Антаблемент это в архитектуре: Антаблемент — Архитектурный словарь – АНТАБЛЕМЕНТ • Большая российская энциклопедия

    Архитрав — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Архитрáв, или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий троякое значение.

    Архитрав (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи» — главный и лат. trabs — балка) — горизонтальная панель, опирающаяся на ряд опор, обычно это балочное перекрытие, поддерживающее верхнюю часть здания. В античности архитрав также называли эпистилем, так как обычно он опирался на колонны (греческое эпи-стиль означает «на колоннах»).

    Архитрав распределяет нагрузку верхних архитектурных элементов, в частности, антаблемента, относящегося к конструкции крыши, на пилонах или колоннах, но также может встречаться и на завершении стены.

    Различают архитравы монолитные и многорядные, в которых несколько блоков лежат один за другим. При определении размеров блоков архитрава архитектура подошла к пределам технически возможного. Например, средний элемент архитрава храма Артемиды Эфесской весил около 24 тонн, и его приходилось поднимать с помощью шкивов на высоту более 20 метров.

    Архитрав встречается в египетской архитектуре, архитектуре Передней Азии и архаической Греции, а также во всех архитектурных стилях, использующих наследие античной архитектуры, в качестве поддерживающего или чисто декоративного элемента.

    В зависимости от архитектурного стиля использовались всё новые и новые варианты архитрава. Прежде всего для дорического и ионийского ордера в греческой архитектуре были разработаны различные формы, которые впоследствии также использовались для коринфского ордера. С другой стороны, римская архитектура лишь слегка модифицировала греческие формы архитрава.

    Дорический архитрав обычно гладкий и сверху увенчан выдвинутой вперед полочкой, называемой тения. На выступающей нижней стороне тении расположены повторяющиеся планки, регулы, с которых свисают конические каплевидные элементы — гутты. Классическое число этих элементов — шесть, но даже в раннем дорическом каменном зодчестве встречаются также варианты с четырьмя гуттами. Регулы расположены так, что каждая соответствует триглифу дорического триглифического фриза. Хотя внешняя часть архитрава обычно бывала гладкой, существуют исключения, когда архитрав несёт на себе фигурные рельефы, к примеру, храм Афины в Ассосе.

    Первоначально очень массивные и высокие архитравы дорической архитектуры по мере развития становятся более плоскими и в архитектуре классического периода сокращаются приблизительно до двух третей нижнего диаметра колонны по высоте. В римской архитектуре дорический архитрав может редуцироваться до одной только плоской плиты.

    В ионическом и коринфском ордере архитрав также может быть гладким, но обычно имеет две или — в классическом варианте — три горизонтальные полосы, так называемые фасции. В зависимости от этого говорят о двух- или трехфасциевом архитраве; окна или двери, которые отделаны фасциями, также называют архитравоидальными. Каждая расположенная выше фасция архитрава слегка выступает по отношению к расположенной ниже. Верхний конец образует волнистый профиль, который обычно украшают шнуром из бисера или перлами. Даже в ионической архитектуре есть исключения из правила, согласно которому плоскость архитрава не должна быть украшена рельефами. Например, в архаическом храме Аполлона в Дидиме углы архитрава были украшены горгонами, по бокам от которых располагались львы. Тем не менее ранний ионийский храм не знал фриза как отдельного архитектурного элемента, на котором могли бы размещаться такого рода рельефы.

    Начиная с эпохи эллинизма, нижняя сторона (софит) ионийских архитравов и в особенности архитравов строений коринфского ордера могла быть украшена простыми круглыми элементами или цветочным орнаментом. Увлеченность декором, характерная для архитекторов и строителей поздней Республики и Принципата, перешла также на фасции, переходы которых стали покрываться волновыми профилями, такими как лесбосские листики, и целыми последовательностями профилей.

    Антаблемент. Подробно об архитектурном термине.

    Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

    • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
    • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
    • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
    • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
    • Как предложить событие в «Афишу» портала?
    • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

    Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

    Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

    Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

    Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

    Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту [email protected]. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

    Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

    Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

    Как предложить событие в «Афишу» портала?

    В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

    Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

    Если вопросы остались — напишите нам.

    Архитектурный ордер — Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ордер.
    Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII век

    Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — в традиционном понимании это тип архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. В иной формулировке: порядок, или последовательность использования определённых элементов в определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение[1]

    .

