Свес кровли: подшивка кровельных свесов, узел
Свес кровли представляет собой конструкцию, выступающую за пределы стен здания. Некоторые называют данный конструктивный элемент коробочкой. Основной целью кровельного свеса является оберегание стен от разного рода осадков. Для более высокой эффективности такой защиты стропила основания кровли выводят за пределы стен на отрезок в 50-60 см. Данный показатель может быть незначительно увеличен.
В некоторых случаях стропильная система не предусматривает выступов за стены здания. При этом используют принудительное удлинение стропил посредством специальных элементов – кобылок.
Следует заметить, что и фронтальная часть стен здания нуждается в защите, которую также обеспечивают свесы. Обычно ширину фронтальных свесов выполняют не менее чем в 500мм длиной. На край кровли при этом монтируют доску карнизного типа.
Нижняя часть кровельных свесов подлежит обшивке. В качестве обшивочного материала при подшивке карниза крыши, как правило, используют шпунтованную доску.
Необходимо отметить, что конструкции скатного и фронтального свесов некоторым образом отличаются друг от друга.
Классификация кровельных свесов
Свесы кровельные на переднем плане домаЗа всю историю строительства было придумано и успешно применено на практике множество различных разновидностей свесов.
Рассмотрим основные из них:
- Неподшитые свесы – отлично подходят для вальмовых крыш, конструкций односкатного и двускатного типа.
- Подшитые свесы – также неплохо смотрятся на вальмовых крышах, широко применимы на двускатных кровлях.
- Коробчатые свесы – применимы на одно-, двускатных и вальмовых крышах.
- Укороченные свесы кровли – используют практически на каждом из основных типов конструкций.
Виды свесов
Совет! Свес всегда должен представлять собой продолжение крыши. Тип свеса, как и общую конструкцию кровли, подбирают согласно особенностям климата региона, в котором ведут строительство.
Остановимся более подробно на конструктивных особенностях кровельных свесов:
- Карнизный свес, выполненный заподлицо, образуется в том случае, когда стропила не выводят за фронтальную границу стен. При этом требуется крепление по краю стропил, так называемой, сливной доски в горизонтальном положении с целью защиты торцов от проникновения влаги и вместе с этим с целью обеспечения крепежа системы водосточных желобов. Кроме того, подобный конструктивный ход обеспечит крыше некоторую индивидуальность. Недостатком таких карнизных свесов является незащищенность верхних частей стен от влаги. Свес заподлицо в деревянных домах обычно выполняют в длину не менее чем 55см. Что касается кирпичных и панельных сооружений, то здесь допускается выступ свеса меньшей длины. Если за фронтальную линию стен выпущены затяжки, в которые врезаны стропильные ноги, в такой конструкции рекомендуется устройство карнизов, что позволит предотвратить образование на чердачном пространстве сооружения сквозняков и не допустить задувания в щели конструкции снега. При отсутствии выступов стропильных ног за линию стен, их удлиняют «кобылками», в качестве которых используют обрезки бруса, прикручиваемые или прибиваемые к стропильным торцам. Непосредственно к ним и крепят карнизную доску.
- Карнизные кровельные свесы открытого типа образуются при выступе основных стропил кровельной конструкции за пределы стен. В данном случае крепление системы водостока осуществляют либо к боковым частям стропил, либо к верхним кромкам. Данную систему весьма часто применяют при постройке частных домов.
- Карнизный свес закрытого (защитного) типа образуется при закрытии карнизом выступающих за фронтонную часть концов стропил, имеющим специальный паз с внутренней стороны. В этот паз впоследствии вставляют элементы обшивки.
Совет! Если чердак являет собой изолированное помещение, закрытый карнизный свес должен быть оснащен вентиляционными отверстиями.
- Фронтонный свес может быть устроен как заподлицо, так и с выступом за пределы стен. Способ зависит от идеи дизайнера, поскольку в любом случае выбор окажется верным. Тем не менее, при выступе свеса за пределы стен, следует обязательно обшить область кровли, которая незащищена.
Материалы для обшивки свесов и ее устройство
Наиболее распространенным материалом, используемым при обшивке свесов, служит доска. Хвойные породы дерева являются здесь наиболее предпочтительными (ель, лиственница, сосна).
Особое внимание требуется уделить влажности подбираемого материала. При слишком большой влажности материал может со временем деформироваться, что приведет к порче внешнего вида свеса.
Кроме того, важна и толщина деревянной обшивки. Согласно нормам толщина должна составлять не меньше 17 мм, при этом быть не толще 22 мм. Ширину и длину досок подбирают индивидуально.
Крепление дощатой обшивки осуществляют с двух сторон, что не касается досок длиной более 6 м – здесь крепеж выполняют с шагом в метр длины обшивочного материала.
Каждую используемую доску неизменно обрабатывают водонепроницаемым раствором непосредственно перед установкой.
При этом может быть использована специальная краска или лак для дерева. Деревянная подшивка свесов кровли требует обработки каждые несколько лет, тогда свес сможет радовать глаз в течение длительного времени.
Важным фактором является система вентиляции свеса. Ее устраивают независимо от типа конструкции. Впускные отверстия должны быть в диаметре, равном 1/600-1/400 от площади, которую предполагается вентилировать.
При правильном расчете и воплощении воздух будет проникать в данные отверстия и выходить сквозь отверстие кровельного конька. Впускные отверстия прикрывают сеткой, чтобы в чердачном помещении не проникали летучие мыши, птицы и насекомые.
Помимо досок, обшивку свесов производят также из следующих строительных материалов:
- Оцинкованных стальных листов. Обшивку кровельных свесов производят из стали толщиной не более 0,6-0,8мм. Помимо обычной листовой стали могут быть применены металлические листы с перфорацией. Высота волны при этом должна быть не более 20мм. Для обрезки такого материала до необходимых размеров применяют специальное оборудование. После подгонки листов в размер обрезанные кромки покрывают слоем краски для предотвращения коррозии.
- Алюминиевых листов, покрытых защитным слоем. Толщину листов выбирают в пределах 6мм, ширину – 10-30см. Длина листов должна составлять не более 6м. Крепят алюминиевую обшивку при помощи специальных защелок.
Помимо указанных материалов, производителями предлагается большой выбор других материалов и элементов, позволяющих повысить как функциональные, так и эстетические свойства свесов.
Укрепление и защита свесов
Неправильный монтаж и подшивка свесов крыши может приводить к их деформации, отвисанию и выходу из строя под действием ветра и снежной нагрузки. Для исключения подобных неприятностей необходимо чтобы и свес, и его обшивка были связаны со стропильной системой крыши.
Для более эффективной защиты свесов следует тщательно крепить «коробочки» и соединительные элементы стропил.
Помимо этого, для предотвращения закупоривания водосточных систем, выполняют установку нагревательных элементов на участке крыши, расположенном перед свесом, и в самой водосточной системе. Это позволяет организовать растопку налипшего снега и его спуск в сливную канализацию, тем самым снизив нагрузку на свес крыши.
