Познай Японию, Tрадиционный японский дом и особенности современного японского жилища
Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») – это традиционный японский дом.
В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые традиционные японские дома соответствующего возраста.
Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka) и городские дома (матия; machiya). В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka).
В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri), которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии – Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии – «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».
Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.
«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.
Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов татами. Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.
Как и в других формах традиционной японской архитектуры, деревянные опоры выдерживали основной вес постройки, так что «окна» можно было делать в любой части дома. Опоры формировали «скелет» дома, соединяясь с поперечными балками хитроумной структурой без применения гвоздей, а «отверстия» в стенах дома делали при помощи сёдзи и более тяжёлых деревянных дверей.
Гассё-дзукури, возможно, являются самыми узнаваемыми японскими домами, а также самыми высокими – из-за их выдающихся во всех смыслах крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также – в первую очередь – защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.
Существуют три основных стиля крыш, которые имеют ряд сходных черт с крышами домов других стилей японской архитектуры. Большинство матия имеют двускатные остроконечные крыши «киридзума» (kirizuma), крытые кровельной дранкой или плиткой. В отличие от этого, большинство нока покрывались либо соломой (ёсэмунэ; yosemune) и обладали крышами со скатом на четыре стороны, либо их крыша делалась с многочисленными фронтонами и покрывалась дранкой и соломой (иримоя; irimoya).
На коньке крыши и в местах стыковки различных секций устанавливались специальные колпаки. Плитка или дранка, которыми покрывались крыши, часто служили единственным художественным украшением домов, плюс коньки крыш украшались орнаментом.
Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома» (doma), а во второй пол поднимали на 50 см выше уровня дома и покрывали татами или мусиро. Дома использовалась для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. В ней, как правило, устанавливалась глиняная печь камадо (kamado), деревянный умывальник, бочки для еды и кувшины для воды.
Большая деревянная дверь одо (ōdo) служила главным входом в здание. В приподнятом полу часто сооружали встроенный очаг ирори (irori), но при этом не сооружали никакого дымохода, который соединял бы очаг с внешней средой. Только иногда в крыше делали небольшое вентиляционное окошко. Дым уходил в вверх, под крышу, так что жители не дышали им и сажей, но тем не менее дым пачкал солому, которую приходилось часто менять.
Японский дом — настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.
Японский дом — это навес, причем навес над пустым пространством. Это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются седзи.
Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами — жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами: икебана.
Бесспорно одно: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, в то время как съемные перегородки и заменяемые полы еще удел будущего.
Японский дом рассчитан на лето. Его внутренние помещения действительно хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако достоинство традиционного японского жилища обращается в свою противоположность, когда его столь же отчаянно продувает зимой. А холода здесь дают о себе знать от ноября до марта. Японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Они довольствуются тем, чтобы согреть себе руки или ноги, не помышляя отопить само помещение. Можно сказать, что в традиции японского жилища нет отопления, а есть обогревание.
Лишь своей кожей почувствовав в японском доме, чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по-настоящему осознаешь значение японской бани — фуро: это главный вид самоотопления. В повседневной жизни каждого японца, независимо от его положения и достатка, нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане, наполненном немыслимо горячей водой. Зимой это единственная возможность по-настоящему согреться. Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше, распаривая тело до малиновой красноты.
Зимой после такой бани целый вечер не чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит облегчение от изнурительной влажной жары. Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то во всяком случае через день. Напасти столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и воде. По той же причине в городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения. Обменявшись новостями и набравшись тепла, соседи расходятся по своим нетопленым жилищам.
В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.
Пол традиционного японского дома покрывается татами — квадратными соломенными матами. Площадь одного татами — около 1,5 кв. м. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в ней татами. Периодически татами чистят и заменяют.
Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви — только белые носки- таби. Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке — гэнкан (она делается ниже уровня пола).
Спят в традиционных японских домах на матрацах — футонах, которые утром убирают в шкаф — оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.
Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.
В одной из комнат дома обязательно должен быть альков — токонома. В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икэбана), а также принадлежности культа — статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.
Мотивация стиля
Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. В японском доме все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.
При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!
Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.
Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями. Подобная «мобильность» японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.
Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.
У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же «мой дом – моя крепость»? Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? И к какой стене поставить массивный шкаф?
В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не «каменная» защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.
Внутренний мир
В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.
Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.
Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.
Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.
Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.
Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.
Японский стиль
Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском» многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.
Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.
Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.
После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных мате риалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере(как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.
По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.
Современное жилье в Японии
Средний размер дома/квартиры в Японии — 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома — около 90 кв. м. Для частных домов это, соответственно, 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.
Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).
В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.
В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.
В японских ваннах и банях не принято мыться. Они предназначены для того, чтобы расслабиться в горячей воде после трудного дня. Залезать в ванную и идти в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно по вечерам ванну принимает вся семья, причем в одной воде — она в Японии весьма дорогая. Обычно вода в ванне нагревается до 40°.
В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их.
Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предоставляет фирма, в которой они работают, или правительство. Есть, разумеется, и бездомные, но их не так много.
Большая часть частных домов находится в пригородах крупных городов или в сельской местности. Чтобы добраться до работы, японцы ездят на электричках.
Основное средство передвижения в больших городах — общественный японский транспорт(метро и автобусы). Тем не менее, двое из каждых трех японцев имеют водительские права и собственную автомашину. Права на вождение мотоцикла можно получить с 16 лет, автомобиля — с 18 лет. Между городами японцы предпочитают перемещаться по железной дороге системы скоростных поездов — Синкансэн.