    Архитектуроведы ХХ века последовательно отходили от примитивных представлений об ордере как о конструктивной системе. Если архитектура, в отличие от конструктивной и строительной деятельности, представляет собой вид художественного творчества то и архитектурный ордер следует считать образным переосмыслением тектонических закономерностей не только стоечно-балочной, но и любой системы, придающей сооружению необходимую устойчивость и прочность. Отсюда выражение «ордер стены» (без колонн), или астилярный ордер (от греч. a — без, и stylos — колонна). Стена, внизу оформленная цоколем, вверху — карнизом, посередине — тягами, рустом, наличниками дверных и оконных проемов, сандриками и прочими деталями, обретает тектонический вид и, следовательно, ордерность. В такой композиции убедительно прочитываются низ, верх, основание, несущая и несомая части. В этом смысле «безордерной» может считаться только внехудожественное, некомпозиционное сооружение, в котором не выявлены формообразующие тектонические начала. Ордерность таким образом сближается с понятием тектоничности, но последнее остается более широким. Определение «астилярный ордер» ввел в теорию архитектуры еще в XVIII веке выдающийся архитектор и гравер Дж. Б. Пиранези. Проще говоря, ордер это не только здание с колоннами. Поэтому традиционное подразделение на ордерную (здание с колоннами или пилястрами) и безордерную архитектуру (без колоннад) также отошло в прошлое

    [2]. В еще более радикальной формулировке: ордер это основополагающий художественный троп (греч. tropos – поворот, перенос) в искусстве архитектуры, т. е. способ образного переосмысления и художественного преображения строительной конструкции, превращения ее в «образ строения» (термин А. И. Некрасова) [3][4]. Большой, или колоссальный, ордер — композиция фасада здания с колоннами, охватывающими два и более этажей. Художественно-образное понимание ордерности можно распространить и на другие виды искусства, которые мы обобщенно именуем архитектонически-изобразительными, в первую очередь на декоративно-прикладное искусство и дизайн
    [5]
    .

    История развития и изучения ордерных систем[править | править код]

    История развития ордерной системы насчитывает около трех тысяч лет. Ордер уникален и универсален в одно и то же время. Идея ордерной системы угадывается в первобытных дольменах, трилитах и кромлехах, совершенствуется в сооружениях Древнего Египта, Крита и Микен. Однако в качестве образного переосмысления строительной конструкции впервые достаточно ясно предстает в Древней Греции. Может возникнуть ощущение, что последующее совершенствование и развитие многообразия художественных свойств ордерной системы есть достижение только западноевропейской классической архитектуры. Однако и это не так. Ордерность (в широком и глубоком значении этого термина) присуща не только европейской, но и восточной, византийско-арабской, китайской, японской, а также древнерусской архитектуре, композициям периода модерна, модернизма и постмодернизма.

    Античное обоснование ордерной системы впервые было сделано римским теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре»[6]. Древние греки считаются изобретателями трех классических архитектурных ордеров. По определению Витрувия, в дорическом ордере они видели «пропорции, крепость и красоту мужского тела, в ионическом — «утонченность женщин», а колонну коринфского создавали в подражание «девичьей стройности» [7]. Витрувий соотносил пропорции ордеров с ладами древнегреческой музыки, или модусами: строгим дорийским, радостным ионийским, бурным фригийским. Взяв за модуль «след» от колонны на стилобате, ее нижний диаметр (эмбат), Витрувий канонизировал пропорциональные отношения величин: для дорического ордера отношение высоты колонны к эмбату равняется 1:7, для ионического — 1:8, для коринфского — 1:9. Ордеры таким образом выстраиваются в пропорциональный ряд от самого мощного дорического к утонченному коринфскому. Витрувий считал, что выбор того или иного ордера определяется тем, какому божеству посвящается храм, хотя греки использовали ордеры свободно, сочетая их один с другим.

    Древние римляне на основе собственного строительного опыта прибавили к трем греческим ордерам тосканский (италийский вариант дорического) и композитный с усложненной капителью коринфского ордера. В эпоху Возрождения итальянский архитектор Джакомо да Виньола в трактате «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) выделил пять древнеримских ордеров: тосканский, римско-дорический, римско-ионический, коринфский и композитный. Коринфский и композитный ордеры, как наиболее пышные, римляне использовали чаще всего. Виньола также упростил систему пропорций. Древнеримские колонные ордеры отличаются от греческих наличием пьедесталов. Соотношения частей полного ордера (с пьедесталом) по высоте у Виньолы составляет: 4 части (пьедестал), 12 (высота колонны с базой и капителью) и 3 (антаблемент: архитрав, фриз, карниз).

    В Средневековье ордерная система продолжала существовать, обогащаясь новыми романо-германскими, франкскими и ломбардскими элементами, но, одновременно, упрощаясь. В эпоху Возрождения античную ордерную систему изучали Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола. Во второй половине XVI века — Андреа Палладио. В постренессансную эпоху понятие архитектурного ордера было положено в основу образования в Академиях художеств и практической деятельности архитекторов классицизма, барокко и неоклассицизма. В период [[историзма архитекторы использовали все исторические разновидности ордеров в зависимости от выбранного стиля сооружения. Ордер в широком значении термина остается основой архитектурной композиции всех эпох и стилей: модерна (в особенности неоклассического течения), модернизма, постмодернизма и нового классицизма. Даже в произведениях конструктивизма, неопластицизма, органической архитектуры ордерность присутствует в скрытом виде. Ее отсутствие означает деконструкцию и хаос.

    Все части классического ордера имеют триадную структуру. Так основных частей три: основание (опорная часть), несущая и несомая. Каждая часть также делится на три. Основание на фундамент (цоколь), стереобат, стилобат. Несущая на базу (постамент), фуст колонны и капитель. Венчающая (несомая часть): архитрав, фриз, карниз. И так далее, вплоть до самых мелких деталей. Многие греческие названия частей ордера антропоморфны. Подножие, основание постройки называли: подиум (podes – нога, стопа), или крепидома (krepidoma – основание дома). Возвышающаяся над уровнем земли объемная часть фундамента, обычно имеющая три ступени — стереобат (stereo – прочный, твердый, и baino – ступаю). Верхняя плоскость стереобата — стилобат (stylos – опора, колонна, и baino – ступаю), т.е. плоскость, по которой ступают колонны.

    Выше располагается база, поддерживающая вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Колонны венчает капитель (лат. capitellum — головка), которая в зависимости от типа ордера может состоять из ряда элементов: эхина (круглой «подушки») и абаки (квадратной плиты) в дорическом ордере, волют (завитков) в ионическом, листьев аканта в коринфском. Верхняя, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, или «надстолье», разделяется на следующие части:

    1. архитрав, или эпистиль, — главная балка, которая располагается непосредственно на капители колонны. В ионическом и коринфском ордерах ради зрительной легкости расчленен по горизонтали на три части.
    2. фриз — средняя часть антаблемента, расположена между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз оформлен чередующимися триглифами и метопами, в ионическом и коринфском имеет рельефный декор, в античности дополняемый росписью и позолотой.
    3. карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
    • Блаватский В. Д. Архитектура античного мира — М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1939.

    Древнегреческий антаблемент в декоре фасадов современных домов

    Современный дизайн в архитектуре позволяет сделать каждый дом самобытным и непохожим на остальные.

    Особенно в этом плане повезло обладателям собственных частных домов. Они могут воплощать все свои желания и фантазии в собственном интерьере и экстерьере.

    И одной из самых благодатных частей по части отделки является фасад дома.

    А потому современные строительные компании предлагают широкий выбор элементов декора для фасадов.

    Из истории фасадного антаблемента

    Одним из самых необычных для современной отделки видом декора является антаблемент.

    Антаблемент в архитектуре — это композиция из нескольких частей, которая является завершением стены, или же перекрытием пролета колонн.

    Именно в таком виде – венчающем колонны, можно представить себе его в классической традиции зодчества.

    Он пришел к нам из глубины веков. Без антаблемента сложно представить себе фасад любого древнегреческого храма или же здания эпохи Древнего Рима.

    Тогда он в обязательном порядке применялся с системой колонн. Вместе они составляли известный всем архитектурный ордер, то есть архитектурную устоявшуюся композицию.

    Различают дорический, ионический и коринфский ордера, которые имеют различное строение колонн, а также самого антаблемента.

    Все три редко используются вне подражания древнегреческому стилю в современной архитектуре.

    Но порой их можно встретить практически в первозданном виде в частных домах, чей стиль основан на эклектическом смешении.

    А вот со времен эпохи Возрождения стал популярным антаблемент, который венчает верхнюю часть фасада без колоннады. Такой вариант декора стал также использоваться в современной отделке.

    Что такое антаблемент?

    Но что же собой представляет антаблемент?

    Если исключить такую часть ордера, как колонны, останется три составные части, которые и являются антаблементом, это:

    1. Карниз.
    2. Фриз.
    3. Архитавр.

    Карниз – это самая верхняя часть фасада. Над ним располагается уже непосредственно кровля здания.

    Фриз – промежуточная часть, она нужна скорее для эстетики декора.

    В древнегреческих ордерах фриз был богато украшен декоративными элементами.

    Сейчас эту часть можно использовать в украшении фасада для придания ему эстетического вида и неординарности.

    Основой антаблемента является архитавр. Изначально это была основная балка, которая укладывалась на колонны.

    В антаблементах без колонн архитавр играет роль поддержки для фриза

    Собственно, именно части антаблемента являются на данный момент основными элементами декора фасада при использовании в строительстве дома таких стилей, как:

    • классицизм;
    • Ренессанс;
    • неоклассицизм.

    В качестве отделочного материала для оформления антаблемента нередко используется гипс.

    Он, в целом, является традиционным видом отделки. Лепнина выглядит по-старинному, но при этом является достаточно капризным и недолговечным материалом.

    Советы по оформлению фасада дома

    Современные технологии также позволяют сделать антаблементы из пенополистирола или полиуретана, а также из отделочного архитектурного камня.

    Первые будут более легкими и не понесут дополнительной нагрузки на стену.

    А каменные выглядят более внушительно и отличаются долговечностью.

    Некоторые производственные компании предлагают конечному потребителю как отдельные элементы антаблемента, так и полноценный архитектурный ордер.

    Они производят карнизы, фризы и архитавры всех трех видов архитектурных ордеров, коринфского, ионического и дорического. А порой, могут также выпускать эти элементы собственного дизайна.

    Проект загородного дома с использованием антаблемента в декоре показан на фото.

    Самым первым советом по выбору антаблемента будет его уместность.

    Хозяин дома должен четко понимать, что именно он хочет видеть в своем жилище, и какой стиль архитектуры будет самым оптимальным вариантом.

    Чтобы не попасть впросак, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

    Или же, если сам владелец обладает знаниями в сфере архитектуры, он может сделать выбор самостоятельно, руководствуясь собственным вкусом.

    Также при выборе фриза и карниза не стоит останавливать взгляд на наиболее вычурных элементах.

    С ними очень легко переборщить, сделать фасад визуально перегруженным.

    Без веского на то основания не стоит пытаться сочетать в единый антаблемент фриз одного ордера с архитавром и карнизом других ордеров

    Чаще всего подобное смешение вызывает диссонанс.

    Если фасад предусматривает не только сам антаблемент, но и фронтон между фризом и карнизами, стоит остановить свой выбор на современных вариантах отделки, созданных из такого материала, как полиуретан.

    Такие фронтоны можно перекрашивать в любой цвет, они достаточно легки по весу, а также не поддаются гниению или трещинам, как деревянные, гипсовые или каменные образцы.

    Не стоит опасаться такого «страшного» для несведущего слуха слова, как антаблемент.

    За этим термином скрывается замечательное изобретение, известное с античных времен.

    Такой декор фасада при умелом использовании в дизайне может превратить даже не очень большой коттедж в настоящую усадьбу, роскошную и внушительную.

    Антаблемент — Карта знаний

    • Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.

      Антаблемент — верхняя, несомая часть архитектурного ордера. Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В древнеримской и ренессансной архитектуре высота антаблемента обычно составляет примерно 1/4 высоты колонны.

      Абсолютно классический дорический антаблемент прост. Архитрав, нижняя часть антаблемента, разделяется, снизу вверх: на гутту, регулу и тению.

      Ионический тип антаблемента добавляет фасции в архитрав, которые являются плоскими горизонтальными выступами, и денкулы под карниз (зубчатые прямоугольные молдинги).

      В антаблементе коринфского архитектурного ордера очень богатый карниз. Модильонами являются декоративные кронштейны, аналогичные денкулам в использовании, но часто в форме листьев аканта.

      Антаблемент вместе с системой классических колонн редко встречается за пределами классической архитектуры. Он часто применяется для завершения верхней части стены при отсутствии колонн, а в случае пилястров (плоских или выступающих из стены колонн) или полуколонн он иногда выписывается вокруг них. Применение антаблемента без колонн сложилось после эпохи Ренессанса.

      Встречается антаблемент без отдельных его частей. Так, антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегчённым.

    Источник: Википедия

    Связанные понятия

    Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами). Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Триглиф (τρίγλυφος, от tri-, в сложных словах — три и glyphō — режу) — в архитектуре элемент фриза дорического ордера, представляющий собой вертикально стоящую каменную плиту с треугольными в плане продольными желобами. Триглифы чередуются с метопами, которые могли украшаться рельефами или живописью. Триглифы обычно размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза в углах здания. Архитрáв, или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий троякое значение.

    Подробнее: Архитрав

    Раскрепованный ордер, раскреповка — способ пластического тектонического членения фасада, когда колонна (пилястра) вместе с находящейся над ней частью антаблемента и, если есть, с пьедесталом выдвинута по отношению к стене. Был широко распространен в Древнем Риме.

    Упоминания в литературе

    Так называется верхняя, горизонтальная часть стены. Основной его частью является архитрав – главное балочное перекрытие, несущее тяжесть кровли. Практическое назначение определило его название (от древнегреч. архи – главный и лат. травос – балка). На архитраве расположены две остальные части антаблемента – декоративный фриз и венчающий его карниз. Архитрав присутствует в каждом архитектурном ордере, а фриз и карниз могут отсутствовать. Например, в ионическом ордере на архитраве, состоявшем из трех частей, лежит фриз, а карниза нет. На классическом архитраве в большинстве случаев размещены декоративные детали. Все детали архаичных построек подчинялись двум ордерным системам – строгой дорической и более изысканной ионической. Первый стиль напоминал о мужественном, твердом и несколько мрачном характере дорийцев. Колонна дорического ордера не имела базы, ее ствол прорезали вертикальные желобки-каннелюры. Мраморные стволы сообщались с перекрытием через капители. Нижней их частью являлся эхин (от греч. echinos – «еж»), исполненный в виде плоской, круглой в плане детали с криволинейным профилем. Он служил опорой для абака – квадратной плиты, на которую опиралась самая эффектная часть сооружения. У греков она обозначения не имела, но архитекторы Нового времени назвали ее французским словом «антаблемент», разделив по горизонтали на архитрав, фриз и карниз. Широкая полоса фриза, напротив, членилась по вертикали: гладкие плиты с тремя желобками (триглифы) чередовались с плоской скульптурой (метопы). В некоторых архаичных постройках в этих местах крепились деревянные балки перекрытия, и триглифы могли быть художественным напоминанием о них. Интересно, как подчиняются интерьеру – литургическому пространству – его элементы. Так особо заметно изменение форм капителей колонн, которые вместо сочных листьев коринфского ордера обретают суховатые орнаментальные поверхности, как бы не желающие спорить с пространством храма. Под пятами арок, поднимающимися над колоннами, часто имеются импосты как фрагменты упрощенного антаблемента, похожие на вторую капитель над капителью. Колонна коринфского ордера уже не является конструктивно работающим элементом. В ней превалирует декоративное начало. База усложненно профилирована, канелюр больше и они размещены более тесно. Валюты капители, которых уже четыре, лишают капитель конкретной направленности и скорее разрывают ее. Листья аканфа скрывают определенность формы. Коринфский антаблемент профилирован более изощренно и богато. В пилястрах использован всё тот же пудостский камень из-под Гатчины. Пилястры разные, их очень много. На плоскости стен пилястры одиночные, а по углам здания они сдвоенные. Своеобразные пилястры вставлены внутрь углов здания. Этот же камень использован в антаблементе. Слоистость в нём всегда ориентирована горизонтально. Верхний ярус ворот, расположенный над антаблементом, выделяет аттик, высокую стенку над карнизом, получивший своё название от Аттики, одной из областей Древней Греции. Церковь Святых благоверного князя Михаила и боярина Феодора Черниговских наверняка затерялась бы среди зданий какой-нибудь из центральных улиц Замоскворечья. Но здесь, в крошечном и уютном Черниговском переулке, она на своем месте. Выполненная в стиле «русского узорочья», церковь имеет несколько малоповторимых особенностей. Первое, что бросается в глаза, – это контраст тонких, вытянутых барабанов глав и специально увеличенных кокошников и развитый антаблемент со сложным узорчатым рисунком. Многие элементы храма сохранились с конца XVII века: нижний ряд пластичных кокошников, парные колонки по углам четверика, южный и северный порталы, колончатые наличники окон с килевидными кокошниками. На сводах и стенах уцелели элементы росписи первой половины XVIII века. Необычно низкая и широкая, как будто приплюснутая к земле трапезная равна по площади основной части храма. В церкви Михаила и Феодора Черниговских необычно мало окон: в четверике их всего два, а в трапезной – четыре. Отсутствие должного освещения еще больше уменьшает внутренний объем храма. Притвор церкви был когда-то первым ярусом колокольни. Сейчас внутри него можно увидеть своды первой половины XVIII века. Фасады притвора украшены спаренными пилястрами на углах. В ограде вдоль Черниговского переулка сохранился белокаменный цоколь XVIII века и кирпичные столы с решеткой XIX века. Это имело и отрицательные последствия – теперь с Охотного Ряда прекрасно просматривалась верхняя часть Колонного зала. Ее примитивные формы плохо увязывались с эффектным казаковским фасадом. Стала очевидной необходимость реконструкции здания. Однако отсутствие средств заставило отложить эту меру почти на столетие. Лишь в 1903–1908 годах по проекту архитектора А. Ф. Мейснера над всеми корпусами был надстроен третий этаж, изменены фасады и планировка помещений, прилегающих к Колонному залу. Коренным образом изменилось решение фасадов. На главном – старый тяжеловесный фронтон с аркой сменился легким антаблементом, колонны (теперь уже коринфского ордера) поднялись на уровень второго этажа, над серединой фасада появился невысокий купол. Каменные модели обычно вырезаны из одного куска материала. Глиняные лепили по частям: отдельно цоколь, стены, кровлю, а потом собирали и фиксировали мелкие детали (акротерии и т. п.). Поверхность иногда лощили глиняным раствором. По технике исполнения такие модели ничем не отличаются от керамических изделий другого назначения, от керамических фонарей птолемеевского и римского периодов Александрии в том числе. Среди последних известны не только репродукции хаторических храмов с их специфическими колоннами и знаменитого маяка, но и модели домов в два этажа и другие постройки[43]. Расписывали и вотивные, и погребальные модели, но красочный слой редко где сохранился. Краску наносили в тех же местах, в которых ее наносили в реальных зданиях, т. е. по преимуществу в местах сочленений и на верхних частях: цветом выделяли капители, карнизы, антаблемент и кровлю. Возможно, что на модели из Гарагузо черепицы были показаны цветом на отшлифованной поверхности кровли. На стенках греческих моделей геометрической и архаической эпохи различимы те же мотивы орнамента, что и на современных им вазах – геометрический и растительный.

    Связанные понятия (продолжение)

    Полуколонна — колонна, обычно полукруглая в плане, выступающая из плоскости стены на половину или ¾ своего диаметра. Полуколонны с выступами на ¾ диаметра и более часто встречаются в мебели. Конструктивно полуколонна — контрфорс, увеличивающий устойчивость сооружения. Декоративно — элемент, применяемый для достижения лучшего оптического эффекта. Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям. Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Мето́па (μετόπη — пространство между глазами) — в архитектуре элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами. Метопы имели квадратную форму и нередко украшались рельефами, которые в древнегреческой архитектуре носили сюжетный характер, а впоследствии — декоративный. Иногда в качестве украшения использовалась живопись. Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Характерной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями. Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»). Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Коло́нна в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки). Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок), аркатурный пояс, аркатурный фриз, аркатурно-колончатый пояс — непрерывный или расчленённый ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя… Канелю́ра, каннелю́ра (от фр. cannelure, также ложок) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.

    Подробнее: Каннелюра

    Эхин (др.-греч. ἐχῖνος — «морской ёж») — часть капители, расположенная под абакой и являющаяся переходом от ствола колонны к абаке. В дорическом ордере эхин лишён декора и имеет выпуклую форму; в ионическом ордере он имеет фигурный профиль. Композитный ордер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров — в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта. Волю́та (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей. Ионики (также овы) — в архитектуре орнамент из яйцеобразных форм, обычно разделенных друг от друга острыми стрелками или продолговатыми подобиями листочков, имеющих форму, заимствованную из водяной флоры. А́ттик (от др.-греч. ἀττικός) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями. Модильо́н, модульо́н, модильо́на (итал. modiglione) — архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает слезниковую плиту венчающего карниза композитного, дорического или коринфского ордера. Иногда модильон играет только декоративную роль, его название по разным сведениям имеет французское, итальянское или латинское (от лат. modulus — мера) происхождение. По-видимому, это название возникло из-за того, что его ширина по фасаду выполнялась равной одному модулю. Нижняя часть модульона украшалась…

    Подробнее: Модульон

    Люне́т, Люнетта (фр. la lunette — диминутив от «луна») — в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. Тоска́нский о́рдер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр. Щипе́ц — в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг. Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна. Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент. Бифо́рий (лат. biforis — двусторонний, на две стороны) — арочное окно или проём, разделённый колонкой или столбиком на две части. Му́тул (лат. mutulus) — плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере, прототипом которого были, по-видимому, стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре. Люка́рна (фр. lucarne, от лат. lux «свет»), или дóрмер — оконный проём в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами. О́рдерная арка́да — ряд арочных проемов в стене с применением архитектурного ордера. Ордер частично или полностью теряет своё конструктивное значение — антаблемент является частью стены и перестает быть перекрытием, лежащим на колоннах. Колонны теряют несущую функцию и превращаются в полуколонны (или пилястры). Ордерная аркада представляет собой тектоническое сочетание аркады на пилонах, на пролеты которой наложена ордерная колоннада. Трифора (итал. Trifora) — тип окна, вертикально разделённого на три проёма двумя колоннами или пилястрами, на которые опираются три арки, закруглённые или острые. Иногда трифору обрамляют общей (четвёртой) аркой, которую декорируют круглым окошком, гербом, другими элементами декора. Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию. Фуст (лат. fustis — палка) — средняя часть или стержень колонны. Находится между её базой и капителью. Стилобат (др.-греч. στυλοβάτης, от др.-греч. στῦλος — «столб, подпора, колонна» + др.-греч. βᾰτίς — «шиповатый скат») — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата. Бараба́н — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание не ротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы, то есть нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания. Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная лицевая сторона здания. Шири́нка — разновидность кессона; распространённый в русской архитектуре XVI—XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение. Применялся для внешней отделки плоских частей каменных построек (фасадов, устоев воротных арок, пилястр, парапетов крепостных стен). Особенно часто ширинки применялись в отделке колоколен, где иногда всё прямоугольное основание верхнего восьмерика и нижний парапет сплошь покрывались ширинками. Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд… Пери́птер (др.-греч. περίπτερος — окружённый колоннами, «кругокрылый»; от περί — вокруг и πτερόν — крыло, боковая колоннада) — основной тип древнегреческого храма времён архаики и классики; прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой. Расстояние от неё до стен наоса равно одному интерколумнию. Вокруг со всех сторон чаще всего применялся дорический ордер, колонны стояли в один ряд. Ви́мперг или вимперк (нем. Wimperg от Windberg — защита от ветра или нем. Wimper — ресница) — остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами. Одним из предназначений вимперга является зрительное увеличение высоты сооружения. Бе́лый за́л — зал в юго-западной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, окнами выходящий на Дворцовую площадь. Лопа́тка (лизе́на, лизерна) — вертикальный плоский и узкий выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Как правило, имеет слабо выступающую из плоскости стены форму во всю её высоту. Та часть плоскости стены, котoрая располагается между соседними лопатками, носит название прясла. Сандрик — декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз, часто с фронтоном, над окном, дверью или нишей. Иногда используется в интерьере. Стрельчатая или ломаная арка — разновидность архитектурной арки, представляющая собой фигуру из двух полукруглых арок, пересекающихся под некоторым углом (имеющая оживальную форму). Является одним из характерных строительных приёмов готической архитектуры. Гутты (др. гр. «goutos», лат. gutta — «капля») — лепные украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров в дорическом ордере. Напоминают капли воды, стекающей с карниза после дождя, отсюда и название (в переводе с древнегреческого — «капля»). Акротерий (акротерион, греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — общее наименование украшений или скульптурных насадок на острие, на обоих концах или на вершине фронтона, которые могли быть выражены огромным разнообразием возможных художественных форм: вьющимися растениями, пальметтами, волютами, скульптурными фигурами богов, героев, мифических животных и т. п. Пина́кль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum — крылышко; щипец, конёк) в романской и готической архитектуре — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом. Самое раннее использование пинаклей обнаруживается в архитектуре… Тимпа́н (др.-греч. τύμπανον барабан), в архитектуре — внутреннее поле фронтона, щипца, закомары — плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом; углублённая часть стены над дверью или окном, обрамлённая аркой. Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Обло́мы (от древнеславянского: лом, ломать, лама = яма или впадина) — протяжённые архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению — профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы, широко распространённые в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной…

    Антаблемент — это… Что такое Антаблемент?

  • Антаблемент —         (франц. entablement, от table стол, доска), верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент классической архитектуры ордера (см. Ордера архитектурные). Антаблемент членится на несущую часть архитрав …   Художественная энциклопедия

  • Антаблемент — (Парфенон, Афины) Антаблемент (фр. entablement от table  стол, доска)  балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоя …   Википедия

  • АНТАБЛЕМЕНТ — верхняя часть колонны. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. АНТАБЛЕМЕНТ верхняя часть колонны; состоит из архитрава, фриза и карниза. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • антаблемент — а, м. entablement m. архит. Балочное перекрытие пролета или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. СИС 1985. Над малыми въездами .. положен антаблемон дорической. Матвеев Зап. 58. Те 32 столба содержали весь ентаблеман и купол …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АНТАБЛЕМЕНТ — (французское entablement), верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз, карниз …   Современная энциклопедия

  • АНТАБЛЕМЕНТ — (франц. entablement) верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз, карниз …   Большой Энциклопедический словарь

  • АНТАБЛЕМЕНТ — АНТАБЛЕМЕНТ, антаблемента, муж. (фр, entablement) (архит.). Верхняя часть здания, состоящая из карниза, фриза и архитрава. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • АНТАБЛЕМЕНТ — муж., ·зодческ. верхняя часть здания, стен, с украшениями: карниз, фриз и архитрав; обвершка, стены. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • антаблемент — сущ., кол во синонимов: 1 • перекрытие (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Антаблемент — составной элемент классического архитектурного ордера; горизонтальная часть, опирающаяся на колонны; состоит из архитрава, фриза и карниза. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • антаблемент — Верхняя несомая горизонтальная часть архитектурного ордена, лежащая на колоннах, состоящая, как правило, из трёх горизонтальных частей: архитрава, фриза и карниза [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)]… …   Справочник технического переводчика

  • Антаблемент — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Антаблеме́нт (фр. entablement[1] от table — стол, доска[источник не указан 360 дней]) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.

    Антаблемент — верхняя, несомая часть архитектурного ордера. Структура антаблемента различна в трёх архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. В древнеримской и ренессансной архитектуре высота антаблемента обычно составляет примерно 1/4 высоты колонны.

    Абсолютно классический дорический антаблемент прост. Архитрав, нижняя часть антаблемента, разделяется, снизу вверх: на гутту, регулу и тению[источник не указан 361 день].

    Антаблемент коринфского архитектурного ордера

    Ионический тип антаблемента добавляет фасции в архитрав, которые являются плоскими горизонтальными выступами, и денкулы под карниз (зубчатые прямоугольные молдинги)[источник не указан 361 день].

    В антаблементе коринфского архитектурного ордера очень богатый карниз. Модильонами являются декоративные кронштейны, аналогичные денкулам в использовании, но часто в форме листьев аканта[источник не указан 361 день].

    Антаблемент вместе с системой классических колонн редко встречается за пределами классической архитектуры. Он часто применяется для завершения верхней части стены при отсутствии колонн, а в случае пилястров (плоских или выступающих из стены колонн) или полуколонн он иногда выписывается вокруг них. Применение антаблемента без колонн сложилось после эпохи Ренессанса.

    Встречается антаблемент без отдельных его частей. Так, антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегчённым.

    Примечания[ | ]

    Ссылки[ | ]

    Related Articles

    Отделка комнаты отдыха в бане деревом и камнем: отделка комнаты отдыха в бане – 100 лучших идей внутренней отделки бани

    Содержание дизайн внутри бани, интерьер комнаты отдыха, материалы для внутренней отделки и оформление стен камнемОсобенностиМатериалыСтиль и дизайнВнутриКомната отдыхаДушеваяКрасивые примеры интерьеровдизайн интерьера, внутреннее оформление комнаты отдыха камнем, материалы для отделки бани внутриОсобенностиМатериалыСтеныПотолкиПолОблицовка печейСтиль и дизайнКрасивые примерыкамнем и деревом, под старину, вагонкой, гипсокартоном Нюансы оформления Правила использования материалов Отделка вагонкой Ретро стилистика Применение дерева и камня Гипсокартон […]
    Читать далее

    Проекты домов одноэтажных с мансардой и с гаражом: Проекты мансардных домов с гаражом, фото, цены, готовые и типовые. Каталог содержит планировки, планы и чертежи

    Содержание Проекты домов с мансардой 🏠Преимущества дома с мансардойПланировка домов с мансардойОсобенности строительства мансардыготовые и типовые.Дизайн домов с мансардойПланы проектов мансардных домов: участок под строительство Проекты мансардных домов: мнение экспертов коттедж 150 кв.м трехкомнатная квартира при домовой планировке до 120 кв.м Особенности Материалы для строительства Пеноблоки Брус Кирпич Каркасные Проект Большой Маленький С террасой С […]
    Читать далее

    Ферма из уголков парных: 5.3. Расчет и конструирование узлов фермы из парных уголков

    Содержание Расчет фермы 24м из парных уголковПоделиться ссылкой:Фермы из парных уголковферма из парных уголков чертежи в автокадеМеталлическая Ферма Чертежи Узлы Автокад скачатьСтальная ферма покрытия промышленного здания чертежи иМеталлическая Ферма Чертежи Узлы Автокад sokolbuildЧертежи металлической фермы. Стадия — КМД. Чертежи, 3DМеталлическая Ферма Чертежи Узлы Автокад dagorstateПомогите обосновать применение фермы из парных уголков.Металлическая Ферма Чертежи Узлы АвтокадЧертеж […]
    Читать далее

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Search for: