Дома египтян древних: 15 непостижимых тайн древнейшей цивилизации – Архитектура Древнего Египта — Википедия

    Древний Египет: заблуждения и реальность | Наука

    Не могли построить египтяне
    Пирамиды — это труд великий.
    Так могли пахать лишь молдаване
    Или, в крайнем случае, таджики.
    Тимур Шаов

    Таинственная цивилизация долины Нила восхищает людей уже не одно тысячелетие — первыми египтоманами стали ещё римляне. Египетские сюжеты и мотивы используются самыми разными культурами. И, конечно, выдумки художников и писателей чаще всего оказываются очень далеки от актуальных представлений учёных. Сегодня мы перескажем несколько самых устоявшихся заблуждений о Древнем Египте и заодно о египтологах. 

    Традиция писать о Египте что бог на душу положит, мягко говоря, не нова — минимум с четвёртого века нашей эры авторы пользуются тем, что уличить их в незнании попросту некому. В Средние века любой мог вскользь упомянуть, что в виде змеи египтяне изображали, скажем, царя. Или вечность. Или мировое зло. Или ещё что-нибудь столь же абстрактное. На фоне массы безвестных толкователей иероглифов особенно выделяются двое.

    Первый — некто Филипп, создавший грандиозный труд «Иероглифика» под псевдонимом «Гораполлон». Гораполлон якобы был последним египетским жрецом, жил в четвёртом веке и написал масштабное руководство по толкованию иероглифов (по-коптски), а Филипп перевёл его на греческий. Никакого отношения к истинному значению египетских иероглифов (сложной, но вполне постижимой системы идеографически-фонетического письма) это толкование не имеет, но чтение безумно занимательное.

    Изображая мать, зрение, границу, прозрение, год, небо, милосердие, Афину, Геру или две драхмы, рисуют коршуна. Мать потому, что самцов у этого вида животных не бывает. <…> Границу — потому, что когда предстоит случиться войне, коршун определяет место, где она произойдёт, и пребывает там за семь дней до начала войны…

    Филипп-Гораполлон, «Иероглифика»

    Второй — знаменитый учёный-иезуит Афанасий Кирхер, который был склонен объединять в своих трактатах точнейшие сведения с ничем не подтверждёнными байками. Его труд об иероглифике пышно назывался «Иероглифический театр Эдипа Египетского» и содержал множество полезнейших сведений. Например, Кирхер (учёный, очень уважаемый не только в своё время, но и до сих пор) утверждал, будто «таинственные знаки скрывают то, что осталось от знания, которое Бог открыл людям до Потопа», будто на древнеегипетском языке говорили Адам и Ева и будто иероглифы — это оккультные символы, которые невозможно перевести словами, а можно лишь передать знаками и рисунками. В частности, фразу, которую современные египтологи переводят как «Осирис говорит», Кирхер толковал следующим образом: «Вероломство Тифона заканчивается у трона Исиды; влага природы охраняется бдительным Анубисом». Стоит заметить, что вплоть до открытий Жана-Франсуа Шампольона Кирхер считался главным специалистом по иероглифике.

    В общем, культура древнего Египта уже много сотен лет не только привлекает человечество эстетически, но и служит прекрасным полем для спекуляций. Ну а за последние сто с небольшим лет, с тех пор как Египет стал предметом культуры не элитарной, но массовой, в этой самой культуре сложилось множество стереотипов, которые мы сейчас и попытаемся опровергнуть.

    Мумия. Фильм

    Библиотекарша и полуграмотный искатель приключений с интересом читают иероглифы. Кадр из фильма «Мумия», 1999 год

    Его просто-напросто не существует. И никогда не существовало.

    Иератическое письмо

    Скорописный текст. На рисуночное письмо мало похож

    Нет, древние египтяне, безусловно, разговаривали и писали на каком-то общем наречии. Но… когда? Первый известный нам текст, с которого отсчитывается история египетского государства, датируется XXXII веком до нашей эры. А прекращает своё существование культура, которую мы называем древнеегипетской, в четвёртом веке нашей эры. А то и в седьмом, по мнению некоторых учёных. Итого имеем минимум три с половиной тысячи лет истории, за которые любой язык и даже письменность изменятся до полной неузнаваемости. Поэтому египтологи выделяют как минимум среднеегипетский язык, новоегипетский язык, позднеегипетский язык, а то и что-нибудь более узкое вроде языка Текстов Пирамид. Длительное изучение любого из этих языков вовсе не даёт гарантии понимания какого-либо другого.

    Поэтому, когда литературные или кинематографические археологи лихо читают «с листа» любой древнеегипетский текст, это очень мало похоже на истину. В том числе и потому, что в современном мире нет ни одного человека, который свободно читал бы на любом из мёртвых египетских языков. Любое «чтение» — это на самом деле кропотливая расшифровка, догадки по контексту, сравнительный анализ нескольких текстов одного периода… Один-единственный текст можно изучать многие годы — и всё равно сомневаться в значении некоторых предложений и даже отдельных слов.

    Обычно, чтобы оживить или, наоборот, упокоить мумию, нужно прочитать заклинание на древнеегипетском. Вслух. Тут любого реального египтолога ждала бы неудача, поскольку мы никакого представления не имеем о египетской фонетике. Приблизительное звучание некоторых фонем восстановлено по современным коптским словам (коптский — прямой потомок древних египетских языков), по греческим именам, записанным египетскими знаками (не будем о том, что фонетика древнегреческого тоже весьма условна), по… правда, всё это касается только согласных звуков, поскольку гласные в семитских языках, к которым относится и египетский, не пишутся. Для удобства между согласными вставляют звук «э» (так называемое «школьное чтение»), и к реальному звучанию всё это имеет очень мало отношения. Особенно мило получается, когда автор подчёркивает необходимость правильного произношения всех звуков, как, например, в очаровательной серии Робин Лафевер о девочке Теодосии.

    А ещё следует учесть, что археолог и лингвист-египтолог — это вообще разные профессии, из которых первая значительно более романтична и потому чаще встречается в литературе. Археолог уж точно не обязан свободно читать по-древнеегипетски.

    Великий исход

    Гробница визиря Рехмира

    Изготовление кирпичей. Гробница визиря Рехмира, прорисовка 1930 года

    Средний современный европеец имеет некоторое представление о библейской истории. В частности, он в курсе, что евреи много лет страдали в египетском плену, где их ужасно эксплуатировали. «И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами» (Исх. 1:13-14).

    Однако если почитать египетские источники, то становится совершенно очевидно, что замешивание глины с соломой для изготовления кирпичей — самая лёгкая физическая работа, которую в принципе могли предложить человеку. Уж точно полегче обтёсывания гигантских каменных блоков, например.

    Неудобно получается.

    Рабы в Древнем Египте

    Постройка пирамиды. На первом плане надсмотрщик с кнутом (кстати, наряженный в царский головной убор)

    В пятом классе советской и постсоветской школы нам всем рассказывали, что пирамиды построили тысячи и даже миллионы бесправных и угнетённых рабов. Это миф очень живучий, но очень локальный, существовавший только в Советском Союзе. Изобретён он был по личному приказу товарища Сталина в конце 1930-х годов для подтверждения теории формаций Маркса. В 1938 году рабство в древнем Египте было упомянуто в «Кратком курсе истории ВКП(б)», и альтернативных мнений как-то не осталось.

