Почему крыши китайских традиционных зданий загнуты вверх?
Вы наверняка обращали внимание на то, что в Китае, Японии, да и во многих странах Юго-Восточной Азии, крыши исторических зданий имеют необычайно сложную форму.
И это вовсе не для красоты, как может показаться на первый взгляд, хотя, безусловно, подобные крыши обладают неповторимой восточной изысканностью.
Ни в Европе, ни в Африке или Южной Америке в архитектуре зданий не встречается ничего подобного. Но почему китайские зодчие остановились на таком трудоемком варианте крыши?
Храм Юнхэгун, Пекин
Любая цивилизация является порождением того географического пространства, в котором она сформировалась, и Китай не является в этом смысле исключением.
Природные условия, в которых зародилась и развивалась китайская культура, во многом определили ее облик.
Специфические крыши в китайской архитектуре также появились вовсе не случайно, а исторические хроники свидетельствуют о том, что уже около 4 000 тысяч лет назад на территории Китая встречались подобные здания.
Храмовый комплекс Лунхуа, Шанхай
Сердце китайской цивилизации — бассейны рек Янцзы и Хуанхэ, а наиболее густонаселенными участками традиционно являются прибрежные морские регионы. Здесь в сезон дождей властвуют мощные тропические ливни, с приходом которых осадки могут не прекращаться неделями и месяцами. Это первое обстоятельство, которое повлияло на форму китайских крыш. Для того, чтобы осадки, стекающие с крыши, как можно дальше удалялись от стен здания, была придумана крыша с подобными скатами.
Наличие приподнятых углов способствует отведению осадков на значительное расстояние от стен конструкции, обеспечивая их сухость и сохранность. Кроме того, благодаря загнутым углам вытянутых крыш крыш в помещения попадало больше света .
Для поддержания столь сложной крыши китайские архитекторы изобрели совершенно уникальную, нигде более не встречающуюся систему крепления кровли. Здесь нет традиционной для многих архитектурных стилей системы стропил, вместо нее применяется весьма сложная стоечно-балочная конструкция с многоярусными кронштейнами под названием «доу гун».
Посмотрите, как выглядят традиционные опоры для китайских крыш.
Территория Китайской империи регулярно сотрясалась от подземных толчков, значительная часть которых приводила к разрушениям и жертвам. В подобных условиях требовалось создание особых конструкций, которые бы позволили гасить проявления подземной активности, минимизируя их воздействие.
Традиционная китайская крыша опирается на центральный столб, который гасит колебания при землетрясениях. По этой причине стоечно-балочная конструкция стала гениальным изобретением, которое позволило сохраниться многим историческим зданиям до наших дней.
Храм Юаньтун, Куньмин
Есть и такое объяснение:
«Чтобы дракон, упавший на крышу, свалился не во двор, а улетел подальше благодаря скату крыши. Объяснение, которое часто встречается в книгах по истории и культуре Китая: «Демоны могут двигаться только по прямой, кривую линию они повторить не могут, равно как и обойти выступ. Загнутые вверх края крыш предохраняли двор от злобных духов, которые не могли преодолеть кривой крыши. Для этого же служили стены-экраны во дворах, волнистые линии заборов, извилистые дорожки и прочие детали, которые определяли облик китайских построек»
Еще одно поверье о загнутых крышах пагод, связано как раз с драконами. Есть легенды, что воздушные драконы были большими проказниками и любителями развлечений. Больше всего на свете они любили кататься с крыш домов. И вот, к одному крестьянину по имени Лю Тянь повадились прилетать воздушные драконы и кататься с крыши каждую ночь. Так как около его дома был разбит огород, драконы, скатываясь, непременно сваливались к нему на грядки и портили посевы. Крестьянин сильно разозлился,но знал, что портить отношения с драконами не стоит. Инженерная смекалка помогла ему решить проблему. Лю пришла идея немного изменить траекторию скатывания драконов по крыше. Он взял и загнул края крыши дома, чтобы дракон съезжая взлетал опять в воздух, или улетал по крайнее мере не к нему в огород. Таким образом, Лю Тянь спас свои посевы, а драконы получили дополнительное развлечение. Теперь у них был трамплин для взлета в небо.
