Воск для патинирования как использовать
Технология работы с восковой патиной.
Чтобы получить наилучший результат патинирования нужно всегда помнить некоторые секреты, которыми мы с вами поделимся.
Есть много разновидностей составов для патинирования. Рассмотрим одну из них – восковую патину.
Патинируем воском
Для понимания правильной работы с такой патиной достаточно узнать ее состав.
В качественных патинах содержатся лишь два компонента — это воск и пигмент.
Следовательно, вся технология работы с восковой патиной определяется свойствами воска.
Поверхностный защитник
· высокой стойкостью (долго не теряет своих свойств),
· не растворим в воде и большинстве спиртов.
Эти физические характеристики определили главную область применения воска – им обрабатывают различные поверхности для создания защитной пленки.
Такая пленка долго держится и обладает водоотталкивающими свойствами.
Воск нельзя лакировать и красить!
Большинство лаков и красок на водной или спиртовой основе. А это означает, что адгезия (сцепление) таких составов с воском практически нулевая!
Иными словами, краска или лак, нанесенный на восковую пленку, будет попросту отскакивать.
Именно этот эффект лежит в основе техники «шебби-шик» — места, с на которых должен проступать нижний слой краски покрываются воском перед нанесением второго красочного слоя.
Главное правило воскового патинирования
Таким образом, мы логически подошли к формулировке главного правила патинирования с помощью воска:
Восковая патина является финишным слоем и выполняет как декоративные, так и защитные свойства.
Поэтому её следует наносить на последнем этапе обработки изделия.
Что такое патинирование это частый вопрос, который мне задают на творческих мастер классах по декупажу, поэтому в этой статье постараюсь более детально изложить, что это такое и какие составы используются для создания эффекта патины. Итак.
Для начала разберемся, что такое патина.
Патина- это такое явление, которому подвергаются металлические и деревянные предметы в естественных условиях окружающей среды. Поверхность по истечении определенного времени меняет свой цвет, на нем могут появиться трещины, чернения и образуется налет. Т. е происходит окисление поверхности под воздействием окружающей среды. Этот процесс называется патинированием.
Такие предметы, которые состарились естественным образом сегодня имеют большую ценность, но не все имеют возможность их приобрести. Поэтому появилась технология искусственного старения.
Итак, в декорирование слово патинирование означает искусственное создание эффекта состаренности на предметах для придания им антикварности, изысканности, а так же повышения защитных свойств.
Как сделать эффект патины в домашних условиях?
Существует много различных патинирующих составов и соответственно столько же приемов создания патинирующего эффекта своими руками. Напишу о тех, которыми часто пользуюсь сама.
Акриловые краски
Чтобы добиться эффекта патины, не обязательно покупать дорогие составы. Можно воспользоваться обычными акриловыми красками, творчески сочетая их по цвету. Универсальность этих красок дает возможность применять их для патинирования любой поверхности.
Декорируемая поверхность сначала подготавливается и окрашивается в основной цвет. Затем переходим к этапу состаривания акриловой патиной. Путем смешивания акриловых красок подбирается необходимый цвет и разбавляется водой. Можно добавить замедлитель высыхания для акриловых красок. Наносим на поверхность кистью так, чтобы краска вошла во все углубления в рельефе. Не дожидаясь высыхания, вытираем излишки тряпочкой и оцениваем полученный результат. За счет добавления замедлителя высыхания вы полностью контролируете процесс. Если патины получится больше, вы можете легко удалить краску с выступающих частей рельефа влажной салфеткой. Если оказалось недостаточно, после просушки можно повторить этап и цвет патины будет более насыщенным.
Определенного приема создания патины не существует, только опыт и фантазия помогут выработать вам свои собственные техники патинирования для получения наилучших результатов.
Пошаговый фото мастер класс по созданию эффекта патины вы можете скачать на этой странице
Патинирование битумным лаком
Битумный лак имеет жидкую консистенцию и им, как правило, не натирают поверхность, а именно лакируют. При лакировке предмет приобретает коричневый, “состаренный” цвет. Лак можно развести уайт-спиритом, чтобы слегка разбавить коричневый цвет. Например, до светло — коричневого и желтого, если нужно только приглушить поверхность.
На рельефной поверхности эффект состаренности создается путем нанесения на поверхность битумного лака плоской синтетической кистью. За счет жидкой консистенции лак для патинирования проникает во все щели и углубления. После высыхания лишний лак стирается тканью смоченной в уайт спирите. В углублениях остается битумный лак и мы получаем желаемый состаренный вид.
После нанесения состава и, не дожидаясь высыхания его можно растирать спонжем, тем самым втирая в углубления. Кстати, излишки лака так же легко удалить прозрачным воском. Производитель отмечает, что необходимо закрепить результат шеллачным лаком, однако в своей практике этот этап я пропускаю. Через 1-2 дня после полной просушки липкость лака исчезает и при уходе за изделием лак не стирается.
Состаривание битумным воском
Битумный воск в отличие от лака имеет твердую консистенцию. Как отмечает производитель, битумный воск применяется для того, чтобы приглушить блеск золота, тем самым предмет приобретает более теплый оттенок и состаренный вид. Наносится мягкой тряпочкой, спонжиком или кистью. Излишки удаляют прозрачным воском и оставляют на просушку как минимум на 12 часов. При дальнейшем использовании и уходе за изделием не зафиксированный битум может стираться, поэтому производитель рекомендуется результат покрывать шеллачным лаком.
Воск-полироль
Воск имеет плотную консистенцию. Может использоваться как финишное покрытие, так и в качестве патинирующего состава. Наносится кистью на любую поверхность, в том числе и на необработанную древесину. После нанесения излишки удаляются с помощью ткани. После просушки полируется мягкой тряпочкой. Благодаря такой обработке поверхность становится шелковистой и приобретает состаренный вид.
На фото изображена деревянная поверхность обработанная темным воском Стамперия. Брашированная досочки затираются воском, затем кистью наносится белый тальк. Излишки удаляются мягкой тряпочкой. Через 12 часов полируется, получая, таким образом, цветовой контраст между белым цветом талька и темным воском.
Надеюсь статья окажется полезной, вдохновения вам и новых идеи.
Для патинирования можно применять самые различные материалы: от химических окислителей до обычных акриловых красок. Существует множество техник нанесения патины в зависимости от материалов и желаемого результата. С помощью патиинрования можно достигнуть эффекта старения, приглушить блеск позолоты, выявить и подчеркнуть рельефный узор, сымитировать совершенно другой материал.
Разобраться в основных видах и преимуществах специальных патинирующих средств, представлены в магазинах поможет вам эта статья. Слово «патина» (итал. patina) изначально обозначает плёнку разнообразных оттенков , образующуюся в результате коррозии металла на поверхности изделий из бронзы, латуни, меди.
В более широком смысле патиной называют потемнения и пыльный налет на фасадах, архитектурных элементах, скульптурах и других поверхностях. Патина не только придает изделию благородный налет старины, но и красиво подчеркивает его рельеф и фактуру.
Однако патина возникает не только естественным путем, существуют и различные техники искусственного патинирования. Причем часто патинирующую пленку наносят не только для декоративного эффекта, но и для предохранения от разрушения произведений искусства .
Химические патины применяются для окисления металлических крыш. Самым простым средством окисления в быту может служить уксус.
Но есть специальные парные составы, которые воспроизводят естественный химический процесс окисления на любых других (не металлических) поверхностях который описан здесь alljur.ru. Полученный эффект выглядит очень натурально. Патина химическая IDEA PATINA от Maimeri (3 оттенка).
Состав используется обязательно совместно с металлическими красками из этой же серии средств . Специальные соли в составе патины вступая в химическую реакцию с металлическими пигментами красок, таким образом создают подлинный окисленный сине-зеленый налет.
Наносится патина мягкой беличьей кистью или губкой, тряпочкой на те участки, где нужно получить налет. Эффект проявляется в течении нескольких минут после нанесения состава. Полученный результат необходимо защитить специальным лаком этой же серии либо любым другим.
В общем-то, любой битумный состав можно применять для патинирования. Но есть и специальный битумный состав — патина. Патина битумная №710 из серии IDEA PATINA от Maimeri. — Универсальное средство.
Это темный, средней густоты состав, позволяющий добиться эффекта заметного на самых разных поверхностях. Разбавляется органическими растворителями, излишки удаляются льняным маслом. Эта патина имеет очень красивый естественный темно-коричневый цвет, сохнет достаточно медленно, наносится кистью или губкой, излишки стираются мягкой тряпочкой.
Применяется для приглушения блеска при золочении и выявления, затенения рельефных узоров, может использоваться и в сочетании с химической патиной.
АКРИЛОВАЯ ПАТИНА НА ВОДНОЙ ОСНОВЕ
Эти составы в отличие от акриловых красок (которые также можно применять для патинирования) медленнее высыхают и имеют большую прозрачность, что облегчает работу при патинировании и дает возможность более мягкой растушевки.
Применяются как для выявления рельефов, так и для затенения краев и углов с помощью губки. Акриловая патина бывает разных цветов: различные оттенки коричневого, белая и металлики.
Краска-патина акриловая универсальная ALL PURPOSE PAINT от Rayher. Патина годится для использования с различными поверхностями — дереве, стекле, керамике и т.д. На рельеф наносится кистью и сразу же снимается с выступающих частей мягкой тряпочкой.
Хотя состав сохнет медленнее, чем акриловая краска, но при обработке больших поверхностей рекомендуется патинировать изделие частями. Полученный результат закрепить после окончательного высыхания покрывным лаком. Не пахнет, кисти моются проточной водой.