Организация вентиляционных отверстий под кровельными свесами
Устройство вентиляции подкровельного пространства позволяет избежать таких неприятных последствий, как порча несущего стропильного каркаса и попросту плохой внутренний микроклимат чердачного помещения.
Вентиляционные отверстия, располагаемые на карнизном свесе крыши, бывают двух основных видов:
- Наиболее простым из подобного рода отверстий является небольшой зазор между софитом (пошивкой карниза) и несущей стеной здания.
- Также могут быть использованы специальные пластиковые вентиляционные решетки различных размеров, которые монтируют в софит.
Если же используется кровельное покрытие из натуральной черепицы, применяются специальные черепичные плиты, обладающие вентиляционными отверстиями. Эти плитки монтируют в 5 ряду, если начинать отсчет от карнизного свеса.
В случае дополнительного утепления карнизного свеса, также не следует забывать об устройстве вентиляционных отверстий, длину которых выбирают в зависимости от типа обустраиваемой вентиляции.
При укладке утеплителя для крыши данные отверстия оставляют открытыми, иначе качество воздушной вентиляции в пространстве под кровлей оставит желать лучшего.
В подшивке тоже должны быть предусмотрены отверстия для вентиляции в соответствующих местах. Иными словами, путь свежему воздуху должен оставаться свободным.
Помимо прочего, для достижения более качественной вентиляции чердака, имеющего достаточно большие габариты, может быть использовано вспомогательное вентиляционное оборудование.
Итогом всего выше сказанного является тот, факт, что грамотно смонтированный свес кровли позволит достичь не только визуально привлекательного эффекта частной постройки, но и значительным образом повысить долговечность как непосредственно самой кровли и ее основания, так и конструкции всего сооружения в целом.
krovlyakryshi.ru
Скатная кровля узлы. Устройство узла карниза скатной кровли
Любая кровля дома сопровождается . Даже плоская крыша, которая выполняется с использованием рулонных материалов, обустраивается карнизом. Его устройство необходимо для исключения попадания воды в подкровельное пространство во время дождя. Исключением могут стать крыши, которые оборудованы парапетом.
Карниз устанавливается для того, чтобы исключить попадание влаги в подкровельное пространство.
Помимо своих функциональных обязательств, карниз выступает в качестве завершающей отделки кровельной конструкции, так как после окончания подшивки закрываются внутренние составляющие стропильной системы. Для обеспечения более эффективной защиты стропила основания кровли дома выводятся за пределы стен на отрезок, составляющий 50 см. В некоторых случаях этот показатель может быть ненамного увеличен.
Свойства кровельных свесов
Внутреннее устройство карниза крыши. Для изготовления короба следует отобрать не витые ровные доски без коры и сучков в больших количествах.
В некоторых случаях конструкция стропильной системы не оборудуется выступами, выходящими за стены дома. При этом применяется способ, который подразумевает принудительное за счет специальных элементов, которые получили название кобылок.
Стоит отметить, что нельзя забывать о защите , которая обеспечивается за счет устройства карниза. Ширина свесов, обеспечивающих защиту , не должна быть менее чем 500 мм. При этом на край кровли устанавливается доска карнизного типа. Нижняя часть конструкции карнизов нуждается в обязательной обшивке. Узлы карниза чаще всего обшиваются доской.
Важно помнить, что конструкция скатного и фронтального карниза разительно отличается друг от друга.
Виды карнизных свесов
За всю историю строительства домов было придумано огромное количество разновидностей свесов, которые были успешно применены на практике. К основным видам относятся:
- Неподшитые свесы – используются при устройстве вальмовой кровли дома и для скатной, и для двускатной конструкции.
- Подшитые свесы – тоже чаще всего применяются на вальмовых крышах и широко востребованы при устройстве кровли двускатной конструкции.
- Коробчатые карнизные свесы – используются при обустройстве односкатной и ломаной кровли.
- Укороченные карнизные применяются абсолютно на каждом типе конструкции.
Датская крыша также будет хорошо смотреться с такими карнизами.
Разновидности карнизных свесов
Узел карниза кровли дома подбирается в зависимости от особенностей климата в регионе, в котором ведется строительство.
Узлы карнизных свесов могут иметь несколько видов. Поэтому очень важно остановиться более подробно на особенностях их конструкции.
Карнизный свес, который выполняется заподлицо, устраивается в тех случаях, когда стропильная система не выводится за переднюю границу стены. Для этого требуется укрепление края стропил с помощью сливной доски, которая располагается в горизонтальном положении. Это делается для того, чтобы обеспечить защиту фронтона дома от проникновения влаги. При этом также обеспечивается крепление системы водосточных желобов. Помимо этого, такие конструктивные особенности придают ломаной
kupildoma.ru
Минимальный свес крыши или крыша без свеса?
Архитектурный замысел и геометрия крышного свеса
Современный стиль и современная трактовка классических стилей – вызывает сегодня живой интерес. Смело работать с формами позволяют новые технологии, а избавиться от крышных свесов помогает аналитическое мышление проектировщиков (описание в п.3)
К качестве примера приведем наш проект barn-house 2015г., в котором одна деталь определяет современное звучание силуэта дома. Это, конечно, заслуга скрытой водосточной системы и крыши без свесов.
И, в 2017 г. мы выполнили еще один проект дома-сарая, вдохновением которому был проект выше. Несмотря на те же предпочтения в облицовке фасадов (тонированный деревянный планкен и фальцевое покрытие крыши), организация общей формы дома, планировочных решений и открытых пространств входной группы, террас – очень разнообразны.
Здесь о возможных вариантах с точки зрения формы крышного свеса.
Условимся, что минимальный свес крыши определяется комплексным архитектурным решением – углом ската крыши, материала кровли, облицовочного материала фасада (прежде всего его гидрофобность), правильном использовании всех “мелочей” крыши (капельники, мембраны). Если в архитектурном решении все факторы подобраны правильно, то минимальным свесом крыши можно считать свес водосточного желоба.
Пример узла:
Пример подобного решения в нашем проекте таунхаусов 2017г.:
Интересно, что приведенный пример кажется многим рисковым, а в то же время инженеры уже разработали, применили и испытали подобные решения проекте небольшого современного дома, выглядит он так:
В этой водосточной системе учтены все функциональные аспекты, такие как: организация необходимого вентиляционного зазора в конструкции утепленной мансардной крыши. Также учтены и визуальные характеристики – сам желоб выполнен из ПВХ материалов, а фасадная накладка из стали заводской окраски, что эффектно смотрится в качестве контура здания, это описано здесь, а фотографии реального объекта можно посмотреть в статье о здании архитектурного бюро.
Если же вернуться к традиционным водосточным желобам, то для имитации крыши без свесов можно замаскировать выступающий желоб декоративным элементом. Декоративный элемент может быть и в современном стиле, для примера – классический карниз:
Задача усложняется, если архитектурный замысел предполагает переход кровельного покрытия на стену. Эффектное и простое решение для стран (местностей) с мягким климатом и им активно пользуются в традиционной застройке, например во Франции. Для средней полосы России, такое решение не вполне приемлемо из-за образования сосулек в точке изгиба крыши. Этот вариант можно использовать, предусмотрев в проекте электрообогрев края крыши.
Здесь же надо отметить, что указанный разрыв кровельного материала на изгибе необходимая мера по двум причинам:
– для мансардной совмещенной крыши необходимо предусмотреть вентиляцию утеплителя (это вообще, самое главное условие для функционирования и долговечности такой крыши). Для вентиляции с вою очередь должен быть обеспечен забор воздуха с улицы, а для этого необходим разрыв
– характер используемого материала кровли. Такие материалы, как металлочерепица, фальцевая кровляиз-за рельефа поверхности или ребер (замков) не может быть согнута просто технологически. Кровля из штучной керамической или цементно- песчаной черепицы как правило не имеет таких доборных угловых элементов (угловых переходников 30, 45 или 60 градусов). Единственный тип материала, который может изогнуться – это битумная черепица, такой вид можно заложить, если по каким-то причинам нет необходимости в обеспечении вентиляционного зазора.
Задачу перехода кровельного материала из плоскости крыши в плоскость стены можно решить, объединив несколько технических решений, например, фальцевая кровля с вентзазором и скрытая водосточная система.
Это решение наиболее чистое с точки зрения архитектурного замысла и технологии мансардной крыши, декоративный карниз показан условно:
Важно, что каждое решение зависит от целого ряда факторов и не может быть использовано как четкая рекомендация к действию. Также важно понимать, что архитектор не только придумывает привлекательную картинку, а и должен обеспечить грамотное техническое решение. И техническое решение превосходит по важности визуальное, так как в проектировании красота не требует жертв и не обрекает дом на недолговечность.
Желаю разумных и эффектных архитектурных решений и приглашаю к сотрудничеству.
Спасибо!
С уважением,
Катерина Пономарева
Читайте также
rch-a.com
Как сделать карниз крыши – устройство и монтаж, варианты карниза (фото, видео)
Недаром люди издревле говорили, что главное – это надежная крыша над головой. Профессиональные кровельные мастера также подтверждают, что только надежная, прочная кровля обеспечивает комфортное проживание в доме. Причем надежность и долговечность этой сложной конструкции, порой зависит от, казалось бы, совсем незначительных элементов.
К примеру, карниз крыши, несмотря на небольшой размер и процент от площади поверхности скатов, этот элемент выполняет важные функции, влияющие на срок службы, изолирующую способность и прочность крыши. В этой статье мы расскажем об устройстве кровельного карниза дома, способах его формирования и оптимальных размерах.
Содержание статьи
Устройство и функции
Карниз кровли – важный элемент кровельных конструкций, этим термином обозначают нижние части скатов крыши, которые являются их продолжением. Монтаж карнизов выполняется во время обустройства стропильной системы путем увеличения длины стропил или с помощью установки кобылок. Сверху карниз, как и вся площадь ската, покрывается кровельным материалом, а снизу зашивается с помощью пиломатериалов, софитов, сайдинга. В конструкции крыши дома он выполняет следующие функции:
- Защищает стены дома от влаги. Карнизный свес крыши защищает верхнюю часть наружных стен от попадания атмосферной влаги и грязи, сохраняя их привлекательный вид и целостность.
- Предотвращает сток талой и дождевой воды на отмостку фундамента. Устройство карниза крыши таково, что оно выносит потоки воды и глыбы снега, соскальзывающие со ската, дальше от фундамента дома, предотвращая размытие и разрушение отмостки.
- Придает крыше законченные, аккуратный вид. Кровельные свесы, являясь продолжением ската, придают конструкции более пропорциональный вид, гармонично завершая архитектурный замысел дома.
Обратите внимание! Монтаж карнизов – обязательный этап кровельных работ, которого требует технология возведения крыш, вне зависимости от ее вида, формы и типа гидроизоляционного покрытия. Даже плоские кровли имеют небольшой вынос, выступающие за наружные стены сооружения.
Карниз кровли
Виды
Многих домовладельцев интересует, можно ли оформить карниз для крыши своими руками, так как визуального его устройство кажется крайне простым. Опытные мастера считают, что это работа по рукам даже непрофессионалу. Главное разобраться с назначением и видами карнизов. В конструкции скатных кровель различают следующие 2 разновидности свесов:
- Фронтонные. Фронтонным свесом называют часть кровельного ската, которая выступает за пределы наружных стен дома со стороны фронтона. Как правило, карниз этого типа имеет небольшую длину и формируется за счет обрешетки и лобовой планки, придающей ему форму.
- Карнизные. Карнизным свесом или карнизом называют нижнюю часть ската, начинающую от места пересечения плоскости крыши с наружными несущими стенами. Эти карнизы обычно намного больше фронтонных так как они предотвращают попадание брызг воды, стекающей со ската, на отделку стен.
Важно! По сути, карниз является удлинением стропильных ног. Так как свес находится внизу ската, на него ложится минимальная снеговая нагрузка. Однако, монтаж водосточного желоба или снегозадержателей изменяют распределение нагрузок, поэтому него может оказываться значительное давление.
Виды свесов
Способы формирования
Перед тем, как сделать карниз для крыши, необходимо разобраться с устройством этого элемента кровельной конструкции, а также способами его формирования. Метод монтажа свеса зависит от конструкции и вида кровли, от длины скатов. Наиболее распространёнными технологиями, с помощью которых можно сформировать кровельный карниз являются:
- Удлинение стропильных ног. Самый простой способ сформировать свес крыши заключается в том, чтобы использовать стропильные ноги, длина которых превышает размер ската. Чем больше вы хотите получить свес, тем длиннее должны быть бруски, из которых изготавливаются стропила. Недостаток этого метода заключается в увеличении веса каркаса, а, следовательно, и нагрузки на фундамент.
- Наращивание стропил с помощью кобылок. Чтобы сформировать карниз кровли, можно нарастить концы стропильных ног с помощью кобылок – более легких и дешевых элементов из обрезной доски меньшей толщины. Благодаря кобылкам, каркас имеет меньший вес, несмотря на большой карниз.
Кобылки
Профессиональные мастера считают целесообразным использование кобылок для формирования свеса, если длина ската превышает стандартный размер пиломатериалов. Обычно длина досок, из которых изготавливают каркас крыши, составляет 6 метров. Если скат крыши длиной 6 метров или более, монтаж карниза выполняют с помощью кобылок.
Оптимальный размер
Часто непрофессиональным мастерам сложно определить, какого размера нужно делать карниз. Это действительно очень важное конструктивное решение, ведь если он будет слишком маленьким, то талая или дождевая вода со ската будет попадать на облицовку наружных стен, на отмостку фундамента, приводя к разрушению, а также порче внешнего вида сооружения. При выборе длины карниза учитываются следующие факторы:
- Климатические условия. Оптимальный размер кровельного карниза зависит от количества осадков, выпадающих в зимний и летний период. В более снежных регионах традиционно используются крыши с широким карнизом, которые защищают стены, фундамент от попадания снега. К примеру, альпийские шале, расположенные в горах, обычно имеют карнизные свесы шириной не менее 1 метра.
- Уклон кровли. Чем больше угол наклона кровельных скатов, тем меньше можно делать карниз. Это объясняется тем, что при пологой форме кровли траектория падения снега и воды уходит далеко от наружных стен дома. Если скаты достаточно крутые, то лучше сделать карнизы пошире, чтобы защитить сооружение от брызг воды, которые могут достигать стены при интенсивном снеготаянии или ливнях.
- Пропорции дома. Широкий карниз с пологой крышей делают постройку визуально более низкой, приземистой, искажая оптимальные пропорции. Узкий свес с высокой, крутой кровлей, напротив, вытягивает силуэт дома.
Важно! Минимально допустимая ширина карнизов составляет 45-50 см, но этого явно недостаточно для регионов с высокой снеговой нагрузкой. При необходимости размер этого конструктивного элемента увеличивают до 1 м.
Оптимальный размер свеса
Выбор ширины свеса
Материл для подшивки
Монтаж свесов производится на заключительном этапе работ по сборке стропильного каркаса. По мере готовности обрешетки, стропильные ноги подравнивают по уровню, а затем фиксируют на их концах лобовую (ветровую) планку. Чтобы защитить нижнюю поверхность от проникновения влаги или заселения птиц свеса выполняется подшивка карниза. Эту задачу можно выполнить с помощью различных материалов:
- Доски. Зашить нижнюю поверхность свеса можно с помощью обычной обрезной доски или других пиломатериалов. Достоинство этого метода в том, что древесина – достаточно доступный, легкий, экологически безопасный материал. Однако, дерево плохо переносит воздействие влаги, подвергаясь гниению. Поэтому подшивка карнизов досками служит относительно недолго, кроме того она нуждается в регулярном обновлении лакокрасочного слоя, защищающего дерево от гнили.
Подшивка досками
- Сайдинг. Подшивка свесов сайдингом считается практичным решением, так как этот материал легко монтировать. Кроме того, сайдинг, сделанный из металла или пластика с полимерной защитой, отлично переносит неблагоприятные погодные условия, долго сохраняя свой внешний вид. Недостаток этого решения в том, что оно затрудняет вентиляцию крыши, перекрывая воздух, из-за чего деревянный каркас конструкции может гнить.
Подшивка сайдингом
- Софиты. Софитами называют специальные панели для подшивка карнизного и фронтонного свеса, отличием которых является наличие перфорации, поэтому через них легко проникает воздух, но не может пройти вода. Они шире, чем сайдинг, поэтому подшивать свес ими быстрее.
Подшивка софитами
Помните, что вентиляция подкровельного пространства – важный фактор, влияющий на срок службы стропильного каркаса. Поэтому опытные мастера для подшивки свесов рекомендуют использовать именно софиты. Лучше использовать модели с центральной перфорацией, обеспечивающей средний уровень вентилирования.
Способы подшивки
Чтобы карнизный свес не только качественно выполнял свои функции, но и эстетично, аккуратно выглядел, необходимо его правильно подшить. Для этого мало выбрать качественный материал, нужно еще определиться со способом подшивки, который зависит от уклона и протяженности ската. Различают два метода:
- Диагональная подшивка. Этот метод заключается в подшивке карнизов с помощью софитов так, чтобы они находились параллельно скатам. Таким образом подшивают крыши с большим уклоном, но маленькой длиной ската. Диагональный способ считается более трудоемким.
- Прямая подшивка. Этот вариант отличается тем, что карниз крышизаклю зашивается софитами с помощью короба, расположенного под прямым углом к наружной стене сооружения. Прямая подшивка отнимает меньше времени, но она более затратная с точки зрения расхода строительных материалов.
Методы подшивки
Функции карнизов
Видео-инструкция
krovlyakrishi.ru
Карнизный узел строительной крыши: инструкция и правила установки
Скаты крыши выполняют не только защитно-несущие функции, но и оказывают существенное влияние на формирование архитектурно-дизайнерского образа дома. В немалой степени визуальная корректировка пропорций крыши будет зависеть от характеристик свеса. Это карнизный узел, ширина и положение которого подчеркивают границы кровельных скатов. Также конструкция этого элемента может выполнять и практические задачи.
Структура карнизного свеса
Все элементы данной конструкции крыши можно условно разделить на две группы:
Для начала надо подчеркнуть, что карниз начинается в точке, где заканчивается стеновой каркас дома. Как правило, скат фиксируется в этой зоне на платформе мауэрлата – несущей балки, устанавливаемой на вершине наружной стены. Систему карнизного узла стропильной крыши продолжает «кровельный пирог» с обрешеткой и несущими планками. Это силовая конструкционная часть, которая выводит линию ската за периметр каркаса строения.
Что касается вспомогательных элементов, то их присутствие как раз и отличает скаты на стропах от карнизного свеса. Во-первых, это группа крепежных устройств с опорной доской, софитами и несущим фартуком. Во-вторых, это ряд функциональных компонентов наподобие изоляционных прослоек, водосточного желоба, системы вентиляции, капельника и других дополнений, которые включаются в конструкцию по необходимости.
Материалы для конструкции карниза
И вновь основа будет выполняться преимущественно по тем же правилам, что и стропильная система с кровлей. Чаще используются древесные элементы, металлические листы, пластиковые наборные компоненты и т. д. Например, доска будет хороша с точки зрения легкости обработки – податливая древесная структура позволит формировать самые сложные конструкционные варианты карниза. Металлические элементы обычно представляют собой стальные оцинкованные листы толщиной 0,8-1 мм. Иногда используют и алюминий толщиной 6 мм, но в плане характеристик прочности это не лучший вариант. И напротив, самым надежным будет кирпичный карнизный узел, сформированный выступающей кладкой. В частном домостроении обычно используют малую архитектурную форму – так называемый сандрик. Это небольшой кирпичный карниз, который может выполнять задачу водоотвода, визуальное разделение фасада по горизонтали и т. д. Исполнение сандрика по форме также имеет разные варианты. Так, практикуется сооружение прямоугольных, треугольных и даже криволинейных конструкций.
Нормативные параметры конструкции
Существует рекомендуемый формат организации свеса по ГОСТу, который определяет размеры карниза, выполненного из разных материалов. В частности, ширина свеса на основе волнистых асбоцементных листов составляет 250 мм, а из оцинкованной стали – не меньше 120 мм. В системах с гибкой кровлей следует делать небольшие выступы порядка 70 мм. Одна из самых распространенных схем предполагает сопряжение карнизного узла с металлочерепицей – ширина этой конструкции должна составлять 50-70 мм в зависимости от характеристик внутренних строп в подкровельном пространстве. Остальные параметры также не имеют строгой регламентации и в каждом случае их утверждает проектировщик стропильной системы.
Оптимальные пропорции свеса
Определяя конфигурацию карниза, будет нелишним руководствоваться несколькими правилами. В первую очередь, высота свеса относительно поверхности земли должна соответствовать уровню аттиковой стены. Если данная часть каркаса дома отсутствует, то карниз и вовсе может опираться на чердачное перекрытие. Имеет значение и расположение карниза относительно проемов и входных групп. В этой части следует учитывать степень затененности для окон, маскировочные свойства и органичность дизайна конструкции в единой композиции с другими элементами крыши. Например, чрезмерно узкий карнизный узел выглядит неестественно, а слишком большой может закрывать другие функциональные устройства наподобие светильников, водосточных систем и т.д.
Разумеется, как и для ската, для свеса важен правильно рассчитанный угол наклона. Эти два угла могут не совпадать между собой, так как линия карниза часто выполняется преломленной. И все же стандартом считается 45-градусный наклон, при котором можно равномерно распределить нагрузки по свесу, сохранив функциональное наполнение конструкции.
Варианты конструкционного исполнения
Принципиально форматы реализации карнизного свеса можно разделить на следующие виды:
- Неподшитые конструкции – применяются при устройстве вальмовой (четырехскатной) стропильной крыши, а также для некоторых двускатных систем. В сущности, это продолжения скатов с минимальным уклоном, но без нижних прикрывающих панелей.
- Подшитые – тоже часто используются при устройстве вальмовых и двускатных крыш, но с определенными нюансами. Дело в том, что карнизный узел стропильной крыши с подшивкой формирует техническое пространство, расширяющее функциональность конструкции. Чаще всего герметичные ниши свесов применяются в качестве скрывающей полости для электротехники – в нее встраиваются лампы, фонари и средства подсветки.
- Коробчатые свесы – разновидность карниза с подшивкой, который наилучшим образом раскрывает свои плюсы в односкатных и ломаных стропильных системах.
- Укороченные свесы – малозатратная и простая конструкция, которая дает минимальный набор функциональных возможностей, но зато меньше нагружает кровельный каркас.
Особенности карнизного узла в плоской крыше
Основные отличия данного карниза от свесов для скатных систем заключаются в отсутствии наклона и устройстве более надежной герметизации на верхней поверхности конструкции. Выступ может быть полностью горизонтальным – также продолжать линию плоской кровли, а может иметь небольшой уклон до 5 градусов. Наличие даже минимального ската облегчит процесс отвода атмосферных осадков. К слову, именно необходимостью защиты от дождевых вод и талого снега объясняются повышенные требования к изоляции карнизный узел плоской кровли и его стыков. Используется несколько слоев гидро- и теплоизоляторов, которые тщательно спаиваются, обрабатываются силиконовыми и битумными смесями. В основе карниза при этом могут быть как отдельные элементы кровельного настила, так и часть капитального каркаса в виде железобетонного перекрытия.
Вентиляционная система в карнизе
Технологически в конструкцию свеса может быть интегрирован патрубок для вывода продуктов сгорания или же обеспечения циркуляции воздуха. Кроме этого, если компоненты системы как таковые не имеют каналов проветривания, их следует создавать дополнительно, иначе в подкровельном пространстве будет образовываться конденсат. Простейшая система вентиляции предусматривает создание выпускных отверстий в той же подшивке. Обычно их формируют групповым образом с выдержкой диаметра порядка 5-10 мм. Опять же стоит отметить, что существуют доборные элементы карнизного узла, в которых уже есть готовые перфорации и отверстия для циркуляции воздушных потоков. Что касается вывода патрубков, то для них проделываются специальные отверстия крупного диаметра, которые могут выходить через стропильную систему, минуя перекрытие.
Инструмент для монтажа конструкции
Кровельные работы предполагают использование нескольких групп инструментов и расходных материалов. Так, в подготовительных мероприятиях может применяться комплекс измерительных и разметочных устройств наподобие дальномера, угломера, линейки, нивелира, маркера и т.д. Непосредственно монтажные операции выполняют следующими инструментами:
- Шуруповерт.
- Молоток.
- Киянка.
- Зубило.
- Инструмент для обработки материалов. Для металла и древесины используются разные устройства наподобие ножовки, лобзика, дисковой пилы и т.д.
В зависимости от требований проекта, подбираются и расходные материалы для карнизного свеса. Узел помимо основных сборных элементов будет формироваться монтажной фурнитурой. Это могут быть уголки, хомуты, скобы, профильные детали и стыковочные устройства.
Монтаж основы карниза
В типовой модели конструкция устраивается на основе карнизной обрешетки в нижней части ската, который, в свою очередь, или упирается в стропильное перекрытие, или же минует его, опускаясь еще ниже. Задача кровельщика заключается в соединении этих элементов посредством деревянных, металлических или пластиковых планок. Упомянутая выше кирпичная основа, как правило, устраивается на этапе возведения стеновой конструкции.
Итак, крепление карнизного узла из планок выполняется с помощью брусков или профильных металлических элементов, которые фиксируются к нижней стороне ската. Далее по установленным заготовкам формируется обрешетка, на которую в дальнейшем будет фиксироваться обшивка. Наружный край стыка обрешетки и ската необходимо также закрыть планкой, чтобы она не оставляла зазора с верхней стороны. Получается замкнутый наклонный свес без ниши в карнизном пространстве. Для его создания дополнительно потребуется установка обрешетки к стене, после чего к ее нижнему брусу от наружного края монтируется еще одна группа несущих планок.
Какой крепеж следует использовать?
В монтаже деревянных брусков, профильных компонентов и каркаса обрешетки в целом можно ограничиться гвоздями формата 0,8 мм, правильно соблюдая отступы. В случае с металлом по умолчанию применяются саморезы и болты, но массивные ответственные конструкции следует усаживать на более надежные метизы. Например, узлы крепления к карнизной плите из железобетона выполняются анкерными соединениями, а при наличии выдающейся наружу арматуры можно применять и сварку. Тяжелые металлические листы к деревянным планкам фиксируются через контробрешетку с помощью оцинкованных саморезов с уплотнителем.
Выполнение обшивки
Использовать обшивку с нижней стороны выгодно не только по причине образования замкнутого короба в подкарнизном пространстве. Сама отделка такого рода позволяет украсить конструкцию свеса, нередко устраняя его же дефекты. Собственно, решений данной задачи может быть несколько – к созданной несущей базе из обрешетки прибить ряд досок, облицевать всю площадь фанерой, или же применить сайдинговые панели, которые удобно встраивать в конструкции с разными формами и размерами. Также не стоит забывать о фронтонах, то есть боковых сторонах карнизного узла. От стропильной ноги до самой нижней точки свеса производится отделка тем же материалом, что и основная горизонтальная подшивка. Важно лишь учитывать иной характер внешних воздействий на эту сторону. Если нижняя подшивка практически не контактирует с лучами солнца, то фронтон будет принимать на себя и ультрафиолет, и различные механические нагрузки.
Заключение
Хорошо продуманная скатная система в связке с фасадом и стропильной конструкцией поможет организовать всестороннюю защиту подкровельного пространства и добиться эстетической ценности свесов. Еще на этапе проектирования важно продумать, какой еще может быть функциональная нагрузка на конкретные узлы карнизного свеса. Кровля позволяет выполнять отвод талой воды в удаленные от фундамента водосборники, но для этого потребуется соответствующий вылет свеса с элементами отправки стоков. Это же касается вентиляционной системы, которая может базироваться на аэрационных компонентах разной конфигурации. При этом каждая функция карниза должна просчитываться как по возможностям технической реализации, так и по декоративным свойствам.
fb.ru
узел и подшивка кровельного свеса
Свес кровли – конструкция, которая выступает за линии несущих стен дома на определенную длину (некоторые строители называют свесы коробочкой). Основной функцией свесов является их защита несущих конструкций от дождя, снега и талых вод, стекающих по крыше.
Общепринятыми нормами для длины свесов являются отрезки длиной в 500-600 мм, однако, эту величину, по желанию, можно увеличивать.
Как правило, кровельный свес устраивается за счет конструкции стропильной системы – но иногда стропила не предполагают устройства подобных выступов. В таких случаях кровельщики применяют так называемое «принудительное» продолжение стропильной конструкции. Элементы, которые образуют удлиненные стропила, называются «кобылками».
Поскольку фронтон также является незащищенной частью стены дома (или крыши), то его тоже необходимо защитить от негативного воздействия осадков в виде снега и дождя. Фронтальные свесы при этом должны иметь ширину от 500 мм и выше, а устройство подобной конструкции осуществляется с помощью доски карнизного типа.
Внизу свесы необходимо обшить для того, чтобы они дольше прослужили, а также для придания более эстетичного вида общей архитектуре дома или здания. В качестве обшивки подходит такой материал, как шпунтованная доска.
↑Интересно: фронтальные и скатные (кровельные) свесы отличаются друг от друга по своей конструкции.
Какие виды свесов существуют?
Подшитые. Их используют, в основном, на вальмовой крыше, а также на двускатных кровельных конструкциях.
Неподшитые. Самый распространенный вариант кровельных свесов, применяется практически в любой кровельной конструкции – и для односкатной, и для двускатной (вальмовой).
Укороченные. Их применяют так же, как и неподшитые – на каждой из основных кровельных конструкций.
Коробчатые. Подходят для вальмовых двускатных и односкатных кровель.
Поскольку карнизный свес кровли является своеобразным продолжением кровельного покрытия, то и тип свеса следует подбирать, учитывая и кровельную конструкцию («пирог»), и климатические особенности местности, в которой находится строительный участок.
↑Некоторые конструктивные особенности свесов кровли, выполненных заподлицо
Такие свесы применяются в тех случаях, когда стропильная конструкция не выводится за фронтальные границы несущих стен. Для «удлинения» стропил используют «кобылки», к которым будет крепиться карнизная доска.
В данном случае необходимо обязательное крепление «сливной» доски по краю стропильных ног. Это устраивается для того, чтобы предотвратить попадание влаги на торцы, а также для того, чтобы затем закрепить систему водостоков. Единственный недостаток – отсутствие защиты верхней части стены от попадания влаги.
Длина свесов в деревянном доме принимается от 550 мм, в кирпичных и панельных дома – до 550 мм. Однако, существует и минимальный свес кровли – его длина может быть и 400 мм, а вот в отдельных случаях размер достигает даже 1200 мм (вспомним постройки в Японии и Китае). Этот размер свеса может быть связан как раз с климатическими особенностями регионов.
Восточный домик с удлиненными свесами
Если же стропильные ноги «выходят» за фронтальные границы несущих стен, то устраиваются такие карнизы, с помощью которых осуществляется защита сооружения от ветра и снега. Подобная конструкция карнизной системы считается открытой, и крепление водосточных систем производится к верхним кромкам либо к боковой части стропил.
Закрытый же тип карнизного кровельного свеса образуется путем закрывания выступающих концов стропильных ног за фронтонную границу. Стропила имеют пазы с внутренней стороны, в которые вставляются детали обшивки свесов.
Другой тип свесов — фронтонный свес кровли – можно устраивать как с выступами, так и заподлицо. Тут на первое место выходит внешний вид архитектуры, а функциональная сторона обоих вариантов будет одинаково верной.
↑Какие материалы используются при обшивке свесов?
Самыми популярными материалами для обшивки свесов являются дерево и металл.
- Доски. Как правило, это материал хвойных пород, имеющий умеренную влажность древесины. Толщина такой обшивки по ГОСТу может приниматься равной 17-22 мм, а вот длина и ширина подбирается индивидуально для каждого конкретного случая.
Как крепить: с обеих сторон, с шагом до 1 м, предварительно обработав пропиткой из влагостойкого состава. В качестве пропитки можно использовать либо специальный защитный лак, либо влагостойкую краску.
Помните, что подшив свесов кровли из дерева требует постоянного ухода
Обрабатывать дерево придется периодически раз в 3-5 лет – в этом случае свесы прослужат вам дольше, и дольше сохранится их первоначальный вид.
Кроме защитного покрытия, конструкцию необходимо подвергать вентиляции. Для этого устраивают впускные отверстия из расчета 1:400 (1:600) от вентилируемой площади леса. Если правильно организовать вентиляцию, то воздухообмен будет проходить через просверленные отверстия и отверстие конька кровли. В качестве защиты от насекомых и птиц используются защитные сетки.
- Оцинкованная сталь. Эта подшивка свесов кровли представляет собой стальные листы толщиной до 0,8 мм – плоские либо перфорированные (с высотой «волн» до 20 мм). Края листов покрываются антикоррозийной краской.
- Алюминиевые листы. Их также покрывают защитным слоем, предотвращающим образование коррозии металла. Размеры листов могут находиться в пределах 6 мм (толщина), 100-300 мм (ширина), 6000 мм (длина). Крепить алюминиевые листы обшивки рекомендуют на специально предназначенные защелки.
Какая защита нужна свесам?
При монтаже карнизных свесов первое, что нужно усвоить – что неграмотный монтаж конструкции приведет к сокращению эксплуатационного срока всей кровли под негативным воздействием атмосферных явлений (сильных ветров, снега и дождя). Поэтому обшивку свеса и сам свес следует прочно связывать со стропильной конструкцией кровли.
Строители рекомендуют закреплять соединительные элементы стропильной конструкции с «коробочками».
В последнее время широко используются системы антиобледенения водостоков и карнизов крыши. Это позволяет, в первую очередь, избежать обрастания льдом водосточных труб в зимнее время. Греющие кабели прокидываются перед свесом и в водостоках. Благодаря такому «прогреванию», на карнизах никогда не скапливается лед, следовательно, не образуется ледяная корка на кровле, вес которой оказывает значительную нагрузку на свесы.
Кроме этого, любая кровельная конструкция «проживет» дольше при грамотно обустроенной вентиляции – при этом вентиляционные отверстия выполняют непосредственно в кровельном материале, а также в самой подшивке. К ним относятся вентрешетки, вмонтированные в подшивку карнизов, простые щели и зазоры между несущими стенами и подшивкой.
Интересно: для кровли из натуральной черепицы производят специальные плиты, в которых уже устроены вентиляционные отверстия.
Их, как правило, устанавливают в пятом по счету ряду от карнизных свесов.
Итак, делая вывод из вышеизложенного, следует отметить, что правильно смонтированные свесы на кровле надолго сохранят как внешний вид стен здания и самой кровли, так и их эксплуатационные характеристики.
Также советуем посмотреть:
novakrovlya.ru
Карнизный узел стропильной крыши
Карнизный свес
Правила установки композитной металлочерепицы
Устройство карнизного узла
У разных фирм-изготовителей композитной металлочерепицы используются карнизные планки различных форм. Главный принцип в устройстве карнизного узла: ни при каких обстоятельствах не закрывать поступление наружного воздуха в подкровельное пространство. То есть какой бы формы ни была карнизная планка, она должна быть установлена так, чтобы воздух попадал в воздушный продух над супердиффузионной мембраной, а если применяется утепление крыши с двумя продухами, то в оба вентиляционных зазора. Конденсат, стекающий при этом по пленке, должен быть беспрепятственно удален и не должен смачивать деревянные конструкции крыши. При наличии на крыше организованного водосбора карнизная планка устанавливается таким образом, чтоб нижний ее край попадал в желоб водосточной системы. Карнизные элементы крепятся кровельными гвоздями, расположенными с шагом примерно 300 мм, нахлест карнизных элементов друг на друга не менее 100 мм.
Рассмотрим устройство карнизных узлов на примере кровельных покрытий двух фирм: Metrotile и Roser. Несмотря на то, что эти узлы разработаны разными фирмами и используют различные карнизные планки, принципиальные схемы узловых решений взаимозаменяемы после небольших доработок, а также могут быть использованы и для других типов кровельных материалов.
1. Монтаж карнизного узла при использовании карнизной планки профиля №1 и кровли фирмы Roser (рис. 83).
Верхний край лобовой доски карнизного свеса рекомендуется сделать на 40 мм выше стропил или контрбруска. От ее передней части отмерить 350 мм по обеим сторонам ската и вбить гвозди в метки. Затем между двумя вбитыми гвоздями натянуть шнур и измерить расстояние от шнура до передней части лобовой доски по меньшей мере в трех местах для того, чтобы убедиться, что размеры везде равны 350 мм и лобовая доска прямая. Установить первую решетину точно по шнуру и закрепить на стропильной конструкции. Все решетины выше первой будут устанавливаться с шагом 370 мм до последнего ряда у конька. Размеры последнего ряда у конька не регламентированы.
2. Монтаж карнизного узла при использовании карнизной планки профиля №2 и кровли фирмы Roser.
Верхний край лобовой доски карнизного свеса устанавливают на уровне верхнего края контрбруска, удерживающего антикондесатную мембрану. На расстоянии 30 мм от передней части лобовой доски установить первую решетину и зафиксировать гвоздями. Все решетины выше первой будут устанавливаться с шагом 370 мм до последнего ряда у конька. Размеры последнего ряда у конька не регламентированы.
Во всех случаях отвода конденсированной воды внутри ската крыши желательно установить под мембрану капельник. Если его не смонтировать, то вода все равно будет отводиться, но при этом произойдет неизбежное смачивание деревянных конструкций.
3. Монтаж карнизного узла для металлочерепицы профиля Cleo фирмы Roser.
Лобовая доска и первая решетина устанавливается в зависимости от используемой карнизной планки. Далее, поверх карнизной планки устанавливается планка-ограничитель для птиц и фиксируется к первой решетине. Все решетины выше первой будут устанавливаться с шагом 360 мм до последнего ряда у конька. Размеры последнего ряда у конька не регламентированы.
4. Монтаж карнизного узла при использовании карнизной планки и кровли фирмы Metrotile (рис. 84).
Установить карнизную доску. Толщина карнизной доски выбирается равной 40 мм. Надежно прикрепить карнизную доску к стропилам гвоздями. Установить на карнизную доску кронштейны крепления водосточных желобов. Если монтаж водостоков не планируется, то установите на карнизную доску капельник для конденсата. Капельник можно изготовить из карнизной планки. Установить карнизный элемент, начиная от края карниза.
Установка рядовых листов композитной металлочерепицы
После того как будет выполнена пошаговая обрешетка, монтируются кровельные панели. Композитную черепицу можно укладывать как традиционным способом — снизу вверх, так и сверху вниз, то есть, от конька (рис. 85). При укладке сверху вниз листы из верхнего ряда, уже закрепленные вверху, приподнимаются, и под них заводится следующий лист. Затем верх нового ряда листов вместе с низом предыдущего ряда прибивается к обрешетке.
Листы необходимо устанавливать в шахматном порядке с боковым смещением между рядами. В местах нахлестов не должно сходиться более трех листов. Боковое смещение между рядами и боковой нахлест между листами следует выбирать в зависимости от коллекции композитной черепицы. Для правильного определения бокового смещения читайте инструкцию изготовителя материала. Обычно боковое смещение листов рекомендуется примерно равным 1/3 длины кровельного листа, но так, чтобы не нарушался рисунок кровли. Обрезанный лист первого ряда нужно перемещать на второй ряд. Боковой нахлест листов друг на друга делается как минимум на один гребень волны.
При выборе порядка укладки листов в каждом ряду следует учитывать преобладающие направления ветров в данной местности.
Для крепления композитной черепицы применяются гвозди, поставляемые вместе с кровельным материалом. Гвозди следует забивать под углом 45° к поверхности материала. На рис. 86 показано, в какие точки и в какой последовательности следует забивать гвозди в зависимости от коллекции композитной черепицы. Схемы приведены для случая, когда последующий в ряду лист накладывается слева на предыдущий. Если лист оказывается последним в ряду, то для закрепления его свободного края применяется пятый гвоздь. Если крепление первого ряда черепицы либо края кровельного листа вдоль фронтонного свеса не удается сделать под углом 45°, то его можно крепить сверху, это исключительное место, где допускается верхнее крепление. При необходимости шляпки гвоздей окрашиваются краской и засыпаются каменной посыпкой. Краска и посыпка поставляются в виде ремонтного комплекта.
Начиная с второго полного ряда от карниза, панели следует располагать на брусках пошаговой обрешетки и прибивать в торец под углом 45° к плоскости ската через каждую волну, обеспечивая перекрытие боковых кромок.
Прежде чем устанавливать верхний ряд листов, измерьте нерегламентированный шаг между решетинами у конька (расстояние А). В зависимости от этого расстояния возможно несколько вариантов крепления верхнего ряда листов (рис. 87):
Прибейте верхний ряд листов к верхним брускам обрешетки гвоздями (8 штук на лист).
Статьи построены на основе нормативных документов и инструкций фирм-изготовителей кровельного материала. Metrotile, Luxard
Чертеж карнизного свеса
Скатные крыши
Скатная крыша является самой распространенной в малоэтажном частном строительстве. В тоже время, конструкция скатной крыши достаточно сложна. Основой скатной конструкции являются стропила — наклонные брусья, несущие на себе вес всей кровли, а так же снеговую и ветровую нагрузки.
Конструкции скатной крыши
Конструкция висячих стропил
В зависимости от способа опирания стропил, конструкция скатной крыши бывает двух видов: это системы висячих и наслонных стропил
Конструкция наслонных стропил
Висячие стропила опираются только на противоположные несущие стены. Верхние концы стропил стыкуются друг с другом под заданным углом. Внутренние несущие опоры при этом отсутствуют. Такая конструкция создает значительное горизонтальное распирающее усилие, и чтобы его компенсировать, стропила стягивают между собой горизонтальными затяжками. В результате образуется треугольная стропильная ферма, которая в случае большого пролета может содержать дополнительные связи.
Опирание наслонных стропил
на стену с армопоясом
Узлы наслонных стропил
Система наслонных стропил устраивается, когда внутри дома есть несущая стена или колонны. Наслонные стропила представляют собой наклонные балки, нижний край которых опирается на наружные несущие стены, а верхний край на коньковый прогон — горизонтальный брус, поддерживаемый вертикальными стойками, которые в свою очередь опираются на внутренние несущие стены. В случае если пролет стропил слишком большой, конструкцию дополняют подкосами и (или) горизонтальными затяжками.
Для опирания нижнего края стропил, по верхней плоскости несущих стен укладывают подстропильный брус — мауэрлат. Его кладут на слой рулонной гидроизоляции. Для крепления мауэрлата к стене используют резьбовые шпильки, нижний край которых замоноличивают в стене, в просверленных отверстиях, либо в процессе кладки. На выступающие концы шпилек одевают мауэрлат и затягивают гайками с широкой шайбой. В качестве альтернативы, если стена уже готова, вместо шпилек можно использовать длинные анкерные болты (250-300мм). В случае, если стены состоят не из кирпича, а из менее прочных материалов, требуется устройство монолитного железобетонного пояса под мауэрлат. При этом пояс устраивают по всему периметру дома. Шпильки в данном варианте закладывают в армопояс.
Устройство кровли
Опирание висячих стропил на стену
Кровельное покрытие укладывается по обрешетке, в большинстве случаев, состоящей из брусков, которые укладываются поперек стропил — параллельно нижнему краю ската, с заданным шагом. В некоторых случаях обрешетка может быть сплошной плоскостью, выполненной из фанеры или аналогичных листовых материалов. Под кровельным покрытием и обрешеткой располагаются слои гидроизоляции, теплоизоляции, пароизоляции и внутренняя обшивка чердака. Материалом для внутренней обшивки могут являться дерево, фанера, гипсокартон и другие. Монтаж кровли проходит в следующем порядке. Сначала на стропила крепят гидроизоляционную пленку или мембрану. Затем, на каждое стропило устанавливают брусок контробрешетки, необходимой для вентиляции утеплителя кровли. Далее следует монтаж обрешетки и кровельного покрытия. После этого, уже под закрытой кровлей, между стропил прокладывают теплоизоляцию, обтягивают конструкцию пароизоляцией и производят внутреннюю обшивку.
Узлы висячих стропил
Конструкция кровли
Материалы кровли
Выбор материалов кровельного покрытия скатных крыш весьма широк и каждый имеет свои особенности, которые мы рассмотрим далее.
Мягкая кровля — гибкая битумная черепица
Гибкая черепица представляет собой полосы размером 100 х 33см с фигурным краем по одной стороне, который и образует рисунок черепицы. Форма может быть шестигранной, прямоугольной, ромбовидной или полукруглой. Уклон кровли для гибкой черепицы должен составлять не менее 12 градусов. Основанием для гибкой черепицы должна являтся ровная поверхность, выполняемая из влагостойкой фанеры, цементно-стружечных (ЦСП) или ориентированно-стружечных плит (OSB). За счет небольшого размера пластин, отходы при их подрезке минимальны, поэтому использование гибкой черепицы выгодно на многощипцовых крышах сложной формы.
Металлочерепица —
представляет собой стальной штампованный лист, имитирующий форму черепицы, при этом форма и размеры рисунка бывают разные. Толщина листа может быть 0,4 или 0,5 мм, чем больше, тем лучше. Вес одного м2 составляет 4 — 5кг. Качество металлочерепицы так же определяет многослойное защитное покрытие, препятствующее коррозии. Ширина листов обычно составляет около 110см, длина может быть от 0,4 до 8 метров. Большая длина листов позволяет перекрывать скаты без дополнительных швов, однако, чем длиннее лист, тем сложнее его монтировать. Шаг обрешетки под металлочерепицу зависит от выбранного профиля листа. При сильном дожде, граде или ветре металлочерепица может служить источником шума. Однако, звукоизоляция кровли и качественный монтаж, исключающий дребезжание, минимизируют этот недостаток.
Профнастил —
является альтернативой металлочерепице. Толщина профнастила может варьироваться от 0,4 до 1мм. За счет ребристой формы профиля, профнастил обладает повышенной жесткостью и несущей способностью, что позволяет увеличить шаг обрешетки. Как и металлочерепица, профнастил имеет полимерное или цинковое покрытие для защиты от коррозии.
Натуральная керамическая черепица —
является традиционным покрытием кровли с давних времен, благодаря отличной эстетике и высочайшей долговечности свыше 100 лет. Натуральная черепица имеет значительную массу 40 — 60кг/м2, и предъявляет повышенные требования к несущим конструкциям не только крыши, но и дома в целом. Аналогом керамической черепицы является цементно- песчаная черепица, обладающая сходными свойствами, при существенно меньшей стоимости. Так как, черепица является штучным материалом, она удобна в монтаже и эффективна по расходу на крышах сложной формы.
Шифер —
представляет собой асбестоцементную плиту волнистой формы. Имеет малую стоимость, благодаря чему, весьма распространен в качестве эконом варианта. Обычный серый шифер имеет весьма неприглядный внешний вид.
Кобылка в кровле: понятие, назначение, монтаж
Поскольку асбест вреден для здоровья, шифер считается не экологичным материалом. Однако, реальный вред здоровью возможен лишь при непосредственном попадании волокон асбеста в дыхательные пути, что вероятно при обработке данного материала, а не в процессе его эксплуатации.
Битумный волнистый лист
У обычного шифера существует аналог — битумный волнистый лист или так называемый еврошифер, имеющий схожую волнистую форму, но совершенно другой состав. Его основу составляют целлюлозные волокна пропитанные битумом. В процессе производства листы окрашиваются. Цветовая гамма у разных производителей может отличаться, но, как правило, состоит из 6-8 цветов, размеры листа почти всегда составляют 2 х 0,9 м. Материал обладает хорошей звукоизолирующей способностью. Битумный лист легко режется, прост в монтаже, пластичен, хорошо гнется вдоль волн и даже немного поперек, что делает возможным его укладку на сложных поверхностях. Стоит отметить, что качество и эксплуатационные свойства данного материала могут значительно отличаться в зависимости от производителя.
astgift.ru