особенности планирования и секреты строительства
Развитие загородного строительства приобретает все большие масштабы. Уходят в прошлое непрезентабельные домики-сараи, которые гордо назывались дачами. На смену им возводятся уютные коттеджи, проекты которых предусматривают все зоны комфорта: комнаты, кухню, санузлы, террасу, а иногда и флигель. Флигель – это пристройка, используемая как дополнительное помещение. Его возводят, чтобы иметь еще одну гостевую комнату или игровую — для детей. Иногда флигель предназначен для организации в нем зимнего сада или небольшого спортзала. Что бы ни выбрали хозяева, ясно одно – лишним флигель не бывает никогда. В частных домах обычно размешают флигель на крышу – это удобно и практично.
Хорошо, когда флигель спроектирован на стадии строительства дома, но иногда лучшие идеи появляются с опозданием. Поэтому приходится решать вопрос о создании пристройки, ориентируясь на уже имеющийся дом и его характеристики. До начала работ стоит объективно оценить ряд немаловажных факторов:
- Конструкционные особенности крыши дома, в том числе ее уклон, стропильную систему, вид кровельного материала, сложность исполнения.
- Этажность дома и его высота, а также особенности архитектуры. Здесь же стоит учесть наличие или отсутствие мансарды, на основе которой делать флигель наиболее удобно.
- Расположение здания и наличие рядом с ним дополнительных построек.
- Конструкцию и прочность дома – стены, перекрытия, фундамент.
Очень часто флигель возводят на крышах хозяйственных построек или на гараже. В дальнейшем присоединяют конструкцию к дому, сделав монтаж единой кровли или реализовав иные архитектурные идеи. Если постройкой флигеля хозяева занимаются самостоятельно, не привлекая профессиональных рабочих, то нужно заранее предусмотреть некоторые моменты. Ведь возведение флигеля на крыше дома:
- увеличит нагрузку на несущие конструкции, и если это не предусмотрено проектом, то придется думать об усилении некоторых стен;
- нарушит целостность кровли, а так как это обычно «слоистая» система, то потребуется решать вопрос по утеплению крыши заново;
- приведет к разрыву в системе стропил;
- изменит общую конфигурацию крыши, а это значит, что сильный ветер и осадки будут иначе воздействовать на кровлю и дом.
При строительстве флигеля необходимо оценить возможный риск для здания, чтобы избежать неприятностей при эксплуатации
Важно!
Флигель на доме может принести не радость, а разрушения. Если есть подозрения, что негативного влияния будет больше, то лучше отказаться от затеи с крышей и возвести флигель на территории рядом с домом.
Не предвидится проблем с возведением пристройки в домах, где крыши имеют строго горизонтальное расположение. На плоской поверхности можно легко установить практически любую конструкцию.
Неплохо смотрятся флигели, созданные на основе старой веранды верхнего этажа. Все, что требуется в данном случае – это частично изолировать помещение от основной части дома, застеклить проемы и сделать крышу. Если дополнительно утеплить кровлю, то флигель можно будет использовать и в холодное время года также полноценно, как и другие комнаты.
Чтобы не нагружать несущие конструкции, рекомендуется использовать при возведении пристройки прочные материалы с небольшим весом. Сэндвич-панели – самое лучшее решение в подобной ситуации.
Один из способов получения дополнительного помещения в построенном доме — возведение флигеля на крыше
Предыдущие варианты рассматривались для домов с пологими крышами, но значительно часто в загородной недвижимости можно встретить иной вариант – скатную крышу, и тогда необходимо учитывать ее особенности.
Важно!
Возведение дополнительных колонн позволит построить флигель на любом типе крыши желаемой площади и конфигурации. Нагрузка на несущие конструкции будет минимальна.
Кроме проблем с весом новой постройки, необходимо найти ответы на ряд вопросов:
- Стоит ли делать единую кровлю для дома и флигеля.
- Как восстановить утепление крыши при повреждении слоев «кровельного пирога».
- Как смонтировать новую систему водостоков.
- Будет ли помещение «холодным» или стоит провести отопление.
Возведение флигеля на скатной крыше является достаточно сложной процедурой, выполнение которой лучше доверить специалистам
Решить это самостоятельно вряд ли получится, слишком уж многое придется менять в системах жизнеобеспечения дома. Поэтому далее работы будут протекать по одному из двух направлений:
- Разработка официального проекта, проведение расчетов параметров дома, согласование перепланировки и проведение строительства согласно установленного плана.
- Установка колонн и расположение большей части флигеля вне конструкции дома. Конечно, согласование и проект в данном случае также необходимы.
Попробуем подвести итог тем моментам, которые необходимо учесть при планировании строительства флигеля на крыше дома:
- распределение веса пристройки на несущие конструкции здания;
- принять во внимание воздействие осадков и ветра;
- рассмотреть необходимость дополнительного освещения нижних этажей;
- изменить систему водостоков;
- проверить остался ли сбалансированный возухообмен и сохранились ли комфортные температуры в доме.
Перед постройкой оцените все за и против
Наличие флигеля создает некий ореол романтики вокруг дома. Это уютное помещение отличается от общего здания какой-то особенной атмосферой. Поэтому если возникла идея возвести на крыше дома флигель, то, конечно, ее лучше реализовать. Главное, разумно подойти к этому вопросу и учесть все особенности строительства.
Жилой флигель городской усадьбы
Городская усадьба XVIII–XIX вв. Лодыженских-Загряжских-Рукавишниковых находится сразу за сталинской высоткой МИДа, в Денежном переулке, который еще четверть века назад носил название улица Веснина. За свою более чем 200-летнюю историю усадьба сменила множество владельцев, большая часть которых относилась к дворянскому сословию.
Переулок проходит от Большого Лёвшинского переулка к Арбату, и здесь немало удивительных особняков с не менее интересной историей. Главный дом городской усадьбы (Денежный переулок, дом 3, строение 1) играет важную градостроительную роль, активно участвует в формировании исторического фронта Денежного переулка и образует единый градостроительный ансамбль с примыкающим к нему памятником архитектуры федерального значения «Дом дворцового ведомства, начало XIX века» по Большому Лёвшинскому переулку, д. 8/1, с которым он объединен целостным архитектурно-композиционным решением.
Этот участок еще с 1770 г. находился во владении семьи Лодыженских. Первые деревянные постройки на этом участке зафиксированы на плане 1782 г. Особняк с примыкающим к нему с запада флигелем (Денежный переулок, дом 3, стр. 2) построен еще в ХVIII веке и не раз реконструировался и перестраивался, продавался и обретал новых хозяев. Общая площадь усадьбы составляет почти тысячу квадратных метров, из которых пятую часть занимает цокольный этаж. В процессе разработки проекта реставрации усадьбы в XXI веке установлено, что главный дом выстроен не позднее 1787 года, а флигель – в 1789–1790 гг. В 1799–1800 гг. к основному объему флигеля усадьбы была сделана перпендикулярно его заднему фасаду каменная одноэтажная жилая пристройка.
Скорее всего, во время Отечественной войны 1812 г. усадьба не пострадала в пожаре. К осени 1814 г. ее новым владельцем стала генерал-лейтенантша графиня Дарья Петровна де-Кенсон (урождённая княжна Одоевская), которая сдавала дом в наём.
В 1835 г. владелец всей большой угловой усадьбы капитан Дмитрий Иванович Микулин делит ее на две неравные части, из которых большую, с главным домом и большинством хозяйственных построек продаёт государству — Департаменту Уделов. Себе же он оставляет флигель и часть хозяйственных построек. В 1837 г. флигель переходит во владение Надежды Андреевны Загряжской, которая пристроила к нему дополнительные объёмы со стороны двора. При Загряжской фасады главного дома усадьбы украсили карнизы, стены на уровне первого этажа были отделаны рустом (имитация каменной кладки). Окна декорировали прямыми сандриками (декоративными карнизами) и стилизованными замковыми камнями с маскаронами — декоративными рельефными элементами в форме головы человека.
В 1850 г. новая владелица флигеля – Мавра Егоровна Быховец – достроила на участке начатый ранее одноэтажный деревянный дом.
С 1871 г. усадьбой владел штабс-капитан Фёдор Васильевич Шидловский, а с начала 1880-х гг. имение перешло в собственность супругов Рукавишниковых, которые в 1911 г. провели реконструкцию главного дома и флигеля. Над ней работал известный художник и архитектор Владимир Петрович Дриттенпрейс. Над главным домом надстроен третий этаж, однако оформление фасадов 1830-х годов в уровне первого и второго этажей сохранилось.
В послеоктябрьский период серьезных изменений внешнего архитектурного облика памятника не происходило.
В 2000-е годы городская усадьба пришла в аварийное состояние. Однако реставрация, законченная в марте 2019 года, вернула комплексу былую красоту. Были укреплены несущие конструкции, заменены аварийные элементы, отреставрирован декор фасадов.
Сейчас усадьба – выявленный объект культурного наследия – используется в качестве административно-офисного здания.
Олег Фочкин
Автор статьи
Флигель городской усадьбы
Флигель, являющийся органической частью усадьбы первой половины XIX века, соединен проездными воротами с главным домом (строение 2), которой также выходит на красную линию улицы. Весь ансамбль отреставрирован в 2000-х годах, ранее комплексная реставрация проводилась в 1978–1984 гг. Основной ценностью усадьбы считают ее высокую сохранность. Она часто меняла владельцев, но за последние полтора века практически не изменилась.
Усадебный комплекс создан до 1817 года. Тогда хозяйкой владения была статская советница П.П.Киселева. Главный дом – деревянный, а вот флигель – каменный. Оба – памятники федерального значения.
Двухэтажное кирпичное здание жилого флигеля было построено в первой половине XIX века (основной объем в 1814-1817 гг., восточная пристройка в 1831 г.). В начале ХХ века флигель сдавался внаем, после 1917 года использовался под коммунальные квартиры.
Т-образный в плане объем здания, с двумя разновысотными пристройками, торцом обращен к Большой Никитской улице. В пристройках со стороны улицы расположены два входа в здание. К восточной пристройке примыкают три пилона въездных ворот с калиткой, построенные в 1891 г. по проекту архитектора Я.И. Антипова.
Архитектурно-художественное решение фасадов здания в стиле ампир со времени постройки сохранилось практически без изменений. Ампирную обработку выходящего на улицу торца флигеля датируют 1841 годом. Первоначальная планировочная структура интерьеров почти не сохранилась, кроме центральных комнат на 1-м и 2-м этажах. Во флигеле до наших дней дошли печи белого кафеля с белыми в голубой кайме изразцами, лестницы XIX века – в том числе деревянная винтовая, тянутые карнизы потолка, потолочные розетки.
В середине XIX века усадьба принадлежала Римским-Корсаковым. В 1855 году ей владела Н.А.Черкасская: при ней к главному дому и была сделана пристройка, нарушившая симметрию фасада, а сам фасад получил новый лепной декор. В 1901 году домом владела Татьяна Алексеевна Мамонтова (урожденная Хлудова), вдова потомственного почетного гражданина А.Н.Мамонтова, двоюродного брата С.И.Мамонтова.
С 1914 года и главный дом, и флигель полностью сдавались внаем. Во флигеле располагалась квартира, книгоиздательство «Детский мир» и фотография С.Н. Шмидта.
Революцию усадьба встретила в собственности у богатого домовладельца Василия Баскакова. Обычно на своих участках он строил доходные дома, но, к счастью, владение на Никитской оставил как есть. Известно, что в 1917 г. одну из квартир в усадьбе снимал с женой Софьей основоположник теории анархизма П.Кропоткин.
Евгения Твардовская
Автор статьи
Флигель городской усадьбы
Скромное одноэтажное здание в двух шагах от Старой Басманной улицы давно служит предметом научных разногласий. По мнению авторитетного историка-москвоведа С.К. Романюка, на территории усадьбы купца Карпа Доброхотова имеются постройки, которые старше ее главного дома, ведущего свою историю с 1782 года. К таким «старожилам» С.К. Романюк относил усадебный флигель, стоящий восточнее главного дома, торцом к Гороховскому переулку. Однако не менее авторитетные фундаментальные издания-каталоги столичных памятников архитектуры, такие, как многотомные «Памятники архитектуры Москвы», говорят, что флигель этот построен на рубеже XVIII–XIX столетий, одновременно с Г-образным хозяйственным корпусом позади главного дома усадьбы. Вероятно, окончательно выяснить истину можно только с помощью тщательных натурных исследований памятника.
Как и главный усадебный дом, флигель является объектом культурного наследия федерального значения.
В отличие от главного дома, флигель сохранил в оформлении фасада, обращенного к переулку, черты раннего классицизма – первоначального стиля. Он имел три окна в плоских арочных нишах, что каждый посетитель усадьбы может видеть и сегодня. Таким же изящным образом оформлен и боковой фасад доброхотовского флигеля, обращенный в сторону главного дома. На противоположном боковом фасаде, со стороны соседнего владения, какой-либо декор отсутствует.
Флигель выходит в переулок узким торцом; он сильно вытянут вглубь усадебного участка, где к нему вдобавок во второй половине XIX века были сделаны существенные пристройки.
С главным усадебным домом флигель был соединен оградой по линии Гороховского переулка, в которой были особенно интересны весьма оригинальные ворота с полукруглыми завершениями пилонов. В 1970-е годы эту ограду разобрали, но теперь она воссоздана реставраторами.
Постановка вдоль восточной границы усадебного участка небольшого одноэтажного флигеля, нимало не «уравновешивавшего» при взгляде с переулка двухэтажный, а впоследствии и трехэтажный главный дом, сформировала ассиметричный характер общей усадебной композиции. Впрочем, возможно, именно это обстоятельство и придает купеческой усадьбе в Гороховском переулке неповторимое своеобразие.
Евгения Твардовская
Автор статьи
Гостевой дом Флигель на Жуковского (Россия Санкт-Петербург)
Выберите язык. Мы говорим на русском и на 42 других языках.
Популярные языки среди пользователей в Германии
- Deutsch
- English (UK)
- English (US)
- 简体中文
- Русский
- Español
Все языки
- English (UK)
- English (US)
- Deutsch
- Nederlands
- Français
- Español
- Español (AR)
- Català
- Italiano
- Português (PT)
- Português (BR)
- Norsk
- Suomi
- Svenska
- Dansk
- Čeština
- Magyar
- Română
- 日本語
- 简体中文
- 繁體中文
- Polski
- Ελληνικά
- Русский
- Türkçe
- Български
- العربية
- 한국어
- עברית
Западный флигель усадьбы Е. Ф. Рогожиной
В городской усадьбе Рогожиной сохранились два флигеля конца XVIII – начала XIX века, протянувшиеся вдоль границ участка в сторону реки Яузы. Формируя дворовое пространство усадьбы, они не только играли важную композиционную роль, но и выполняли хозяйственные функции.
К 1806 году структура центральной части этой городской усадьбы в целом сложилась и зафиксирована на плане «двору московского 1 гильдии купца Пищальникова», владевшего усадьбой с 1783 года. На этом плане уже показан западный флигель, нынешнее строение 2. В его основе – квадратных очертаний каменный объем с подвалом 1790-х годов. Он был ориентирован на въезд в усадьбу и, скорее всего, использовался как амбар. Затем к нему была пристроена деревянная конюшня.
Западный флигель погиб в московском пожаре 1812 года, но был восстановлен в 1817 году уже в камне. Как предполагают исследователи, тогда же были заложены и его сводчатые подвалы. После нового пожара 1834 года флигель починили, но оставили одноэтажным. Второй этаж он получил в 1864 году: здание существенно перестроили и надстроили новые владельцы усадьбы, братья Ильины. При этом был сбит первоначальный венчающий карниз западного фасада, некоторые окна заложены.
В XX веке флигель не раз переделывался и был приспособлен под коммунальные квартиры. Скорее всего, ради этой цели и были пробиты окна на западном фасаде, обращенном к соседнему домовладению: ранее он всегда оставался глухим. В конце 1940-х в здании был капитальный ремонт, который выразился в серьезной перепланировке второго этажа.
Как и главный дом усадьбы, к 2000-м годам западный флигель был заброшен и практически руинирован: утрачены конструкции крыши, провалились междуэтажные перекрытия, обрушились части стен. Но сохранялись классические широкие арочные ниши первого этажа и фрагмент первоначального карниза на южном торце флигеля. Они включены в предмет охраны здания, равно как и лопатки на дворовом восточном фасаде и ризалит на южном фасаде, а также междуэтажный карниз и арочный проем.
Последние детали восстановлены при реставрационных работах, проведенных в первом десятилетии XXI века.
Западный флигель усадьбы Рогожиной, как и главный усадебный дом, является объектом культурного наследия федерального значения.
Евгения Твардовская
Автор статьи
Дом и флигель Гордон
Вячеслава Черновола, 13
Скрывающийся в глубине большого участка на Вячеслава Черновола (бывш. Новая), 13, большой трехэтажный доходный флигель Гордон является одним из самых внушительных по габаритам сооружений подобного типа в первых кварталах между улицами Малая Арнаутская и Пантелеймоновская. Благодаря множеству сохранившихся элементов периода позднего модерна, здание представляет собой немалый историко-архитектурный интерес.
Авторы:
Александр Левицкий
Дмитрий Шаматажи
Волонтёрить с нами!
Тип здания:
- индивидуальный жилой дом
- внутридворовой доходный флигель
Стиль:
- безстилевый
- рациональный модерн
Архитектор:
- А. И. Гольцвурм
- Л. М. Чернигов
Дата строительства:
- ~1880, лицевой и левосторонний флигели
- 1912, правосторонний доходный флигель
Статус:
- объект фоновой застройки
Местоположение:
вулиця В’ячеслава Чорновола, 15, Одеса, Одеська область, Україна, 65000
Лицевой дом
Общий вид:
Застройка участка Гордон исторически сформирована тремя сооружениями: лицевым одноэтажным безстилевым домом с проездной аркой без перекрытий по крайней правой оси и двумя перпендикулярными ему внутридворовыми флигелями. Одноэтажный, как и лицевой дом, левосторонний флигель вероятно является его современником и построен в те же годы (предположительно 1880-е). Правосторонний, трехэтажный, выстроенный в форме зеркально отображенной буквы Г, по всем признакам строился как доходный и по большому количеству архитектурных деталей фасадов и подъездов, а так же хорошо сохранившихся элементов их убранства совершенно безошибочно относится к первой половине 1910-х г.г., периоду расцвета в Одессе строгого рационального модерна, наиболее ярко отобразившегося именно на внутридворовой архитектуре.
Портал арки проезда:
Вид проезда со стороны доходного флигеля:
Общая компоновка лицевого дома нетипична для Одессы. Традиционно проездные арки размещались в центральной части домов, разделяя их на два самостоятельных объема. Здесь ради сохранения цельного жилого пространства, арка была устроена на боковой (правой) оси, что было сопряжено с некоторыми неудобствами, так как въезжающим во двор экипажам приходилось огибать правый флигель, ориентированный боковым торцом в сторону проезда. Не исключено, что на месте ныне существующего флигеля во времена возведения лицевого дома не предусматривалось никаких построек или прежний правосторонний флигель имел меньшую протяженность и торец его соответственно располагался значительно дальше от ворот.
Доходный флигель
Общий вид:
К началу 1910-х г.г. по заказу новых домовладельцев, семьи Гордон, архитектором А. И. Гольцвурмом сооружается самое значительное здание на участке — вышеупомянутый доходный флигель, представляющий собой массивную трехэтажную двухсекционную призму внушительной протяженности, внешний (со стороны ворот) торец которой был оборудован открытой двухмаршевой металлической пожарной лестницей (ныне заменена новодельной).
Традиционно для подавляющего большинства фоновой застройки в этой части города, фасад флигеля полностью лишен декора, в том числе и присущих рациональному модерну фактурных филенок. Главными элементами фасадного декора выступают изысканные (по меркам стиля) ограждения балконов, украшенных выразительными стойками с арфоподобными элементами в верхних частях. Подобные ограждения в Одессе редки, но не уникальны — такие же украшают балконы дома Койфман (арх. М. М. Коган, 1910-е г.г.) на Ришельевской улице, 57.
Основная фасадная плоскость флигеля прорезается выразительными, линейно рустованными ризалитами лестничных клеток с большими световыми окнами, дополненными в верхних частях небольшими спаренными проемами, улучшающими инсоляцию верхних квартирных площадок. Такой композиционный ход наибольшее распространение получил в творчестве как А. И. Гольцвурма, так и другого мастера того времени — архитектора Л. М. Чернигова.
Один из лестничных ризалитов:
Один из лестничных ризалитов, верхняя часть и аттик:
Один из балконов:
Ризалиты подчеркнуты невысокими глухими аттиками. Наличники окон дома представляют собой строгие, без декора, каменные обрамления.
Внешне ризалиты подъездов выглядят идентичными, однако правосторонний (ближний к воротам) подъезд оформлен значительно солиднее: бетоно-мозаичные площадки и ступени с орнаментальными вставками, изысканно изогнутые поручни и модерновые балясины перил, остатки витражей в окнах (в основном сохранивших оригинальные переплеты) и несколько видоизмененные Гольцвурмом квартирные двери в стиле геометрического модерна, изначально разработанные и часто применявшиеся впоследствии все тем же Черниговым.
Правосторонний подъезд
Перила:
Бетоно-мозаичные узоры площадок:
Одна из квартирных дверей:
Остатки витража:
Левосторонний подъезд по просторности не уступает вышеописанному. Здесь установлена простая металлическая лестница с бюджетными балясинами перил очень распространенной эклектической модели. Вероятно подобная разница в оформлении двух подъездов обуславливалась тем, что к моменту завершения строительства дома, заказчик испытывал нехватку средств и затраты по смете сокращались по ходу обстоятельств.
Левосторонний подъезд
Перила:
Остатки витражей:
Фрагмент лепного карниза потолка над лестницей:
Несмотря на общий бюджетный характер и несколько запущенное в нынешние времена состояние, доходный флигель Гордон остается интересным примером солидного и основательного доходного дома средней категории стоймости.
Строение изначально являлось первой очередью капитальной перестройки всего участка, однако замыслам заказчика и воплощению проекта Гольцвурма не суждено было сбыться — помешали стесненность в денежных средствах или Первая Мировая война.