Патина перламутровая на водной основе FERRARIO. Состав подходит для работы на любой поверхности, в том числе позолоченной и защищенной бесцветным лаком. Наносится тряпочкой. В отличие от предыдущего состава не требует дополнительной защиты лаком.
Средства на восковой основе очень хорошо подходят для патинирования: они довольно медленно сохнут и имеют густую не текучую консистенцию, что делает работу удобной даже на вертикальных поверхностях. Оптимально использовать восковую патину для выявления и подчеркивания рельефа поверхности и для имитации металлических поверхностей. Восковая патина для тонирования рельефного покрытий под старину FERRARIO.
Состав на основе разведенного в воде медленно сохнущего воска. Можно наносить губкой или тряпочкой, вытирая выступающие части, таким образом патина останется лишь в углублениях. Можно, наоборот, наносить только на выступающие части сухой кистью. Придает изделию эффектный шелковистый блеск с перламутровыми переливами. Палитра представлена довольно большим выбором цветов.
Патина на масляной основе по своим свойствам очень похожа на восковую. В качестве масляной патины может быть использована и художественная масляная краска или масляный битум, только в отличие от специальной патины они могут сохнуть гораздо дольше.
Патина на масляной основе RAYHER. Пастообразное средство, подходит для работы на любых поверхностях. Наносится тряпочкой, после некоторого времени излишки снимаются. Также подходит для работы сухой кистью и затирания трещинок при двухшаговом кракелюре.
Конечно, специальные патинирующие составы не дёшевы, но обладают довольно большими возможностями в работе. При достаточных технических навыках они помогут вам превратить в настоящие произведения искусства самые обычные предметы.
По материалам журнала «Делаем сами»
Восковая патина
Технология работы с восковой патиной.
Чтобы получить наилучший результат патинирования нужно всегда помнить некоторые секреты, которыми мы с вами поделимся.
Есть много разновидностей составов для патинирования. Рассмотрим одну из них – восковую патину.
Патинируем воском
Для понимания правильной работы с такой патиной достаточно узнать ее состав.
В качественных патинах содержатся лишь два компонента — это воск и пигмент.
Следовательно, вся технология работы с восковой патиной определяется свойствами воска.
Поверхностный защитник
Воск отличается
· высокой стойкостью (долго не теряет своих свойств),
· большой плотностью;
· не растворим в воде и большинстве спиртов.
Эти физические характеристики определили главную область применения воска – им обрабатывают различные поверхности для создания защитной пленки.
Такая пленка долго держится и обладает водоотталкивающими свойствами.
Воск нельзя лакировать и красить!
Большинство лаков и красок на водной или спиртовой основе. А это означает, что адгезия (сцепление) таких составов с воском практически нулевая!
Иными словами, краска или лак, нанесенный на восковую пленку, будет попросту отскакивать.
Именно этот эффект лежит в основе техники «шебби-шик» — места, с на которых должен проступать нижний слой краски покрываются воском перед нанесением второго красочного слоя.
Главное правило воскового патинирования
Таким образом, мы логически подошли к формулировке главного правила патинирования с помощью воска:
Восковая патина является финишным слоем и выполняет как декоративные, так и защитные свойства.
Поэтому её следует наносить на последнем этапе обработки изделия.
Классический декупаж и применение натирок
Сегодня мы с вами займемся классическим вырезным декупажем. Как-то все немного подзабыли об истоках техники декупаж и о самой сути декупажа, ведь в переводе это слово значит — «вырезать». Всё больше работ в салфеточной технике и с распечатками, и всё меньше с классическим декупажем… Так вот, сегодня мы с вами будем вырезать! А дополнительно используем и другие приемы декорирования, и не всем известные материалы и инструменты.
Для работы нам потребуется:
- Грунт акриловый
- Краски акриловые
- Двухшаговый кракелюр
- Металлическая пудра для затирки
- Декупажная карта
- Натирка
- Цанговый нож
- Коврик для резки
- Кисточки
- Искусственная замша для внутренней отделки
- Патинирующие воски
Покрываем заготовку акриловым грунтом. Нижнюю часть шкатулки внутри грунтуем только по краю, потом мы будем клеить внутрь ткань, а она лучше клеится на неокрашенную поверхность.
После высыхания ошкуриваем все окрашенные поверхности
С помощью маленьких ножниц и цангового ножа вырезаем из декупажной карты мотивы. Цанговым ножом очень удобно вырезать мелкие детали и фон, расположенный внутри мотива. Можно это же делать канцелярским ножом, но цанговый нож намного удобней. Им просто режете по контуру рисунка, как будто обводите карандашом. Режем на специальном коврике, если у вас нет такого коврика, то можно заменить его, например, куском линолеума. Не режьте без подобной подкладки, нож очень острый.