Домашний адрес
Большая часть улиц в Японии не имеет названий. Адрес дома в таких случаях указывается описательно («третий дом от развилки после супермаркета») или в соответствии с нумерацией внутри квартала. Нумеруются дома по порядку постройки, так что проблема ориентирования в городе и нахождения нужного здания стоит очень остро. В современные автомашины для этого ставят специальные спутниковые навигационные системы.
Можно утверждать, что японская строительная индустрия, особенно жилищное строительство, начинает постепенно дистанцироваться от старых, поистине дедовских методов, когда нанимаемая бригада плотников воздвигала традиционный дом в национальном стиле, ориентируясь на индивидуальные пожелания заказчика. Теперь чаще всего переговоры с заказчиком начинаются с просмотра стандартных моделей дома, различающихся между собой лишь деталями отделки и интерьера.
Более 15 процентов новых домов возводится ныне из стандартных блоков и деталей, изготовляемых поточным способом на стройкомбинатах. Объем производства на таких комбинатах растёт год от года, не исключая возможностей индивидуального строительства, японские строители все настойчивее переходят к более дешевым поточным методам стандартизованного возведения домов.
a-g.site
фото идеи дизайна + монтаж
Мир Востока всегда окружен таинственной атмосферой. Культура, искусство, традиции, архитектура – все отличается от привычного европейского уклада. В связи с этим нет ничего удивительного, что восточные мотивы периодически приобретают популярность во всех сферах жизни. В проектировании домов подобные тенденции тоже нередки. Китайская крыша – вот что пользуется популярностью у любителей восточной экзотики.
Дома в китайском стиле не привлекали бы такого внимания, если бы не их ажурная эффектная крыша с поднятыми к небу краями. Изящные здания, как будто бы устремляющиеся вверх, полны величественности и достоинства. Воссоздать подобное произведение архитектурного искусства не так-то просто.
Крыша в китайском стиле отличается от европейских решений по ряду параметров:
- при их возведении используются не стропила, а стоечно-балочная конструкция;
- для кровли берут черепицу, выполненную в форме цилиндров.
- карнизы делаются крупными и тяжелыми.
Для информации! Дома бедняков в Китае покрывали не черепицей, а корой кипариса или иными материалами растительного происхождения.
Конструкция китайской крыши характеризуется устремленными верх углами и выступающими карнизами
Уникальная форма черепицы нужна для того, чтобы ее было можно скреплять на угловых стыках. Использование при этом специального профиля и фигурок с фантастическими изображениями (цян-шоу) придает особый колорит кровле. По аналогичной схеме создается и конек крыши, единственное различие в том, что цян-шоу заменяются керамическими зажимами. Именно их «рогатая» конфигурация бросается в глаза, когда мы смотрим на крышу в восточном стиле.
Конструкция китайской крыши подразумевает крупные карнизы, которые, выдаваясь далеко за стены, предохраняют дом от излишних климатических проявлений: сильный дождь, агрессивное солнце и т. п. Немалый вес карнизов позволяет так распределить общую массу крыши, что дом приобретает повышенную устойчивость. Вес карниза ложится на систему кронштейнов – доугун.
Решившись на возведение крыши в китайском стиле, уже при проектировании стоит решить: сохранять ли уникальную архитектуру строения или ограничится внешней имитацией конструкции. Основная разница в кровлях европейской и восточной архитектур – наличие или отсутствие стропильной системы. Строительство домов без стропил в Китае и Японии вполне оправдано – опорно-балочная система лучше выдерживает проявление сейсмической активности. Создавая же крышу вне подобной опасности, нет нужды уходить от привычных систем.
Стропильная система шатровой крыши похожа на конструкцию китайской крыши
Если внимательно изучить на фото китайские крыши, то можно увидеть их сходство с некоторыми образцами европейской архитектуры. Больше всего такая конструкция напоминает шатровую крышу, у которой была изменена форма углов или же фантазийный дизайн на висячих стропилах.
Восточная архитектура избегает возведения несущих стен – весь вес дома ложится на столбы. Центральная вертикальная опора принимает на себя нагрузку от горизонтальных затяжек. Так как в качестве строительного материала применяется бамбук, а верх кровли оформляется тяжелой черепицей, то неудивительно, что постепенно формируется изгиб углов. Это естественный процесс стал каноном для восточной архитектуры.
Для информации! Нагрузка кровли в Европе ложится на треугольники стропил, на Востоке же в основе лежит прямоугольная форма.
Описывая классическую китайскую крышу, можно перечислить все ее специфические характеристики:
- нагрузка распределяется в вертикальной и горизонтальной плоскости каркаса;
- углы кровли загибаются вверх;
- карнизы сильно выдаются за внешние стены дома;
- можно встретить крыши с многоярусной конструкцией.
В основе крыш китайской конструкции лежит система прямоугольников
Итак, любителям восточных мотивов можно предложить несколько проектов для реализации:
- Полностью воспроизвести оригинальную конструкцию дома – без несущих стен на вертикальных основах и с выдающимися свесами на мощной системе кронштейнов. Однако подобная конфигурация экономически нецелесообразна и неудобна для проживания европейцу.
- Использовать широкие возможности стропильных систем и создать ферму подходящей конфигурации с привычной основой на стены здания. Стоимость подобных работ велика, но результат получается неотличимый от оригинала.
- Использовать висячие стропила и на них воспроизвести имитацию китайской крыши при помощи декоративных элементов и подходящего кровельного материала. Самое лучшее решение, если в восточных формах вас привлекает сама идея, а не сложность и самобытность архитектурных решений.