    Построили пирамиды свободные граждане Египта, так называемые «хему нисут», «царские люди». В свободное от сельскохозяйственных работ время. К этому социальному слою принадлежало практически всё население страны, они работали в царских, храмовых и крупных частных владениях — и тогда кормились из казны (то есть получали своеобразную зарплату). Или же работали на своей земле и тогда кормились самостоятельно. В силу особенностей египетского климата обработка земли занимает очень немного времени, и всё остальное время платить земледельцам «зарплату» вроде бы не за что. Поэтому их и переводили на строительство ирригационных сооружений или царских гробниц. Или ещё чего-нибудь. Между прочим, судя по мусору, найденному у пирамиды Хеопса в древнем посёлке строителей, питались «царские люди» тоже по-царски.

    На самом деле рабство в Египте, конечно, существовало. Но совершенно не в таких гигантских масштабах, как мы привыкли считать. К примеру, в одной из надписей Тутмоса III упоминается, что он привёл с войны около трёх сотен рабов. Трёх сотен. А Тутмос III — один из величайших завоевателей человеческой истории вообще. Если такое скромное количество обращённых в рабство врагов заносилось в анналы как огромное достижение, о каких тысячах и миллионах рабов можно говорить? Ещё один пример — вельможа, в хозяйстве которого работало несколько сотен «хему», хвалился тем, что купил одного раба. И это при том, что стоили рабы не так дорого — например, сохранился текст, в котором женщина по имени Ири-Нофрет покупает молоденькую сирийскую девочку за эквивалент примерно 400 граммов серебра. Значит, рабство просто было очень мало распространено.

    А через полторы тысячи лет, в эпоху Нового царства, строители царских гробниц вообще стали одними из самых уважаемых людей в Египте. Они жили в особом посёлке неподалёку от царского некрополя и не стеснялись устраивать забастовки, если их переставало устраивать вознаграждение за труд. Согласитесь, от раба такого ждать странно.

    Нубийцы

    Нубийские пленники, которые, скорее всего, станут рабами. От египтян отличаются негроидными чертами лица

    Царское имя

    Хатшепсут

    Приблизительно одна пятая имени царицы Хатшепсут

    В романах о древнем Египте, даже написанных профессиональными египтологами («Уарда» Георга Эберса, например), герои обычно зовут царя так, как мы привыкли по учебникам истории. Рамсес II, например, или Пепи I.

    На самом деле это именование современное, введённое только для удобства учёных. Каждый царь носил в общей сложности пять имён — личное, тронное, хорово, золотое и «имя двух владычиц», то есть богинь Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, какого-нибудь Тутмоса III звали на самом деле Хор Канехет-хаиме-Уасет, Хор в Золоте Джосер-хау, Две владычицы Уах-несит, царь и государь Менхеперра, сын Ра Тутмос. А его подданные говорили о нём как о Его Величестве Менхеперра. И вот это тронное имя было практически уникальным и в нумерации не нуждалось.

    Борис Карлофф (Мумия, 1932)

    Борис Карлофф в роли первой ожившей мумии в истории.

    Абсолютное большинство фильмов про мумий и египтологов, от классической «Мумии» 1932 года до недавно вышедшей на экраны «Пирамиды», сняты приблизительно по одному сценарию. Археологи приезжают на раскопки в Египет и случайно находят неизвестную гробницу фараона или, на худой конец, жреца (кстати, этот сюжетный ход как раз более-менее правдоподобен). В гробнице обязательно лежит жирненькая мумия, которая через некоторое время внезапно оживает и начинает убивать глупых людей, потревоживших её покой. Обычно в процессе ещё участвуют ловушки, которыми любая уважающая себя киногробница нашпигована доверху. В конце концов мумию либо расстреливают/сжигают/ещё как-то уничтожают физически, либо выводят из строя древнеегипетским колдунством и укладывают обратно в гроб (часто — до второй серии).

    Надо заметить, что одна из мумий фараонов всё-таки ожила. Немножко. Дело было в тридцатых годах XX века, и была это мумия Рамсеса II, одного из самых известных египетских царей. Мумия экспонировалась в Каирском музее, и одним прекрасным летним вечером она вдруг на глазах у посетителей вскинула руку и даже, говорят, разбила стекло.

    Этим всё и ограничилось.

    По всей вероятности, дело в реакции бальзамирующего состава на высокую температуру или просто в сильном перепаде влажности, вызвавшем сокращение пересушенных тканей, но впечатления все свидетели явно получили незабываемые.

    А мумия до сих пор живёт с поднятой рукой.

    Мумия

    Очередной оживший фараон

    Второй популярный мотив, касающийся вскрытых гробниц, — это «Проклятье фараонов», которое якобы постигает любого, кто нарушит покой мёртвого царя. Самый известный случай — проклятье Тутанхамона, в гробнице которого будто бы обнаружили табличку с надписью «Смерть лёгкими шагами настигнет каждого, кто нарушит покой фараона». Проявилось проклятье в том, что в течение приблизительно полутора лет от якобы естественных причин погибли шесть человек, принимавших участие в открытии гробницы. Секретарь, например. Или египетский принц, присутствовавший на прессконференции в честь этого события. Говард Картер, самый главный расхититель гробницы, прожил ещё шестнадцать лет, кстати. Но «известны» и другие случаи — например, в 1993 году была вскрыта царская гробница, в которой «нашли» надпись «Великая богиня Хатор дважды покарает всякого, кто посмеет осквернить эту могилу». Вскоре после этого у руководителя раскопок случился сердечный приступ.

    Основная проблема «проклятья фараонов» — кроме того, что эти версии не выдерживают никакой критики с точки зрения логики, — в том, что в египетской магической и религиозной практике не было понятия «проклятье» как такового. Магические способы извести, скажем, любовника жены существовали, но этот обряд требовал физического контакта с человеком. А никакого магического «огня по площадям» египтяне вести не умели и смысла в том не видели. То же относится и к оживающим мумиям. Египтяне в принципе не понимали идеи оживления мёртвых и не отвлекали их от важнейшего посмертного бытия. Они никогда не возвращали мертвецов даже в сказках, не обращались к ним за советом, не видели мёртвых во сне (сохранились обширные сонники, но такой мотив не упоминается там ни разу). И уж точно не стали бы накладывать на усопшего царя заклятие, обязывающее его встать через три тысячи лет и начать убивать.

    Также стоит заметить, что большинство гробниц, как царских, так и частных, неоднократно вскрывались ещё самими египтянами. И если простых людей за это карали (ну, уголовное правонарушение вообще-то, и судебные протоколы сохранились), то царям, открывающим гробницы своих предшественников, ничего за это не было. А делалось это с самыми разными целями: от банального грабежа (например, царь вполне мог утащить из гробницы нелюбимого дедушки резные каменные плиты, которыми были отделаны стены, слегка подкрасить и поставить уже в собственную гробницу) до перезахоронения в соответствии с новыми религиозными тенденциями. Или проклятье фараонов на фараонов не распространяется?

    Что же касается ловушек в гробницах, наиболее распространены в кинематографе следующие: внезапное распыление серной кислоты, самострелы в стенах, опускающийся потолок или обрушивающийся в пустоту пол (обычно для этого нужно наступить на неправильную плитку) и неожиданное затопление всех ходов в пирамиде. Ещё встречаются плотоядные скарабеи, оживающие статуи и прочее. Даже если не считать того, что самострелы изобрели значительно позже, скарабеи не едят свежее мясо, а в Сахаре нет бурных рек, реальность проста и скучна: ни одной ловушки ни в одной известной нам гробнице до сих пор не обнаружено. За одним маленьким исключением — в поздний период в царских гробницах, высеченных в скалах, перед погребальной камерой вырезали глубокий отвесный колодец. Всегда в одном и том же месте. Возможно, он имел ритуальное значение, а возможно, действительно спасал от грабителей. Но обычно коридоры и проходы, ведущие к саркофагу, просто намертво замуровывали.

    Деньги-деньги-дребеденьги

    Серебряные слитки, служившие мерой веса

    Серебряные слитки, служившие мерой веса

    Денег в древнем Египте тоже не существовало. Точнее, египтяне додумались до того, чтобы сделать серебро, медь и золото неким универсальным эквивалентом, но непосредственно в торговле металл не участвовал. Существовала мера веса под названием «дебен», размер которой за несколько тысяч лет изменился от 13,5 граммов до примерно 90 граммов. Дебен условно делился на двенадцать «китов».

    Договоры купли-продажи, сохранившиеся в изобилии, составлены примерно так: «Вот цена, которую я дал за вещь: саван из тонкого льна ценой в пять китов серебра, отрез льна ценой в три кита серебра и одну треть, бронзовый сосуд ценой в восемнадцать дебенов серебра, десять рубах из льна ценой в четыре дебена серебра, горшок мёда ценой в пять китов серебра, всего двадцать три дебена один кит и одна треть серебра». То есть фактически имел место натуральный обмен.

    А монеты появились только в конце шестого века до нашей эры.

    Фреска

    Казалось бы, просто жанровая сценка

    Ужасные ошибки в изображении и описании древнеегипетского быта зачастую делают как раз те авторы, которые старательно ознакомились с источниками и изучили множество египетских картинок. Ну, например, все же знают, что древние египтяне ходили в белых набедренных повязках, правда?

    Вот только девяносто процентов известных нам изображений — фрески из гробниц. Если с текстами всё гораздо лучше (сохранились и учебники по самым разными дисциплинам, и судебные архивы, и личная переписка, и хозяйственные записи), то с изобразительным искусством нам не повезло. Казалось бы, в гробницах изображена самая обычная жизнь: полевые работы, охота, праздники, обеды… Бери информацию да радуйся. Но если подумать (или хотя бы почитать специалистов, которые уже подумали), становится понятно, что рисуют на стенах гробниц не этот мир, а тот свет. Где всё будет примерно так же, конечно, но намного лучше и немного по-другому.

    В частности, на том свете совершенно иначе одеваются. В реальности ходить на экваторе в тряпочках, не прикрывающих плечи, очень глупо (чернокожими-то египтяне не были), а выходить в поле в белом ещё глупее. К тому же вся найденная при раскопках одежда — цветная.

    Вообще к любым бытовым свидетельствам из гробниц надо относиться с осторожностью. Например, на головах очень многих женщин изображены небольшие конусы непонятного назначения. Знатоки-любители уверенно говорят, что эти конусы делались из благовонных масел или воска, в течение вечера потихоньку таяли и приятно пахли. Наука, в отличие от любителей, об этом не имеет ни малейшего понятия, хотя такая версия и выдвигалась наравне со многими другими.

    Сидеть на жаре с комком масла на голове – отличная идея, правда?

    Сидеть на жаре с комком масла на голове – отличная идея, правда?

    * * *

    На самом деле рецепт создания плюс-минус достоверных текстов и других произведений о древнем Египте прост. Да, конечно, в силу того, что этот период изучен довольно неплохо, масса сведений о нём относится к категории «все знают». Древнеегипетская культура за последние пару столетий не раз становилась модной, а модное всегда упрощается до невозможности, чтобы не сказать «делается примитивным». Поэтому не надо покупаться на обманчивое богатство сведений в голове любого поклонника Брендана Фрейзера, лучше обратитесь к Джеймсу Фрезеру или кому-нибудь из его коллег — ведь научных и научно-популярных работ по Древнему Египту множество, и читать их не менее интересно, чем смотреть фильмы про оживших мумий.

    Мелочи

    Тутанхамон

    Погребальная маска Тутанхамона. Полосатый платок – головной убор, принадлежащий исключительно царю. И обряжать в него каждого героя не стоит

    • Лошади в Египте появились очень поздно, где-то в XVII веке до нашей эры. Верхом египтяне не ездили и даже, судя по всему, не воспринимали лошадь как отдельное живое существо — личное имя давали не лошади, а всей колесничной упряжке.
    • Слово «фараон», прижившееся в качестве обозначения египетского царя, никогда не было официальным титулом, а служило скорее эвфемизмом, причём вошло в обиход очень поздно, в середине первого тысячелетия до нашей эры. Поэтому какой-нибудь «фараон Хеопс» — это грубый анахронизм.
    • В большинстве египетских текстов в качестве одного из главных продуктов питания упоминается пиво. Поэтому персонажи романов о древнем Египте постоянно пьют пиво, а компания Carlsberg даже выпустила эль «по древнеегипетскому рецепту». Если же взять настоящий древнеегипетский рецепт, оказывается, что словом «пиво» некогда перевели название чего-то вроде жидкой каши из крупномолотого зерна. Так что это «пиво» действительно ели, в том числе и дети. Хотя, конечно алкогольные напитки в древнем Египте существовали.

    Как выглядели дома в Древнем Египте: реконструкция 3D

    Модели 3 более 3000 египетских домов древнего Египта, руины которых были обнаружены во время раскопок в Тель-эль-Фарча в дельте Нила, подготовил Яцек Кармовски, аспирант Института археологии Ягеллонского университета в Кракове.

    «Принято считать, что архитектура древнего Египта была представлена каменными постройками – об этом свидетельствуют самые узнаваемые сооружения цивилизации: пирамиды и храмы», — пояснил Яцек. — «На самом деле, большинство домов в городах и селах были состояли из каменных кирпичей», — добавил он.

    Дома древнего Египта: 3D-реконструкция

    Здания из кирпичей были не особо прочными в отличие от каменных. Прочность строительного материала обеспечивала долгую сохранность постройки.

    «Напомню о том, что каменное зодчество представляло особенную часть египетского зодчества, связанного с религиозными обрядами и верой в загробную жизнь», — пояснил Кармовски.

    Во время раскопок ученый проанализировал время и технологию строительства домов в древнем Египте из сырцового кирпича. Он выявил основные очертания домов в поселке и провел реконструкцию их вида с помощью компьютерной программы САПР. Хотя археологи до сих пор используют для восстановления очертаний древних поселений зарисовки карандашом на бумаге.

    Данные программы он сопоставил с фотографиями, сделанными при проведении работ на месте.

    «Это только начало. Когда я получил первые рисунки, то пошел в библиотеку и начал искать другие источники для реконструкции домов. Большую ценность представляют сохранившиеся модели домов того периода. Позже – изображения в живописи и рельефах с рисунками различных типов жилых зданий», — констатировал археолог.

    В проект включено изучение технологии строительства древней эпохи. Для архитектуры Египта Древнего царства (2686-2181 до н.э.) характерно использование древесины и глиняных кирпичей при возведении зданий.

