Раскрепованный фронтон. Разорванный фронтон в архитектуре — это что такое?
Раскреповка
Раскреповка – прием, при котором отрезок стены выдвигается вперед или назад со всеми частями сверху донизу. Используется для повышения композиционной выразительности здания. Этот архитектурный прием был характерен для архитектуры барокко, избегавшей плоских фасадов. Если вперед выдвигается целая часть здания, такой элемент именуется ризалитом.
Раскреповка (от крепить, укреплять; крепость) – в архитектуре – прием конструктивного, но чаще зрительного, усиления каких-либо элементов композиции. Например, вертикальные выступы стены – контрфорсы – являются раскреповками. Пилястры, лопатки, лизены, пилоны также могут играть роль раскреповок.
На колонны опирается раскрепованный антаблемент с лучковым фронтономВ древнеримской архитектуре в связи с декоративным использованием ордерных элементов появился прием отступления колонны, поднятой на постамент от стены. В связи с этим возникала раскреповка – крепидула (лат. crepidulae – «башмачок»), ступенчатый излом подиума и антаблемента (архитрава, фриза и карниза). Чередование заглубленных и выступающих частей ордера обогащает пластику фасада, придает ему напряженную ритмику.
Раскреповка в качестве композиционного (художественного приема усиливает тектонику стены; вместе с колонной раскрепованные части ордера приобретают вид контрфорса (мощной поддерживающей конструкции). В архитектуре Барокко раскрепованный антаблемент в сочетании с группированием колонн или пилястров в пучки является стилеобразующим приемом, он придает характерное «волнение стен», ощущение зрительного форсирования формы.
Рассмотрим, к примеру, так называемые раскрепованные фронтоны.
В эпоху зрелого римского искусства мы видели применение ордеров в виде стройной логической системы. Колонны ставились для того, чтобы на них лежала одна общая балка, т. е. архитрав или вообще антаблемент. Если колонны прислонены к стене (трехчетвертные колонны), то антаблемент в промежутке между колоннами свешивается со стены настолько, насколько выступает вперед верхняя часть колонны. Понятно, что укладка архитрава на две смежные колонны сопряжена с некоторыми трудностями. Гораздо легче положить архитрав прямо на стену, без всякого свеса, т. е. вровень со стеной, но в таком случае колонна осталась бы без всякой нагрузки сверху. Однако встречаются римские здания, в которых антаблемент уложен совершенно своеобразным способом, а именно непосредственно на стену, и только в тех местах, где стоят колонны, кусок антаблемента лежит на колонне, выдаваясь вперед и образуя два угла, два профиля – левый и правый. Эти профили называются раскреповками.
Таким образом, левое и правое очертания колонны не останавливаются, уперевшись в горизонтальную плоскость архитрава, а продолжаются выше, образуя два профиля, следующие очертанию архитрава, фриза и карниза. Осуществить такую форму, конечно, гораздо легче, чем перекинуть антаблемент с одной колонны на другую. Каждый выступ антаблемента над колонной при освещении солнцем отбрасывает тени, в тенях играют рефлексы, и в целом такая композиция принимает оживленный, живописный вид.
Именно в этом направлении – оживленности и живописности – стала развиваться поздняя римская архитектура – римское барокко.
Вообразим, что на двух колоннах, перекрытых таким раскрепованным антаблементом, устроен еще фронтон. Тогда та часть фронтона, которая приходится над колонной, осуществляется легко, а дальше, т. е. там, где антаблемент вдается вглубь, этот фронтон приходится тоже углублять настолько, чтобы плоскость тимпана совпала с плоскостью стены; значит и во фронтоне получится профиль, соответствующий раскреповке антаблемента. Так получается раскрепованный фронтон.
Раскрепованный фронтонocharovanny-strannik.com
Виды фронтонов — Статьи об элементах лепного декора
Что такое фронтон? Чаще всего под фронтоном понимается треугольная часть фасада здания от карниза или чердачного перекрытия до верхней точки крыши, ограниченная по бокам её скатами. Классическое определение фронтона таково: это треугольное поле стены, поставленное на антаблемент таким образом, что плоскость треугольника составляет продолжение плоскости фриза; по двум наклонным сторонам треугольника проведен полностью весь венчающий карниз, а по горизонтальному основанию треугольника протянут горизонтально тот же карниз, но не полностью, а без его самой верхней, венчающей части – желоба, органически связанного с кровлей.Конечно, классический фронтон мы встретим прежде всего в античной архитектуре – древнеримской и древнегреческой. Пар
Раскреповка
Раскреповка – прием, при котором отрезок стены выдвигается вперед или назад со всеми частями сверху донизу. Используется для повышения композиционной выразительности здания. Этот архитектурный прием был характерен для архитектуры барокко, избегавшей плоских фасадов. Если вперед выдвигается целая часть здания, такой элемент именуется ризалитом.
Раскреповка (от крепить, укреплять; крепость) – в архитектуре – прием конструктивного, но чаще зрительного, усиления каких-либо элементов композиции. Например, вертикальные выступы стены – контрфорсы – являются раскреповками. Пилястры, лопатки, лизены, пилоны также могут играть роль раскреповок.
На колонны опирается раскрепованный антаблемент с лучковым фронтономВ древнеримской архитектуре в связи с декоративным использованием ордерных элементов появился прием отступления колонны, поднятой на постамент от стены. В связи с этим возникала раскреповка – крепидула (лат. crepidulae – «башмачок»), ступенчатый излом подиума и антаблемента (архитрава, фриза и карниза). Чередование заглубленных и выступающих частей ордера обогащает пластику фасада, придает ему напряженную ритмику.
Раскреповка в качестве композиционного (художественного приема усиливает тектонику стены; вместе с колонной раскрепованные части ордера приобретают вид контрфорса (мощной поддерживающей конструкции). В архитектуре Барокко раскрепованный антаблемент в сочетании с группированием колонн или пилястров в пучки является стилеобразующим приемом, он придает характерное «волнение стен», ощущение зрительного форсирования формы.
Рассмотрим, к примеру, так называемые раскрепованные фронтоны.
В эпоху зрелого римского искусства мы видели применение ордеров в виде стройной логической системы. Колонны ставились для того, чтобы на них лежала одна общая балка, т. е. архитрав или вообще антаблемент. Если колонны прислонены к стене (трехчетвертные колонны), то антаблемент в промежутке между колоннами свешивается со стены настолько, насколько выступает вперед верхняя часть колонны. Понятно, что укладка архитрава на две смежные колонны сопряжена с некоторыми трудностями. Гораздо легче положить архитрав прямо на стену, без всякого свеса, т. е. вровень со стеной, но в таком случае колонна осталась бы без всякой нагрузки сверху. Однако встречаются римские здания, в которых антаблемент уложен совершенно своеобразным способом, а именно непосредственно на стену, и только в тех местах, где стоят колонны, кусок антаблемента лежит на колонне, выдаваясь вперед и образуя два угла, два профиля – левый и правый. Эти профили называются
Таким образом, левое и правое очертания колонны не останавливаются, уперевшись в горизонтальную плоскость архитрава, а продолжаются выше, образуя два профиля, следующие очертанию архитрава, фриза и карниза. Осуществить такую форму, конечно, гораздо легче, чем перекинуть антаблемент с одной колонны на другую. Каждый выступ антаблемента над колонной при освещении солнцем отбрасывает тени, в тенях играют рефлексы, и в целом такая композиция принимает оживленный, живописный вид.
Именно в этом направлении – оживленности и живописности – стала развиваться поздняя римская архитектура – римское барокко.
Вообразим, что на двух колоннах, перекрытых таким раскрепованным антаблементом, устроен еще фронтон. Тогда та часть фронтона, которая приходится над колонной, осуществляется легко, а дальше, т. е. там, где антаблемент вдается вглубь, этот фронтон приходится тоже углублять настолько, чтобы плоскость тимпана совпала с плоскостью стены; значит и во фронтоне получится профиль, соответствующий раскреповке антаблемента. Так получается раскрепованный фронтон.
Раскреповка в архитектуре: что это?
Раскреповка – прием, при котором отрезок стены выдвигается вперед или назад со всеми частями сверху донизу. Используется для повышения композиционной выразительности здания. Этот архитектурный прием был характерен для архитектуры барокко, избегавшей плоских фасадов. Если вперед выдвигается целая часть здания, такой элемент именуется ризалитом.
Раскреповка (от крепить, укреплять; крепость) – в архитектуре – приемконструктивного, но чаще зрительного, усиления каких-либо элементов композиции. Например, вертикальные выступы стены –
В древнеримской архитектуре в связи с декоративным использованием ордерных элементов появился прием отступления колонны, поднятой на постамент от стены. В связи с этим возникала раскреповка – крепидула (лат. crepidulae – «башмачок»), ступенчатый излом подиума и антаблемента (архитрава, фриза и карниза). Чередование заглубленных и выступающих частей ордера обогащает пластику фасада, придает ему напряженную ритмику.
Раскреповка в качестве композиционного (художественного приема усиливает тектонику стены; вместе с колонной раскрепованные части ордера приобретают вид контрфорса (мощной поддерживающей конструкции).
В архитектуре Барокко раскрепованный антаблемент в сочетании с группированием колонн или пилястров в пучки является стилеобразующим приемом, он придает характерное «волнение стен», ощущение зрительного форсирования формы.
Рассмотрим, к примеру, так называемые раскрепованные фронтоны.
В эпоху зрелого римского искусства мы видели применение ордеров в виде стройной логической системы. Колонны ставились для того, чтобы на них лежала одна общая балка, т. е. архитрав или вообще антаблемент. Если колонны прислонены к стене (трехчетвертные колонны), то антаблемент в промежутке между колоннами свешивается со стены настолько, насколько выступает вперед верхняя часть колонны.
Понятно, что укладка архитрава на две смежные колонны сопряжена с некоторыми трудностями. Гораздо легче положить архитрав прямо на стену, без всякого свеса, т. е. вровень со стеной, но в таком случае колонна осталась бы без всякой нагрузки сверху.
Однако встречаются римские здания, в которых антаблемент уложен совершенно своеобразным способом, а именно непосредственно на стену, и только в тех местах, где стоят колонны, кусок антаблемента лежит на колонне, выдаваясь вперед и образуя два угла, два профиля – левый и правый. Эти профили называются раскреповками.
Таким образом, левое и правое очертания колонны не останавливаются, уперевшись в горизонтальную плоскость архитрава, а продолжаются выше, образуя два профиля, следующие очертанию архитрава, фриза и карниза. Осуществить такую форму, конечно, гораздо легче, чем перекинуть антаблемент с одной колонны на другую. Каждый выступ антаблемента над колонной при освещении солнцем отбрасывает тени, в тенях играют рефлексы, и в целом такая композиция принимает оживленный, живописный вид.
Именно в этом направлении – оживленности и живописности – стала развиваться поздняя римская архитектура – римское барокко.
Раскрепованный фронтонВообразим, что на двух колоннах, перекрытых таким раскрепованным антаблементом, устроен еще фронтон. Тогда та часть фронтона, которая приходится над колонной, осуществляется легко, а дальше, т. е. там, где антаблемент вдается вглубь, этот фронтон приходится тоже углублять настолько, чтобы плоскость тимпана совпала с плоскостью стены; значит и во фронтоне получится профиль, соответствующий раскреповке антаблемента. Так получается раскрепованный фронтон.
Смотрите также:разорванный фронтон — это… Что такое разорванный фронтон?
- разорванный фронтон
разорванный фронтон, выгрызенный фронтон
Фронтон, у которого для декоративного эффекта прерваны скаты.
Ист.: Плужников, 1995
Иллюстрации:
Словарь храмового зодчества. . 2012.
- всевидящее око
- выгрызенный фронтон
Смотреть что такое «разорванный фронтон» в других словарях:
Разорванный фронтон — декоративный фронтон, расположенный над окном, обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах. Характерный элемент нарышкинского барокко. * * * (выгрызенный фронтон) Фронтон, у которого для декоративного эффекта прерваны… … Архитектурный словарь
фронтон — фронтон, фронтиспис Треугольное, полукруглое, лучковое либо сложнофигурное завершение карниза или наличника. Ист.: Плужников, 1995 См. также : полуфронтон, разорванный фронтон, сандрик, тимпан, щипец Иллю … Словарь храмового зодчества
Фронтон — О римском писателе см.: Марк Корнелий Фронтон Верхняя часть здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах. Фронтон (фр. fronton, от … Википедия
выгрызенный фронтон — разорванный фронтон, выгрызенный фронтон Фронтон, у которого для декоративного эффекта прерваны скаты. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Москва. Наличник снесенной церкви Успения на Покровке, экспонирующийся в Донском монастыре. Зодчий Петр… … Словарь храмового зодчества
Выгрызенный фронтон — Разорванный фронтон. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
фронтиспис — фронтон, фронтиспис Треугольное, полукруглое, лучковое либо сложнофигурное завершение карниза или наличника. Ист.: Плужников, 1995 См. также : полуфронтон, разорванный фронтон, сандрик, тимпан, щипец Иллю … Словарь храмового зодчества
ИОРДАНИЯ — Петра. Гробница с урной. 1 я четв. I в. Петра. Гробница с урной. 1 я четв. I в. [Иорданское Хашимитское Королевство], гос во в Зап. Азии. Граничит на севере с Сирией, на северо востоке с Ираком, на востоке и юге с Саудовской Аравией, на западе с… … Православная энциклопедия
Улица Добролюбова (Екатеринбург) — У этого топонима есть и другие значения, см. Улица Добролюбова. Улица Добролюбова … Википедия
РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич — (1700 71), русский архитектор. Представитель барокко (см. БАРОККО). Сын Б. К. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло). Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс,… … Энциклопедический словарь
Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского — Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского … Википедия
Фронтон — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Верхняя часть здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах. Основные виды фронтонов.Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства появились фронтоны другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга. В позднейшее время форма фронтонов разнообразилась ещё более: появились фронтоны в виде трапеции, с боковыми карнизами, не сходящимися вверху, в форме равностороннего треугольника и др. Такие фронтоны устраиваются преимущественно не над фасадами, а над окнами, дверями и крыльцами.
Основные виды
- Килевидный — напоминающий перевёрнутый киль корабля, характерен для древнерусского деревянного зодчества.
- Лучковый — дугообразный, напоминающий натянутый лук. При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным.
- Полукруглый — с полуциркульным завершением.
- Прерванный — с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна. Если карниз отсутствует почти полностью и фронтон покоится, например, лишь на двух колоннах, такой фронтон называют полуфронтоном. Когда же карниз исчезает совершенно, фронтон превращается в щипец, или, в готической архитектуре, в вимперг.
- Разорванный — с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения.
- Раскрепованный — с выступающими вперёд частями — раскреповками (см.: Раскрепованный ордер).
- Самцовый — сложенный из брёвен как непосредственное треугольное продолжение венцовой торцевой стены.
- Ступенчатый — в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху.
- Трапециевидный — в виде трапеции.
- Треугольный — в виде равнобедренного треугольника.
Литература
- Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1970—1978. — 18240 с. — 600 000 экз.
- Михайловский И. Б. Архитектурные формы античности. — 4-е изд. — М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1949. — 248 с. — 15 000 экз.
Видео по теме
Ссылки
Фронтон — это… Что такое Фронтон?
Верхняя часть здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах.Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства появились фронтоны другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга. В позднейшее время форма фронтонов разнообразилась ещё более: появились фронтоны в виде трапеции, с боковыми карнизами, не сходящимися вверху, в форме равностороннего треугольника и др. Такие фронтоны устраиваются преимущественно не над фасадами, а над окнами, дверями и крыльцами.
Основные виды
- Килевидный — напоминающий перевёрнутый киль корабля, характерен для древнерусского деревянного зодчества.
- Лучковый — дугообразный, напоминающий натянутый лук. При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным.
- Полукруглый — с полуциркульным завершением.
- Прерванный — с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна. Если карниз отсутствует почти полностью и фронтон покоится, например, лишь на двух колоннах, такой фронтон называют полуфронтоном. Когда же карниз исчезает совершенно, фронтон превращается в щипец, или, в готической архитектуре, в вимперг.
- Разорванный — с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения.
- Раскрепованный — с выступающими вперёд частями — раскреповками (см.: Раскрепованный ордер).
- Самцовый — сложенный из брёвен как непосредственное треугольное продолжение венцовой торцевой стены.
- Ступенчатый — в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху.
- Трапециевидный — в виде трапеции.
- Треугольный — в виде равнобедренного треугольника.
Литература
- Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1970—1978. — 18240 с. — 600 000 экз.
- Михайловский И. Б. Архитектурные формы античности. — 4-е изд. — М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1949. — 248 с. — 15 000 экз.
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Фронтон
Фронтон — это… Что такое Фронтон?
Верхняя часть здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах.Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства появились фронтоны другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга. В позднейшее время форма фронтонов разнообразилась ещё более: появились фронтоны в виде трапеции, с боковыми карнизами, не сходящимися вверху, в форме равностороннего треугольника и др. Такие фронтоны устраиваются преимущественно не над фасадами, а над окнами, дверями и крыльцами.
Основные виды
- Килевидный — напоминающий перевёрнутый киль корабля, характерен для древнерусского деревянного зодчества.
- Лучковый — дугообразный, напоминающий натянутый лук. При увеличении сегмента круга фронтон становится циркульным.
- Полукруглый — с полуциркульным завершением.
- Прерванный — с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна. Если карниз отсутствует почти полностью и фронтон покоится, например, лишь на двух колоннах, такой фронтон называют полуфронтоном. Когда же карниз исчезает совершенно, фронтон превращается в щипец, или, в готической архитектуре, в вимперг.
- Разорванный — с не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения.
- Раскрепованный — с выступающими вперёд частями — раскреповками (см.: Раскрепованный ордер).
- Самцовый — сложенный из брёвен как непосредственное треугольное продолжение венцовой торцевой стены.
- Ступенчатый — в виде ступеней, уменьшающихся в своих размерах кверху.
- Трапециевидный — в виде трапеции.
- Треугольный — в виде равнобедренного треугольника.
Литература
- Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1970—1978. — 18240 с. — 600 000 экз.
- Михайловский И. Б. Архитектурные формы античности. — 4-е изд. — М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1949. — 248 с. — 15 000 экз.
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Фронтон