Навигационный мостик на судне. Служебные помещения
скачать
Реферат на тему:
Мо́стик — ограждённая часть палубы верхних ярусов надстроек и рубок или отдельная платформа. Мостики предназначены для размещения постов управления, наблюдения или связи, а также для перехода из одной надстройки в другую.
Мостики различают по назначению — ходовой, дальномерный, сигнальный, прожекторный, навигационный и другие.
По месту расположения мостики делятся на носовые и кормовые, по степени защищённости от воздействия неблагоприятных условий внешней среды — на открытые, закрытые и полузакрытые.
Всю палубу ходовой рубки называют ходовым мостиком , а её открытые площадки по бортам от рубки — крыльями ходового мостика . На судах предназначенных для плавания в высоких широтах крылья ходового мостика и рулевую рубку объединяют в одно закрытое помещение для защиты от низких температур. Ходовой мостик также носит название капитанского
Навигационным мостиком называется крыша рулевой рубки и смежных с ней помещений. На ходовом и навигационном мостиках находятся основные посты управления судном.
Разновидностью судовых мостиков являются переходные мостики , расположенные выше верхней палубы и предназначенные для перехода с одного борта на другой и для сообщения между надстройками. Продольные переходные мостики устанавливаются на танкерах, не имеющих никаких внутренних переходов под верхней палубой и обладающих небольшой высотой надводного борта в полном грузу.
Литература
- Морской Словарь, М, Военное издательство МО СССР, 1959
- Морской Энциклопедический Словарь, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0280-8
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 21:42:00
Похожие рефераты:
В состав ходового мостика входит:
Рулевая рубка;
Крылья ходового мостика;
Верхний ходовой мостик;
Штурманский пост.
1.7.1 Рулевая рубка
В рулевой рубке установлены посты управления судном. Оборудование установлено так, чтобы обеспечить управление судном одним человеком. Форма, размеры рубки и ее остекление должны обеспечивать судоводителю максимальный обзор приближенный к 360 0 .
Оборудование рулевой рубки:
ПСО, ПВ,ПВМ,ПСВ
ПСПБ, ПСЛБ
Кренометр (на передней стенке рубки ближе к ДП)
Щит пожарной сигнализации
Комутатор сигнальных огней (задняя стенка рулевой рубки)
Аксиометр (по ДП на подволоке)
Кресло судоводителя
Диван (допускается у задней стенки)
Вешалки
Полки и вешалки для документов и флагов
Передние стенки рубки наклонены. Простенки между окнами 150 мм.
Эскиз ходовой рубки представлен на рисунке 1/17.
1.7.2 Штурманская выгородка
Для определения места судна, курса с помощью навигационного оборудования, приборов и карт в современных рубках выгораживают штурманский пост в рулевых рубках, которые размещают у задней стенки справа от ДП.
1.7.3 Верхний ходовой мостик и крылья мостика
На верхнем ходовом мостике устанавливается переговорные трубы, антенны и прожектор.
Крылья ходового мостика размещены за большой рулевой рубкой. Размеры обеспечивают наблюдения вдоль борта судна, пеленги береговых объектов. На крыльях установлены пелорусы.
2 Оборудование и снабжение судна
Оборудование и снабжение судна выполнено в соответствие с требованиями «Правил» Российского Речного Регистра.
2.1 Сигнальные средства
Количество сигнальных фонарей и дневных сигналов назначено по таблице 10.2.1 «Правил» и представлено в таблице 2.1
В соответствии с пунктом 10.5.2 «Правил» Российского Речного Регистра сигнально-отличительные фонари должны иметь углы освещения и дальность видимости, которые представлены в таблице 2.1.1
В соответствии с пунктами 10.3 «Правил» Российского Речного Регистра судно снабжено пиротехническими сигнальными средствами:
Ракеты сигнала бедствия парашютные судовые – 3 штуки;
Фальшфейеры красные – 3 штуки.
Для запуска ракет бедствия на каждом борту судна на ограждении ходового мостика или фальшборте следует устанавливать специальный стакан с прорезью с наклоном наружу под углом к горизонту 60-70°.
В соответствии с «Нормами снабжения сигнальными звуковыми средствами» пункта 10.4 «Правил» Российского Речного Регистра судно оборудуется воздушными тифонами для подачи звуковых сигналов.
Таблица 2.1 — Сигнальные фонари и дневные сигналы судна
Сигнально-отличительные фонари | Дневные сигналы | ||||||||
Бортовые | Кормовые | Отмашки свето-импульсные | Круговые | Стояночно бортовые | Черный шар | Флаг отмашка белый | |||
1*-красный, 2*-зелёный,3*-белый, 4*-круговые
Таблица 2.
Тип и цвет сигнально-отличительного фонаря | Сектор освещения в горизонтальной плоскости | ||||
Дальность видимости, км | Угол освещения | Углы видимости | |||
Топовый фонарь | От диаметральной плоскости судна с носа по 112,5° на каждый борт | ||||
Бортовой фонарь | От направления прямо по носу судна до 22,5° поза-ди траверза правого борта | ||||
От направления прямо по носу судна до 22,5° поза-ди траверза левого борта | |||||
Кормовой фонарь | От направления прямо по корме до 67,5° в сторону каждого борта | ||||
Круговой | По всему горизонту | ||||
Стояночный бортовой | От траверза судна по 90° в нос и в корму | ||||
Отмашка свето- импульсная: | От траверза судна к носу с перекрытием диаметральной плоскости на 22,5° и от траверза судна в корму с перекрытием диаметральной плоскости на 22,5° | ||||
Световая отмашка |
Топовые фонари установлены в диаметральной плоскости судна. Бортовые отличительные фонари установлены в специальных нишах рулевой рубки и расположены на одной горизонтальной линии симметрично диаметральной плоскости судна. Один кормовой фонарь установлен позади надстройки в диаметральной плоскости судна на одной высоте с бортовыми отличительными фонарями. Два других – на фальшборте на одной горизонтальной линии и симметрично относительно диаметральной плоскости. Бортовые стояночные фонари расположены по бортам ходового мостика. Светоимпульсные отмашки устанавливаются попарно (в нос и в корму) на каждом борту над бортовыми фонарями на высоте 0,5 м.
Внимание!Очень много фотографий.
Фото кликабельны.
Продолжим экскурсии по пароходу.
Нууу,сегодня самое заманчивое..самое влекомое место.
Ходовой мостик.
Мостик танкера-пятидесятитысячника.
На этом танкере мостик полностью закрыт…предполагалось,что судно будет работать в высоких широтах.И серия эта,да..таки поработала и продолжает работать в зиме. В частности,зимой в Канаде…а уж там знают,что такое лёд и холод.
К тому же серия этих танкеров первыми в мире получила класс «winterization»…но,честно говоря,не впечатлил этот пароход своими зимними качествами.Европейские судостроители в этом плане намного грамотнее.
Ну,это всё лирика…
Остеклено всё..от борта до борта.Крылья мостика и рубка.
Крыло левого борта.
На крыльях обоих бортов пульты управления судном.
Что это столбик,окрашенный в серый цвет..объяснять не буду.Все и так догадались…
Воон,если присмотреться…видна ручка топора,засунутого под этот столбик)
Всё самое необходимое.Ручка ДАУ,рация УКВ…
Всё,это борт)Иллюминаторы сдвижные.
Места на пароходе много не бывает.Сколько не делай помещений и кладовочек…всё равно окажется,что никуда ничего не всунешь.
Вот на кормовых иллюминаторах и хранятся всякие штуки.
Например..сигнальные флаги.
А на тумбочке стоят аварийные радиостанции. Использовать только при абандоне,то есть оставлении судна.
Ну,а это радиобуи.Тоже для использования в аварийном случае.
Компас.
А это..штурманская.
Тяжёлые,светонепроницаемые шторы.Ночью,во время движения судна..штурманская занавешивается этими шторами.В море,ночью мостик в полной темноте…так легче заметить огни встречного судна.Но в штурманской горит свет…вот во избежание засветки и занавешивают.Свет,конечно,не мощный..лампы…но всё же.
И стеллажи со всякими наставляющими и руководящими…
Снова штурманский стол.
Компьютеры и приборы…
Это дисплей эхолота,лаг(спидометр)) и анахронизм..всё рядом)
А вот это и есть..тот самый судовой журнал.
Стол сделан с выдвижными ящиками под карты(не игральные)…но всё..бумажные карты ушли в прошлое.Картография нынче электронная.
Карты,конечно,остались…но таскают их потихоньку. .списывают.
Вот этим прибором сейчас планируют рейс.
Циркуль и параллельная линейка ушли.
Так же на мостике..в этом же столе хранятся спасательные жилеты для вахты,сигнальные ракеты,аварийный линемёт…
А это уже блок связи.
Связь повседневная…если можно так выразиться,и аварийная.
Конечно же..часы.Хронометраж на судне важен.
Чёрт,а вот самый главный судовой хронометр не сфотографировал…
Контора наша в Сингапуре,департамент кадров в Находке.
Всевозможные сертификаты.
В углу тоже..аппаратура связи.И стеллажи,стеллажи,стеллажи…
Ну,это…а,что..вполне себе гармонирует..с современной космической аппаратурой.
(Идёт служба в морской церкви.Проповедник с амвона вещает:
-И вот,когда вы видите,что челн ваш лишился ветрил и руля…а волны и ветер несут вас на камни…что?что вы должны сделать?. .Правильно,упасть на колени и вскинув руки вверх…
-Якорь,млять.. — прокуренный хриплый голос с последней лавки — Якорь,млять,бросать надо. )
Вот и добрели до правого борта.Тут можно..посидеть на диване и испить чайку-кофейку в местной чайхане.
Знавал я одного капитана,который и жил на мостике..на таком вот диване.
В каюту он ходил только в душ..и иногда сменить рубашку.
Штурмана были немного напряжены.
На крыльях мостика есть двери..можно выйти на палубу.
В кормовую сторону.
Справа..такая же консоль управления.
А это уже блоки освещения судна и контроля ходовых огней.
Это же и блоки пожарной сигнализации и управления системами пожаротушения.
Справочные таблицы для управления судном.
Ну,и…центральная консоль управления.
Правое крыло..управление энергитической установкой.
Центр — навигация.
Электронная навигация. .в действии)
На гибких подводах..это лампы.Когда их включают…они горят красным светом.
Трон капитана)Сидеть на этом..как бы..очень не рекомендуется)Репрессии иногда бывают очень сильные…
-На вахту ЗАСТУПАЮТ…а не заседают или залегают!!!… -помню..однажды один очень заслуженный капитан орал на вахтенного штурманца,застукав того на этом кресле.Сейчас тот штурманец..сам себе капитан и орёт так же… и добавляет:
-Вот когда я был третьим…
И тут я уже начинаю ржать обычно,и меня выгоняют с мостика.
А это уже…грустная современность.
Видеокамеры и микрофоны.У нас тоже есть аналог чёрных ящиков.
Рулилка.В море..автопилот.
На ручном когда проход узкостей(но не всегда..вход и выход из порта,швартовка-отшвартовка)
Всё это,естественно,завязано в один комплекс управления.
На лобовой части,над иллюминаторами панель приборов…быстрый взгляд на эту панель,и сразу виден настоящий курс судна,положение пера руля,время. ..
А это…это скажем так..перископ.Показыввает данные магнитного компаса.
Сам магнитный компас установлен на навигационном мостике.
Находится над рулевой колонкой.
Снова таблица.Петля Вильямсона.Манёвр в случае «Человек за бортом».В результате такого манёвра судно ложится на обратный курс и выходит в ту точку где потеряли человека.
В начале поста..на иллюминаторе видны были сигнальные флаги.На самом деле флаги хранятся вот так:
Радары радарами…GPS..ГМССБ…спутники и космос…
Но и старое и доброе никуда не делось..
Пеленгатор.
Бинокль
Есть и секстант.Правда,в последний раз я видел егошнее применение… аж в 1991 году.
Барограф.
Хронометр.Но это не такой красивый..как в ящичке..тот в корпусе цветного металла.
А вот это…
Может,кто и обратил внимание,что на лобовых стёклах установлены дворники…как на авто.
Вот эта приблуда..помогает при сильных снежных зарядах,когда и дворники не спасают…
Этот диск вращается с большой скоростью,и сбивает всё налипшее на него..вот через него и смотрят вперёд.
Туалет я фотать не стал.А он есть)
Есть и фонтанчик питьевой воды…только вот им не пользуются.Стараются пить бутилированую воду.
Иллюминаторы с обогревом и обдувом.Так же снаружи подведены трубки для омывания водой.
Ветер наносит на стёкла морскую воду…соль.Мыть приходится часто.
А вообще на подоконник удобно опираться локтями и лбом утыкаться в иллюминатор)
И видно это пятно.. ото лба..сразу)
Мостик..одно из немногих мест,где можно курить.
Вид на корму с мостика.
Вот,пожалуй и всё.Такой вот мостик…
Желаем вахтенному помощнику спокойной вахты..и уходим.
В машину пойдём?
Или как?
Или отдельная платформа. Мостики предназначены для размещения постов управления, наблюдения или связи, а также для перехода из одной надстройки в другую.
Мостики различают по назначению — ходовой, дальномерный, сигнальный, прожекторный, навигационный и другие.
По месту расположения мостики делятся на носовые и кормовые , по степени защищённости от воздействия неблагоприятных условий внешней среды — на открытые, закрытые и полузакрытые.
Всю палубу ходовой рубки называют ходовым мостиком , а её открытые площадки по бортам от рубки — крыльями ходового мостика . На судах, предназначенных для плавания в высоких широтах, крылья ходового мостика и рулевую рубку объединяют в одно закрытое помещение для защиты от низких температур. Ходовой мостик также носит название капитанского (pilot bridge).
Навигационным мостиком называется крыша рулевой рубки и смежных с ней помещений. На ходовом и навигационном мостиках находятся основные посты управления судном .
Разновидностью судовых мостиков являются переходные мостики , расположенные выше верхней палубы и предназначенные для перехода с одного борта на другой и для сообщения между надстройками. Продольные переходные мостики устанавливаются на танкерах , не имеющих никаких внутренних переходов под верхней палубой и обладающих небольшой высотой надводного борта в полном грузу.
История
Изначально управление кораблём осуществлялось со шканцев (квартердека) — кормовой части палубы, как правило — возвышенной для лучшего обзора. Расположение шканцев в непосредственной близости от рулевого устройства позволяло максимально упростить рулевой привод. Там же, внутри юта , обычно располагалась и каюта капитана, что обеспечивало ему быстрый доступ на шканцы.
После появления первых пароходов такое расположение оказалось неудобным — капитану и офицерам постоянно докучал дым из труб, кроме того, обзор сильно загораживали кожухи гребных колёс. Поэтому в средней части корабля появляется отдельная платформа, иногда — в виде перекинутого между кожухами колёс мостика, с которой капитан осуществлял командование кораблём, а инженерный персонал мог наблюдать за работой гребных колёс и отдавать приказы в расположенное ниже машинное отделение .
Впоследствии, благодаря распространению сервоприводов и устройств внутрисудовой связи, появилась возможность вынести мостик вперёд, в носовую часть корабля, обеспечив с него лучший обзор — в особенности после упразднения парусов. На многих кораблях появляется несколько мостиков, служащих различным целям — ходовой (капитанский), навигационный, адмиральский (с которого адмирал со своим штабом мог вести управление эскадрой в целом, не вмешиваясь в работу капитана флагманского корабля), и так далее.
В XX веке получают распространение защищённые от непогоды закрытые мостики с остеклением, обеспечивающие комфортные условия работы в любую погоду.
См. также
- Командный пункт
- Star Trek: Bridge Commander (Звёздный Путь: Командирский Мостик)
Напишите отзыв о статье «Мостик (морской термин)»
Литература
- Морской Словарь, М, Военное издательство МО СССР, 1959
- Морской Энциклопедический Словарь, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0280-8
Ссылки
Отрывок, характеризующий Мостик (морской термин)
Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы, но чем дальше он подвигался, тем толпы становились расстроеннее. По большой дороге, на которую он выехал, толпились коляски, экипажи всех сортов, русские и австрийские солдаты, всех родов войск, раненые и нераненые. Всё это гудело и смешанно копошилось под мрачный звук летавших ядер с французских батарей, поставленных на Праценских высотах.
– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа.
Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе.
– Э! брат! Уж давно все там, вперед удрали! – сказал Ростову солдат, смеясь чему то и вырываясь.
Оставив этого солдата, который, очевидно, был пьян, Ростов остановил лошадь денщика или берейтора важного лица и стал расспрашивать его. Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен.
– Не может быть, – сказал Ростов, – верно, другой кто.
– Сам я видел, – сказал денщик с самоуверенной усмешкой. – Уж мне то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так то видал. Бледный, пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с царем Илья кучер не ездит.
Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему.
– Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку.
– Не убит, ранен, – поправил другой офицер.
– Да кто? Кутузов? – спросил Ростов.
– Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо.
Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены?
– Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют!
– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.
Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
Корпус стальных судов и ходовой мостик Усов В.Д.
Каталог▲▼
Данное учебно-справочное пособие может быть использовано как производственниками, так и преподавателями учебных заведений.
Оно будет полезным как практикам флота, так и студентам, курсантам, учащимся учебных заведений водного транспорта, а также молодым специалистам.
Содержание
Раздел I. Основы теории судна
§ 1. Геометрия корпуса судна
Общее представление о форме корпуса
Главные размерения судна и их соотношения
Безразмерика коэффициента полноты
Теоретический чертеж судна
Посадка судна, марки осадок
Весовые и объемные характеристики судна
Запас плавучести, грузовая марка
§ 2. Непотопляемость, управляемость, качка
Общие понятия и определения
§ 3. Общие представления о посадке и остойчивости судна и их изменениях
Поперечная остойчивость
Методы оценки изменения посадки и остойчивости после затопления отсеков
§ 4. Поворотливость и устойчивость на курсе
§ 5. Элементы циркуляции и параметры криволинейного движения
§ 6. Колебательное движение судна
§ 7. Качка судна на волнении
Раздел II. Понятие о прочности корпуса и системах набора
§ 8. Понятие о прочности корпуса
Системы набора корпуса судна
Поперечная система набора
Продольная система набора
Комбинированная система набора
§ 9. Конструкция судового набора
Днищевой набор на судах
Бортовой набор
Подпалубный набор
Продольная система набора
Комбинированная система набора
Изображение судового набора на судовых чертежах
§ 10. Наружная обшивка, настил палуб и переборки
Наружная обшивка
Настил палуб
Фальшборт и леера
Поперечные переборки
§11. Штевни и выход гребных валов
Форштевень
Ахтерштевень
Гребной вал
§ 12. Судовые фундаменты
Машинный фундамент
Котельный фундамент
Фундаменты вспомогательных механизмов
§ 13. Судовые помещения
Принципиальная схема внутреннего устройства судна
Сухогрузное судно
Нефтеналивное судно
§ 14. Машинное отделение и топливные бункера
§ 15. Грузовые помещения и балластные цистерны
§ 16. Помещения для экипажа и пассажиров
Жилые помещения
Общественные помещения
Бытовые помещения
Хозяйственные помещения
Медицинские помещения
§ 17. Служебные помещения
Ходовой мостик
Рулевая рубка
Служебно-хозяйственные помещения
Шкиперская кладовая
Фонарная и малярная
§ 18. Уход за судовыми помещениями
§ 19. Уход за грузовыми помещениями
§ 20. Содержание корпуса судна
§ 21. Осмотр набора корпуса
§ 22. Причины возникновения течи корпуса, их обнаружение и устранение
§ 23. Другие помещения, устройства и оборудование
§ 24. Суда со знаком автоматизации АИТ-2 в символе класса
§ 25. Суда со знаком автоматизации АИТ-3 в символе класса
Раздел III. Ходовой мостик судна (новые требования)
§ 26. Ходовой мостик судна — главный пост управления судном
§ 27. Современные требования к ходовому мостику.
Конструкция ходового мостика, размещение оборудования и процедура организации вахты
§ 28. Условия эксплуатации
§ 29. Основные функции ходового мостика
§ 30. Выполняемые функции/решаемые задачи и соответствующие оборудование (системы), средства, необходимые для безопасной эксплуатации судна
§ 31. Типы и зоны действия рабочих постов на ходовом мостике
§ 32. Рабочие условия
§ 33. Устройство рабочих постов и требуемая зона видимости
§ 34. Зоны видимости и расположение окон ходового мостика
§ 35. Конфигурация рабочих постов, расположение пульта рабочих кресел
§ 36. Организация и управление аварийно-предупредительной сигнализацией на мостике
§ 37. Процедуры мостика
§ 38. Детализация принципов конструкции ходового мостика и размещение оборудования
§ 39. Основные задачи
§ 40. Уход за металлическими надстройками и рубками (мостиком)
Здесь Вы можете оставить свой отзыв
Чтобы оставить отзыв на товар Вам необходимо войти или зарегистрироватьсяКорабельный мостик — Проект и макет
Корабли представляют собой массивные суда длиной в сотни метров и весом в тысячи тонн. Возможность управления и маневрирования таким большим судном имеет первостепенное значение.
Как небольшая команда может управлять кораблем таких гигантских размеров?
Здесь появляется мостик корабля.
Мостик является главным центром управления судном, откуда капитан и офицеры могут управлять всеми операциями корабля. Как правило, он расположен в месте с неограниченным обзором и непосредственным доступом к основным частям корабля.
Исторически мост был сооружением, соединенным с гребным домом, в котором размещалось рулевое оборудование. Так как он очень напоминал настоящий мост, ему было дано это название.
Даже после того, как лопастные колеса устарели и были заменены последними технологическими достижениями, термин «мост» все еще прижился. Капитан мостика всегда является капитаном, который сохраняет за собой контроль и ответственность за судно, пока он находится на борту.
Во время круглосуточного дежурства за мостиком обычно отвечает старший вахтенный офицер. Только авторизованный персонал может входить в эту зону, и всегда необходимо соблюдать строгие рабочие процедуры.
На мостике судна находится основное рулевое оборудование, навигационные карты, системы связи, управление двигателями, а также другие элементы. Кроме того, некоторые мостики также имеют смежные крылья мостика, в которых размещается оборудование для кормового и носового подруливающих устройств. Эти крылья выходят за пределы главного помещения мостика и обеспечивают четкий, беспрепятственный обзор окрестностей.
На мостике всегда находится вахтенный офицер, который отвечает за маневрирование судна и координацию действий с машинным отделением. Как правило, на мосту должны присутствовать офицер и наблюдатель, чтобы предотвратить любые неприятные инциденты.
Для выполнения сложных маневров капитана судна часто вызывают на мостик, чтобы взять на себя управление. А в районах с высокой степенью риска пилоты часто привлекаются для безопасного управления кораблем, используя свои знания региона. Помимо того, что мостик является сердцем корабля, он также используется как командный центр, и здесь хранятся важные документы.
Судовые документы, разрешения, важные документы, паспорта, наличные на случай непредвиденных обстоятельств и т. д. хранятся в сейфе на мостике. По этой причине входы на мост часто сильно укреплены и оснащены пуленепробиваемым стеклом, чтобы предотвратить атаки пиратов.
В этой статье мы рассмотрим общую схему моста, различные компоненты, которые можно найти здесь, и рекомендации, которым необходимо следовать.
Планировка и конструкция мостикаМостик корабля должен быть сердцем судна и должен обеспечивать четкий и беспрепятственный обзор окружающей местности. Несмотря на то, что на мостике находится множество электронного и навигационного оборудования, основная цель должна быть выполнена.
Таким образом, мостик в общих чертах разделен на две области: область в носовой части предназначена для четкого наблюдения, а оставшаяся часть предназначена для управления и связи.
Смотровая площадка спереди закрыта большими стеклянными панелями, построенными таким образом, чтобы противостоять штормам и неблагоприятным погодным условиям, таким как ураган. Часто используются конструкции из плексигласа, поддерживаемые стальными или алюминиевыми рамами. Также используются шторы, которые можно опустить, чтобы не ухудшалась видимость при ярком свете.
Наряду с центральной смотровой площадкой имеются крылья мостика. Эти крылья представляют собой конструкции, выходящие в поперечном направлении за пределы мостика. Присутствуя по левому и правому борту, их основная цель — увеличить область видимости, особенно во время сложных маневров, таких как стыковка левого борта.
Кредиты: danr13/depositphotos.com
В них также находятся органы управления отдельными носовыми и кормовыми подруливающими устройствами, имеющимися с каждой стороны. Подруливающие устройства — это гребные винты, расположенные глубоко внутри корпуса, которые обеспечивают капитану более высокую степень контроля для точных поворотов и регулировок.
Крылья мостика могут быть открытыми или закрытыми в зависимости от типа корабля. В большинстве случаев крылья остаются открытыми, чтобы обеспечить максимальную видимость. Кроме того, на крыльях установлено коммуникационное оборудование, позволяющее передавать информацию обратно на главную секцию мостика. Вход на крылья мостика разрешен только обученным морякам и вахтенным офицерам.
На оставшейся части мостика размещается основное навигационное, рулевое и связное оборудование. Наряду с этим имеются многочисленные органы управления, управляющие различными частями корабля дистанционно.
Несколько внутренних телефонных линий соединяют мостик напрямую со старшим механиком, капитаном, старшим помощником и машинным отделением. Это позволяет принимать немедленные меры на основе данных, поступающих от вахтенного офицера.
Зона управления встроена в различные консоли, расположенные полукругом со всех сторон мостиков. Сюда входят радиолокационные системы и рулевое управление, которыми управляют корабельные офицеры.
Все оборудование, используемое на борту, должно быть сертифицировано IMO и должно пройти ряд испытаний, предназначенных для проверки его надежности и способности функционировать в течение продолжительных периодов времени. В целях безопасности на мостике хранятся огнетушители, сигнальные ракеты и аварийные маяки.
В целях борьбы с пиратством вся конструкция укреплена и должна пройти строгие проверки безопасности, особенно при плавании через такие регионы, как Африканский Рог или западная часть Индийского океана. Хотя это очаги преступной деятельности, большинству коммерческих перевозчиков не разрешается провозить на борту огнестрельное или холодное оружие.
Однако на случай чрезвычайных обстоятельств мостик управляет рядом водяных насосов, расположенных по всему кораблю, которые не позволяют любому другому кораблю подойти слишком близко. Кроме того, для обеспечения безопасности по контракту часто нанимают специальных маршалов, которые обычно держат свое огнестрельное оружие на мосту.
Рулевое и двигательное оборудование на мостике
Для управления кораблем органы управления рулем, двигателями и подруливающими устройствами расположены на одной из многочисленных консолей, расположенных на мостике. Хотя основное управление двигателями возлагается на старшего механика или офицера в машинном отделении, именно офицер с мостика часто отдает команды машинному отделению.
Для увеличения скорости имеется моторный телеграф, который позволяет изменять скорость и даже позволяет ставить пропеллеры на задний ход. Часто на борту есть разные органы управления для нескольких двигателей. В дополнение к двигателям и гребным винтам имеются носовые и кормовые подруливающие устройства, обеспечивающие более широкий диапазон точных движений.
Подруливающие устройства часто управляются с крыльев мостика, чтобы обеспечить лучший обзор. Подруливающие устройства обеспечивают рулевое управление в качестве своей основной функции по сравнению с мощностью, в отличие от двигателей.
Рулевое управление в основном осуществляется с помощью руля направления и подруливающих устройств, а органы управления обоими находятся на мостике. Руль направления должен иметь возможность поворачиваться на 45⁰ как в левый, так и в правый борт без столкновения с двигателями. В случае азиподов или интегрированных двигательных установок часто используется более крупный командный центр из-за очень чувствительного характера оборудования.
Азиподы — интересное технологическое изобретение, позволяющее интегрировать обычные двигатели с рулями направления. Таким образом, набор азиподов способен достичь почти 100% эффективности при повороте практически в любом направлении. Это устраняет необходимость в различных элементах управления для силовой установки и систем рулевого управления. Как правило, элементы управления левого борта имеют красный цвет, а правый борт часто имеет зеленый цвет. Это облегчает управление офицерами и матросами.
Навигация и связь на мостике
Навигация является ключевым компонентом судна и единственным средством безопасного перемещения судна из порта в порт. Базовое навигационное оборудование включает в себя глобальную систему позиционирования (GPS), приемник Navtex, электронную картографическую и информационную систему (ECDIS), радиолокационные системы и каналы связи.
Навигация часто управляется с помощью карт, которые используются для построения маршрутов. Чтобы судно не сбивалось с курса, используется комбинация GPS и системы компаса. Карты и оборудование хранятся в отдельных местах, чтобы обеспечить разделение моста на отсеки. Кроме того, бинокли используются в дневное время для прицеливания. Однако при неясной погоде, плохой видимости или ночью необходимо использовать радар для точного определения местоположения и навигации корабля.
При использовании радара необходимо использовать шкалу дальности в зависимости от скорости и трафика вокруг судна. Суда валовой вместимостью более 10 000 тонн должны использовать два радара для определения курса и навигации.
Автоматическое радиолокационное средство прокладки (ARPA), электронные средства прокладки (EPA) и автоматические средства слежения (ATA) также являются обязательными на таких судах. Аварийные сигналы для предупреждения о надвигающихся столкновениях, отказе оборудования и т. д. также используются для индикации ошибок. В определенных зонах на борту корабля для подачи предупреждений используются световые индикаторы.
Инструкции и требования к мостикам
Находясь в море, суда должны соблюдать самые строгие протоколы для соблюдения правил SOLAS и IMO. Поскольку мостик управляет всем кораблем, важно, чтобы мостик и все оборудование соответствовали требованиям. В целях навигации мостик должен быть расположен таким образом, чтобы обеспечить свободный обзор как вперед, так и по траверзу. Также должен быть минимум 255⁰ обзора для вахтенного офицера (OOW) с видимостью не менее 112,5⁰ как по левому, так и по правому борту.
Для крыльев мостика борт судна должен быть хорошо виден с углом 180⁰ в сторону и 45⁰ в противоположную сторону. Для офицера, отвечающего за рулевое управление, 60⁰ с обеих сторон является минимальной ясной видимостью.
Суда валовой вместимостью более 10 000 должны иметь один радар X-диапазона – частота 9 ГГц. Это соответствует рекомендациям ИМО по навигации и рулевому управлению. На случай непредвиденных обстоятельств во всех зонах на борту судна установлены сигналы тревоги. Эти сигналы тревоги указывают на отказ различного оборудования на мостике.
Кроме того, о неисправности или повреждении других частей корабля также сообщается на мостик для принятия немедленных мер. Если вахтенный офицер не отвечает, через 30 секунд подается резервный сигнал тревоги. Эта резервная сигнализация звучит в офисах, столовой и каютах, указывая на необходимость помощи.
Мостик военного корабля
Военные корабли часто имеют несколько мостиков, которые служат нескольким целям. Например, на ходовом мостике размещается все навигационное оборудование и карты. Именно здесь завершается фактическая прокладка маршрута и передается на капитанский мостик. На этом мосту установлены радары, которые используются как для навигации, так и для военных целей.
Также присутствует капитанский мостик, где капитан управляет судном и основными компонентами военного корабля. Когда военный корабль является центральным кораблем флота или флагманским кораблем, он обычно имеет отдельный адмиралтейский мостик, который используется для стратегических и командных целей. Здесь управление судном отделено от управления судном. Военный штаб, контролирующий флот, обычно размещается на этом мосту.
Системы моделирования мостов
На мостике находится чрезвычайно чувствительное оборудование. Чтобы успешно пройти через водоем, требуется обширная подготовка на мостике. В среднем офицеры тратят годы на оттачивание своих навыков, прежде чем получить контроль над мостиком. Кроме того, поскольку управление почти каждой частью корабля осуществляется с мостика, вход разрешен только обученному и уполномоченному персоналу. В учебных целях нецелесообразно давать новобранцу командовать всем кораблем. Здесь в игру вступают симуляторы моста. Они похожи на симуляторы кабины самолета, но значительно крупнее.
Изображение предоставлено: mpa.gov.sgБольшинство учебных заведений имеют свои собственные тренажеры, которые позволяют новобранцам практиковаться на них перед тем, как их фактически отправят на борт судна. Некоторые судоходные компании также предлагают специализированное программное обеспечение для моделирования, которое можно запрограммировать для отображения широкого спектра сценариев.
Например, компания MARIN в Нидерландах производит и продает различные моделирующие устройства, которые проецируют реалистичные ситуации для обучающих офицеров. Определенное количество людей допускаются в симулятор и могут практиковаться. Существуют различные типы симуляторов, которые можно использовать для проверки реакции в различных диапазонах видимости. Например, хотя идеальная дальность видимости должна составлять 270⁰, некоторые тренажеры могут быть запрограммированы для проверки способности офицеров работать в более низкой дальности видимости.
Отказ от ответственности: Мнения авторов, выраженные в этой статье, не обязательно отражают взгляды Marine Insight. Данные и диаграммы, если они используются в статье, были получены из доступной информации и не были подтверждены каким-либо установленным законом органом. Автор и компания Marine Insight не претендуют на точность и не несут за это никакой ответственности. Взгляды представляют собой только мнения и не представляют собой каких-либо руководящих указаний или рекомендаций относительно какого-либо курса действий, которым должен следовать читатель.
Статья или изображения не могут быть воспроизведены, скопированы, переданы или использованы в любой форме без разрешения автора и Marine Insight.
Похожие сообщения
Об авторе
Аджай Менон является выпускником Индийского технологического института в Харагпуре по специальности «Океаническая инженерия и военно-морская архитектура». Помимо писательства, в свободное время он играет в шахматы и играет на клавишных.
Читать еще статьи этого автора
Что такое корабельный мостик?
Boat Safe — сайт, поддерживаемый сообществом. Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице, но мы уверены во всех рекомендуемых продуктах.
Даже если вы не моряк, вы знаете слово «мост». Он использовался в течение многих лет для описания командного центра корабля и может быть использован в разговорной речи для применения к любому кораблю. Даже в научной фантастике оно используется для описания командной палубы космического корабля. Но чем он отличается от рулевой рубки корабля? Или квотердек? Или руль? И почему он вообще называется мостом? Оказывается, корабельный мостик — это нечто большее, чем думает большинство людей.
Термины по всему кораблю
Хорошо бы начать с определения некоторых простых терминов.
Мост : На самом деле существует более одного способа понять мост. Во-первых, это вся конструкция над верхней палубой. Он охватывает всю ширину корабля и именно там находится командный центр. Отсюда можно управлять многими частями корабля, включая машинные отделения. Командный центр часто называют просто мостиком, хотя он занимает больше места.
Летающий мостик: Он находился над рулевой рубкой и не был огражден. Также называемый флайбриджем, это была самая высокая навигационная точка на корабле. Отсюда у моряка будет беспрепятственный обзор во всех направлениях. Они могли передавать информацию о направлениях или препятствиях рулевому внизу.
Навигационный мостик: Более поздние суда строились с более чем одним мостиком. Штурманский мостик был местом, откуда фактически управлялось судно. С этого мостика управляли штурвалом, поэтому, если капитану нужно было изменить скорость или направление, он делал это здесь.
Адмиральский мостик: Он будет располагаться на больших военных кораблях, особенно на флагманах. Помимо ходового мостика, отдельный адмиральский мостик был местом, где адмирал мог командовать целой эскадрой или флотом, но не отдельным кораблем, на котором он находился. Эта команда по-прежнему принадлежала капитану на ходовом мостике.
Соедин.: Если вы не слышали этого в реальной жизни, возможно, слышали в кино. Conn, con, conne и несколько других написаний означают одно и то же. И это не физическое место, а состояние. У человека, управляющего кораблем, есть конн. Если они отдают его кому-то другому, у нового человека есть афера. Тот, у кого есть конн, отдает приказы.
Боевая рубка: Старые военные корабли и подводные лодки также имели боевые рубки. Эти бронированные камеры позволяли управлять судном в боевых условиях, поскольку считались наиболее безопасными. По сути, это был боевой мост. Вы все еще можете считать комнату в боевой рубке мостиком и называть ее так же. Например, на подводных лодках мостик расположен в боевой рубке, но вся рубка не обязательно считается мостиком.
Машинное отделение: В машинном отделении находится оборудование, которое фактически приводит лодку в движение. Команды с мостика передаются в машинное отделение. Это позволяет морякам в машинном отделении увеличивать или уменьшать скорость по мере необходимости. На более старых судах, таких как колесные пароходы, это включало бы такие вещи, как добавление угля в огонь для увеличения мощности.
Крыло мостика: Могут существовать на больших кораблях. Они простираются по бокам корабля рядом с ходовым мостиком или лоцманской рубкой. Как следует из названия, они делают корабль похожим на маленькие крылья с обеих сторон. Они часто используются для облегчения маневрирования. Моряк может лучше видеть борт лодки с крыла мостика. Таким образом, если лодка пытается пришвартоваться или имеет дело с более мелкими судами поблизости, местность будет легко просматриваться с крыла мостика.
Кабина: Этот термин чаще всего ассоциируется с самолетами. Однако на небольших парусных судах зона управления также называется кокпитом. Обычно это расположено в районе открытого колодца. Традиционно здесь рулевой управлял лодкой.
Рулевая рубка: Это еще один термин для обозначения моста, но обычно он используется для обозначения небольших судов, таких как буксиры. Традиционно это была небольшая конструкция, в которой находилось штурвал корабля. Даже на таком маленьком судне, как буксир, на его вершине может быть расположен флайбридж. Обычно это окружено простыми перилами. Нактоуз может быть расположен на флайбридже вместе с такими вещами, как прожекторы или другие инструменты, помогающие в навигации.
Рулевая рубка : Подобно рулевой рубке, рулевая рубка — еще один термин, используемый для описания мостика небольшого судна. Рулевая рубка на современных яхтах часто утоплена на ступень или две. Внутри рулевая рубка удобна, а навигация и рулевое управление настроены для простоты использования. Закрытое пространство и места для сидения гарантируют, что независимо от того, находится ли он на дежурстве или нет, ему будет относительно тепло, сухо и комфортно.
Квартердек: На старых судах квартердек представлял собой приподнятую палубу, с которой командовал капитан. Он находился за грот-мачтой. Поскольку он был приподнят, это давало капитану лучший обзор корабля и окрестностей. В наши дни это обычно просто относится к области на корме корабля.
Штурвал: Капитан может сказать рулевому, что он «у руля», и передать ему командование, если он покинет мостик. Штурвал, строго говоря, является фактическим штурвалом или рулевым механизмом лодки. Он расположен на мостике и образно олицетворяет командование кораблем.
Как видите, при обсуждении лодок используется множество терминов. Многие из них сегодня взаимозаменяемы. Однако большинство из них являются отдельными терминами, которые технически не предназначены для замены. Тем не менее, большинство из нас не собирается управлять современными военными кораблями или парусными кораблями времен Второй мировой войны. Точное знание всех правильных терминов не испортит ваш опыт катания на лодке и не сделает его лучше. Но хорошо, по крайней мере, быть знакомым с терминами и тем, как они изначально использовались.
Где находится система глобального позиционирования?
Можно подумать, что если корабль управляется с мостика, то там и будет GPS. Но это не обязательно так. Все зависит от типа корабля и его конструкции. Управление кораблем, как правило, осуществляется с мостика, навигация не всегда находится в одном и том же месте.
На некоторых судах используется навигационная станция. Здесь навигатор корабля может прокладывать курсы и обращаться к картам, GPS и другим инструментам. Здесь можно использовать магнитный компас, компасную платформу и другие инструменты.
Буквально мост к байдаркам
Так почему же люди стали называть мост мостом? Мы уже знаем, что означает слово «мост», и слово «мост корабля» на первый взгляд не имеет смысла. Даже если физически это не мост, это слово обычно относится к чему-то, что соединяет две части. Мост в зубах, мост в музыке, мост над водой. Все это способы обозначения чего-то, что соединяет вещи.
Как бы странно это ни звучало для нас сегодня, именно отсюда происходит слово «мост» применительно к лодкам. А это, в свою очередь, во многом благодаря старым колесным пароходам.
В 19 веке колесные пароходы стали преобладающим типом судов на воде. Они приводятся в движение паровым двигателем, который вращает гигантское гребное колесо, толкающее лодку вперед. В некоторых местах они до сих пор используются, а несколько колесных пароходов работают как отели и казино, если вы захотите их посетить.
Колесные пароходы смогли заменить весла и паруса. Они гарантировали, что лодка может оставаться на постоянной мощности и двигаться по рекам и вдоль побережья независимо от погоды. Стоимость этого заключалась в использовании гигантского гребного колеса. Чем больше судно, тем больше колесо. Некоторые из них были более 10 футов в диаметре.
Инженеры должны были следить за вращающимися колесами на случай, если что-то пойдет не так, а это означало, что им нужен вид сверху. Но капитану также требовался беспрепятственный обзор. По обеим сторонам колеса были гребные домики, и был построен мост, который соединял их сверху. По сути, это была просто большая приподнятая дорожка. Это стало командным центром корабля и местом, откуда капитан мог наблюдать за всем. Это был буквально мост, перекинутый с одного борта корабля на другой.
Как работает мост?
Как мы видели, мост должен быть поднят. Четкий вид на море впереди должен быть главной целью любого моста. Даже с электронным навигационным оборудованием ничто не сравнится с хорошей прямой видимостью. Мост должен обеспечивать беспрепятственный обзор окружающего мира. Существуют фактические рекомендации, которые определяют поле зрения, которое требуется на мостике корабля. Для вахтенного офицера должно быть поле не менее 255⁰. Кроме того, это должно включать видимость не менее 112,5⁰ как по левому, так и по правому борту.
Борт лодки должен быть хорошо виден: 180⁰ в сторону и 45⁰ в противоположную сторону. Когда дело доходит до рулевого, управляющего судном, 60⁰ с обеих сторон — это минимальная ясная видимость.
С мостика капитан может управлять экипажем мостика, выполняя ряд задач. Будь то военное судно, коммерческое грузовое судно, круизное судно или большое рыболовное судно, капитан управляет кораблем отсюда.
Все коммуникации должны начинаться или заканчиваться на мостике. Даже если управление передается где-то еще, например, в случае использования боевой рубки, об этом необходимо четко сообщить с мостика. Это потому, что на любом судне потенциально много людей. Каждый должен знать, кто находится у руля в любое время. В противном случае все может стать запутанным и потенциально опасным.
На маленьком судне это не так важно, как на крупных грузовых или военных кораблях. Тем не менее, каждый должен всегда знать, кто командует. И наличие централизованного контроля является ключом к организации. Большое судно или маленькое, вы знаете, где находится капитан, и умеете его слушать.
В зависимости от типа судна на мостике вы найдете капитана, старшего помощника, второго помощника, третьего помощника, опытных моряков и обычных моряков. Обычный моряк — это начальное звание для любого матроса, и этот человек может вообще не иметь опыта работы на корабле.
На корабле всегда должно быть как минимум две руки на мостике. Это может быть капитан и опытный моряк, или помощник и опытный моряк, и так далее. Вахтенная служба управляет кораблем, а опытный моряк может обойти все судно. Это произойдет за одну вахтенную смену, которая продлится четыре часа.
Безопасное управление судном — главная цель любой смены для мостиков. Однако это не означает, что это единственная работа. В зависимости от судна, есть второстепенные проблемы, которые будут решаться. Военным кораблям, возможно, придется следить за активностью противника. Рыболовные суда, скорее всего, будут искать рыбу или горшки, которые были размещены ранее. Научные суда могли проводить исследования. Однако все это будет организовано с моста.
Как устроен мост?
Очевидно, расположение мостика будет зависеть от корабля. Военный корабль будет выглядеть немного иначе, чем яхта вашего дяди. Но в целом мостик корабля должен иметь один и тот же базовый дизайн и компоновку, если он хочет быть функциональным.
С этой целью носовая часть моста должна быть хорошо видна. Это означает беспрепятственный вид из окон во все стороны. Капитан должен иметь возможность стоять в центре мостика и легко видеть, что находится впереди и по бокам.
Остальное место на мостике — это место, где можно найти оборудование. Это может быть простым или сложным в зависимости от сосуда. Вы найдете оборудование, необходимое для рулевого управления, связи и навигации. Здесь можно управлять подруливающими устройствами на больших судах и меньшими винтами на меньших судах. Это касается и управления рулями и двигателями. На больших кораблях эти панели управления могут охватывать большое пространство.