То есть ответ на вопрос «Почему у китайцев крыши загибаются?» такой — чтобы демонам было неудобно, а драконам, наоборот, весело и удобно.
Это копия статьи, находящейся по адресу https://masterokblog.ru/?p=47578.Китайские крыши: olga_yangirova — LiveJournal
И снова здравствуйте!В этом журнале с завидной регулярностью появляются фотографии с китайской архитектурой. И, возможно, вы даже замечали одну интересную особенность. Очень часто на коньках крыш китайских зданий можно встретить странных замысловатых фигурок. Вот именно о них сегодня я и хочу написать подробнее.
Начнем этот обзор, конечно же с драконов 🙂 Куда же без них в Китае?
Присмотритесь внимательно на фото выше, либо крупно на фото ниже — каждый черепичный скат заканчивается круглой «монеткой» с изображением дракона. Не случайно именно драконы «поселились» здесь. В китайской мифологии дракону приписывается способность вызывать дождь, поэтому считается, что его изображение способно защитить сооружение от пожара, а это очень даже немаловажно, учитывая, что почти все здания были деревянные.
Далее. На самом гребне китайских крыш, по углам напротив друг друга, разместились существа с открытыми пастями. Существа, от которых приподнытым к верху «ласточкиным хвостом» отходят боковые скаты крыши. Эти существа зовутся Чивен (Chi Wen, 螭吻).
Чивен — это девятый сын дракона (всего их девять). Существо является гибридом рыбы и дракона, поэтому он имеет голову дракона и хвост рыбы. По легендам, Чивен очень любит стоять на крыше и обозревать окрестности. Другая его особенность — он любит всё заглатывать. За такие наклонности его помещают на гребне крыш, чтобы он мог проглатывать все плохие влияния извне.
Разбираемся дальше. Керамические фигурки по краям конька крыши — мифические существа (仙人走兽) — защищают сооружение от злых духов. Значимость сооружения определяется числом таких мифических существ, но максимальное число фигур — девять, единственное исключение это двухъярусная крыша Тайхэдянь 太和殿 (Павильон Высшей Гармонии) в Запретном Городе, которую «оседлали» скульптуры десяти мифических существ и одного бессмертного духа.
Так что же это за фигурки?
В старые времена, при строительстве крыш, применяли большие деревянные гвозди. Эти гвозди закрепляли кровлю и предотвращали скатывание черепицы. Но так как китайцы помешаны на различных оберегах и защите от злых духов, то позднее эти гвозди приобрели формы мифических животных.
Давайте их перечислим:
1) дракон,
2) феникс,
3) лев,
4) морской конек,
5) небесный конь,
6) Суань Ни,
7) рыба Яюй,
8) Се Чжи,
9) морской бык Доу Ню,
— Синши (на фото его нет),
10) Чао Фэн,
11) бессмертный дух верхом на курице.
Дракон (Long 龍) и феникс (Feng 鳳) символизируют верховную власть. | ||
Лев (Shizi 狮子) — царь зверей на землях за пределами Китая. Какое значение лев носит в Китае читайте очень подробное описание здесь. | ||
Небесный конь (Tianma 天马) и морской конек (Haima 海马) стоят за императорский престиж и мораль. | ||
Суань Ни (Suanni 狻猊) — пятый сын дракона, гибрид льва и дракона. Суань Ни известен своей ленью. Он не любит двигаться, зато обожает наблюдать за дымом и огнем. В соответствии с такими пристрастиями, его изображения часто помещают на тронах, алтарях, курильницах и подсвечниках. Также он является мощным защитником дома от огня, поэтому его фигурки появились на крышах. | ||
Рыба Яюй (Xiayu 狎鱼) и морской бык Доу Ню (Douniu 斗牛) — странные бестии в океане про которых легенды говорят, что они могут нагнать облака и дождь и предотвратить пожары. | ||
Се Чжи (Xiezhi 獬豸) — символ справедливости и законности. Он способен отличить правильное от неправильного, добро от зла. Легенда гласит, что Се Чжи это божественная коза с одним рогом, которая, увидев ссору или драку направляет свой рог и таранит неправую сторону. Она никогда не пойдет на компромисс со своими принципами, даже если другая сторона сам император. Последний китайский император Пу И упомянул Се Чжи в своей автобиографии, говоря, что имел его статую перед своим рабочим столом, чтобы напомнить себе, что он должен быть справедливым и строгим в решении государственных и политических дел. | ||
Синши (Xingshi 行什) — существо с внешностью обезьяны, но с птичьими лапами и крыльями на спине. В руках держит палицу ваджру, чтобы отбиваться от злых духов. Является символом славы и престижа, покровительства и мудрости, а также означает покорение духа зла и освобождения от бедствий. |
Чао Фэн (Chao Feng 嘲風) — третий сын дракона, гибрид дракона и козы. Чао Фэн обожает опасности. Любит взобраться повыше и с высоты обозревать окрестности. За такие наклонности его обычно помещают на кончиках четырёх углов скатов крыши. |
Венчает конек обычно скульптурное изображение бессмертного духа верхом на курице (骑凤仙人) — типичная фигура, которой приписывается способность защищать дом и его обитателей от всяких бед. По древней легенде, в образе этого человека представлен принц-тиран Мин из княжества Ци (III в. до н.э.). Мин Ци был жестоким завоевателем, но в итоге потерпел поражение и потерял всё. Во время последней битвы, перед гибелью, он был загнан на крышу здания. После его поражения и смерти, жители княжества Ци будто бы прикрепляли изображения оседлавшего курицу принца на крышах своих домов, чтобы отвести всякие беды и заклеймить тирана позором. Согласно верованиям, злой тиран, сидя верхом на курице, не может уйти с крыши, так как курица не способна слететь, имея седока на спине. |
Теперь слегка углубимся в конструктив.
На фото ниже хорошо видна сложная система переплетения кронштейнов. Такие кронштейны в Китае называются доу-гун (斗拱). Они являются основной отличительной чертой китайской архитектуры. Помимо конструктивной функции доу-гун является ярким украшением здания.
Система многоярусных кронштейнов доу-гун позволяет равномерно распределять тяжесть балок и выносов широких крыш. Это и есть секрет легкой изогнутой кровли в китайской архитектуре.
Изначально доу-гун пришел из деревянного зодчества, но сейчас так же часто используется в качестве декоративного элемента и в каменной архитектуре.
И небольшое видео о том, насколько прочна такая система кронштейнов
olga-yangirova.livejournal.com
Почему крыши китайских традиционных зданий загнуты вверх? — Альтернативный взгляд Salik.biz
Вы наверняка обращали внимание на то, что в Китае, Японии, да и во многих странах Юго-Восточной Азии, крыши исторических зданий имеют необычайно сложную форму.
И это вовсе не для красоты, как может показаться на первый взгляд, хотя, безусловно, подобные крыши обладают неповторимой восточной изысканностью.
— Salik.bizНи в Европе, ни в Африке или Южной Америке в архитектуре зданий не встречается ничего подобного. Но почему китайские зодчие остановились на таком трудоемком варианте крыши?
Храм Юнхэгун, Пекин.
Любая цивилизация является порождением того географического пространства, в котором она сформировалась, и Китай не является в этом смысле исключением.
Природные условия, в которых зародилась и развивалась китайская культура, во многом определили ее облик.
Специфические крыши в китайской архитектуре также появились вовсе не случайно, а исторические хроники свидетельствуют о том, что уже около 4 000 тысяч лет назад на территории Китая встречались подобные здания.
Храмовый комплекс Лунхуа, Шанхай.
Рекламное видео:Сердце китайской цивилизации — бассейны рек Янцзы и Хуанхэ, а наиболее густонаселенными участками традиционно являются прибрежные морские регионы. Здесь в сезон дождей властвуют мощные тропические ливни, с приходом которых осадки могут не прекращаться неделями и месяцами. Это первое обстоятельство, которое повлияло на форму китайских крыш. Для того, чтобы осадки, стекающие с крыши, как можно дальше удалялись от стен здания, была придумана крыша с подобными скатами.
Наличие приподнятых углов способствует отведению осадков на значительное расстояние от стен конструкции, обеспечивая их сухость и сохранность. Кроме того, благодаря загнутым углам вытянутых крыш крыш в помещения попадало больше света .
Для поддержания столь сложной крыши китайские архитекторы изобрели совершенно уникальную, нигде более не встречающуюся систему крепления кровли. Здесь нет традиционной для многих архитектурных стилей системы стропил, вместо нее применяется весьма сложная стоечно-балочная конструкция с многоярусными кронштейнами под названием «доу гун».
Посмотрите, как выглядят традиционные опоры для китайских крыш.
Территория Китайской империи регулярно сотрясалась от подземных толчков, значительная часть которых приводила к разрушениям и жертвам. В подобных условиях требовалось создание особых конструкций, которые бы позволили гасить проявления подземной активности, минимизируя их воздействие.
Традиционная китайская крыша опирается на центральный столб, который гасит колебания при землетрясениях. По этой причине стоечно-балочная конструкция стала гениальным изобретением, которое позволило сохраниться многим историческим зданиям до наших дней.
Храм Юаньтун, Куньмин.
Есть и такое объяснение:
«Чтобы дракон, упавший на крышу, свалился не во двор, а улетел подальше благодаря скату крыши. Объяснение, которое часто встречается в книгах по истории и культуре Китая: «Демоны могут двигаться только по прямой, кривую линию они повторить не могут, равно как и обойти выступ. Загнутые вверх края крыш предохраняли двор от злобных духов, которые не могли преодолеть кривой крыши. Для этого же служили стены-экраны во дворах, волнистые линии заборов, извилистые дорожки и прочие детали, которые определяли облик китайских построек»
Еще одно поверье о загнутых крышах пагод, связано как раз с драконами. Есть легенды, что воздушные драконы были большими проказниками и любителями развлечений. Больше всего на свете они любили кататься с крыш домов. И вот, к одному крестьянину по имени Лю Тянь повадились прилетать воздушные драконы и кататься с крыши каждую ночь. Так как около его дома был разбит огород, драконы, скатываясь, непременно сваливались к нему на грядки и портили посевы. Крестьянин сильно разозлился, но знал, что портить отношения с драконами не стоит. Инженерная смекалка помогла ему решить проблему. Лю пришла идея немного изменить траекторию скатывания драконов по крыше. Он взял и загнул края крыши дома, чтобы дракон съезжая взлетал опять в воздух, или улетал по крайнее мере не к нему в огород. Таким образом, Лю Тянь спас свои посевы, а драконы получили дополнительное развлечение. Теперь у них был трамплин для взлета в небо.
То есть ответ на вопрос «Почему у китайцев крыши загибаются?» такой — чтобы демонам было неудобно, а драконам, наоборот, весело и удобно.
salik.biz
Строительство крыши в восточном стиле
Восточная архитектура имеет множество приверженцев среди жителей нашей страны.
Яркие, сочные, насыщенные цвета, богатство отделки, узнаваемые формы – все это не может оставить равнодушным.
Самый главный элемент здания в восточном стиле – крыша с характерными загибами углов кверху. Это позволяет всему сооружению выглядеть величественно, эффектно, и вместе с тем создается ощущение, будто бы крыша практически невесома и парит в воздухе.
Верхние конструкции, венчающие китайские дома, как правило, украшены вычурной резьбой, разнообразными орнаментами и мозаиками, фигурками мифических животных, отгоняющих от жилья злых духов.
Стоит отметить, что изначально керамические изваяния играли более прозаическую роль: препятствовали скатыванию черепицы с кровли.
С какой целью традиционным китайским крышам придаются именно такие очертания, рассказывают красивые легенды о драконах. Однако в реальности подобное устройство имеет под собой практическое обоснование.
Почему форма именно такая:
- в регионах с сильной сейсмической активностью строения должны обладать повышенной надежностью, прочностью и устойчивостью к подземным толчкам, что обеспечивается благодаря специальной конструкции;
- китайские крыши выполняют еще одну важнейшую функцию: оберегают жилье во время сильных дождей – от затопления. Сильный угол наклона позволяет воде быстро стекать, изогнутые скаты отводят избыток живительной влаги как можно дальше от дома;
- в жаркую погоду большие свесы защищают комнаты от солнечных лучей и пропускают достаточно воздуха.
В давние времена при возведении верхней конструкции здания вес черепицы, укладываемой поверх бамбука, заставлял прогибаться легкие и гибкие одревесневшие стебли, и углы как бы сами собой устремлялись в небо. Впоследствии такая структура стала правилом.
Основные конструктивные отличия
Само устройство восточных и европейских домов существенно разнится. Строение крыши, соответственно, также принципиально отличается.
Начнем с того, что в привычной для нас каркасной системе нагрузка, создаваемая стропильной системой с кровельным покрытием, равномерно распределена по несущим стенам.
Конструкция китайской крыши опирается на несущий столб, установленный по центру здания, благодаря чему достигаются такие жизненно важные надежность и устойчивость во время землетрясений.
Далеко выступающие карнизы при этом опираются на балки, нагрузку принимают горизонтальные затяжки, а подкосы отсутствуют вовсе.
Аналоги в Европе
Восточное направление архитектурного стиля не спутать ни с каким другим, и все же лишь загнутые ребра китайского варианта непривычны строителям Старого Света.
Еще в старину во многих европейских странах была популярна такая конструкция: маленькие вальмы, трапецевидные фронтоны, свесы по торцам защищают здание от осадков, уклон скатов очень большой. Так выглядит полувальмовая, или голландская крыша, сходная по форме с китайским аналогом.
Конечно же, сходство лишь во внешнем облике – строится полувальма, как и само здание, совершенно по другой технологии.
Настоящая или имитация
Дом или беседка с восточными элементами, бесспорно, выделяется на фоне типичной застройки, однако стоит серьезно подумать о целесообразности постройки оригинальной китайской крыши – это дорогостоящий, трудоемкий процесс, требующий привлечения специалистов.
Кроме того, нужно учитывать еще два фактора: эстетическую составляющую и практическую. В чем же они заключаются?
Во-первых, восточные мотивы должны прослеживаться и в самом здании: элементы крыши следует выполнять таким образом, чтобы они гармонично сочетались с домом или беседкой, не вызывая диссонанса.
На типично европейском типе здания традиционная китайская крыша в несколько ярусов с присущими ей яркими и богатыми элементами отделки не всегда хорошо смотрится.
Беседка для подобных дизайнерских экспериментов лучше подойдет открытая, без стен.
Во-вторых, нужно учитывать окружающие условия. Сейсмически наши территории гораздо более спокойны, и в конфигурации, подобной китайской, просто нет нужды.
Для более сурового российского климата такое устройство подходит мало: стены в наших погодных условиях должны быть мощными, несущими, и крыша, опирающаяся на них, – самый практичный вариант.
Восточную атмосферу можно создать при помощи имитации китайской крыши, без соблюдения строгих канонов зодчества Востока и с использованием более привычных конструктивных решений. Внешний вид такой верхней конструкции производит впечатление, а стоит этот вариант значительно дешевле и возводится гораздо проще.
Монтаж крыши беседки можно осилить и самому, стоит только вооружиться советами опытных кровельщиков, знакомых с технологией, и архитектора-дизайнера.
Доводы в пользу имитации:
- гораздо меньший расход материалов;
- больший выбор кровельных покрытий;
- если неукоснительно следовать принципам строительства китайской крыши, то и здание должно быть возведено по восточному, а не европейскому типу, с опорно-балочной системой. При имитации можно использовать стандартную стропильную систему;
- более простые, в сравнении с оригинальной конструкцией, монтажные работы;
- организация подкровельного пространства не вызовет больших трудностей.
Подбираем материалы
Особая цилиндрическая глиняная черепица, традиционно использующаяся для кровли, – дорогое удовольствие. В старину далеко не каждому китайцу было по карману использовать этот материал, и небогатые люди покрывали дома тростником, корой кипариса.
Кроме материала, многое рассказать о статусе владельца могли даже цвета крыши. Серые венчали жилье рядовых горожан, зеленые оттенки черепичной крыши свидетельствовали о высоком положении хозяина дома, желтыми покрывались императорские дворцы.
Разнообразие кровельных материалов современности дает возможность выбрать наиболее подходящие. Можно покрыть кровлю медью – ее эстетические показатели на высоте, кроме того, металл долговечен, прочен. Однако медная кровля обойдется очень дорого.
Опытные кровельщики советуют воспользоваться гибкой черепицей, обладающей рядом значительных преимуществ, важных для возведения крыши в китайском стиле.
Достоинства мягкой битумной черепицы:
- с ее помощью можно повторить изгибы крыши;
- этот кровельный материал немного весит;
- имеет хорошие эстетические показатели – большой выбор фактурных и цветовых решений.
Принимаемся за работу
Для возведения крыши с элементами восточного зодчества лучше всего подойдет висячая стропильная система.
Создание простой стропильной фермы
Стойка закрепляется в центре опорного бруса, перпендикулярно ему. Стропильные ноги, зафиксированные одним концом вверху стройки, другим упирают в определенную точку. Точка эта высчитывается легко: нужно отмерить ровно половину расстояния от стойки до края опорного бруса, и зафиксировать стропильную ногу.
Для придания плавного изгиба скату добавляются подкосы.
Гнутые конструкции можно изготовить из:
- дерева;
- металла. Гибкость намного выше, чем у дерева, однако выше и стоимость.
Далее выполняется обрешетка из деревянных досок, на которую крепятся листы фанеры и настилается кровельный материал.
Разобравшись со всеми нюансами восточного зодчества, можно рассчитывать на отменный результат. В итоге крыша дома или беседки с изогнутыми углами, украшенная декоративными элементами, будет выглядеть ярко, необычно. Вероятнее всего, экзотическая конструкция быстро станет местной достопримечательностью.
okrovle.com
Деревянный дом с необычной крышей в Китае
Проект расположен в редко посещаемой горной деревне у подножия горы и на краю вторичного леса. Небольшая река, разделяющая деревню на две части, медленно проходит с севера на юг. Деревенский дом расположен на западном берегу нижнего течения. Два пика, обращенные друг к другу, стоят на восточной и западной сторонах площадки, где зеленые бамбуки разбросаны по холму, создавая приятную и спокойную атмосферу.
Дом высотой 8 метров, примерно равный высоте взрослого бамбука, разделен на верхнюю и нижнюю части. Нижняя часть состоит из стальных опорных колонн, а верхняя выполнена в основном в деревянных конструкциях. Дом расположен на одной стороне дамбы, где его окружают древние бамбуковые леса, обращаясь к старой чайной фабрике через ручей. Часть террасы висит над потоками, создавая ощущение плавания или парения. На плане чётко обозначены три круга: внешний формирует контур с наружной террасой, другой обозначает границы помещения и включает в себя жилую зону открытой планировки, третий, меньший, содержит ванную комнату и лестницу. Крыша и стены поддерживаются пятьюдесятью семью фермами, которые постепенно меняются по толщине. Явная мягкая крыша органической формы помогает обрисовать изящный горизонт, тем более, что волнообразный каркас ввёл пейзаж в комнату из окна и сохранил уединение в внутри.
Грубое ручное строительство традиционных жилищ отличается от тонкого производства при стандартизации и индустриализации. Колеблющаяся крыша не является произвольной фантазией архитектора. Нелинейный каркас имеет чрезвычайно высокую устойчивость к ошибкам, что можно рассматривать как отношение к строительству в сельских районах к естественным нормам. Во время проектирования и строительства архитектор оставался в тесной связи с местными мастерами, чтобы достичь баланса между формой дизайна и местными навыками строительства. Изменения крыши определяли визуальную связь внутри и снаружи, а также непрерывный градиент от частного до публичного пространства. Когда гость входит на террасу на первом этаже, он попадает в круговую последовательность пространств от карниза вдоль террасы до подключенного интерьера: от гостиной до огромного окна, до большой террасы и до развернутой крышу, чтобы насладиться видом на ручей и пейзаж бамбуковой горы; от спальни до нижнего окна, до падающей крыши, чтобы захватить хороший вид лёжа.
Название: Дом-дерево (Tree House)
Расположение: Чжунчунь, Лютинг, Юяо, Чжэцзян, Китай
Архитектура: MONOARCHI
Строительство: 2018
Общая площадь: 80 м2
dymontiger.livejournal.com