- Воспользоваться металлическими конструкциями, гнутые балки которых отлично подходят для создания крыш сложных форм. Металл – это дорогой материал, к тому же монтаж кровли на него связан с дополнительными затруднениями.
Для информации! Для крыш в китайском стиле подойдут не все кровельные материалы. Наиболее естественно будут смотреться: битумная черепица, еврорубероид, листовые металлические покрытия.
Для кровли китайской крыши больше всего подходят следующие материалы: битумная черепица, еврорубероид, а также листовые металлические покрытия различных видов
Если есть желание пройти все этапы возведения истинно китайской конструкции, то рекомендуется начать с пагоды – небольшой беседки, в которой нет стен, и поэтому не возникнет сложности максимально точно воспроизвести желаемое строение по всем канонам мастерства.
Если же речь идет о жилом доме, то лучше остановиться на имитации, которая внешне будет выглядеть как необходимое строение, а конструкционно получится соблюсти все требования по тепло- и гидроизоляции здания. Дом, созданный по такому проекту, получится элегантным, необычным, но не пострадают его эксплуатационные характеристики.
Лучше всего китайские крыши получаются на основе висячих стропил. Последовательность операций от первого до последнего шага будет состоять из следующих этапов:
- Первым делом потребуется максимально четко прорисовать желаемый тип крыши – ее конфигурацию, дизайн, особенности отделки.
- На основе рисунка проектируется стропильная система. Только имея подробный чертеж несущей конструкции, можно приступать к дальнейшим работам.
- Требования к материалам достаточно строгие, поэтому стоит позаботиться о них заранее и приобрести фанеру толщиной не более 1 см и доски, сечение которых должно составлять 150х30 мм.
- Вертикальная опора должна быть такой длины, какая ширина планируется у стропильной конструкции. Подобрав необходимую доску, необходимо установить ее точно по центру.
Важно! Несущий столб должен стоять строго перпендикулярно основанию.
Шаблон для изготовления стропильной фермы начинается с установки перпендикулярной основы
- Вторая доска крепится таким образом, чтобы один ее конец находился на середине опорного бруса, а второй касался верхней точки перпендикулярно установленной опоры.
- Следующая доска должна соединить середину предыдущей балки и крайнюю точку опорного бруса.
- Последние две операции следует повторить с другой стороны возводимой конструкции. Это один из элементов стропильной фермы для крыши в китайском стиле.
- По указанному шаблону изготавливается необходимое количество элементов, при этом стоит помнить, что шаг между стропильными фермами должен быть равен 50 или 70 см.
Важно! Используя величину 70 см в качестве расстояния между фермами, необходимо заблаговременно сделать обрешетку, шаг которой будет кратным ширине фанеры по величине.
Стропильная ферма, на основе которой конструируется крыша в китайском стиле
- На фанере делаются резы на ¾ толщины, это обеспечит высокую плотность прилегания листов.
- Монтаж стропильной системы закончен и можно переходит в финальному покрытию кровлей. Лучше всего остановить свой выбор на гибкой черепице, которая близка по своим параметрам к необходимой отделке.
Если инструкция показалось сложной, то есть и другие пути решения:
- взять за основу конструкцию фахверковой крыши и внести ряд изменений до получения необходимого результата;
- дополнить стропильную систему гибкими металлическими профилями, которые позволят добиться воздушной конфигурации кровли.
Крупные свесы – неотъемлемая часть китайской крыши. Для их устройства стоит воспользоваться декоративными карнизами или консолями необходимой величины. Также обязательным атрибутом станут декоративные элементы – фигурки драконов, змей, животных. Они помогут воссоздать необходимый восточный колорит.
Для покрытия такой крыши лучше всего использовать мягкие битумные материалы либо различные виды листовых металлических покрытий
Задумав украсить свой дом конструкцией в китайском стиле, не надейтесь сделать все самостоятельно. Грамотный проект и большой опыт в возведении кровельных конструкций – вот, что требуется для реализации такой сложной работы. Профессиональные мастера справятся с заданием подобного рода и создадут дом, подходя к которому будет ощущаться таинственная атмосфера Востока.
goodkrovlya.com
Японские традиционные дома кёматия: наружная отделка
Кёматия – это общее название традиционных деревянных жилых домов, построенных не позднее 1950 года и расположенных в Киото. На данный момент в городе, по счастью избежавшем во время Второй мировой войны воздушных бомбардировок, сохранилось сорок тысяч сто таких построек(*1).
«Знакомый нам сегодня архитектурный стиль кёматия окончательно сформировался к середине эпохи Эдо (1603–1868). Правила и стандарты возведения киотоских матия были, в конце концов, сформулированы на основе печального опыта двух разрушительных пожаров в эру Хоэй (1708) и эру Тэммэй (1788)», – рассказывает Мацуи Каору, возглавляющий координационный центр кёматия. По его словам, появившиеся тогда принципы постройки кёматия, позволяли разом строить большое количество зданий и благодаря этому быстро восстановливать пострадавший от бедствия город.
Мацуи Каору, руководитель координационного центра кёматия, объединившего владельцев и потенциальных съемщиков в единую информационную сеть. Архитектор по профессии, Мацуи-сан восстановил не один традиционный дом
Внимательно изучив особенности экстерьер-дизайна кёматия, в частности, средства защиты от пожаров и других разрушительных бедствий, можно по достоинству оценить мудрость людей того времени и узнать интересные подробности об укладе их повседневной жизни.
Предлагаем начать знакомство с наружным дизайном кёматия с верхней части постройки, то есть с крыши.
На крышах киотоских домов устанавливается фигурка Чжун Куя (яп. Сёки) – духа-покровителя, который оберегает дом, зорко озирая сверху окрестности
Кровельная черепица и дух-покровитель Чжун Куй
Прогуливаясь вдоль длинного ряда городских домов, обратите внимание на крытые черепицей крыши первого этажа. Угол наклона у всех крыш одинаковый, но высота – разная. Крыши домов идут «внахлёст», то есть каждая из них немного выше соседней, следующей за ней. «Это сделано, – объясняет Мацуи Каору, – чтобы во время дождя вода не попадала в зазор между домами».
Края лепестков черпицы в нижнем ряду образуют прямую горизонтальную линию. Эта простая, никак не декорированная линия называется итимондзи, по названию иероглифа, обозначающего единицу и представляющего собой горизонтальную линию. За счёт подчёркнуто прямого нижнего края акцентируется волнистый рельеф, создаваемый верхним, изогнутым краем тёмно-серой черепицы. Эта черепичная прямая линия (яп. кавара-итимондзи), тянущаяся на протяжении всего ряда домов – одна из характерных особенностей городского пейзажа, с детства знакомого каждому местному жителю.
Прямая линия кавара-итимондзи, идущая по нижнему краю крыши
На некоторых крышах можно заметить небольшие глиняные фигурки. Это изображения духа-хранителя дома Сёки, известного персонажа китайского фольклора (в китайском фольклоре – повелитель демонов Чжун Куй). Сёки почитается как божество, умиротворяющее злые силы – легенда гласит, что именно он усмирил злых духов, которые стали причиной серьезной болезни танского императора Сюань-Цзуна (685–672). Благодаря истории счастливого исцеления императора Сёки был причислен к духам-покровителям.
Об одной из таких фигурок Сёки рассказывается в городской легенде о больной жене. Говорят, что один киотский житель после переезда в новый дом установил на крыше внушительную глинянную фигуру демона (яп. они-гавара). Прошло совсем немного времени, и жена соседа напротив занемогла. Один только внешний вид устращающей фигуры вызвал у женщины нешуточную болезнь. Врач посоветовал по старому китайскому обычаю поставить на крыше в доме больной фигурку духа-покровителя Сёки. Как только фигурка была водружена на крышу, женщина выздоровела.
В наши дни в Киото насчитывается всего несколько сотен домов с охранительными фигурками Сёки на крыше. Повелитель демонов изображен с разным выражением лица, да и сами фигурки выполнены в разных стилях – очень интересно сравнивать их во время прогулки по городу!
Многообразие фигурок, изображающих духа-хранителя Сёки: разные позы, разное выражение лица
(*1) ^ По данным исследования кёматия, проведенного отделом городского планирования г. Киото. Результаты исследования были опубликованы в мае 2017 года.
Верхний полуэтаж и окна мусико-мадо
Еще одной характерной особенностью кёматия являются узкие зарешеченные окошки мусико-мадо (что по-японски означает «клетка для насекомых»), расположенные на втором этаже под самой крышей. Деревянная решётка с подложкой из соломы вделывается прямо в стену и призвана выполнять важную противопожарную функцию. Второй этаж имеет скошенную крышу – на улицу выходит та часть комнаты, в которой более низкий потолок. Этот своеобразный верхний полуэтаж получил название цуси-никай, в переводе с японского: «этаж-шкаф» – то есть что-то вроде антресоли. По словам Мацуи Каору крыша верхнего этажа специально сделана таким образом, чтобы из-за разницы в высоте пламя пожара не могло перекинуться с одной стороны улицы на другую.
Печальный опыт двух разрушительных пожаров в начале и в конце восемнадцатого столетия научил жителей старой столицы, как – с учётом ширины улицы и высоты огня – правильно рассчитать оптимальную высоту зданий, чтобы свести к минимуму наносимый пожаром ущерб.
Верхний полуэтаж цуси-никай использовался в качестве кладовой комнаты или спальни для прислуги
Рамы-решётки и откидные скамьи баттари-сёги
Рамы-решётки – обязательный элемент наружного дизайна кёматия. Начиная со смутного времени годов Онин (1467–1477) они служили необходимым средством защиты. На первый взгляд, кажется, что все решетки одинаковые, но если приглядеться, то видно, что они немного отличаются друг от друга по толщине и способу крепления реек, а также по узору.
Рама-решётка с узором итоя. На переднем плане откидная скамья баттари-сёги, в разложенном виде использовавшаяся в качестве прилавка. Зарешёченная часть рамы не доходит до крыши, что позволяет свету проникать внутрь дома
Например, в домах красильщиков, ткачей и продавцов текстиля решетки, как правило, имели характерный узор итоя-коси (яп. «решетка ниточной лавки»), который пропускал солнечные лучи так, чтобы свет падал сверху. Торговцы, торгующие товарами потяжелее – например, бочонками сакэ или рисом, – предпочитали решётчатые рамы с более светонепроницаемым узором. Эти узоры, соответственно, назывались сакая-коси (яп. «решетка винной лавки») и комэя-коси (яп. «решетка рисовой лавки»). Были также и решётки особого узора симотая-коси с более тонкими рейками в домах тех, кто свернул торговлю и закрыл лавку. Таким образом, дизайн наружных решётчатых рам коси служил своеобразной вывеской, рассказывая прохожим о семейном ремесле хозяев дома.
Решётки не пропускали внутрь любопытные взгляды, но изнутри улица была видна на удивление хорошо
Во многих кёматия до сих пор сохранились откидные скамьи баттари-сёги, использовавшиеся в качестве прилавков. «В прежние времена, утро в лавке начиналось с того, что хозяин откидывал скамейку-прилавок и открывал ставни хадзитоми», – рассказывает Мацуи Каору. Но в наши дни уже не осталось мест, где можно было бы услышать этот характерный для ремесленных кварталов, бодрый утренний звук откидываемой скамьи.
Во многих кёматия, построенных в начале двадцатого столетия, нижняя часть решёток-коси была заменена на так называемую «нижюю стену» из бетона, а сама решётка стала частично изготовляться из металлических реек
Собачьи заборы и лошадиные привязи
Бамбуковый забор инуяраи выполняет не только декоративную, но и практическую функцию
Невысокий забор инуяраи («собачий забор»), сделанный из тонких бамбуковых планок, как правило изогнутых и образующих своеобразный свод, обеспечивает защиту нижней части здания. Он защищает стены и решетчатые рамы кёматия от пыли, грязевых потоков и собачьей мочи. Другой традиционный элемент наружного дизайна – комаёсэ («лошадиная привязь»), изгородь у дома, к которой в прежние времена привязывали рабочий скот. Комаёсэ, как правило изготовляли из таких твёрдых пород дерева, как каштан или дзельква, обрабатывая с помощью тесла и придавая поверхности дерева неповторимый вид.
Одна из функций комаёсэ – создавать «буферное» пространство между домом и улицей
Когда вы прогуливаетесь по киотоским улочкам в Гионе, Нисидзине или в окрестностях Терамати и Синмати в центральном районе Накагёку, попробуйте вглядеться попристальнее в кёматия – их там немало, и в каждой постройке есть что-то особенное: сравните и убедитесь сами. К тому же, это добавит очарования вашей прогулке по старой столице.
Текст, репортёрская работа: Сугимото КиокоФотографии: Хамада Томонори
www.nippon.com
Уникальные черепичные крыши Окинавы | MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония
Все мы знаем, что Окинава не совсем Япония, у окинавцев свой диалект языка, своя ментальность, даже было свое королевство, которое только в 1879 году вошло в состав метрополии. А после поражения Японии во Второй мировой войне американцы долго думали, что делать с Окинавой, даже хотели предоставить ей независимость, но все же возвратили ее под крыло японского императора, и то лишь в 1972 году. Поэтому на Окинаве сформировалась уникальная культура, отличная от японской.
Если в древней Японии дома строили из дерева, а крыши домов крыли соломой или травой и только богатые японцы могли позволить себе черепичную крышу, то традиционные дома на Окинаве всегда строили из камня, а крыши покрывали красной черепицей.
Сейчас в Японии с каждым годом домов с черепичными крышами становится все меньше, но не на Окинаве.
Здесь характерный ландшафт до сегодняшнего дня — дороги, проложенные сквозь белоснежный песок, сады, обрамленные коралловыми камнями и крыши домов из красной черепицы с фигурками животных, которые оберегают жилища островитян от злых духов.
Красная черепица на Окинаве известна как akagawara, делали ее из местной глины. Каменные стены домов делали из кораллового известняка, а крыши покрывали черепицей, скрепляя ее массой из кораллового порошка. При этом поверх черепицы накладывали камни, удерживающие глиняные пластины от порывов ветра. Ведь мощные тайфуны, проносящиеся здесь в начале осени, просто сдувают любые легкие постройки.
Сейчас вместо кораллового порошка чаще применяют цементный раствор, обильно скрепляя им плитки черепицы. Крыши у основания часто украшали
Крыши из черепицы не только легко узнаваемы и эстетичны, они очень практичны, черепица не нуждается в сложном уходе, ее не нужно красить или покрывать каким-либо защитным составом. В принципе, удовольствие не из самых дешевых, но оно того стоит. О свойствах современной черепицы здесь распространяться не будем, ибо об этом можно узнать на соответствующих сайтах, например, по адресу akcentbud.com.ua — katepal или на сайтах других профессиональных производителей. Черепица покрывает дом, защищая его от атмосферных осадков, ей не страшен ветер и дождь. Она похожа на чешую и придает любому строению привлекательный вид, она способна вписаться в любой ландшафт, придав ему особую живописность. А эстетическая ценность всего практичного очень важна для современных японцев так же, как была важна их предкам. Это
Черепица
В нашей жизни, обязательно наступает этот волшебный день, когда небеса приоткрываются. И ты слышишь музыку, музыку прекрасную. Музыку полную гармонии и красоты, радостного покоя. И наверно отыщется, кто шепнет, что это всего лишь скрежет телеги. На которой едет Высший по проселочной дороге, подымая колесами пыль. И пусть даже, так и окажется, но разве станет меньше благодатного в чудной музыке. Ох, пустошепты!
Мой друг, знаю, ты понимаешь, о чем я. Тебе захочется присесть рядом к Творцу, в ту самую телегу, и отправится в соседнее село, за черепицей для починки крыши. Попросишь один наушник Его радиоприемника для себя.
Сейчас удивишься, но ты услышишь песню своего народа, песню о светлой человеческой любви. Рассказ, как девушка ждет суженого на крыльце родительского дома. Как смотрит взволнованным сердцем на приближающиеся грозные тучи, моля небо, об удаче в дороге для милого. Он же, скача на коне, просит небо, обойти девушку тревоге стороною, а невесте, верно, ждет своего жениха. А в это время Творец будет выкладывать над ними черепицу.
Я вижу, на твоих руках следы красной глины, усталость в спине, и радость в глазах. Да, да, мой друг, я тоже слышу, как поют свадебные песни. И вот мгновение, и я усну, в люльке телеги, убаюканный дорогой. Наблюдая за конем у реки, за неспешной дорожной пылью. И вот пылинки загораются далекими звездами в нашем ночном небе. Так прошел мой первый волшебный день. © Виктор Бохинюк
Храм Каннон. Горит
Красная черепица
В вишневом цвету.
© Мацуо Басё
> Галерея фотографий • Виды Японии
Похожие записи на сайте miuki.info:
miuki.info
Традиционные японские домики: проекты :: SYL.ru
Во все времена существовала мода на жилища, построенные в необычном стиле. Но японские домики сильно отличаются от вариантов подражания голландской, итальянской или французской архитектуре. Западные проекты всегда направлены на воплощение практичности и всех современных удобств. Японские же дома – это визитная карточка, продолжение традиций семьи и мировоззрений древней культуры.
Планируем проект
Даже далекий от восточной культуры человек, единожды взглянув на японское жилище, подтвердит, что это очень красиво и необычно. Почему бы не построить себе такой дом? При планировании нужно лишь учесть несколько нюансов.
Постройка должна иметь классические элементы и черты, характерные для японской архитектуры. Придомовое пространство обязательно оформляют в соответствии с требованиями восточной традиции и стиля. Ландшафт и окружающая растительность являются как бы продолжением жилища.
Также проекты японских домов предполагают наличие особых стен, крыши и пола. Конечно, самому сложно будет соблюсти все архитектурные каноны Страны восходящего солнца, особенно если поверхностно знаком с ее культурой. Поэтому, возможно, имеет смысл обратиться к специалистам, которые помогут разработать правильный проект.
На самом деле настоящие японские дома сложно воссоздать из-за огромного количества нюансов и деталей. Поэтому при постройке жилища стоит копировать не сами элементы, а стиль оформления. Да и скорее всего, придется что-то переделать на западный лад под свои нужды.
Особенности планировки
Традиционный японский домик называют «минка». Это слово переводится как «жилище для людей». Внутри дом поделен на две части: зону с утрамбованным земляным покрытием и секцию с высоким полом, который поднимается на полметра с помощью деревянных опор такаюка.
Обычно жилище имеет четыре комнаты: две жилые, гостиную и спальню. Ванную и туалет выносили за пределы основной части дома. Часто жилище в Японии дополнительно используется как магазин или мастерская, и это накладывает отпечаток на будущий проект.
Традиционно выделяют два вида планировок: нока и матия. Первая характерна для сельской местности, вторая – для городской. Они хоть и имеют различия, но выражают схожую концепцию. Рассмотрим обе планировки по отдельности более подробно.
Нока
В сельской местности обычно нет плотной застройки, как это случается в городах. Поэтому японские домики имеют более свободную планировку, выполненную в форме квадрата. Комнат чаще всего четыре, но встречаются варианты, где их вообще шесть или только одна. Все зависит от потребности хозяев.
В проект обязательно закладывают большой двор, расположенный сбоку от основной части дома. Он часто выполняет функцию мастерской и кухни, поскольку там размещают специальную печь камадо. Исторически всегда выделяли комнату с очагом, которая одновременно могла исполнять роль столовой и гостиной. На плане-схеме всегда условно отмечают комнаты: общую, обеденную и спальню. Но одно помещение могло выполнять разные функции, поскольку мебель у японцев компактная и при необходимости может складываться и убираться.
Матия
Проекты матия могут быть самыми разнообразными, поскольку выполняются в соответствии с занятиями жильцов и особенностями местности.
В условиях тесной застройки городов или в горах комнаты выстраивают в ряд. А двор приобретает узкую форму и вытягивается вдоль длинной части дома. Также существуют изогнутые планировки. Они обычно появляются, когда к малогабаритному жилищу на небольшом участке пристраивают дополнительные помещения. Стесненные условия просто вынуждают строить там, где осталось место. Поэтому очень часто в больших городах имеют вид буквы «Т» или «Г» японские домики.
Фото наглядно демонстрирует, как могут располагаться комнаты. Планировка имеет вытянутую форму. В зоне высокого пола находятся две жилые комнаты: гостиная (дзасики) и столовая (има), а также торговое помещение (мисэ). Перед ними в секции земляного покрытия располагается двор (тоори-нива). В нем будет установлена печь, колодец и раковина. Двор поделен на две части: жилое и торговое пространство.
Также особенностью городского жилища являются примыкающие постройки: склады и санузлы. На схеме они не отображены. Проекты «матия» часто предполагают наличие нежилого второго этажа, который используется для хранения чего-либо. К нему ведет крутая лестница, скрытая за деревянными перегородками, или шкаф, выполненный в виде ступенек без перил.
Типичный проект
Современный японский дом, расположенный поближе к столице, традиционно имеет пять комнат. Это гостиная, кухня со столовой и три спальни. Общая площадь такого жилища составляет примерно 90 квадратных метров. Дома сельской местности, в которой цены меньше, по размеру чуть более габаритные. Площадь достигает 120 квадратных метров. Поэтому в сельских жилищах на одно помещение больше. Также перед созданием проекта учитывается количество детей. Каждый ребенок должен иметь свою комнату.
Площадь помещения в Японии измеряется татами. Это примерно метр в ширину и два в длину. Самый распространенный размер комнаты составляет шесть татами. На такой скромной площади легко все умещается. Ведь в Стране восходящего солнца минимум мебели: шкафы и полки встроены в стены, а роль кроватей исполняют матрасы, которые легко убираются.
Учитываем особенности отопления
Что нужно знать про японские дома перед созданием своего проекта? Традиционно они рассчитаны только на теплое время года. Благодаря особой конструкции помещения хорошо вентилируются, спасая жильцов от жары. Это будет являться и минусом, поскольку зимой будет довольно холодно.
В японских домах нет привычных систем отопления, есть лишь местное обогревание. Оно производится переносными керамическими или глиняными хи-бати, которые наполнены древесным тлеющим углем. То есть получается, что обогреваются только отдельные квадратные метры.
Конечно, можно грамотно подойти к выбору материалов для отопления и построить дом, стилизованный под японский. Например, отличной заменой станет теплый пол или обогревательные элементы, встроенные в стены.
Выбор материала
Японский домик всегда строился из дерева, бумаги и тканей. Внешние стены изготавливают из глины и бамбука. Каркас жилища возводится из дерева. Для укрепления или создания фундамента часто используют камень. Внутренние стены как таковые отсутствуют. Их прекрасно заменяют скользящие легкие перегородки из бумаги или ткани – ширмы-фусума.
Вполне можно воссоздать японский домик своими руками, подобрав материалы, которые больше подходят для холодного климата. Это может быть брус, пластик или синтетическое сырье. Главное, чтобы материалы были стилизованы под дерево и камень. Ширмы внутри дома можно успешно заменить декоративными панелями из ПВХ или МДФ с текстурой бамбука или шелка.
Проектируем кровлю
Первое, что делает японский домик узнаваемым, — это крыша. Ее конструкция похожа на вычурную китайскую кровлю. Но японские крыши практичнее и более упрощенные. На них больше всего похожи голландские и датские вальмовые конструкции, которые рассчитаны на обильные осадки и сильные ветра.
Японские домики всегда имеют кровлю, которая имеет отрицательную кривизну скатов и сходится под углом 60°, как сложенные руки при молитве. Также для восточного стиля характерно несколько ярусов крыши и длинные большие свесы, особенно над входом и на углах. Такая конструкция позволяет подальше отвести талую и дождевую воду от стен и фундамента дома.
Внешние и внутренние стены
Роль внешних стен выполняют седзи – бамбуковые или деревянные каркасы из тонких реечек, которые собираются как решетка. Промежутки между ними раньше оклеивали плотной бумагой и частично обивали деревом. Со временем, особенно в местах с холодным климатом, предпочтение стали отдавать стеклу и другим более технологичным материалам.
Окон и дверей в традиционном понимании в японских домах нет. Их заменяют тонкие стены на шарнирах. При необходимости они легко снимаются, чем обеспечивают естественную вентиляцию или просто создают большое пространство. Однако двигаются только три стены, поскольку одна все-таки должна оставаться несущей. Также домики в японском стиле изнутри часто разделяют занавесями и ширмами. Они позволяют легко и быстро сделать перепланировку, если понадобится большее или меньшее количество комнат.
Проектируем пол
Как уже упоминалось, в восточной стране пол поднимают на полметра над землей. Это обеспечивает некоторую вентиляцию, оберегает от гниения и спасает от затопления. Пол традиционно делают из дерева, поскольку в жару оно меньше нагревается, а зимой дольше охлаждается. Также пол покрывают татами – прямоугольными матами из прессованной соломы. Перед входом в дом ниже уровня пола должна быть сделана специальная приступочка – гэнкан. На ней принято оставлять всю уличную обувь.
В современных помещениях на пол можно уложить материал, который напоминает природную текстуру – бамбук или речную гальку. Это могут быть натуральные породы кедра, дуба, ламинат или ковровые покрытия, имитирующие традиционные циновки.
Придомовая территория
Спроектировать ландшафт будущего жилища – это не менее важная задача. Японские домики всегда имеют очень красивую придомовую территорию.
Вдоль дорожек и у входа в дом можно посадить декоративные деревья, кустарники необычной формы, сосну Тунберга. Также ландшафт прекрасно украсит причудливый сад камней и небольшой прудик с водопадом.
По периметру территории устанавливается высокая ограда с воротами, которая чаще всего изготовлена из тонких стальных трубок и плотно закрыта кустарниками. Бюджетные варианты восточных домов просто обносятся большой каменной стеной.
Планировка настоящего японского домика – это целое искусство, которое познается годами. И в некоторых случаях имеет смысл скопировать только отдельные элементы восточного жилища.
www.syl.ru
Беседка в японском стиле
Японская беседка наглядно демонстрирует минимализм и экзотичность восточного стиля
Если вас привлекает экзотика Дальнего Востока, то существует простой способ приобщиться к ней. Достаточно построить на дачном участке беседку в японском стиле. Предлагаю ознакомиться с отличительными чертами и пошаговой инструкцией возведения такого сооружения.
Блок: 1/7 | Кол-во символов: 379
Источник: https://svoyabesedka.ru/stily/394-besedki-yaponskie
Разделы статьи
Достоинства японской беседки
Традиции
По традиции беседку в японском стиле строят только из тростника или бамбука, а также промасленной рисовой бумаги и соломы для создания крыши беседки в японском стиле. К несчастью, климат в средней полосе России не располагает к тому, чтобы использовать такие непрочные материалы, и по этой причине часто используют для создания восточной постройки дерево или камень.
Обратите внимание, что ни пластик, ни остальные материалы синтетического происхождения не могут быть использованы при строительстве беседки японского вида. Крыша, стены и пол такой пагоды должны «дышать», поэтому идеальным вариантом станет дерево.
