
    Читать далее

    Водоотводящий фартук – Способы герметизации открытых вертикальных стыков панелей Герметизация горизонтальных стыков панелей наружных стен жилого дома

    Содержание Водоотводящие фартуки. Универсальный справочник прораба. Современная стройка в России от А до ЯСпособы герметизации открытых вертикальных стыков панелей Герметизация горизонтальных стыков панелей наружных стен жилого домаСпособы герметизации открытых вертикальных стыков панелей Герметизация горизонтальных стыков панелей наружных стен жилого домаСтыки наружных стен подразделяют по расположению на горизонтальные и вертикальные.Стыки наружных панелей подразделяют по следующим признакам: Стыки […]
    Читать далее

    Состав антисептика для древесины: Антисептик для дерева своими руками: состав, как сделать

    Содержание состав + рецепты приготовления пропиткиЗачем нужно обрабатывать древесину?Лучшие рецепты домашних пропиток№1. Средства на масляной основеБитумная пропитка №1Битумная пропитка №2№2. Пропитки на водной основеРецепт #1 — антисептик с фторидом натрияРецепт #2 — пропитка из медного купоросаРецепт #3 – антисептик из купороса и бихромата натрия№3. Антисептик на основе воскаСоветы по нанесению пропиткиВыводы и полезное видео по […]
    Читать далее

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Search for: