Ендова что это такое фото посуда: вандейкирование
Полуфабрикаты из рыбы
Панирование, как известно, способствует сохранению сочности рыбы во время ее жарки, придает блюду красивый внешний вид. Наряду с этим в состав панировки могут входить компоненты, улучшающие вкус и аромат рыбы. В качестве панировки можно использовать смесь:
Составы некоторых современных панировок:
· Мука пшеничная или панировочные сухари, смешанные с цедрой лимона и измельченного шнитт-лука;
· Мука пшеничная или панировочные сухари с чесноком;
· Мука пшеничная, мука кукурузная и паприка;
· Мука пшеничная, паприка, соль, красный перец, тимьян;
· Мука пшеничная, китайский порошок из пяти специй (молотая смесь звездчатого аниса, семян фенхеля, корицы, сычуаньского перца, гвоздики), соли, черного перца;
· Мука пшеничная или панировочные сухари с листьями черной смородины.
Для жарки на гриле можно панировать в смеси специй:
· Свежая зелень укропа, измельченные семяна фенхеля, крупноизмельченный перц;
· Паприка, луковый или чесночный порошок, сушеный тимьян и орегано, душистый, черный и кайенский перец.
Кроме того, можно использовать панировки-пасты, например, свежую зелень укропа, лимонный сок, каперсы, сахар, анчоусную пасту.
В качестве жидкой панировки применяется тесто кляр. В тесто вместо молока неплохо добавить пиво. Перед замесом можно смешать муку с кайенским перцем, перцем чили, порошком карри.
Для панировки креветок или рыбных палочек рекомендуется использовать тесто темпура. Для его приготовления следует смешать пшеничную муку (50 г),кукурузную муку (50 г) с очень холодной водой (200 мл),яйцом и добавить 1,5 чайной ложки разрыхлителя.
Оригинальный вариант панирования рыбы – в картофельной смеси. Для ее приготовления пассерованную луковую крошку охлаждают, соединяют с яичным белком, кукурузной мукой, натертым на терке и хорошо отжатым картофелем.
Способ разделки рыбы (полуфабрикат) | Способ подготовки п/ф | Вид панировки п/ф |
Целая рыба с головой или без нее | Целиком | Посыпают солью, перцем, панируют в сухарях или муке Или В муку или сухари добавляют соль, перец, перемешивают и используют для панирования |
Кругляши или стейки | Нарезается под углом 90 | |
Филе с кожей и реберными костями | Нарезается под углом 30 | |
Филе с кожей без костей(на коже делают надрезы) | — » — | |
Чистое филе | — » — | |
Звено осетровой рыбы с кожей без хрящей или без кожи | Целиком | |
Порционный кусок осетровой рыбы | Нарезается под углом 30 |
«Кругляши» (порционный кусок непластованной рыбы) | Филе с кожей без костей |
Филе без кожи и костей (чистое филе) | Филе нарезают под острым углом, начиная с хвоста |
Филе или «кругляш» панируют в муке (или сухарях), смешанной с солью и молотым перцем |
Маринование рыбы производят при приготовлении порционных или мелкокусковых полуфабрикатов для жарки основным способом, во фритюре, на гриле или для варки на пару.
Классический способ маринования рыбы: рыбу посыпают соль, перцем, сбрызгивают лимонным соком или лимонной кислотой, растительным маслом и добавляют мелко нарезанную зелень, перемешивают и выдерживают на холоде 20-30 мин.
Составы некоторых популярных маринадов для маринования рыбы:
· Оливковое масло, чеснок, петрушка (зелень), соль;
· Оливковое масло, тертый лук-шалот, измельченный репчатый лук. Зелень петрушки, сок лимона, соль, молотый перец, лавровый лист;
· Оливковое масло, лимонный сок, сухой тимьян, молотый черный перец, рубленное филе анчоусов;
· Белое вино, свежий лимонный сок, ворчестерский соус, свежий или сухой укроп, оливковое масло, молотый черный перец.
Панируют в муке
Рыбу разделывают на чистое филе
Полуфабрикаты из рыбы для жарки во фритюре
Способ разделки рыбы (полуфабрикат) | Способ подготовки п/ф | Вид панировки п/ф |
Целая с головой или без головы (мелкая) | Целиком | Двойная панировка |
Рыба «фри» – чистое филе или порц. кусок осетровой рыбы без кожи и хрящей, свернутый «восьмеркой» или «бантиком» | Порц. кусок Длина – 12 см, ширина – 4-5 см. |
Панируют в крошке из пшеничного хлеба
5. Сворачивают «восьмеркой» | |||
Полуфабрикат Рыба в тесте кляр
Для приготовления рыбы в тесте филе нарезают полосками. В международной практике способ нарезки филе рыбы полосками 8×0,5 см называется гужон.
Рыбу разделывают на чистое филе, нарезают брусочками и маринуют
Маринование рыбы производят при приготовлении порционных или мелкокусковых полуфабрикатов для жарки основным способом, во фритюре, на гриле или для варки на пару.
Классический способ маринования рыбы для п/ф Рыба, жаренная в тесте: рыбу посыпают соль, перцем, сбрызгивают лимонным соком или лимонной кислотой, растительным маслом и добавляют мелко нарезанную зелень, перемешивают и выдерживают на холоде 20-30 мин.
Составы некоторых популярных маринадов для маринования рыбы:
· Оливковое масло, чеснок, петрушка (зелень), соль;
· Оливковое масло, тертый лук-шалот, измельченный репчатый лук. Зелень петрушки, сок лимона, соль, молотый перец, лавровый лист;
· Оливковое масло, лимонный сок, сухой тимьян, молотый черный перец, рубленное филе анчоусов;
· Белое вино, свежий лимонный сок, ворчестерский соус, свежий или сухой укроп, оливковое масло, молотый черный перец.
Тесто «кляр»:в молоко или воду добавляют соль, сахар, растительное масло, желтки яиц, перемешивают; всыпают муку и замешивают тесто. Оставляют на 20-30 мин. Для набухания белков клейковины. Белки яиц взбивают в густую устойчивую пену и вводят в тесто перед жаркой.
1. Муку просеивают
2. В молоко добавляют желтки, соль, сахар, растительное масло, растворяют, всыпают муку и замешивают тесто
3.Охлажденные белки взбивают в крутую пену
4. Вводят взбитые белки в тесто и аккуратно перемешивают «сверху вниз»
П/ф Дорада или сибас фаршированные
Новые термины:
Вандейкирование – подрезание хвостового плавника с помощью ножниц (придание средней части хвостового плавника формы буквы V).
Дарн – стейк из круглой рыбы (лосося, трески).
Тронтон – стейк из плоской рыбы (камбалы, палтуса).
Гужон – способ нарезки филе рыбы полосками длиной 8 см ( в сечении 0,5 см).
Правила нарезания тонких кусочков от филе рыбы (например, для приготовления рулетов)
Полуфабрикаты из рыбы для жарки на открытом огне или гриле
Способ разделки рыбы (полуфабрикат) | Способ подготовки п/ф | Дополнительная подготовка |
Стейк — порционный кусок непластованной рыбы | Толщина 2-3 см, нарезают под прямым углом | Посыпают солью, перцем, смазывают маслом, сбрызгивают лимонным соком |
«Бабочка» – чистое филе или филе с кожей без костей, сформованное в виде «бабочки» | Порц. кусок Толщиной 4-5 см |
Маринование. Перед жаркой на гриле рыбу предварительно маринуют в смеси:
•оливкового масла с чесноком и петрушкой;
•оливкового масла, тертого лука-шалота, измельченного репчатого лука, петрушки, сока лимона, соли, молотого перца и лаврового листа;
•оливкового масла, лимонного сока, сухого тимьяна, измельченного чеснока, молотого черного перца, рубленого филе анчоусов;
•белого вина, свежего лимонного сока, ворчестерского соуса, свежего или сухого укропа, оливкового масла, молотого черного перца.
Мариновать рыбу можно даже перед варкой на пару. Для этого подойдет смесь оливкового масла, лимонного сока, белого вина и соевого соуса.
Отрезают порционный кусок филе с кожей без костей под углом 90ْ
Полуфабрикаты для запекания
Обертывание. Рыбу перед запеканием обертывают, например, в тонкие полоски бекона, прокладывая между рыбой и беконом листочки тимьяна. Во время запекания бекон придает вкус рыбе и образует хрустящую корочку, а вытопившийся жир делает ее сочнее.
Тушки рыбы можно перед запеканием заворачивать в слоеное или сдобное тесто, например, филе лосося – в тесто фило. (это пресное тесто, оно состоит только из муки и воды и лишь иногда включает в себя немного растительного масла. Тесто раскатывают до чрезвычайно тонкого состояния).
Перед запеканием рыбу можно также обернуть в виноградные листья, закрепив их бланшированной полоской лука-порея.
Обернуть рыбу можно и в “соленую рубашку”.Предварительно рыбу подсушивают, обсыпают большим количеством соли (лучше морской). Соль сверху сбрызгивают водой.
Фарширование в формочках. Порционные формочки выстилают тонкими кусочками копченого лосося, наполняют тарамасалатом, заворачивают края и опрокидывают. Для приготовления тарамасалата белый хлеб без корок заливают холодным молоком, перемешивают, отжимают молоко, смешивают с копченой тресковой икрой, чесноком, оливковым маслом ,лимонным соком, измельчают в блендере и охлаждают не менее 4 часов.
Приготовления фаршей, кнельной массы для фарширования рыбы.
Приготовление фарша-муслина из рыбы. Фарши-муслины широко используются в ресторанной кухне для приготовления начинок, кнелей, паштетов, тимбал. Их технология приготовления аналогична технологии приготовления мусса(фарша-муслина) из телятины. Существуют разные варианты рецептур, но по сути основными компонентами остаются чистое филе рыбы, яичные белки и жирные сливки.
Готовя мясо рыбы к переработке, нарезать его полосками. Смешать его с адекватным количеством соли и приправ и мариновать в холодильнике около 4 часов. Соль высвободит белки, ответственные за выработку вкуса и текстуры. Рыбу начинают перемалывать на решетке с крупными или средними отверстиями. Используя кухонный комбайн, включите машину и дайте ей поработать до образования однородной пасты. Однородная текстура получится, если это делать пульсирующими включениями и выключениям и машины.
Для достижения нужной текстуры его необходимо тщательно вымешивать, чтобы он хорошо связался. Это можно делать вручную надо льдом, в миксере или в кухонном комбайне.
Добавьте холодные белки в рубленую семгу в охлажденном кухонном комбайне, чтобы начать формирование фарша.
Добавляйте холодные сливки в работающий комбайн постепенно, добиваясь однородной текстуры и вкуса. Вымешивайте смесь до гладкой консистенции, тогда фарш при нарезании будет держать форму.
Обычный фарш и фарш в стиле гратен протирать не надо, в отличии от фарша муслин, который должен иметь очень тонкую и нежную текстуру.
Фарш должен быть очень холодным, и работать быстро, чтобы он не нагрелся.
Муслин из рыбы (вариант 1). 240 г чистого рыбного филе,соль,перец,2 яичных белка,250 мл жирных сливок.
Филе измельчить в блендере, заправить солью и перцем, добавить белки, перемешать, протереть через сито, хорошо охладить, ввести холодные сливки
Муслин из рыбы (вариант 2)450г чистого филе, 2 яичных белка, 350мл сливок, соль, душистый или кайенский перец.
Чистое филе камбалы, лосося и др. измельчить в блендере, добавить белки, протереть смесь через сито. Постепенно ввести сливки на холодной бане, чтобы смесь не расслоилась, заправить солью и душистым или кайенским перцем.
Что такое ендова и для чего она используется
Ендова является внутренним углом крыши, который образуется при стыковке двух скатов. Этот элемент также называют разжелобок. Основное назначение данной конструкции заключается в защите внутренних кровельных углов от попадания воды. Ендова нужна на стыках крыш с непростым геометрическим строением, а также на линии присоединения материала кровельного покрытия к вертикальному на мансарде в слуховых окнах.
Схема ендовы крыши:
Ендова является внутренним углом крыши
Размеры ендовы будут зависеть от того, насколько большой уклон у крыши – чем он меньше, тем более длинный и широкий нужен разжелобок. Также на данный элемент конструкции кровли влияют и погодные условия в местности строительства дома. Стандартная длина ендовы крыши 2 м, возможно изготовление конструкции в 3 м. Разжелобок большого размера, например 10 м, монтируется из нескольких планок, уложенных внахлест. При этом важно сохранить герметичность всех соединений.
Разжелобок часто путают с коньком крыши. Но это разные элементы – конек монтируется на внешний угол, а ендова на внутренний.
Конек монтируется на внешний угол, а ендова на внутренний
У использования ендовы есть ряд преимуществ, поэтому она является необходимым элементом при монтаже кровли:
организовывает стоки дождевых и талых вод на элементах крыши, что обеспечивает более длительную их сохранность;
увеличивает безопасность при сильных снегопадах – осадки не задерживаются, опадая маленькими пластами;
монтаж производится достаточно просто и быстро.
Крыша с ендовой предполагает стропильную систему, и сложности могут возникнуть с гидроизоляцией, поскольку это место в устройстве скатов кровли испытывает максимальные нагрузки. Для проведения успешного монтажа нужен точный чертеж. Особенно внимательно выполняются работы на стыке главного ската крыши и мезонина.
После того как завершено устройство стропил, производят укладку материала кровли, выводя его на внутренние углы. Используют два подкладочных слоя с нахлестом. Затем монтируется верхняя планка, придающая эстетичный вид конструкции. Стыки обрабатывают герметизирующей лентой.
Монтаж ендовы для крыш из различных материалов
Поскольку ендова это конструкция на пересечении скатов крыши, она является самым слабым местом кровли. Сюда ложится наибольшая нагрузка. Монтировать ендову должны профессиональные строители или человек, знающий все тонкости работы с этим элементом и различными материалами.
Крыши из ондулина
Ендова для мягкой кровли требует выполнения дополнительной обрешетки. Для этого потребуются две обрезные доски, имеющие ширину не менее 20 см. Они крепятся с отступом в 5 см от оси разжелобка. Дерево лучше обработать антисептическим средством.
Надо следить, чтобы центр разжелобка расположился строго между досками
Установка на крыше из ондулина:
монтируется элемент обязательно снизу вверх;
нахлест между частями разжелобка делают 15 см;
после примерки листов ондулина к месту перегиба кровли, их раскраивают нужным образом;
листы нужного размера монтируются на ендову с отступом 5 см от ее оси, их прикрепляют гвоздями к каждой волне.
Крыши из металлочерепицы
Под ендову на кровлях с данным типом покрытия делается сплошная обрешетка, что предотвратит ее провисание. Такая конструкция является жестким основанием под разжелобок. Ендова выполняется с двумя планками – вода стекает по нижней, а верхняя несет главным образом декоративное назначение, но также предотвращает коррозию на срезах листов покрытия кровли.
Планки ендовы Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про узел прохода вентиляции через кровлю – разновидности конструкций и особенности их монтажа.
Разжелобок для кровли из металлочерепицы монтируется следующим образом:
нижние планки располагают с нахлестом порядка 15 см и закрепляют на обрешетке саморезами;
места стыков необходимо герметизировать;
немного с нахлестом на планку разжелобка укладывают листы металлочерепицы и крепят гвоздями, предназначенными для кровли;
на листы сверху стыка накладывается верхняя планка и фиксируется метизами.
Крыши из профнастила и шифера
Под эти покрытия для кровли при монтаже ендовы укладывается несколько досок. Далее на них крепится гидроизоляция, которая подлежит соединению с гидроизоляционной мембраной, проложенной на скатах крыши.
Нахлест в этом случае делают 15 см, а стыки фиксируются двусторонним скотчем
Далее разжелобок крепится следующим образом:
монтируется нижняя планка;
затем к ней прикрепляется уплотнитель, его рекомендуется усилить герметиком по сторонам от скатов кровли;
осуществляется монтаж покрытия крыши;
образовавшийся в выступах волны зазор заполняется герметиком.
Монтаж ендовы при кровле профлистом может быть выполнен в нескольких вариантах ее оформления:
Открытая. В таком варианте листы профнастила надо отрезать на расстоянии 6-10 см от линии сгиба. Планка и срезы становятся открытыми. Чтобы предохранить их от внешнего воздействия, на материал крыши монтируются декоративный желоб. Его крепят к обрешетке при помощи гвоздей.
Закрытая. Листы профнастила обрезаются четко по линии перегиба и стыкуются между собой без зазора. Использование никаких дополнительных элементов в этом случае не требуется.
Переплетенная. Этот способ доступен в основном профессионалам, самостоятельно такой монтаж осуществить сложно. Перегиб кровли перекрывают листами покрытия, заходящими на другую сторону по очереди. Такой способ редко используют для жестких покрытий, он больше подходит для кровли с мягкими видами покрытий.
Варианты оформления ендовы Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про правильный контроль за ходом строительства — технадзор.
По сути, открытый и закрытый типы монтажа ендовы крыши из профнастила отличаются только методом, которым подрезается материал.
Планка ендовы — что это такое и как произвести монтаж ендовой планки + схема обрешетки и стропил
Грамотно оборудованная крыша дома — важный узел, обеспечивающий защиту строения от действия ветров, выпадающих осадков или солнечных лучей.
Основная нагрузка ложится на кровлю, как на внешнюю плоскость, имеющую непосредственный контакт со всеми погодными или климатическими проявлениями.
Любые недочеты в оформлении кровли означают возможность попадания внутрь воды, образования очагов разрушения стропильной системы или опасность сноса кровли при порывах ветра.
Поэтому правильное использование всех элементов кровельного покрытия, которые образуют герметичный слой, надежно отделяющий внутреннее пространство от контакта с атмосферой, является важной и ответственной частью оформления крыши.
Кровельные покрытия делятся на две группы:
- Собственно покрытие, т.е. листовые или рулонные материалы, в наборе создающие плоскость скатов.
- Доборы — все элементы оформления примыканий, переходов, водостоков и т.д.
При этом, именно доборные элементы требуют наиболее внимательного, ответственного подхода к монтажу, поскольку они зачастую принимают на себя большую часть нагрузки по отводу или удалению дождевой или талой воды и снега. Одним из таких элементов является ендова.
Что такое ендова
Ендова кровли (иногда — разжелобок) — это термин, имеющий два значения. Прежде всего, это участок кровли, где встречаются две плоскости, образуя впадину. Это — общее понятие, определяющее смысл термина, его значение. В строительной практике используется еще одно, более узкое значение термина: так называют вид доборных элементов, изготавливаемых для оформления стыка плоскостей. Наличие двух толкований иногда вызывает некоторую путаницу, вызываемую смешением двух понятий из-за недостаточной информированности.
Ендовы (в общем смысле) бывают трех видов:
- Открытая.Место стыка плоскостей не имеет плотного шва и прикрыто сверху доборной планкой.
- Закрытая. Стык плотный и прямой.
- Переплетенная. Плотный стык с переходами элементов рисунка кровельного материала друг на друга в поочередном порядке.
ВАЖНО! Отличие этих способов не в функциональности, а чисто внешнее.
Второй и третий тип встречается значительно реже, так как их сооружение требует наличия работников, имеющих опыт и специальные знания. При большом выборе кровельных материалов, имеющемся в продаже и разных свойствах и специфике монтажа, найти людей, умеющих оформлять сложные кровельные элементы, непросто. Кроме того, все работы ведутся в сложных условиях, на высоте, что создает дополнительные трудности.
Следует учесть, что полной герметичности соединения в любом случае достигнуть не удается, и смысл всех усилий, по сути, сводится к достижению чисто декоративного эффекта, что зачастую означает лишнюю трату времени и труда.
Устройство ендовы
Ендовы как доборный элемент тоже делятся по способу установки:
- Ендова нижняя. Внутренняя ендова устанавливается до настилания кровли, поскольку находится под общим слоем. В любом случае, при любом типе оформления ендовы, нижняя планка присутствует как обязательный элемент, поскольку именно она служит желобом, отводящим воду в водосток. Без нее стык плоскостей будет являться сплошной щелью.
- Ендова верхняя. Этот элемент устанавливается поверх кровельного материала и служит, во-первых, для создания визуальной законченности, аккуратности соединения, а во-вторых — препятствует скоплению различного мусора в углублении кровли. Любые посторонние предметы, хвоя или опавшая листва, мелкий мусор и т.д. понемногу создадут преграду для свободного стока воды, поэтому она найдет себе выход в другом месте, что обязательно создаст проблему. Наличие верхней планки препятствует таким скоплениям.
Оба вида ендовых планок имеют свои особенности монтажа. Каждый вид кровельного материала имеет свой комплект доборных элементов, полностью соответствующих друг другу как в конструктивном, так и в дизайнерском отношении, поэтому перед установкой следует ознакомиться с правилами и особенностями работы с данным материалом.
Что такое ендова кровли: фото
Из чего делают ендовы и для каких кровельных материалов их используют
Для изготовления ендов служит тот же материал, что и для основного покрытия — для шифера используется асбоцемент, для металлочерепицы или профлиста — стальной оцинкованный лист и т.д.
Если для предохранения материала от коррозии применяется защитное покрытие, как это делается при производстве металлических листовых материалов, то и ендовы таким же образом снабжаются слоем защиты.
То есть, достигается полное соответствие элементов, которые в сборе выглядят как части единого целого. Тем не менее, в некоторых случаях прибегают к использованию доборов одного типа для оформления материала другого.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Монтаж нижней планки производится под кровлей и исключает возможность ее увидеть, поэтому соответствия материалов в этом случае не требуется.
Чаще всего, такое сочетание встречается при сооружении шиферных крыш, так как асбоцементные элементы не так распространены, как другие комплектующие. Выход из положения таким образом, конечно, несколько влияет на эстетическое восприятие крыши, но в функциональном плане все работает правильно.
Так или иначе, для всех листовых кровельных материалов создаются полностью подходящие комплектующие детали, позволяющие оформлять все участки кровли, и ендовы в этом смысле — не исключение. Не имеет смысла применять их для работ с мягкими рулонными покрытиями, так как технология их монтажа подразумевает совсем другие действия, и герметизация углов не требует дополнительных конструкций.
Схема стропильной системы в месте установки ендовы
Стропильная система в местах перехода одной плоскости в другую должна обеспечивать прямые и ровные линии без впадин или перекосов, которые могут послужить причиной неправильной установки ендовы.
Устройство соединения двух ендов на скате может быть следующих видов:
- Встык. При этом способе стропила разных скатов соединяются торцами под углом. Требуется тщательный расчет и аккуратность в работе, чтобы избежать искривлений или перекосов.
- Внахлест. Стропила не соединяются друг с другом, будучи размещены «вразнобой». Такой вариант дает большую гарантию соблюдения четкости перехода плоскостей и сохранения прямых линий.
Стропильная система под ендову
Для правильного и точного монтажа стропил прежде всего надо обозначить прогоны — линии соединения плоскостей. Это делают при помощи натянутой веревки между двумя крайними точками прогона и ориентируются при сборке на эту линию. При должной аккуратности и тщательности конструкция получается ровной, пригодной для выполнения своих функций.
ОСТОРОЖНО! Конструкция стропил в местах перехода плоскостей требует повышенной прочности. Необходимо усиление дополнительными стойками и распорками.
Важным элементом стропильной системы ендовы является обрешетка. В местах стыка она делается сплошной, с обязательной гидроизоляцией. Установка нижней планки должна производиться на ровный прямой участок, чтобы прижатая планка не получила никаких деформаций.
Любой изгиб вызовет отслоение защитного покрытия, что автоматически запустит коррозийные процессы и послужит причиной быстрого выхода планки из строя. Если учесть наличие слоя утеплителя и гидроизоляции, обшивки внутренней поверхности чердачного помещения, прочих отделочных покрытий, обнаружение порчи планки произойдет не сразу.
К тому времени будет нанесен значительный ущерб из-за проникновения воды в подкровельные материалы, элементы стропильной системы. Замена планки тоже потребует серьезных работ, а также большого количества времени.
Альтернативный вариант
Монтаж ендовы
Как правильно установить доборный элемент:
- Прежде всего необходимо убедиться в правильном и аккуратном сооружении подложки, отсутствии искривлений, прочности конструкции. Нагрузки на ендовы могут быть значительно выше, чем на плоские участки скатов, поскольку именно в желобах скапливается снег, создающий сильное давление на систему.
- Деревянные элементы стропил и обрешетки обрабатываются антисептиком и производится гидроизоляция участка. Именно дополнительная операция для ендовы, общая гидроизоляция подкровельных материалов — другая позиция.
- Производится монтаж нижней планки. Процедура ведется по направлению снизу вверх, отдельные части укладываются внахлест с напуском в 10-20 см. Все соединения обрабатываются герметиком.
- Производится укладка кровли. Места соединения материала с нижней планкой дополнительно герметизируются.
- Устанавливается верхняя планка.
Устройство обрешетки
Как сделать ендову на крыше
Все соединения производятся на кровельные саморезы, снабженные прокладкой из специальной износостойкой резины. Все места возможных протечек обрабатываются герметиком.
Другие виды доборных элементов
Помимо ендов, изготавливаются и другие кровельные элементы. Любой участок, требующий дополнительного оформления, имеет соответствующий доборный элемент.
Существуют следующие виды доборных элементов:
- Коньковые планки.
- Карнизные планки.
- Планки примыкания.
- Снегозадержатели.
- Ветровые доски.
- Уголки внутренний и наружный.
- Заглушки коньков.
- Водостоки.
Итак, мы в полной мере ответили на популярный вопрос — ендова что это такое и как правильно устанавливается доборный материал. Все элементы имеют четко выраженные функции, применение их — важный и незаменимый этап устройства кровли. Чаще всего попытки как-то заменить готовые доборные элементы кустарными или нештатными деталями приводят к несоответствию дизайна и невыполнению своего предназначения. Экономия в данном случае приводит к большим потерям впоследствии.
Доборные элементы
Конструктивные и функциональные особенности ендовы — обеспечение эффективного водостока и эстетичного вида ендовой крыши. Имеющиеся на рынке элементы позволяют в полной мере решить оба вопроса при условии грамотного и аккуратного монтажа. Работы вполне возможно производить самостоятельно, главное — ознакомиться с порядком действий и спецификой материала и не забывать о мерах безопасности при работах на высоте.
Ендова крыши и особенности ее устройства
В архитекторских кругах ходит негласное убеждение, что крыша – это самый красивый элемент дома. Кровля может стать лакмусовой бумажкой вкуса владельца, а также просто облагородить строение. Однако строительство крыши – не самое простое занятие, так как оно связано со многими специфическими проблемами. И одной из них становится вопрос об устройстве конструкции разжелобков кровли.
Ендова – это место стыка двух скатов крыши, где образуется внутренний угол.
Функциональность ендов
Ендовой называют место стыка двух скатов крыши, в котором образуется внутренний угол.
Ендова крыши – важный функциональный элемент кровли, который служит для схождения осадков.
Ендова является не только дизайнерским решением для придания внешнему облику дома большей выразительности. Это также важный функциональный элемент кровли – она служит для схождения осадков. Кроме того, ендова, находящаяся на солнечной стороне крыши, подвергается более сильному воздействию солнечных лучей. Поэтому из-за подобных внешних воздействий ее конструкция должна быть спроектирована правильно. В противном случае ошибочное устройство разжелобки может привести к протечке или даже полному обрушению кровли.
Устройство и проектирование
Перед началом проектирования ендовы необходимо сделать чертеж будущего здания. Нужно определить, какой формы будет дом, и начертить его периметр.
Для начала необходимо построить чертеж будущего здания. Для этого нужно определить, какой формы будет дом, и начертить его периметр. Нормативным свесом крыши считается расстояние 50 см. Поэтому внешний периметр кровли чертится с небольшим отступлением от периметра стен (отступ необходимо рассчитать в выбранном вами масштабе).
Ендова образуется на стыке кровельных плоскостей, которые появляются, когда здание содержит помимо основного помещения (традиционно прямоугольной формы) пристройки, образуя в периметре буквы Т или Г.
Верхняя ендова служит декоративным элементом для придания крыше более привлекательного вида.
Устройство каркаса ендов делится на два типа: с нижней и верхней планками. Нижняя планка монтируется, когда на стыке образуется отрицательный угол. Именно этот разжелобок служит для отведения влаги с кровли. Нижняя планка должна монтироваться еще до установки каких-либо материалов для крыши (профнастил, металлочерепица). В плане строительства конструкция разжелобка с такой планкой должна быть намечена заранее.
Верхняя же планка ендов служит как декоративный элемент для придания крыше более привлекательного вида. Ее установка является финальным этапом во внешнем оформлении кровли.
Нижняя планка устанавливается, когда на стыке образуется отрицательный угол. Этот разжелобок служит для отведения влаги с кровли.
Перед укладкой разжелобка нужно позаботиться о деревянном настиле под него. Устройство настила может быть сделано из обрезной доски, которую предварительно необходимо обработать антисептическими средствами. Также важно помнить, что желобок можно устанавливать только до обустройства обрешетки, края которой закрепляются к настилу после его укладки. Угол желобка нужно сгибать чуть сильнее, чем угол самой ендовы, а вся укладка должна проходить по направлению снизу вверх. Важно помнить, что при укладке нескольких желобков минимальный нахлест должен составлять от 10 см.
При строительстве самих ендов не стоит забывать об особенностях их проектирования. Места, в которых предполагается ендова, нужно укрепить дополнительными брусьями. Затем стоит проработать систему стропил для каркаса.
Монтаж ендовой кровли
Зазоров между ендовой и кровлей быть не должно. Если таковые все же появляются, нужно дополнительно прокладывать еще один гидроизоляционный слой.
Стандартные инструменты и материалы, которые могут понадобиться вам при строительстве:
- рулетка,
- карандаш,
- отбивочный шнур,
- шпатель,
- молоток,
- кровельный нож,
- строительный фен,
- клеевой пистолет,
- гвозди,
- брусы (для ендовы и стропил рассчитанного вами размера),
- “кромочник” (инструмент для огибания кромок),
- гидроизоляционный материал и т. д.
По способу монтажа различают три вида ендов:
- открытая,
- закрытая,
- переплетенная (сочлененная).
Закрытые и переплетенные разжелобки используются чаще при монтаже каркаса крутого ската. Особенность таких конструкций состоит в том, что скаты переплетаются или плотно соединяются при соприкосновении. Зазоры между ендовой и кровлей должны отсутствовать. В случае монтажа таких ендов нужно дополнительно прокладывать еще один гидроизоляционный слой.
Сегодня существует множество видов такого водоотталкивающего материала непосредственно для монтажа ендовы кровли, благодаря которому получается более надежная основа, чем при использовании обычных гидроизоляционных материалов.
В этом состоит их отличие от открытых ендов, конструкции которых не нужна дополнительная гидроизоляция, Влага не задерживается на них и просто стекает вниз, так как устройство таких ендов имеет вид желобка.
Для обрешетки сплошного вида ендовы специалисты предлагают применять технологию с использованием брусков. Они устанавливаются на расстоянии около 35 см друг от друга по обеим сторонам ската.
Далее на решетку укладывается гидроизоляционный материал, эффективность которого можно повысить, сделав нахлест из двух слоев. Углы ендовы следует прокладывать особенно тщательно, так как именно они подвергаются большему воздействию внешних факторов.
Традиционным и надежным способом крепежа гидроизоляционного материала считается крепление с использованием клея и гвоздей. Его преимущество состоит в том, что оно предотвращает соскальзывание и гарантирует качественную установку материалов.
Ендова крыши и особенности ее устройства
Устройство каркаса ендовы крыши должно быть выполнено правильно, иначе возможны протечки или даже полное обрушение кровли.
Похожие статьи
Древнерусская посуда: названия
Древнерусская посуда отличалась многообразием, несмотря на то что создавалась она чаще всего из дерева. Привлекательность ее для современных людей в том, что она красива, небычна, а изготовление посуды было настоящим творческим процессом, подлинным искусством, в котором проявлялась фантазия русских умельцев.
Особенности древней посуды
Как уже говорилось, на Руси вся посуда вырезалась из дерева, причем и для еды, и для питья. Именно поэтому до нас дошло совсем немного образцов настоящего народного творчества. Древнерусская посуда отличается разнообразием – это и миски, и ковши, и жбаны, и резные ложки. Создавались эти атрибуты в разных центрах Русского княжества, и каждого мастера отличал свой неповторимый почерк. Роспись и резьба — это самые распространенные украшения древней посуды. Сегодня эти изделия можно встретить разве что в музеях да в частных коллекциях любителей старинных вещиц.
Какой использовался материал
Для создания посуды подходили не все виды древесины. Чаще всего использовались береза, осина, хвойные породы деревьев. Мягкая липа использовалась для создания ложек, ковшей-наливаек. Причем в документации встречается древнерусская посуда, названия которой привлекает внимание своей необычностью. Например, ложка прямизны, ковш коренной – такие названия ничего не говорят нам, современным людям, привыкшим к стеклу и фарфору для сервировки стола. На самом деле прямизна – это древесина ствола, а коренной сосуд – это сосуд, выполненный из мощного корневища. Крестьяне, как правило, использовали для создания посуды любое дерево – и развалины, и кору, и гибкие корни, которые удобны плести. А самой дорогой считалась посуда из капа – нароста на дереве.
Ковш
Эта древнерусская посуда дошла до нас в измененном виде, ведь современные модели создаются отнюдь не из дерева. Металлические ковши в современной России часто используются в деревнях при оборудовании бани. В Древней Руси ковш считался самым распространенным видом праздничной посуды для питья – в них подавали мед, квас, пиво. Ансамбль из больших и малых ковшей служил самым настоящим украшением стола.
Эта древнерусская посуда для вина всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы. На Северной Двине создавали эту посуду с двумя рукоятками, которые напоминали голову и хвост утки. Большую роль играла и яркая роспись, которыми украшались эти нехитрые крестьянские атрибуты быта. В Тверской губернии местные мастера создавали сосуды в виде конской головы, декорированные резьбой и геометрической розеткой по центру, которая является древним символом солнца. А в 1558 году, во время правления Ивана Грозного, по его приказу был создан ковш, декорированный тремя крупными сапфирами. Сегодня это произведение искусства хранится в одном из музеев Германии, куда он попал во время Великой Отечественной войны.
Ковши разных регионов
Московские мастера создавали ковши из капа, который позволял сохранить красивый рисунок текстуры. Эти изделия имели форму ладьи, плоское дно, заостренный носик и короткую горизонтальную рукоять. Сосуды имели плотные и прочные стенки, а как дополнительный декор использовалась серебряная оправа. Козьмодемьянские ковши создавались из липы и по форме напоминали московские, но были более глубокими и большими по объему. Изготовленные тверскими мастерами ковши выдалбливались из корней деревьев чаще всего в форме вытянутой ладьи. А в северных регионах создавались ковши-скопкари – сосуды в виде ладьи с двумя рукоятками, одна из которых обязательно выполнялась в виде головы птицы или лошади.
Хлебница и солоница
Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона. Использовалась хлебница для хранения мучных изделий, а мастерили ее из луба – слоя ствола дерева, который располагается между корой и сердцевиной. Такая посуда надежно защищает хлеб от плесени и влажности.
Соль на Руси была дорогим удовольствием, поэтому к созданию посуды для ее хранения подходили очень тщательно. Солоница изготавливалась в двух основных формах – в виде стульчика, у которого поднимается сиденье-крышка, либо в виде плывущей птицы. Очень красиво и необычно выглядела древнерусская посуда – картинки показывают, насколько большое внимание уделялось элементам росписи и резьбы.
Братина, плошки и веко
Если названия «ковш» и «солоница» (правда, мы чаще называем ее «солонкой») знакомы каждому, то со словом «братина» все гораздо сложнее. Скорее всего, название этой посуды происходит от слова «братчина», которая обозначала праздничное застолье. Как правило, она выполнялась в виде шара, который сверху перехватывался горлышком-венцом с отогнутыми краями. Древнерусский орнамент на посуде этого вида был самым разным. Например, до наших дней сохранилась изготовленная еще в XVIII веке братина, украшенная росписью в виде чешуек с надписью. Кстати, надписи тоже играли большую роль при оформлении древней посуды. Они могли рассказать о многом: о месте и дате создания атрибута, о ее хозяине и так далее.
Были в обиходе в старину и плошки, представляющие собой широкую посуду с невысокими краями. В них подавались жареные и печеные блюда, а в монастырях даже пекли караваи. Веко представляло собой блюдо продолговатой формы, которое сверху покрывалось крышкой и дополнительно оснащалось ручками. Оно использовалась в разных целях: для выпекания пирогов, хранения кваса, готовки мясных блюд. Впоследствии это блюдо превратилось в известную нам сковородку.
Ендова и кубки
Если с кубками все понятно, то ендова — древнерусская посуда, названия которой были разными: и чаша, и яндова, и братина. Эта посуда представляет собой круглый сосуд из меди или луба, который использовался для питья пива, меда, браги. Стилизовались такие сосуды в виде фигур утки, гуся, петуха, ладьи и в каждом регионе имели свои рисунки. До сих пор такая утварь сохранилась у карел – они создают ендовы из древесины липы, дуба, клена или березы.
Тверские мастера создавали лучшие ендовы из капа (нароста на дереве). Посуда выполнялась в виде чаши на специальном поддоне (овальном или квадратном) и дополнялась носиком-сливом. Обрабатывались сосуды топором, затем выравнивались скобелем.
Ставцы и ложки
Необычна и очень колоритна древнерусская посуда из дерева, да и названия у нее иногда очень неожиданные. Например, для еды использовался ставец, который создавался вытачиванием на специальном станке. Эта посуда представляла собой две глубокие чаши – одна служила крышкой, но ее можно было использовать и как тарелку. Ну и какой праздничный стол может обойтись без ложек? Наверное, этот элемент утвари имеется у многих – красивая и толстая деревянная ложка, богато украшенная росписью. В ставцах на Руси подавались и фрукты с овощами. Но имелась и посуда под конкретный вид плодов – лимонник, овощник, огуречник.
Большое количество видов деревянных ложек было в Новгороде-Великом. Особенно красиво выглядели изделия, которые имели как бы приподнятый черенок. Чаще всего в качестве орнамента использовалась плетенка, которая выполнялась техникой контурной резьбы. А в северных областях создавались шадровые ложки с инкрустацией костями или клыками. Кроме того, в каждом регионе ложки имели свою уникальную форму. Например, в Горьковской области создавали уполовники, салатные, рыбацкие, тонкие ложки, которые отличались округлой и ограненной ручкой-черенком. Кировская ложка отличалась яйцевидным черпачком и плоской ручкой.
Сосуды для питья
В Древней Руси вся посуда, использовавшаяся для питья, называлась питейной или распивочной. При этом название практически каждой из них интересное и оригинальное с точки зрения происхождения. Пожалуй, самым простым и понятным сосудом является кувшин – в нем напитки хранились и подавались на стол. Разновидностью кувшина был кумган, позаимствованный у восточных соседей, выделяющийся узким горлышком, длинный носиком и ручкой. В кумганах чаще всего хранили воду, поэтому они были большого объема. Оловянники – это также разновидность кувшина. В нем хранились и подавались к столу разные напитки. А вот со стеклянными изделиями на Руси дело обстояло очень интересно. Так, уже в XII веке было известно слово «стеклянцы», но привозились они из других стран.
Очень интересно выглядят и стеклянная утварь, и древнерусская посуда из дерева. Картинки из летописей и древних записей показывают, что большинство этих атрибутов были простыми, лаконичными, а отличались только рисунками и орнаментами. Кухонная посуда называлась по внешнему виду или материалу, который использовался для ее создания.
Ендова — Википедия. Что такое Ендова
Ендова меднаяЕндова́ (также яндова́[1]) — вид древнерусской братины[1], низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка[2], используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам. Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости: могли достигать нескольких вёдер, но изготовлялись и очень маленькие ендовы[3]. Например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова черные патоки две чаши».
Виды ендов
Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.
Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезались из капа (нарост на дереве). Они имели форму чаши на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде жёлоба и рукояткой. Северодвинский тип ендовы имел форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка. Рукоятки делались очень редко. Первоначальная обработка деревянных ендов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом[4].
Ендова в литературе
Пук горящей лучины, воткнутый в светец, изливал довольно яркий свет на все общество; по остаткам хлеба и пустым деревянным чашам можно было догадаться, что они только что отужинали и вместо десерта запивали гречневую кашу брагою, которая в большой медной ендове стояла посреди стола.
Гомонно. Меж столов снуют кабацкие ярыжки: унимают задиристых питухов, выкидывают вконец опьяневших на улицу, подносят от стойки сулеи, яндовы и кувшины. …
Два же брата между тем
Деньги царски получили,
В опояски их зашили,
Постучали ендовой
И отправились домой.
Пословицы и поговорки
- Супротив ендовы (по ендове) и чарка!
- Ендову на стол, а ворота на запор!
- В поле неприятель, дома гость: садись под святые, починай ендову!
- Браги ендова — всему голова.
- Иное от книг, иное от ендовы (бывает).
См. также
Примечания
Литература
- Беловинский Л. В. Ендова // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 192. — 784 с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.
- Бежкович А. С., Жегалова С. К. и др. Хозяйство и быт русских крестьян : Памятники материальной культуры. — М.: Советская Россия, 1959. — С. 192—193. — 257 с.
- Шангина И. И. Ендова // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 379—381. — 688 с.
- Баранов Д. А., Баранова О. Г. и др. Ендова // Русская изба : Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Искусство-СПБ, 2004. — С. 172—174. — 376 с.
- Похлёбкин В. В. Ендова // Кулинарный словарь. — М.: Эксмо, 2015. — С. 105. — 456 с.
- Суров М. В. Вологодчина: неизведанная давность. — Вологда: Полиграфист, 2002. — С. 10—11, 29 (глиняные), 101—141 (медные). — 432 с.
- Ендова // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 1.
- Ендова // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 672—673. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
- Яндова // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ендова — википедия фото
Ендова меднаяЕндова́ (также яндова́[1]) — вид древнерусской братины[1], низкая и широкая медная (лужёная) или деревянная посуда с отливом в виде желобка[2], используемая для подачи алкогольных напитков (пива, браги, мёда, вина) на праздничный стол (во время пира) и их розлива по чаркам или стаканам. Сосуды под названием «яндова» были разной вместимости: могли достигать нескольких вёдер, но изготовлялись и очень маленькие ендовы[3]. Например, в Кирилловской расходной книге назначалось: «квасу медвеного яндову большую 10 чаш», «яндова черные патоки две чаши».
Сосуд делали в виде ладьи, утки, гуся, петуха. В XVI веке ендовы были заимствованы у русских народами Поволжья, особенно мордвой, чувашами, марийцами, а также карелами, и сохранились у них до настоящего времени в качестве национальной утвари, изготавливаемой из липы, берёзы, дуба, клёна и других лиственных пород деревьев.
Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезались из капа (нарост на дереве). Они имели форму чаши на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде жёлоба и рукояткой. Северодвинский тип ендовы имел форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка. Рукоятки делались очень редко. Первоначальная обработка деревянных ендов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом[4].
Пук горящей лучины, воткнутый в светец, изливал довольно яркий свет на все общество; по остаткам хлеба и пустым деревянным чашам можно было догадаться, что они только что отужинали и вместо десерта запивали гречневую кашу брагою, которая в большой медной ендове стояла посреди стола.
Гомонно. Меж столов снуют кабацкие ярыжки: унимают задиристых питухов, выкидывают вконец опьяневших на улицу, подносят от стойки сулеи, яндовы и кувшины. …
Два же брата между тем
Деньги царски получили,
В опояски их зашили,
Постучали ендовой
И отправились домой.
ендова — это… Что такое ендова?
ендова — ы; ж. [лит. indanja жбан с носиком] Ист. Старинный русский сосуд для вина, пива, мёда, браги и т.п. в виде широкой чаши с носиком или рыльцем. Деревянная, медная е. Пить пиво из ендовы. Выпил целую ендову браги. * * * ендова 1) округлая… … Энциклопедический словарь
ендова — ендова, ендовы, ендовы, ендов, ендове, ендовам, ендову, ендовы, ендовой, ендовою, ендовами, ендове, ендовах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ендова — Низкий ковшеобразный сосуд с одной или двумя ручками (из меди, серебра, дерева) для разливания или коллективного питья кваса, браги, пива за столом большой семьей. Изготовлялась в виде ладьи, утки, гуся, петуха, тело которого представлял… … Кулинарный словарь
Ендова — У этого термина существуют и другие значения, см. Ендова (значения). Ендова. Россия. Медь. Гравировка. XVIII век Ендова низкий ковшеобразный сосуд с одной или двумя ручками для разливания или коллективного питья … Википедия
Ендова — (яндова) 1) Старинная рус. посуда (металлич. или глиняная) для вина в виде широкой чаши с носиком или рыльцем. Впервые упомянута в рус. письм. источниках в 1551 как плоская чаша с рыльцем . Обычно назв. объясняется как заимствование из лит.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
ЕНДОВА — (греч.). Чаша для хранения хмельных напитков, а также для питья из неё; род братины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЕНДОВА большой ковш с носком, служивший для разливания хмельных напитков. Словарь … Словарь иностранных слов русского языка
ЕНДОВА — (или яндова), ендовы, жен. (ист.). В древней Руси большая медная открытая посуда для вина, пива, меда. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЕНДОВА — ЕНДОВА, ы, жен. В старину: большая открытая округлая посуда для вина, пива или браги, металлическая или деревянная, с широким рыльцем (в старом русском флоте сосуд такой формы, из к рого раздавалась водка). Медная е. Толковый словарь Ожегова. С.И … Толковый словарь Ожегова
ЕНДОВА — (A tin pot with a snout for keeping brandy) медная луженая посуда с носком, в которой выносилось наверх вино для раздачи чарки (см.) матросам в царском флоте. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство… … Морской словарь
ендова — ящик, яндова, разжелобок, яма, сосуд, посуда, котловина, ендовка Словарь русских синонимов. ендова сущ., кол во синонимов: 12 • ендовка (2) • … Словарь синонимов
Древнерусская посуда (ЧастьI) — Год русской культуры — Каталог файлов
Древнерусская посуда отличалась многообразием, несмотря на то, что создавалась она чаще всего из дерева. Привлекательность ее для современных людей в том, что она красива, необычна, а изготовление посуды было настоящим творческим процессом, подлинным искусством, в котором проявлялась фантазия русских умельцев.
В Древней Руси люди еще не использовали слово «посуда» (появилось примерно в семнадцатом веке). Оно заменялось другим – «судно» (для пищи), «сосуд» — для питья.
Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X – XII вв. В XVI – XVII вв.
Посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.
Деревянные изделия, выполненные 4-5 тысяч лет назад, обнаружили археологи на Горбуновском торфянике в Свердловской области (под Нижним Тагилом). Этот торфяник известен всему миру по уникальному Шигирскому идолу. В торфянике была найдена деревянная посуда периода энеолита и бронзового века.
Посуда, которой пользовались еще в бронзовом веке и в период энеолита, в дополнение ко всему еще и имеет элементы декора. Ее ручки изготовлены в виде голов водоплавающих птиц.
Старинная кукса, ковш(долбанка) ХІХ век.
Особенности древней посуды
Как уже говорилось, на Руси вся посуда вырезалась из дерева, причем и для еды, и для питья. Именно поэтому до нас дошло совсем немного образцов настоящего народного творчества. Древнерусская посуда отличается разнообразием – это и миски, и ковши, и жбаны, и резные ложки. Создавались эти атрибуты в разных центрах Русского княжества, и каждого мастера отличал свой неповторимый почерк. Роспись и резьба — это самые распространенные украшения древней посуды. Сегодня эти изделия можно встретить разве что в музеях да в частных коллекциях любителей старинных вещиц.
Деревенская утварь: Туеса и Ковши
Туеса и Ковши что в них удивительного? И как их изготовляли. Туес, иначе его называют Бурак. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности.
Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи. А внутренние слои бересты имеют самую разнообразную окраску — от золотисто-желтого до розовато-коричневого.
Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки плотно закрываются заполняясь особым веществом. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же, без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа, ладится берестяной туес.
Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.
Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью.
Другие — кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты. Для внутренней части туеса нужен сколотень — это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. Предупреждаем, что самовольно рубить деревья в лесу нельзя! Лучше всего снимать бересту весной и ранним летом, в это время она легко отслаивается от ствола.
Снятие сколотня и последовательность изготовления туеса:
1 — отслаивание бересты;
2 — сколотень и кряж;
3 — рубашка туеса;
4 — рубашка, надетая на сколотень;
5 — изготовление ивовых обручей;
6 — завертывание краев сиолотня и вставка донышка.
Следует упомянуть еще об одном виде туесов. Эти туеса предназначаются только для хранения сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Изготовляют такие туеса из пластовой бересты, которая скрепляется чаще всего мочалом. Этим же материалом обвязывают верхний край туесов. Ручка и крышка изготовляются так же, как для туесков из сколотней.
ЛУБЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
КОРОБ
ЛУКОШКО-НАБИРУХА
МОЧЕСНИК
для хранения пряжи и веретен
ХЛЕБНИЦА
Какой использовался материал
Для создания посуды подходили не все виды древесины. Чаще всего использовались береза, осина, хвойные породы деревьев. Мягкая липа использовалась для создания ложек, ковшей-наливаек. Причем в документации встречается древнерусская посуда, названия которой привлекает внимание своей необычностью. Например, ложка прямизны, ковш коренной – такие названия ничего не говорят нам, современным людям, привыкшим к стеклу и фарфору для сервировки стола. На самом деле прямизна – это древесина ствола, а коренной сосуд – это сосуд, выполненный из мощного корневища. Крестьяне, как правило, использовали для создания посуды любое дерево – и развалины, и кору, и гибкие корни, которые удобно плести. А самой дорогой считалась посуда из капа – нароста на дереве.
Ковш
Эта древнерусская посуда дошла до нас в измененном виде, ведь современные модели создаются отнюдь не из дерева. Металлические ковши в современной России часто используются в деревнях при оборудовании бани. В Древней Руси ковш считался самым распространенным видом праздничной посуды для питья – в них подавали мед, квас, пиво. Ансамбль из больших и малых ковшей служил самым настоящим украшением стола.
Эта древнерусская посуда для вина всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы. На Северной Двине создавали эту
посуду с двумя рукоятками, которые напоминали голову и хвост утки. |
Большую роль играла и яркая роспись, которыми украшались эти нехитрые
крестьянские атрибуты быта. | В Тверской губернии местные мастера |
создавали сосуды в виде конской головы, декорированные резьбой и геометрической розеткой по центру, которая является древним символом солнца. А в 1558 году, во время правления Ивана Грозного, по его приказу был создан ковш, декорированный тремя крупными сапфирами. Сегодня это произведение искусства хранится в одном из музеев Германии, в Дрездене, в музее «Зеленые своды», куда он попал во время Великой Отечественной
войны. |
Ковши разных регионов
На Руси издавна деревянную посуду резали всевозможных форм, размеров и назначений: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т.д.
Рис. 1. Русская праздничная посуда. XVII-XIX вв.: 1 – каповый ладьевидным московский ковш; 2 – большой Козьмодемьянским ковш; 3 – Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 – тверской ковш “конюх”; 5 – ковш ярославско-костромского типа; 6 – вологодский ковш-налевка; 7 – северодвинский скопкарь; 8 – тверская ендова; 9 – северодвинская ендова.
Московские мастера создавали ковши из капа, который позволял сохранить красивый рисунок текстуры. Характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII
в., достигающие в диаметре 60 см. |
Козьмодемьянские ковши создавались из липы и по форме напоминали московские, но были более глубокими и большими по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного
характера – прорезной петлей внизу. |
Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.
Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой.
Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик – в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой.
Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.
На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние – для подачи напитков на стол, малые – для индивидуального пользования, подобно малым чаркам.
Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают
водоплавающую птицу. |
Деревянный ковш-скопкарь (XIX век)
Скопкарь XVIII век.
Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.
В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол. Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.
Хлебница и солоница
Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона. Использовалась хлебница для хранения мучных изделий, а мастерили ее из луба – слоя ствола дерева, который располагается между корой и сердцевиной. Такая посуда надежно защищает хлеб от плесени и влажности.
Соль на Руси была дорогим удовольствием, поэтому к созданию посуды для ее хранения подходили очень тщательно. Солоница изготавливалась в двух основных формах – в виде стульчика, у которого поднимается сиденье-крышка, либо в виде плывущей птицы.
Дальние родственники» современных фужеров и рюмок… из чего пили на Руси?
Братина, плошки и веко
Напитки в истории русского народа всегда имели немалое значение. Как сообщается в летописных источниках, многие мирские дела на Руси непременно начинались с честного пира. Нашим предкам было известно огромное количество различных напитков, яичных и медовых, которые они вынесли со своей арийской родины. В течение всей истории на Руси была выработана целая культура пития.
Братина – это сосуд для питья, обычно металлический, в виде горшочка, происходит от слова «братчина», которая обозначала праздничное застолье. Как правило, она выполнялась в виде шара, который сверху перехватывался горлышком-венцом с отогнутыми краями. В древней Руси они использовались главным образом как заздравные чаши, из которых пили мёд, пиво и квас на общинных пирах. Кроме того, что братины были необходимой принадлежностью пиршественного стола, они также могли употреблялись как поминальные чаши. Возможно, что происхождение самого слова «братина» относится к тем временам, когда на торжественное застолье сходились кровные родственники-братья. Братина является важнейшим атрибутом, характеризующим русского человека.
Древнерусский орнамент на посуде этого вида был самым разным. Например, до наших дней сохранилась изготовленная еще в XVIII веке братина, украшенная росписью в виде чешуек с надписью. Кстати, надписи тоже играли большую роль при оформлении древней посуды. Они могли рассказать о многом: о месте и дате создания атрибута, о ее хозяине и так далее.
Были в обиходе в старину и плошки, представляющие собой широкую посуду с невысокими краями. В них подавались жареные и печеные блюда, а в
монастырях даже пекли караваи. |
Веко представляло собой блюдо продолговатой формы, которое сверху покрывалось крышкой и дополнительно оснащалось ручками. Оно использовалась в разных целях: для выпекания пирогов, хранения кваса, готовки мясных блюд. Впоследствии это блюдо превратилось в известную нам сковородку.
Ендова
Ендова — древнерусская посуда, названия которой были разными: и чаша, и яндова, и братина.
Ендова – невысокая чаша с носком для слива. Эта посуда представляет собой круглый сосуд из меди или луба, который использовался для питья пива, меда, браги. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного.
Некоторые ендовы имели короткую рукоять, с помощью которой можно было удерживать сосуд с напитком. Но рукоятка встречается очень редко.
Тверские мастера создавали лучшие ендовы из капа (нароста на дереве). Посуда выполнялась также в виде чаши на специальном поддоне (овальном или квадратном) и дополнялась носиком-сливом. Обрабатывались сосуды топором, затем выравнивались скобелем.
Стилизовались такие сосуды в виде фигур утки, гуся, петуха, ладьи и в каждом регионе имели свои рисунки. До сих пор такая утварь сохранилась у карел – они создают ендовы из древесины липы, дуба, клена или березы.
Чаши
Чаши — это деревянная, глиняная, реже металлическая посуда, которая служила как для питья, так и для приёма пищи. Деревянные чаши представляли собой сосуд полусферической формы с прямыми краями, на небольшом поддоне, всегда без крышки. Чаша являлась незаменимой в древних обрядах, особенно в обрядах, связанных с рождением ребёнка, свадьбы или погребальных проводов. В конце праздничного обеда принято было выпивать до дна чашу за здоровье хозяина и хозяйки: не сделавший этого мог посчитаться врагом.
Ставцы и ложки
Для еды использовался ставец, который создавался вытачиванием на специальном станке. Эта посуда представляла собой две глубокие чаши – одна служила крышкой, но ее можно было использовать и как тарелку. В ставцах на Руси подавались и фрукты с овощами. Но имелась и посуда под конкретный вид плодов – лимонник, овощник, огуречник. Ставцы были посудой у манахов. Отсюда пошла поговорка: «Всяк старец имей свой ставец!»
Ну и какой праздничный стол может обойтись без ложек? Наверное, этот элемент утвари имеется у многих – красивая и толстая деревянная ложка, богато украшенная росписью. Более подробно вы узнаете в рубрике про историю деревянной ложки.
посуда для питья — tsibirinka — LiveJournal
Захотелось уточнить…Братина – сосуд для питья, который ставили посреди стола во время застолья и наполняли его чистой водой или медом. Название этого сосуда связано с тем, что из него по очереди, то есть «по-братски», черпали ковшами напиток. Братину изготавливают в форме горшка с крышкой из меди или дерева, и большею частью, величиною с полувёдерную ендову.
Сохранились также серебряные и золотые братины, искусно украшенные драгоценными камнями.
и несколько другое определение:
Братина медная -конец 19-го,начало 20-го века. Применялась для разлития напитков или же омовения рук.
Деревянная посуда Руси — http://zema.su/blog/derevyannaya-posuda-rusi
Рис. 1. Распространенные формы русской токарной посуды. XV-XVIII вв.: 1 — братина; 2 — чаша; 3, 4 — блюда; 5, 6 — кубки; 7 — стакан; 8 — чарка; 9 — ставчик; 10 — ставец.
Ендова — сосуд для переноса и розлива пива, браги, вина и прочих напитков, известен со времен Древней Руси, имеет широкое горло, небольшой носик или рыльце. Изготавливались из металла или дерева, как столовая посуда не большой емкости, как кухонная — емкостью от 1 до 6 ведер.
http://svyatorus.com/nasledie_predkov/1645-russkaya-posuda-dlya-pitya.html —
Русская посуда для питья
</lj-cut>