Для окраски шкатулки смешиваем цвет, подходящий к цветам мотива внутренней отделки. Мне оказалось достаточным смешать всего 2 цвета
Покрываем шкатулку краской в несколько слоев, после её высыхания ошкуриваем для выравнивания, не должно остаться никаких неровностей
Рисуем полоски с помощью специальной кисти. Эта кисть позволяет сделать сразу 4 тонкие параллельные полосы. Если вы не сможете соблюсти одинаковый интервал между соседними проходами кисти, то рекомендую вести кисть, повторяя крайнюю полоску
Для состаривания полосок прошкуриваем их
Намечаем композицию из вырезанных мотивов, запоминаем их расположение. Если не надеетесь на свою память, то можно сфотографировать. Моя композиция состоит из двух цветочных мотивов, можно дополнительно добавить мелкие цветы или листья.
Замачиваем мотивы на 1-2 минуты в воде. Бумага сначала свернется в трубочку, потом развернется, после этого можно её вынимать
Обсушиваем на салфетке, затем укладываем на файл лицом вниз и смазываем клеем
Переносим изображение с помощью файла на шкатулку, прикатываем валиком, прижимая и выгоняя пузыри. Таким же образом добавляем второй мотив
Покрываем приклеенные мотивы сверху клеем-лаком, приклеиваем маленький цветок на боковинку. Будьте осторожны с мелкими деталями, если вдруг, например, оборвался стебелек, то его можно подрисовать краской с помощью тонкой кисточки
На внутреннюю часть крышки наносим натирку в виде кружевного узора. Натирка представляет из себя тонкую пленку с нанесенным краской рисунком, одна сторона этого рисунка клеевая. Вырезаем нужный нам мотив, снимаем защитную пленку с клеевой стороны, прикладываем в нужном месте. Притираем деревянной палочкой по всему рисунку, не делаем пропусков, иначе рисунок не приклеится. Дополнительного клея под натирку наносить не надо! Снимаем вторую защитную пленку.
Покрываем кружевной узор лаком и после его высыхания приклеиваем цветочный мотив, у нас получается цветок пиона, лежащий на кружевной салфетке
С помощью скошенной кисти, краски и небольшой губочки подрисовываем тени вокруг всех картинок. Кисть обмакиваем в воду, обсушиваем салфеткой, затем на край кисти набираем краску. Наносим небольшое количество краски вдоль края рисунка и разносим губочкой. Снаружи таким же образом патинируем фигурный край шкатулки
Наносим на крышку двухшаговый кракелюр, затираем металлизированной пудрой с помощью ватного диска
Покрываем шкатулку лаком с промежуточным межслойным прошкуриванием.
Для патинирования смешиваем два патинирующих воска, с помощью губки состариваем шкатулку
Делаем внутреннюю обивку искусственной замшей, декорируем ленточкой, филигранью и кисточкой
Любуемся своей работой.
Спасибо всем, кто осилил эти многабуков и многафото.
Вдохновения вам!
Различные способы патинирования — Сам себе мастер
Секреты мастеров. Патинирование
Нанесение патины или патинирование. Составы и применение.
Патина — это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.
Патинирование в декорировании — это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени, окисления и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).
Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей.
Составы для патинирования:
1. Битумная патина
Эффект старения создается при помощи нанесения битумного лака на поверхность текстильным тампоном или кистью. После нанесения излишки стираются. В углублениях, по обработанной составом поверхности, остается битум и вот тут проявляется желаемый результат — вещью как будто уже давно пользуются, эффект состаривания достигнут.
Закрепляется эффект шеллачным лаком.
В зависимости от количества нанесенного битумного лака можно достигать разной степени затемнения.
2. Патина на основе акрила
Универсальность акриловых красок позволяет применить их и в качестве патины на любом предмете.
После подготовки и окрашивания в основной цвет предмета, приступаем к процессу состаривания акриловой патиной. Для этого подбираем, смешиваем и разводим водой акриловую краску и проливаем углубления в рельефе, вытираем сразу излишки и оцениваем результат.
Операцию можно проводить несколько раз через простушку до получения нужного результата. Цвета и оттенки для работы подойдут любые.
Эффектно смотрятся такие решения:
• рельеф цвета слоновой кости, запатинированный разведенной в воде жженой умброй;
• резная рама черного или насыщенного синего цвета, патинированная серебряной краской;
• терракотовая поверхность, патинированная золотом или медью и т.д.
Не существует универсальной техники создания имитации патины. Только практика, опыт, а также фантазия позволят декоратору выработать свои собственные приемы патинирования для достижения наилучших результатов.
3. Химическая патина
Это сочетание краски-металлика на водной основе и окислителя.
При помощи этих реагирующих между собой составов фаза естественного старения металлической поверхности сокращается до нескольких часов, в течение которых образуются характерные для металлов последствия длительного окисления из-за воздействия окружающей среды.
Таким образом, достигается подлинный налет патины фактическим преобразованием металла. Составы поочередно наносятся на подготовленную поверхность, следуя временным инструкциям указанных на этикетке. Наносится патина мягкой беличьей кистью или губкой, тряпочкой на те участки, где нужно получить налет. Эффект проявляется в течении нескольких минут после нанесения состава. Полученный результат необходимо защитить специальным лаком этой же серии либо любым другим.
4. Шеллачный лак
Шеллачный лак — это раствор шеллачной смолы в этиловом спирте. Используется не только как защитный слой, но и декоративно самодостаточен. Осветленный шеллачный лак придает поверхностям теплый светло-желтый оттенок, а не осветленный более насыщенный красно-оранжевый. Лак широко применяется в деревообработке для подчеркивая текстуры дерева и патинирования.
Пользоваться им очень удобно. Наносится на поверхность синтетической кистью, быстро высыхает, имеет смолистый запах, который легко проветривается. Применяется для патинирования и выявления глубины цвета.
Особенно хорошо смотрится лаковый слой на поверхностях, окрашенных акриловыми красками имитирующих драгоценные металлы, на потали и на сусальном золоте. Они приобретают благородный блеск и насыщенность своего цвета.
5. Восковая патина
Краски-патины на основе водорастворимого воска. Медленно высыхают, поэтому очень удобно растираются по поверхности. Восковые патины хороши для нанесения по рельефным декорам (например, нанесенным пастами через трафарет) с целью получения эффекта старины.
Патины на основе воска прекрасно подходят для затирки трещинок-кракле.
Тонирование неокрашенного и негрунтованного дерева, проявляет структуру, и параллельно служит и защитой для поверхности.
Источник
Учимся делать патинаж | Журнал Ярмарки Мастеров
Сегодня хочу поделиться с вами своим опытом нанесения патины на обувь. Тема очень интересная и мало освещенная.
В своё время, прежде чем взяться за это, я изучил массу видео, прочитал кучу статей, лично понаблюдал, как это делают профессионалы, и только после этого решился взяться за кисть.
Давайте сейчас разберёмся, что же такое патина. И какая патина считается правильной.
Патина — это искусственное состаривание кожи. Речь идет об игре контрастов и оттенков, которая позволяет придать обуви уникальности.
Нанесение рисунка патины на обувь зависит от фантазии мастера и его вкуса. Слои краски наносятся от светлого к более темному.
В процессе носки на обуви сбиваются носы, задники, появляются потертости в местах сгибов и контакта с какими-либо предметами и вещами. Именно в этих местах и должны быть более светлые, контрастные цвета. Конечно, можно сделать все наоборот. Можно изобразить на коже всевозможные незаурядные и изысканные складки, линии и так далее, но это уже будет фантазийная патина. А правильная патина повторяет естественное старение обуви в процессе носки.
Для начала нам понадобится обувь. Можно новую, а можно и ношенную. Главное требование это, чтобы кожа на вашей обуви была качественной и не была сверху покрыта краской, лаком или какими-то другими составами, то есть должны быть открыты поры и ничто не должно мешать краске впитываться в кожу.
Я взял новую пару обуви, сшитую на заказ.
Она имеет кожаную подошву, что позволит нам сделать патину и на ней (на подошве).
Прежде чем наносить патину на обувь, рабочую поверхность накрывают, надевают фартук и перчатки. Наносить патину необходимо в хорошо проветриваемой комнате. При помощи малярного скотча можно защитить подошву и внутреннюю часть обуви от попадания краски.
Прежде всего, необходимо тщательно почистить обувь. Это обязательный этап, который позволит удалить старые слои вощения, крема для того, чтобы краска лучше проникала в кожу. Для начала проходят щеткой, чтобы удалить пыль, а затем очищают поверхность обуви при помощи тряпки, смоченной в растворителе. После каждого нанесения растворителя, дают обуви просохнуть в течение 15-20 минут.
Наносить растворитель необходимо осторожно:
- лучше воспользоваться небольшой щеточкой, которая дает возможность наносить средство в небольшом количестве и позволит акцентировать внимание непосредственно на тех зонах, которые нужно обесцветить;
- если не устраивает степень обесцвечивания, средство наносится еще раз;
- далее обувь хорошо просушивается.
Не стоит увлекаться растворителем, так как он портит кожу
После того как обувь просохла, наносят краску, которая будет выступать в качестве основы. Краску можно наносить кисточкой, аэрографом, губкой и так далее. Краска должная высохнуть в течение 15-20 минут. Можно нанести второй слой краски, если тон кажется слишком светлым.
Я использую краску для кожи «SAPHIR», как наиболее авторитетного в этой области производителя.
После того как основа высохнет, можно наносить более темные тона. Обычно их наносят вдоль швов.
Наносить можно также:кисточкой, аэрографом, губкой. Я помимо всего прочего воспользовался фитилём (это хлопчатобумажная ткань, свернутая мешочком и забитая внутри ватой).
Самым сложным моментом является техника смягчения тона. Для этого можно воспользоваться кисточкой или тканью. Но я лично для этих целей использую ещё и аэрограф.
После того, как краска высохнет кожу необходимо пропитать и увлажнить. Для этого на обувь наносят крем. Лучше воспользоваться кремом, который немного светлее нанесенной краски. После того, как крем высохнет (15-20 минут) обувь натирают до блеска. В завершении можно нанести воск для обуви.
Такая вот получилась пара. Надеюсь вам понравилось.
Для начала рекомендую потренироваться на старой обуви, а как набьете руку, так можно состаривать все, что пожелаете: сумки, куртки, перчатки, кожаную мебель. Только не переусердствуйте. Патины должно быть в меру.
Успехов в творчестве!
Черная патина для паяных швов абажура-витража «Тиффани»
Витраж в технике «Тиффани» — довольно остроумный способ соединения фигурных стеклышек. Не без некоторых недостатков – требуются специальные материалы и оборудование, однако же, надо отдать должное американскому товарищу. Для получения рисунка, вырезаются и подгоняются его стеклянные элементы, краешки их окантовываются медной фольгой с липким слоем – вуаля! Обычным паяльником соединяем части в целое. В результате, элементы витража допустимо делать значительно более причудливыми, мелкими, что позволяет рисунку быть весьма подробным.
― Все ясно. Это зеркало из тоненьких пленочек. Они нарастают, пока цветок живой, и фотографируют все, что видят. А сейчас эти пленочки испаряются, одна за другой.
Мультфильм «Тайна Третьей Планеты».
Надо сказать, что витраж сам по себе, штука такая, пошевелив пальцами в воздухе, невольно ассоциирующаяся со стариной. На ум сами собой приходят образы стрельчатых окон старинного замка, гобелены, щиты и оружие на стенах. Готика разного рода, церквушечка наконец. Словом, этакий собирательный образ раритета. Ясно, что всякие металлические штуковины такого рода не могут сверкать как свежеотчеканенная монета, от долгого обращения на них образуется окисная пленка, которая остается в труднодоступных местах изделия, сколько его не полируй. Пленка эта называется патиной, цвет ее зависит от металла. Вид ее – плавно переходящий от очень светлого, на открытых, потертых местах, до темного в труднодоступных, вызывает учащенное сердцебиение у антикваров и любителей старины. Патина кроме этакого «отпечатка времени», просто красиво выглядит – этакая зрелая, умудренная красота против юности и легкомысленности.
Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача.
Иван Владимирович Мичурин.
Естественная патина образуется весьма медленно, это действительно «жизненный опыт» железки, однако, при помощи несложных реактивов, вполне можно сделать такого рода пленку искусственным путем, что часто, очень украшает изделие. Очень часто патинирование применяют в ювелирном деле. Процессы у ювелиров более сложные, вероятно, это объясняется использованием драгоценных металлов, более стойких к окислению. Патина для изделий из медных сплавов, наносится очень просто, существуют простые рецепты для разных цветов. В нашем же случае, речь идет о нанесении патины на поверхность оловянно-свинцового сплава (припой-шов) и здесь есть некоторые осложнения. Во первых, место нанесения специфическое – в окружении стекол, которые мы не имеем морального права искорябать при подготовке металла (зачистка). Во вторых, пайка осуществляется без зачистки поверхности (фольга на стекле) и поэтому применяются кислотные флюсы, в том числе специальный «паяльный жир», остатки которого смыть еще труднее. Остатки не отмытого флюса, как правило, и являются наиболее частой причиной неудач при нанесении патины в витражном деле.
Собрав свой первый витраж – абажур для лампы-картины, столкнулся с проблемой при патинировании швов. Став изучать процесс, обнаружил, что проблема качественного патинирования довольно распространена в витражном деле и возникает не только у новичков. В результате работы, был собран и обобщен материал, проведен ряд экспериментов. В итоге, получилось простыми способами добиться приемлемого цвета швов.
Вообще говоря, чаще всего применяется два цвета для химического окрашивания (патинирования) швов в витражной технике Тиффани – черный и бронзовый. Состав для придания бронзового цвета, не рекомендуют для новичков – он более капризный, больше условий при нанесении, для получения ровной красивой пленки. Более того, он не особенно похож на настоящую патину. Черный цвет швам, придают химикаты на основе медного купороса. Эти составы значительно более покладисты, после соответствующей обработки весьма похожи на настоящую «историческую» патину и предпочтение им отдается значительно чаще. Начать с нее, решил и ваш покорный слуга.
Что было использовано в работе.
Инструменты, материалы.
Кисть с жесткой (обрезанной) щетиной, посуда, ветошь хлопчатобумажная. Средство для нанесения черной патины или медный купорос, средство для мытья посуды, фен, резиновые перчатки, тонкая кисть. Защитный лак для швов витража «Антиоксидант».
Для экспериментов сделал небольшой образец – кусочек 4мм стекла нарезал квадратиками, обернул 6 штучек самой плохонькой китайской фольгой и спаял. Края стекол на шлифовальной машинке не обтачивал. Китайская фольга, кстати сказать, не такая уж и плохая – адгезия у клея чуток поменьше и размерный ряд ограничен целыми числами. Учитывая, что отец-основатель – тов.Тиффани приклеивал полосочки фольги пчелиным воском, делаем вывод, что народ ныне, просто избалован. Образец непосредственно после пайки.
Да, хочу сказать, что ключевыми элементами успеха процедуры являются время и тщательное удаление остатков флюса (кислоты). С остатками все понятно – не достаточно тщательное их удаление приводит к некрасивым пятнам вместо плавных переходов цвета, а вот время – не то чтобы нужно перемещаться только бегом, но важно спаять витраж за один раз и так, чтобы осталось немного времени на патинирование. Откладывать нельзя. Паяем, сразу же отмываем и вытираем. Выносим на солнышко и сквознячок, как только полностью высохло, наносим патину-смываем остатки-вытираем-сушим-наносим защитный лак. Не отвлекаясь.
Для отмывки флюса надо подобрать средство для мытья посуды поядреннее – какой ни будь Fairy. Сразу его разводим в пластиковой мягкой бутылочке с проколотой шилом пробкой. Так получается гораздо удобнее, чем, если лить на витраж не разбавленный. Вооружаемся щеткой с жесткой пластиковой щетиной – если это витраж побольше, чем мой, можно попробовать подобрать обувную щетку или что ни будь в этом духе. В своем случае, обошелся старой зубной щеткой. Чтобы ей было удобнее орудовать, отформовал ей ручку чуть под углом, размягчив основание, горячим воздухом из строительного фена. Не забываем про резиновые перчатки. Вода должна быть горячей. Особенно, в случае использования паяльного жира.
Ну, ничего такого необычного – поливаем горячей водой и разбавленным средством для мытья наш образец, тщательно орудуем щеткой. Хорошенько споласкиваем и вытираем почти насухо чистой хлопчатобумажной ветошью. Летом на солнышке и ветерке наша стекляшка быстро досыхает. Зимой, наверное, стоит ее положить на теплую печку или задействовать фен.
Патина. Самодельная патина делается из медного купороса. Водный раствор 3:1. Растворяется он без особого желания, поэтому придется подогреть. Рекомендуют добавлять соды ~ 1 чайную ложку на 5л раствора. Небольшая порция готового раствора, наносится в район обрабатываемого шва и хорошенько втирается той же зубной щеткой. Да, есть момент – после отмывания паяльного жира, большие шансы, что на щетке нацепляются его остатки – использовать ее дальше, для патинирования, не стоит.
После полной обработки витража, он отмывается от остатков химиката, слегка протирается тряпочкой и сушится. Выше – покрытие фабричным химикатом, приобретенным там же, где и остальные материалы для изготовления витража. Такое покрытие, первоначально несколько более темное, но после легкого шлифования, разницы почти нет.
-У вашей родственницы ноги красивые? Стройные?
-Ну… в общем-то… Ноги как ноги. Средние ноги, будем так считать.
-Ну понятно. Значит, неудачные ноги, Людмила Прокофьевна, надо прятать.
-Куда?
-Под макси!
Кинофильм «Служебный роман».
Пожалуй, можно оставлять и так, но гораздо изящнее, получается, если швы немного пошлифовать. Впрочем, это сильно сказано – вполне достаточно хорошо потереть грубой тряпкой. Конечно, сразу становятся видны все неровности пайки, зато общий вид и впечатление, куда как более, хм, аутентичны. Да, по поводу корявости паек – неудачную патину пятнами можно удалить либо механически (стальной ватой, шерстью) либо перепаяв витраж заново. При перепайке, окислы старой патины образуют этакие трудноудалимые островки, они очень мешаются и пайка получается куда как более корявенькой, чем если делать сразу. Пришлось вкусить этих прелестей в полной мере – образец пришлось несколько раз перепаивать, чтобы подготовить его к последующему эксперименту, витраж также пришлось переделывать из за неудачной попытки.
После придания патине аутентичности, защищаем швы специальным лаком. Витражисты его называют «антиоксидант» — видимо буквальный «машинный» перевод, великого и могучего английского языка. Продается там же где и цветные стекла. В принципе, это единственный полезный специальный — «витражный» химикат. Он придает цвету насыщенность, защищает от дальнейшего окисления, несколько отталкивает пыль. Наносится тонкой кистью по обработанным швам, потом хорошенько растирается чистой тряпочкой. Видел советы пользоваться вместо такого лака автомобильными восковыми полиролями, и даже WD-40.
Ниже, готовые швы на образце. Фольга на краях стекол не облужена, смотреть только в середину.
Ну и сам абажур – витражик, ради которого все и затевалось. Не обработанные швы и готовая патина. Стрелочками показана ошибочка – для варианта с черной патиной и прозрачными стеклами, следует заранее подбирать черную изнутри фольгу, это выглядит красивее.
Доставка новых самоделок на почтуПолучайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.Виды патины | Журнал Ярмарки Мастеров
Здравствуйте, уважаемы участники сообщества! Я только начинаю свой путь в деле wire wrap и тут же появился вопрос по поводу патины. Я уже попробовала делать ее с помощью аммиака, но меня несколько напрягает запах. Еще думала приготовить серную печень, но сначала как обычно решила ознакомиться со спец литературой.
По книге ХИМИЯ В РЕСТАВРАЦИИ. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ. М. К. Никитин, Е. П. Мельникова; Л., 1990 я нашла разные рецепты. А еще у автров сказано, цитирую: «При общем патинировании (обычная операция при реставрации городской и парковой скульптуры) подготовленную поверхность обрабатывают чаще всего раствором сульфида аммония или полисульфида калия (серная печень). Получающиеся при этом пленки по химическому составу принципиально отличаются от естественных патин, имеют глухой черный цвет. Их, как правило, защищают от внешних воздействий обработкой воском, так как на открытом воздухе составляющие патину сульфиды достаточно быстро преобразуются в карбонаты и сульфаты. Преимущество сульфидного патинирования состоит в том, что патина образуется на любых медных сплавах, в том числе на латунях и даже на старой патине; недостаток — однообразие сульфидных патин как по декоративным, так и по физико-химическим свойствам, достаточно быстрое их изменение под воздействием внешних факторов». Вопрос долговечности без использования всяких лаков и воска тоже для меня актуален. Еще авторы пишут: «Искусственные оксидные и оксидно-солевые пленки по составу близки к естественным патинам», т.е., как я понимаю, патинирующие растворы с использованием кислот дадут более крепкий и долговечный результат.
Мне импонируют несколько рецептов, например:
1) Золотисто-коричневую со слабой малиновой побежалостью и умеренным блеском патину получают, используя раствор следующего состава, г/л:
Медный купорос CuSO4 • 5Н2О — 20
Перманганат калия КМnО4 — 5
Раствор комнатной температуры наносят кистью на подготовленную поверхность изделия, через сутки промывают ‘горячей водой, высушивают и повторяют операцию еще 3—4 раза. По завершении формирования пленки поверхность полируют сухой ветошью. Тот же результат может быть получен при выдержке изделия в растворе приведенного состава в течение 4—5 мин (последующая обработка та же).
При погружении в этот раствор, нагретый до 95—99 °С, на поверхности меди и медных сплавов образуется равномерная темно-коричневая пленка.
2) Для получений патины от светло- до темно-коричневого цвета используют раствор следующего состава, г/л:
Перманганат калия КМnО4 — 20
Серная киcлота (плотность 1,84 г/см3 ) — 7
Раствор комнатной температуры наносят на поверхность экспоната, после высыхания поверхность промывают горячей водой, осушают. Обработка может быть повторена 2—3 раза для получения равномерного я плотного слоя патины. Пленка должна быть уплотнена полировкой сухой ветошью или щетинной щеткой.
(Кстати, что значит уплотнять патину? Т.е. я после первой обработки снимаю часть рыхлого слоя, остается более крепко спаянный, потом еще слои, так? )
3) Еще вот этот рецепт интересный, но чуть более трудоемок:
Стойкая к атмосферным воздействиям зеленая двуслойная патина может быть получена в следующих растворах, г/л:
Раствор 1
Сульфат аммония (Nh5)2SO4 — 100
Раствор 2
Медный купорос CuSO4 • 5 Н2 О — 50
Едкий натр NaOH — 10
Аммиак, 25 %-й водный раствор Nh5OH— 176
Для приготовления раствора 2 к раствору медного купороса добавляют раствор аммиака, в образовавшийся прозрачный темно-синий раствор медноаммиачной соли вводят щелочь.
Вначале поверхность экспоната обрабатывают 2—3 раза раствором 1 с промежуточной сушкой, промывкой и осушением. На образовавшуюся желто-коричневую пленку кистью наносят раствор 2 (дважды в день в течение 4—5 сут) с последующей промывкой холодной водой. Образовавшаяся голубая патина постепенно на воздухе преобразуется в зеленую.
Таким образом, следующие вопросы:
1) Насколько целесообразнее готовить патинирующие растворы с кислотами, при условии, что у меня есть лаборатория и все реактивы?
2) Какой состав не будет токсичен для человека при контакте с кожей?
3) Хотелось бы услышать отзывы тех, кто пробовал эти составы, все таки реальный результат (не на статуе) в нашем случае может быть и другим)))