Особенности
Такие беседки имеют ряд особенностей, так как отличаются от обычных построек следующими факторами:
- Постройка обязательно должна быть ориентирована по сторонам света. По этой причине глухую стену делают с юга, а вход обязательно располагают с востока или запада. Благодаря такому построению конструкции вы получите комфортную и постоянную прохладу внутри беседки, и сможете всегда в полной мере наслаждаться красивыми восходами и закатами.
- Не настолько важна стилистическая сторона при возведении, как окружающая местность вокруг пагоды. Желательно строить японский домик на небольшом возвышении, чтобы его было легко просматривать с любой точки участка. Вокруг высадите карликовые деревья, вечнозеленые кустарники, растения с большими и яркими цветками (лилии, пионы, хризантемы). Если у вас есть возможность, то последуйте примеру японцев и окружите домик традиционной сакурой или плодовыми деревьями.
- Будет здорово, если недалеко от беседки в японском стиле будет искусственный или природный водоем. Это даст хороший эффект для расслабления – созерцание воды, растений, заката. Так вы сможете почувствовать себя настоящим японцем – спокойным и невозмутимым.
- Отличительной чертой беседок японского вида является многоярусная крыша, а именно пагода. Сама по себе постройка должна быть простой, а вот крыша должна быть эффектной, пышной. Углы крыши обязательно должны быть приподняты, чтобы создать эффект воздушной, парящей постройки.
- Очень часто японские беседки возводят на сваях, чтобы она казалась еще невесомее. Подчеркнуть изящество стиля можно при помощи изогнутого мостика с красивыми ступенями.
- Для декорирования не нужно использовать пестрые ткани и кричащие цвета, будет лучше, если вы приобретете циновки, однотонный текстиль пастельных или нейтральных оттенков.
Обратите внимание, что нельзя перегружать беседку сложными конструкциями и деталями, так как это строение априори должно быть легким и простым.
Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2585
Источник: https://domsdelat.ru/krasivie-doma/besedka-v-yaponskom-stile-svoimi-rukami-chertezhi.html
Отличительные черты беседки в японском стиле
Рассмотрим, чем японский садовый домик отличается от других построек своего класса:
- Крышей. Массивная многоярусная кровельная конструкция, называемая пагодой – первое, что бросается в глаза при виде беседки, оформленной в японском стиле. Обусловлена такая особенность следующими причинами:
- Погодными условиями. В Японии преобладает тёплый климат с сильными проливными дождями. Так что крыша должна быть достаточно надёжной, чтобы выдержать большое количество обрушивающейся с неба воды;
Беседка-пагода выдержит самые сильные проливные дожди
- Философией японцев. По их убеждениям именно такие кровли символизируют умиротворение и спокойствие, так необходимые для мест уединения и отдыха;
- Облегчённостью стен. Сильная защита от ветра в Стране восходящего солнца не требуется, что также обусловлено погодой;
- Наличием гладких льняных штор. На этой части интерьера лежит осуществление защиты посетителей от летнего зноя;
Практически полное отсутствие стен и льняные шторы – классический дизайн японской беседки
Для наших климатических условий больше подходит второй вариант оформления домика в японском стиле: установка декоративных решёток. Они лучше выдерживают порывы ветра, свойственные нашему климату, и могут использоваться в качестве перголы для вьющихся растений.
Решётки практичнее для наших погодных условий, чем шторы
- Нейтральными пастельными тонами. Яркие кричащие краски неуместны там, где человек ищет умиротворение, покой и единение с природой;
- Использованием исключительно натуральных природных строительных материалов. К таковым относятся дерево, тростник и натуральный камень;
Деревянная постройка гармонично вписывается в интерьер сада
- Минимализмом и аскетизмом. В конструкции нет ничего лишнего, все элементы функциональные.
Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1777
Источник: https://svoyabesedka.ru/stily/394-besedki-yaponskie
Особенности интерьерного дизайна
Японский стиль имеет свои особенности, которые выделяют его среди прочих направлений. Наиболее важные элементы перечислены в списке ниже.
Беседка с патио (площадкой при входе)
- Натуральные материалы. Необязательно использовать стебли бамбука, вощеную бумагу и рисовую солому, полностью отдаваясь духу японской культуры. Вполне достаточно исключить поликарбонат и прочие полимеры, отдав предпочтение дереву, камню и качественным тканям для штор.
- Крыша с несколькими ярусами (башенка). Эта отличительная черта позволяет быстро понимать, к какому стилю относится данная постройка. Два или три яруса в большинстве случаев устанавливают именно на японских конструкциях.
- Нейтральная, природная и сдержанная цветовая гамма. Если в китайской культуре принято вешать яркие фонари и красить большинство элементов в красный свет, то Японцы более сдержаны в этих порывах. Для соблюдения адекватного цвета беседки рекомендуется ограничиться обработкой материала антисептиками — они прекрасно подчеркнут природный рисунок дерева.
- Минимализм. Вы когда-нибудь видели особенности стиля Прованс? Огромное количество безделушек, рисунков на стенах и декоративных элементов? Так вот в японском стиле это неприемлемо. Вполне достаточно классического набора мебели и предметов для приёма пищи.
- Шторы. Для украшения постройки можно использовать ткань бежевого и пастельного цвета. Она должна гармонировать с общим дизайном сооружения, поэтому опять же цвет ограничивается природной гаммой.
Требования стиля прекрасно подходят к российской культуре. Нет нужды покупать дорогие элементы, всё ограничивается бюджетными строительными материалами и украшениями. разве что форма крыши может вызвать некоторые сложности, об этом моменте мы ещё расскажем.
Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1761
Источник: https://besedkis.ru/stil/besedka-v-yaponskom-stile
Выбор территории
kachestvolife.club