    «Важная информация для реконструкции была получена по заметкам, сделанным в современных деревнях, в том числе Газала, которая находится рядом с местом наших раскопок», — добавил Кармовски.

    Подробный анализ данных, полученных польским археологом, показал, что египтяне заселились в дельту Нила около 5000 лет назад. Первоначально они жили в домах прямоугольной формы площадью примерно 10 кв.м. Застройка была достаточно плотной. Окна делали маленькими в верхней части стен.

    «Их положение объяснялось защитой от жителей пустыни – скорпионов и змей. С другой стороны, так обеспечивалось поступление необходимого количества света в комнату», — пояснил археолог.

    Как делали дома в Древнем Египте

    Дома древнего Египта: 3D-реконструкция

    Крыша крепилась на опорные балки. Порог располагался чуть выше уровня земли для недопущения затопа дома в периоды разлива рек, которые происходили вплоть до XX века, когда была построена Асуанская плотина.

    В домах не было дверей – для этого использовались ковровые покрытия.

    «Самым сложным была реконструкция крыши – в ходе раскопок не было получено достаточно информации, и нам пришлось ориентироваться на облик современных зданий», — сказал Кармовски.

    Исследователь предположил, что крыши делали из легких материалов, таких как доски, деревья, тростник и солома. Они были плоской формы.

    Ряд других элементов кирпичных зданий можно обнаружить сегодня в городах в дельте Нила. Примером может служить ограждения из органических материалов и стен из глиняных кирпичей. Эти конструкции были включены при создании виртуальной реконструкции.

    Археологический объект в местечке Тель-эль-Фарча в течение 16 лет изучается польской экспедицией в Восточной дельте Нила под руководством профессора Кшиштофа Сиаловича из Института археологии Ягеллонского университета и Марека Клодники из Археологического музея в Познани.

    Установлено, что поселение было заселено в течение 100 лет, с 3700 по 2700 до н.э. Это время отмечено, как нахождение культового религиозного центра в Нижнем Египте – центр власти при формировании единой власти во главе с фараоном..

    Тель-эль-Фарча получил популярность после открытия одного из старейших в мире пивоваренных центров. Здесь были обнаружены две золотых статуи правителей, датируемых около 3500 до н.э. Археологическое место богато объектами раннего искусства Древнего Египта. Некоторые из них можно увидеть в знаменитом Египетском музее в Каире.

    Источник:  Archaeologynews

    30 фактов о Древнем Египте, о которых вы наверняка не знали

    1. Впервые массово применять антибиотики стали только в прошлом столетии. При этом древнеегипетские медики прекрасно знали, что это такое около четырех тысяч лет назад. При лечении инфекционных заболеваний они использовали любые заплесневевшие продукты, а также почву.
    2. Египтяне из богатых сословий носили парики, так как свои волосы они состригали. Ту же процедуру проделывали с детьми, только оставляли им длинную косу. И дело здесь не в моде, таким образом, египтяне избавлялись от вшей и блох. А вот беднякам приходилось туго, они ходили с длинными волосами.
    3. Вопреки расхожему убеждению, не солдаты Наполеона «отломили» нос у Сфинкса. Да, они действительно стреляли по нему из пушек, но к тому времени статуя уже была повреждена. Поскольку есть изображение Сфинкса в 1737 году (за несколько десятилетий до того, как французы оказались в Египте), на котором он уже без носа. В истории сохранилось лишь одно имя вандала — Саим-аль-Дахр. Исламский фанатик пытался уничтожить статую в 1378 году. Но неизвестно, какой урон он ей нанес.
    4. Самой первой пирамидой, построенной на территории Египта, является пирамида фараона Джосера. Ее возвели ориентировочно в 2600-х годах до н.э. И в отличие от знаменитой пирамиды Хеопса, она является ступенчатой. При этом поначалу ее обнесли стеной с пятнадцатью дверями, вот только открывалась лишь одна.
    5. В Египте свято верили, что все фараоны – это земное воплощение бога Хора. И потому верховная власть в стране принадлежала только мужчинам. Но однажды произошла оказия – на троне оказалась женщина. Чтобы среди народа не произошло волнения, жрецы придумали легенду, мол, она – дочь бога Амона. Но на различных официальных церемониях Хатшепсут все равно присутствовала в мужской одежде и с искусственной бородой.
    6. Египтяне первыми придумали колеса со спицами. Поэтому их двухколесные колесницы были легкими и маневренными. А их главные на тот момент противники (хетты) продолжали использовать медленные и тяжелые четырехколесные повозки. При этом колеса были полностью деревянными.
    7. Первыми на земле людьми, которые носили обручальные кольца на безымянном пальце, являются именно египтяне. Этот обычай у них потом позаимствовали эллины и римляне.
    8. Прежде чем покончить с собой, Клеопатра на рабах испытала действия нескольких ядов. Она хотела найти самый быстродействующий и безболезненный.
    9. Мать в Древнем Египте была главой семьи. Более того, даже родословная велась только по материнской линии.
    10. Долгое время в Египте среди богатых женщин была мода на прозрачные платья.
    11. В Древнем Египте нельзя было зайти в дом (даже в собственный) в обуви. 12. Фараоны возле себя всегда держали особых слуг – носильщиков сандалий. Хоть правители и предпочитали ходить босиком, но обувь была обязательным атрибутом богатства.
    13. Во время каких-либо масштабных застолий египтяне считали совершенно нормальным натирать себя и других благовониями или же начать переодеваться при всех.
    14. Что мужчины, что женщины в Египте использовали макияжи зеленого (из меди) и черного (из свинца) цветов. Расхожее мнение о моде или о целебных свойствах такой «раскраски» ошибочны. На самом деле, макияж защищал лица людей от солнечных лучей.
    15. У египтян была развита почтовая служба. Письма по нужному адресу они отправляли с помощью прирученных голубей.
    16. Именно в Древнем Египте было составлено первое в мире официальное завещание. Его автор – один из сыновей фараона Хафре. Написан был документ приблизительно в 2601 году до н.э.
    17. Древние египтяне никогда не праздновали свои дни рождения. С чем это связано – неизвестно до сих пор.
    18. Египетские врачи были «продвинутыми» не только по меркам того времени, но даже и по современным. Они могли проводить сложные операции и прекрасно знали человеческий организм. Пересадка органов, шунтирование сердца, как показали исследования египтологов, все это для древних врачей не было проблемой. Все эти знания, к сожалению, сгорели вместе с Александрийской библиотекой.
    19. В жизни египтяне пользовались тремя разными календарями. В их распоряжении были: ежедневный земледельческий, астрономический и лунный. Первый состоял из 365-и дней и включал в себя три сезона по четыре месяца. Астрономический строился по наблюдениям за Сириусом, который «становился доступным» каждый год в начале сезона дождей. А лунный календарь вели жрецы, где они указывали даты различных религиозных церемоний.
    20. Главной едой у египтян был хлеб, а напитком – пиво. В усыпальницах богатых людей всегда помещали макеты пивоварен, чтобы у них не было недостатка в этом напитке.
    21. В качестве мухобоек египтяне использовали специальные плетки, сделанные из хвостов жирафов.
    22. Началом египетской истории принято считать 3200 год до н.э. В это время правитель Менес (иногда его называют Нармер) сумел объединить Верхнее и Нижнее королевства. В 341 году до н.э. египетских фараонов сначала сместили персидские наместники, а после – греки из династии Птолемеев. Например, та же Клеопатра по «паспорту» была гречанкой и не знала египетского языка.

    Таинственные технологии Древнего Египта — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

    Давайте обратимся опять к одной из древнейших цивилизаций мира и к одной из самых загадочных стран — Египту. Бесчисленное количество версий и споров порождают следы деятельности  и сооружения древних. Вот еще несколько вопросов, на которых могут быть только фантастические ответы.

    На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов — гранита, диорита, обсидиана, кварца… Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария.

    Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают…

    Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся на две группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения. С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой — отшлифованные с невероятным мастерством многотонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения. Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.

     

    Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.

     

     

    Но вот незадача — в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.

     

     

    И это еще цветочки. А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора, — это уже ягодки. Мало того что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.

     

     

    Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума — поминального храма Рамсеса II. Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты 19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), которым датирует скульптуру современная наука.

    А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.

     

     

    Ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями — необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.

    Многие пытаются такое несообразное соседство объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.

     

    С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.

    Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.

    Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение — кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».

     

     

    Грандиозность древнеегипетских пирамид и дворцов вполне очевидна, но всё же интересно было бы узнать, каким образом и с применением каких технологий удалось создать это удивительное чудо.

    1. Большинство гигантских гранитных блоков заготавливалось в Северных Каменоломнях близ современного г. Ассуана. Блоки извлекались из скального массива. Интересно ознакомиться, каким же образом это происходило.

    2. Вокруг будущего блока изготавливался паз с очень ровной стенкой.

    3. Более того, верх заготовки блока и плоскость рядом с блоком также выравнивались неизвестным иструментом, после работы которого оставались ровные мелкие повторяющиеся выемки.

    4. Подобные выемки этот инструмент оставлял и на дне канавы или паза, вокруг заготовки блока.

    5. Также во множестве встречаются ровные и глубокие отверстия в заготовке и массиве гранита вокруг неё.

    6. На всех четырех углах детали паз ровно и аккуратно закруглен по радиусу.

    7.  А вот истинный размер заготовки блока. Совершенно невозможно представить технологию, при помощи которой блок мог быть извлечен из массива.
    Какие-либо артефакты, свидетельствующие о способах подъема и транспортировки заготовок, отсутствуют.

    8.  Отверстие в разрезе. Пирамида Усеркафа.

    9. Отверстие в разрезе. Пирамида Усеркафа.

    10. Храм Сахура. Отверстие с равномерно повторяющимися круговыми рисками.

    11. Храм Сахура.

    12. Храм Сахура.  Отверстие с круговыми рисками, идущими с одинаковым шагом. Подобные отверсия возможно изготовить медным трубчатым сверлом с применением порошка корунда и подачей воды. Вращение инструмента возможно обеспечить при помощи плоско-ременного привода от варащающегося маховика.

    13. Пирамида Джедкара. Пол из базальта.

    14. Пирамида Джедкара. Выровненый пол из базальта, технология неизвестна, как впрочем и инструмент, которым эта работа могла быть выполненна. Обратите внимание на бортик справа. Возможно инструмент не был доведен до края по неизвестной причине.

    15. Пирамида Усеркафа. Пол из базальта.

    16. Пирамида Менкаура. Стена, выровненая неизвестным инструментом. Процесс предположительно не завершён.

    17. Пирамида Менкаура. Ещё один фрагмент стены. Возможно, процесс выравнивания также незавершён.

    18. Храм Хатшепсут. Профилированная деталь фасада.  Хорошее качество обработки деталей, выборка паза могла быть осуществлена  вращающимся медным диском с добавлением корундового порошка и подачей воды.

    19.  Мастаба Птахшепсеса. Блок с шипами.  Качество шлифовки граней достаточно высокое, шипы, вероятно являлись конструктивным элементом. Технология неизвестна.

     

     

    Вот еще некоторая информация:

     

     

     

    В Каирском музее, как и во многих других музеях мира, находятся образцы изделий из камня, найденные внутри и вокруг знаменитой ступенчатой пирамиды в Саккаре, известной как пирамида фараона III династии Джосера (2667-2648 до н.э.). Исследователь египетских древностей У. Петри нашел осколки подобных изделий и на плато Гиза.

    В отношении этих каменных предметов существует целый ряд нерешенных вопросов. Дело в том, что они несут на себе несомненные следы механической обработки – круговые борозды, оставленные резцом при осевом вращении этих предметов во время их производства на неких механизмах типа токарного станка. На левом верхнем снимке эти бороздки особенно хорошо видны ближе к центру предметов, где резец на заключительной стадии работал интенсивнее, также видны бороздки, оставшиеся при резком изменении угла подачи режущего инструмента. Подобные следы обработки видны и на базальтовой чаше на правом снимке (Древнее Царство, хранится в Музее Петри).

     

     

     

     

    Эти каменные сферы, чаши и вазы – не только бытовая утварь древних египтян, но и образцы высочайшего искусства, когда-либо найденные археологами. Парадокс заключается в том, что наиболее впечатляющие экспонаты относятся к самому раннему периоду древнеегипетской цивилизации. Они изготовлены из самых разнообразных материалов – от мягких, типа алебастра, до самых «трудных» в категориях твердости, типа гранита. Работа с мягким камнем, например, алебастром, по сравнению с гранитом относительно проста. Алебастр можно обрабатывать с помощью примитивных инструментов и шлифовки. Виртуозные же работы, выполненные в граните, вызывают сегодня массу вопросов и свидетельствуют не только о высоком уровне искусства и ремесла, но, возможно, и о более передовой технологии додинастического Египта.

    Петри писал по этому поводу: «…Токарный станок, кажется, был столь же привычным инструментом в четвертой династии, как и в сегодняшних заводских цехах».

    На снимках вверху: сфера из гранита (Саккара, III династия, Каирский музей), чаша из кальцита (III династия), ваза из кальцита (III династия, Британский музей).

     

     

     

    Изделия из камня, подобные этой вазе слева, изготавливались в самый ранний период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина очевидна – прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и – что самое необъяснимое – всё-таки завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного листа – по сегодняшним меркам это просто экстраординарный подвиг древнего мастера.

    Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта, «полностью» пустотелые, и при этом с узким, порой очень длинным горлом, наличие которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при условии ручного изготовления (справа).

    Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки – полый каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания  – менее 3,8 мм2 – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси).

    Подобные технологические изыски способны привести в изумление сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже в керамическом варианте очень сложно. В граните – практически невозможно.

     

     

     

    Читайте тут подробнее про тайну диска САБУ 

     

    В Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и загнутыми к центру «вазы». Это древний образец удивительного  мастерства.

    На этих снимках показаны только четыре образца из тех тысяч предметов, найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в Саккаре (так называемой пирамиды Джосера), которая, как сегодня считается, является самой древней каменной пирамидой Египта. Она – первая из всех построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников. Пирамида и ее окрестности – уникальное место по количеству найденных образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя фрагменты подобных изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато Гиза.

    Многие из находок Саккары имеют на поверхности выцарапанные символы с именами правителей самого раннего периода египетской истории – от преддинастических царей до первых фараонов. Судя по примитивному письму, трудно представить, что эти надписи были сделаны тем же мастеровым-виртуозом, который создал эти изящные образцы. Скорее всего, эти «граффити» были добавлены позже теми людьми, кто так или иначе оказался их последующим владельцем.

     

     

     

    На снимках – общий вид восточной стороны Великой пирамиды в Гизе с укрупнением плана. Квадратом выделен участок базальтовой площадки со следами применения распиливающего инструмента.

     

     

     

     

    Обратите внимание, что следы распила на базальте четкие и параллельные. Качество этой работы свидетельствует, что пропилы были сделаны идеально устойчивым лезвием, без каких-либо признаков начального «рыскания» полотна. Невероятно, но, кажется, что распиливание базальта в древнем Египте было не очень трудоемким делом, ибо мастера с легкостью позволили себе оставить лишние, «примерочные» следы на скале, которые при условии ручного распила будут являться избыточной тратой времени и сил. Такие «примерочные» распилы – не единственные здесь, несколько подобных следов о

    10 Обычаев Древних Египтян, Которые Вас Удивят

     

    Носить на голове свои волосы было уделом бедняков

    В Древнем Египте было много чего интересного. Все же люди, жившие в древности в корне отличаются от жителей нашей планеты настоящего времени. У них были очень интересные обычаи и убеждения, о который вы сейчас узнаете!

     

    Носить на голове свои волосы было уделом бедняков

     

    Как утверждает Библия, третья египетская казнь, всего их было 10, — нашествие кровососущих насекомых. Нам, конечно же, не известно, было ли так на самом деле, но при этом мы точно уверены, что одна из самых больших проблем в жизни доисторического египтянина были- вши. Чтобы избавиться от вредных насекомым людям приходилось бриться налысо, никто не являлся исключением в этой процедуре, так делали и женщины и мужчины, и даже дети, которым до 12 лет волосы сбривали регулярно. Люди не имевший достаточное количество денег ходили лысыми, но богачи могли позволить купить себе парик. Иногда волосы на парике даже заплетали в косу.

     

    У древних египтян были очень своеобразные методы контрацепции

     

    Один из самых горячих споров среди ученых-историков до сих пор является спор о том, использовали ли в древности презервативы.Вероятно, древнейшие презервативы появились еще около 12-15 тысяч лет назад, но достоверных данных нет. Как известно, в Древнем Египте люди предпочитали иметь мало детей, поэтому там практиковались различные способы контрацепции, в основном, конечно, контролировать свою беременность было женским делом. Мужчины в качестве контрацепции придумывали окунать свой детородный орган в луковый сок или смолу, а женщины же использовали мед  или собственноручно приготовленные мази.

     

    Не менее странными были способы определения способности женщины иметь детей

     

    Способы определения возможности женщин иметь детей были очень варварскими. Доходило даже до таких глупостей, как намазывать женщину маслом и заставлять ее лежать так весь день, а если на следующее утро она хорошо выглядела, значит могла стать матерью.Так же у древних докторов было такое мнение, что каждое отверстие женщины связано напрямую, поэтому еще один способ понять сможет ли женщина забеременеть является не менее интересным. На ночь женщине во влагалище засовывали небольшую головку лука или зубчик чеснока, и если с утра у женщины изо рта пахло тем или иным растением, то женщина могла родить ребенка.

     

    Красивых женщин не хоронили сразу, чтобы избежать некрофилии

     

    В Древности Некрофилия не была чем-то новым, поэтому, когда умирала красивая женщина ее отдаваль бальзамировщикам через 3-4 дня после ее смерти, чтобы они не смогли с ней совокупиться. Обычно же на бальзамирование отдавали труп сразу же, как только человек умер

     

    Фараоны страдали от лишнего веса

     

    Чаще всего художники изображали фараонов стройными и мускулистыми мужчинами, но раскопки говорят совершенно обратные вещи. Некоторые фараоны, которых нашли при раскопках были, мягко говоря, в теле. Такое происходило скорей всего потому, что пиры в царском дворе устраивались почти каждый день, как сообщают многие письменные источники. Пиры древние египтяне устраивать точно умели, для них стандартный пир состоял как минимум из ведер вина, множества пирогов и килограммов мяса, поэтому не стоит удивляться тому, что при раскопках у египтянинов находят выпирающие животы, закупорку артерий и складки жира. Кстати, говоря об ожирении, уже в 1500 году до нашей эры египтяне писали тракте о вреде ожирения..

     

    Проктологов в Древнем Египте называли «пастухами ануса»

     

    В Древнем Египте было много докторов, которые сохранились и в наше время. дантисты, окулисты, и, конечно же проктологи, единственной работой которых было приготовление растворов для клизм, но зато они получили гордое название: «пастухи ануса». Клизмы были просто необходимы в то время, так как фараоны каждый месяц на протяжении трех дней чистили свои желудки после переедания.

     

    Косметикой пользовались и мужчины, и женщины, причём в основном в медицинских целях

     

    Красили глаза в виде стрелок в Древнем Египте не только представительницы женской половины, но и мужчины. Считалось, что сурьма, зеленого или черного цвета, не только делала взгляд выразительным, но и защищала глаза от инфекционных болезней и преждевременного старения.

     

    Древние египтяне не только не стеснялись наготы, но и старались всячески покрасоваться своим телом на публике

     

    Наличие определенного типа одежды выдавало социальный статус и уровень материального благополучия в Древнем Египте. Так, до наступления подросткового возвраста, дети всех полов не утруждали себя ношением одежды и обуви. Но даже взрослые египтяне любили походить нагишом, так как многие из них гордились своим телом, поэтому они искали различные причины для того, чтобы его показать.

     

    Сандали были единственным важным, но не любимым атрибутом одежды у египтян

     

    Не обращая внимания на то, что древние египтяне любили походить нагишом, к обуви они относились с особым трепетом. В то время люди носили сандалии, которые делались из кожи для фараонов и знати, и из тростника для простых людей. У фараонов существовал специальный человек, которого они прозвали носильщиком сандалий. Вообще сандалии входили в одни из тех немногих вещей, которые были необходимы фараону в загробной жизни. Также для древних египтян было смерти подобным зайти в обуви в дом, а еще они очень любили ходить босиком.

    История Древнего Египта — Википедия

    Древний Египет — древнее государство в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил.

    Можно выделить следующие три основных источника знаний о Древнем Египте[1]:

    • Тексты, написанные греческими писателями. Наиболее известными авторами, писавшими о Египте, были Геродот (V век до н. э.), Гекатей (IV—III в. до н. э.), Диодор Сицилийский (I в. до н. э.), Страбон (I в. до н. э. — I век н. э.). Данные источники страдают неполнотой и включают довольно большое количество недостоверных сведений, что является следствием неполных сведений о Египте и его культуре у греков. Сюда же можно включить написанную на греческом языке историю Египта, автором которой является египетский жрец Манефон. Этот источник был написан в конце IV века до н. э. уже после того, как Египет был завоёван Македонией. Манефон упоминает о 30 династиях, царствовавших в Египте, а также делит всю его историю на три периода: Древнее царство, Среднее царство и Новое царство. Труды Манефона дошли до современности лишь в более поздних списках еврейских и христианских авторов, и содержат искажения, вставки и исправления.
    • Библия и иные еврейские религиозные книги, написанные начиная с XI века до н. э. К этим источникам относятся с осторожностью, так как они рассматривают историю Египта лишь в связи с историей еврейского народа, и поэтому являются неполными. Кроме того, оценки фактов истории Египта в данных источниках являются явно односторонними и тенденциозными.
    • Наиболее важным источником являются документы, надписи и предметы, непосредственно исходящие из Древнего Египта. Прочтение их стало возможно благодаря расшифровке египетской иероглифической письменности Жаном-Франсуа Шампольоном. До нашего времени дошло довольно много папирусов, содержащих записи самого различного характера, надписей на стенах зданий и памятников, рисунков на гробницах и иных сооружениях, а также предметов быта, религиозного культа и произведений искусства. Эти источники содержат значительный объём сведений о египетском быте, государственной организации общества, религии, занятиях населения, внешней и внутренней политике Древнего Египта.

    Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:

    За недостаточностью источниковой базы на сегодняшний день мы не можем быть на сто процентов уверенными в абсолютных датах того или иного события древнеегипетской истории. О большинстве фактов можно говорить лишь относительно. Так, началом древнеегипетской цивилизации является начало Раннединастического периода, что произошло, как считают современные египтологи, в 4-м тысячелетии до н. э. Конец же Классического Египта известен точно — это 31 г. до н. э., когда закончил правление последний фараон Древнего Египта Цезарион, и Египет стал провинцией Римской империи.

    В 4-м тыс. до н. э. из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Верхний Египет и Нижний Египет (со столицами в Иераконполе и Буто). Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.

    В 30—28 веках начались столкновения с соседями: кушитами (нубийцами) — на юге, с ливийцами — на западе и кочевниками с Синайского полуострова — на северо-востоке.

    В XXVIII—XXIII веках до н. э. сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён. Выражением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны.

    В XXIII—XXI веках до н. э. Египет распадается на множество номов. Новое объединение Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. Фиванский фараон Ментухотеп I стал правителем объединённого Египта.

    В XXI—XVIII веках до н. э.покровителем фараонов объявлен бог Амон. Аменемхет I перенёс столицу из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе. Новый распад Египта.

    В XVIII—XVI веках до н. э. гиксосы захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила. Уничтожить владычество гиксосов удалось Яхмосу I. Преследуя их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.

    При Аменхотепе III Древний Египет достиг наибольшего могущества. Из провинций в Азии и из страны Куш Древний Египет получал в качестве дани древесину, металлы (медь, олово, свинец, серебро), скот, рабов, вина, ювелирные изделия, слоновую кость. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут направила экспедицию, в Древний Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ Атона (солнечного диска), в честь которого основана новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 году до н. э. его реформы были отвергнуты, а столица вернулась в древний Мемфис. Начавшийся упадок в правление Эхнатона продолжался до около 1290 года до н. э., когда фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вёл упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса.

    Закат: конец единого Египта[править | править код]

    В 945 г. до н. э. ливийский военачальник Шешонк I провозгласил себя фараоном, сделав своей резиденцией город Бубастис в дельте Нила. Он взял Иерусалим и разграбил его.

    В 671 г. до н. э. ассирийская армия Асархаддона захватила и разграбила Мемфис.

    В 667 г. и 663 г. до н. э. ассирийцы овладели Фивами. Псамметиху I удалось вновь объединить Древний Египет. При Нехо II, сыне Псамметиха I, был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.

    В 525 г. до н. э. Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией).

    В 405 г. до н. э. Амиртей выдворил персидские войска из Египта и восстановил независимость.

    В 342 г. до н. э. персы под предводительством царя Артаксеркса III вновь захватывают Египет, подвергнув его значительному разорению.

    В 332 году до н. э. в Египет вступила армия Александра Македонского: Древний Египет стал частью его державы. После раздела его империи между диадохами Египет достался полководцу Птоломею Лагу — основателю греко-македонской династии Птоломеев Лагидов (в 305—30 гг. до н. э.). Столицей стал город Александрия.

    При Птоломеях Египет стал главным поставщиком хлеба в эллинистическом мире. В этот период флот Египта господствовал в Средиземном море. В правление царицы Клеопатры, последней из династии Птоломеев, Египет оказался втянутым в политическую борьбу в Древнем Риме. После поражения флота Египта в сражении при Актиуме в 31 г. до н. э. и самоубийства Клеопатры VII Египет был превращён в римскую провинцию (30 г. до н. э.).

    1. ↑ Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах / под ред. В. А. Томсинова. — М.: Зерцало-М, 2011. — С. 3-4. — 640 с. — ISBN 978-5-94373-194-5.
    ⛭
    Главные
    темы
    Egypt.Giza.Sphinx.01.jpg
    Исторические
    периоды
    Прочее
    Списки

    Сады в Древнем Египте — Википедия

    Сады в Древнем Египте происходят, предположительно, от орошаемых Нилом огородов. С ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады[1].

    История и развитие древнеегипетских садов прошлого, подобно другим аспектам жизни Древнего Египта, была связана с Нилом и сетью питаемых им каналов. Самые ранние египетские сады представляли собой цветочные клумбы и огороды, принадлежащие прежде всего храмам, которые выращивали в них овощи для некоторых церемоний. В период Среднего Царства появляются крупные садовые комплексы вокруг дворцов фараонов и сады удовольствий вокруг поместий богатых египтян.

    Изображения египетских садов встречаются на стенах гробниц, в некоторых папирусах и на саркофагах. Композиция египетских садов главным образом основана на принципе геометрических построений. Чаще всего сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах.

    Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине. В дворцовых садах фараонов могло находится множество прудов, в том числе достаточно обширных для плавания на лодках. Пруды были искусственные с выложенными каменными плитами берегами. В пруду росли водяные растения, разводились рыбы и водяные птицы. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов[2].

    Храмовые сады[править | править код]

    Обширные сады разбивались вокруг храмов. В храме Амона в Карнаке было 26 огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоёванной Его Величеством»[3]. Храмовые сады часто имели аллеи фиговых пальм и платанов (посвящённых богине любви Хатхор). Иногда ряды деревьев растягивались на несколько километров, соединяя разные храмы между собой. Для деревьев, высаженных далеко от реки, приходилось выкапывать достигающие до десяти метров в глубину колодцы. В некоторых храмовых садах жили священные божественные животные, такие как ибис или павиан. В садах выращивали цветы для религиозных церемоний, а также лекарственные растения и приправы, такие как тмин, анис и кориандр[4].

    Сады вокруг дворцов и поместий[править | править код]

    Погребальная деревянная модель сада XI династии (ок. 2009—1998 годы до н. э.) из Фив

    Дворцовые сады были огромными, с множеством прудов и тенистых аллей для отдыха фараонов. Правители Древнего Египта высаживали в садах завезённые из других стран растения, неведомые в Египте. Например, экспедиция царицы Хатшепсут из страны Пунт наряду со слоновой костью, миртом и ладаном привезла миртовые деревья, выкопанные из земли с корнями.

    Начиная со времён Нового Царства общей чертой роскошных поместий богатых египтян стали сады удовольствия. Согласно рисункам на гробницах, планировка этих садов была более или менее стандартной. В центре располагался прямоугольный пруд с последовательными рядами деревьев вокруг него. Края водоёмов были наклонными с лестницами, позволявшими садоводам собирать воду для орошения[5]. Пруд часто окружался стенами или колоннами, увитыми виноградными лозами и украшенными красочными картинами людей, животных и растений.

    Могильные сады[править | править код]

    Характерной особенностью древнеегипетского садоводства было наличие специальных могильных садов. По египетским религиозным воззрениям, душа умершего после совершения определённых обрядов может выходить из могилы и гулять в саду. В таких местах строили небольшие павильоны, где умерший мог играть в сенет или просто отдыхать. В садах помещались любимые вещи умершего, которыми он мог бы воспользоваться после смерти[6].

    Садоводство в Древнем Египте было очень тяжёлой работой, так как сухой климат требовал от садовника постоянного орошения. Для разведения аллей финиковых пальм необходимо было большое мастерство в искусстве садоводства. Также немалые усилия прикладывались для отпугивания птиц от зерновых культур. В этом деле египтяне достигли высокого уровня, придумывая хитроумные ловушки, останавливающие вторжения птичьих стай[3]. С целью облегчения орошения, сады закладывались около канав, которые порой специально создавались на площади сада. Вода из канав наполняла пруды и шла на поливку деревьев и цветов. Для черпания воды из канав служило особое приспособление — шадуф, состоящее из рычага, закреплённого между двух вертикальных столбов. Короткий конец рычага был с грузом, а на длинном конце — бадья из пальмовых листьев. Вода разносилась в вёдрах на коромыслах или в бурдюках из бараньей шкуры[2].

    Растения[править | править код]

    О составе древесных пород и кустарников, разводимых в египетских садах, можно судить по их изображениям на гробницах, по записям в документах. На основе имеющихся документов можно установить, что в Египте разводились финиковые пальмы, пальмы-дум, пальмы-аргун, сикомора, гранатовые и оливковые деревья, инжир, тамариск, персея, нильская акация, ива, виноград, цератония, персиковое дерево, яблоня[2].

    Сикомор выращивали с додинастических времён как древнеегипетское древо жизни, растущее на пороге между жизнью и смертью. Фрукты этого дерева, а также изделия из него богато представлены в египетских гробницах всех эпох. Некоторые гробы для мумий также делались из древесины этого дерева[7].

    Наиболее распространённым плодовыми деревьями были финиковые пальмы, фиговые деревья и пальмы-дум. Некоторые из плодовых деревьев, например, яблони и гранаты, завезены из других стран и культивированы в Египте. Фрукты и овощи, выращенные в садах, использовали для еды и церемоний. Из винограда делали вино и изюм.

    В древнеегипетских садах разводили много различных видов цветов, поскольку цветы играли в жизни египтянина большую роль. На празднествах и религиозных торжествах женщины и мужчины украшали себя цветочными венками и гирляндами. Цветы также играли большую роль в культе мёртвых. Из них изготовляли венки, букеты и гирлянды для украшения мумий, храмовых колонн и растительных жертвований.

    Галерея растений, выращивавшихся в древнеегипетских садах[править | править код]

    • Широко распространённая акация отождествлялась с древнеегипетской богиней Иусат.

    • Сикомор — фикус, который обильно выращивали для тенистости, а также в храмах — для производства саркофагов из его древесины.

    • Яблони, как и гранатовые и персиковые деревья, попали в Египет из Азии в период господства гиксосов или ранее.

    • Египетский голубой лотос — священное растение, распространённое в древнеегипетских прудах.

    • Папирус давал не только материал для письма и изготовления лодок, но и служил пропитанием для бедняков, жевавших сердцевину его стеблей.

    • Сады Амона в Карнакском храме, нач. XIV века до н. э. Копия из гробницы главного садовника Наха. Сбор гранат слева

    • Сбор винограда. Фрагмент росписи гробницы Небамуна, ок. 1422-1411 годы до н.э. Фивы

    1. ↑ Baridon, 1998, p. 103.
    2. 1 2 3 Ванин, 1938.
    3. 1 2 Baridon, 1998, p. 97.
    4. ↑ Baridon, 1998, p. 102.
    5. ↑ Desroches-Noblecourt, 1962, p. 113.
    6. ↑ Wönig, 1897.
    7. ↑ Beck, 2003.
    на русском языке
    на других языках
    • Assmann J., Lorton D. Death and salvation in ancient Egypt / Translated by David Lorton. — Cornell University Press (англ.)русск., 2005. — 171 p. — ISBN 0801442419.
    • Baridon M. Les Jardins;– Paysagistes- Jardiniers;– Poetes. — Editions Robert Lafont, 1998. — ISBN 2-221-06707-X.
    • Beck C. H. Tod und Jenseits im Alten Ägypten. — München, 2003.
    • Desroches-Noblecourt C. L’Art Egyptien. — Paris: Presses Universitaires de France (англ.)русск., 1962.
    • Hugonot J. C. Le Jardin dans l’Egypte ancienne. — Paris: Peter Lang, 1989.
    • Shaw I., Nicholson P. The British Museum Dictionary of Ancient Egypt. — British Museum Press, 1995.
    • Wönig F. Die Pflanzen im alten Aegypten. — Leipzig, 1897.
    • Zohary D., Hopf M. Domestication of plants in the Old World. — third edition. — Oxford: Oxford University Press, 2000.
    ⛭
    Главные
    темы
    Egypt.Giza.Sphinx.01.jpg
    Исторические
    периоды
    Прочее
    Списки

    Related Articles

    Гост кровельное ограждение – ГОСТ Р 53254-2009 Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний, ГОСТ Р от 18 февраля 2009 года №53254-2009

    Содержание 1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫГОСТ 53254-2009Ограждение кровли по действующему ГОСТ 53254-2009Ограждение кровли по действующему ГОСТ 53254-2009Назначение огражденийВиды ограждений кровли и требования к нимСмета на ограждение кровельКровельные ограждения ГОСТ и СНиПНациональный стандарт РФ ГОСТ Р 53254-2009 «Техника… 1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР ОГРАЖДЕНИЯ ЛЕСТНИЦ, […]
    Читать далее

    Вес 1 м2 листа асбоцементного – размеры и вес 1 м2 волнистого, плоского прессованного и непрессованного листа шифера

    АЦЭИД – асбестоцементный электротехнический материал, представлен в виде дугостойкой доски.Это действительно уникальный материал, он обладает редким сочетанием технических характеристик. Особенно популярным его делают такие качества как полная электроизоляционность и водостойкость. Основные характеристики: отличная прочность и долговечность (материал идеально прослужит 40-60 лет!), например, так же обстоят дела у асбестоцементных труб; устойчивость к гниению, т.к. материал практически […]
    Читать далее

    Обои белые с черным узором в интерьере – сочетание покрытий для стен с черным узором или цветами в комнате, модели с белым рисунком или в полоску, идеи-2020 в интерьере

    Содержание Как скомбинировать черные и белые обои: идеи на фотоЧерные обои в интерьере: смело и оригинально — идеи с фотоПравила использования черных обоев в интерьереМодные черно-белые обоиДетали интерьера с черными обоямиЧёрно белые обои в интерьере (в тч в гостиной, спальни, кухни) + фотоСочетание белого и чёрного в интерьереРазные вариантыОформление спальниГалерея: использование чёрно-белых обоев в спальнеГостинаяГалерея: […]
    Читать далее

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Search for: